Религия и первобытная культура.
О религии в первобыт. кул-ре можно говорить прежде всего исходя из археологических находок.
Токарев- дорелигиозный период – т. к. точного представления, знания, понятия о религии у первых людей отсутствует.
Гордиенко- первые признаки рел., появились лишь у кроманьонца (не раньше 40 тыс. лет назад). Они обладали способностью к абстрактному мышлению, без которого не возможно возникновение и усвоение рел. идей и обрядов.
Существовал синкретизм всех видов искусства. Основу первобытной культуры в значительной степени составляют различные элементы ранних рел. форм. Т.е. некие представления о сверхъестественном и связанные с этим верованием ритуалы.
Для первобытных людей миф и ритуал неразрывно связаны- это система мышления и освоения окружающего пространства, основа изобразительного и драматического искусства, способ передачи информации другим поколениям, источник стабильного сущ-ния самого общ-ва.
Миф и ритуал Первобыт чел не отделял себя от природы, мыслили при помощи чувственных образов. Миф- способ мышления. (Леви-Брюль). Леви-Строс- важные открытия в области миф. мышления- в основе мышления- представление о «бинарных оппозициях» - с их помощью осмысляется мир. (верхний-нижний; небо-земля-пространство).
Миф- о Творении- акт творения демиургом- космогонические мифы- антропологические мифы о происхождении человека. Структура созданного мира вертикальна, сост из 3-х сфер, все они соединены осью мира, деревом, горой, телом человека. Горизонтально мир делиться на 4 части света.
|
|
Первобыт. чел. нужно поддерживать необходимые установленные отношения м/ду людьми, объектами природы- обеспечивая сущ-ние с помощью явлений, тесно связанных с мифами т.е. благодоря ритуалу. Тернер- ритуал- стереотипная последовательность действий, (кот охватывает жесты, слова, объекты) исполняющиеся на спец. Подготовленном месте предназначенное для воздействия на сверхъес-ные силы или сущ-ва в интересах и целях исполнителей. Р- совокупность стереотипных действий имеющих символическое значение, передаваемых от поколения к поколению по традиции, сущ-щих в рамках какой либо группы, сообщества, общества. Появляются архитектурные сооружения для проведения- культов.(стоунхендж).
Фрейзер- миф- слепок отмирающего магического ритуала, обряда. Тезис о приоритете мифа над ритуалом.
Тайлор- ритуал- это выражение мифолог-ких представлений, т.е. он вторичен.
Малиновский- единство мифа и ритуала.
Тесная связь прослеживается м/ду становлением первобытной культуры и фетишизмом.- «заколдованная вещь» вера в наличие предметов сверхъест. качеств. – возвышенность =ось мира; вода- очистительная, живительная; растения- плацебо; фетиш- выполняет защитную функ-цию.
|
|
Анимизм – вера в наличие сверхъест. двойников. Полидемонизм- наделение объектов природы духами (низшая мифология). (Тайлор «Первобытная куль-ра»- «..анимизм- минимум религии»)
Тотемизм- «его род» вера в сверхъест. родство м/ду какой либо группой людей, родом, одним чел., животным, растением, явлением природы, сложным образом (смеющийся мальчик). «Табу»- запрет на убийство, поедание тотема. Экзогамия- браки в одной тот. Группе- запрещены. Имя тотема табуировано.
А. ван Геннеп – табу- негативный обряд.
Токарев- тотемизм- призма системы родства.
Леви-Строс- тотемизм- как система классиф-и. Тотем гербы родов.
Многочисленные ритуалы первобыт культ. имеют элементы магии. Магия. В период мезолита в полной мере проявляется связь м/ду живописью, архитектурой и религией. Человек начинает относить к графики как к символу- на основе символа и рисунка, вырастает сложная система первобытной магии. М- вера в возможность сверхъест. воздействия на мир.
Типология магии по способу воздействия:
- контактная- сверх качество передается через контакт.
- инициальная- в соврем хр-ве- молитва
|
|
- имитативная-
- парциональная- часть предмета- передает качество всего предмета (след чел-ка, уши-охота).
- очистительная- окуривание/ защитная- обережная
по цели: - вредоносная; аграрная-дождь ; - семейная – продолжение рода; медицинская- белая м. Одна из форм магич. Практики- мантика.
Именно на основе магии первобыт. человек начинает двигать в перед искусство. Первая поэзия- в форме заклинаний, первые живописные произведения, зарождаются основы танца, музыка. Соотнесение религия и магия = теория и техника.
Шаманизм. Рел. сис-ма предпологающая возможность проф. Служителя культа. Шаман- общается с духами и их душами, представление о 3-х частной модели мира, обрядовые действия- камлания. Период шаманской инициации = «шаманская болезнь», духи выбирают человека. Бубен- жилище духов + транспортное средство.
Античная философия религии.
Ф. рил – зародилась в Др. Греции и была обусловлена особенностями древнегреческой религии.
- Первоначально- рационалистическая критика традиционных воззрений о богах, философское осмысление мифологии-, выяснение генезиса почитания богов и осознание их природы. Этому способствовало отсутствие жесткой догматики и жреческой касты охраняющей эту догматику.
|
|
- Монотеистическая тенденция- Антисфен. Первое специальное сочинение «О богах» было написано в сер. 6 в. – Ферекиндом Сирроским. Феагм Регийский (6в.) – истоки философского подхода к религии. В своей работе «Апологии» он использовал аллегорическое толкование как способ интерпретации гомеровских текстов (участие олимпийцев в б-бе у Трои- описание борьбы стихий природы).
- Эвгемерические воззрения: Гекалий Милетский- почитание богов изобретено людьми- стало распространенным мнением в Др. Греции.- были развиты Эвгемером «Священная запись» - дал рационалистическое истолкование происхождения богов, героев.
- Натуралистическая гипотеза происхождения рел.-в ранней фил. Связана с зарождением представлений об антропоморфизации (сил природы) как особенности познавательной деятельности. Антропоморфизм- источник рел. представлений + Психологическая теория генезиса рел.- страх пред смертью и незнание будущего.
Демокрит- атомист, бесконечный мир состоит из неделимых атомов, а следовательно не возникающих и неуничтожаемых частиц, соединяются в отдельные тела и снова распадаются. Детерминизм ( объективное сущ-ние всеобщей закономерности) Демокрита исключает творение мира богом, так и направляемое провидение течение в нем. Не был полным атеистом.
Софисты: Рел. социальный феномен. Протогор, -«О не сущес-щем» «О природе»(сер- к. 4в) доводят до абсурда, Чел.- первоначало, истинно все что он полагает истинным- солипсизм - филос. (от solus ipse sum), точка зрения, по кот. несомненна реальность лишь одного моего сознания. Горгий- вообще ничего не сущ-вует вне моего ума.
Сократ- борьба с софистами , истина- объективное благо, она сущ-ет сама по себе- родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.
Платон- говорит о фил- кой смерти. Дух. смерть для мира- как путь к истине, знанию. Видимый, чувственный мир- есть лишь искаженное подобие истинного бытия. Каждая вещь- это запечетление совершенного образа. Пещера. Божество- трансцендентно, все что доступно чувственному выражению не является б. учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе».-
- Основой всякого бытия является, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. о нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их духовные первообразы)
- «ум» (нус) = выражение «единого» — «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; нет ничего материального. сущность вещей.
- «мировая душа» — объединяет «ум» и телесный мир.«Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». П. говорил о вечном возникновении тела вместе с «душой» (бессмертие). Смерть тела есть переход его в др. состояние. Информацию мы получаем от «единого» и от «эйдосов».
Аристотель- влияние на все последующее развитие философской мысли. Отступил от учения Платона об идеях; Сущность- как основа бытия, она вечна но она внутреннее качество предмета, его конструкция, кот делает вещь тем, чем она является. Все вещи представляют нечто в роде лестницы заканчивается этот ряд чистой формой, исключающей все материальное, божеством- перводвигатель.
Душа - энтелехия тела; существует три рода души: растительная, животная, разумная. Контакт с божеством м.б. только интеллектуальным.
Эпикур-.. греч. философ, , 341-270 до Р. Хр., жил в Афинах. Э. обосновал свою этику на сенсуалистическ. теории познания и материалистическ. физике (атомизме) Демокрита. Всякое живое существо с момента рождения стремится к удовольствию как к высшему благу и избегает страдания как величайшего зла, но ценно не мимолетное наслаждение, устойчивое удовольствие. Мудрость есть источник всех добродетелей, она учит нас жить согласно природе, разумно и приятно, справедливо и прекрасно. Мудрость освобождает нас от страха и ложных мнений; она внушает нам мужество, умеренность и справедливость и приводит к ясной безмятежной жизни. Атом- ограничен имеет, определенность, элемент относительного бытия. Только пустота не имеет придела-первое безусловное условие бытия Смерть- переход к абсолютному сущ-ву. Незаметность = самодостаточность, высшая этическая ценность- пассивная жизненная позиция.
Эпикурейство- досократовское учение- но боги своим поведением свидетельствуют,что сущ-ет другой мир. В божественю мир возможен выход: скромная жизнь, не причинение вреда, удовольствие д.б. разумным- возможность уподобиться б.
Впервые поставлена проблема док-в бытия Б.
- космологическое док-во- сущ-ние высшего бессмертного источника всеобщего абсолюта – Аристотель, Платон.
- онтологическое- стоики
- историческое- факт всеобщей распространенности идеи о Б. – Эпикур
- телеологическое- теодицея – сущ-ние зла оправдывалось путем противопоставления относительного зла как результата дея-ти людей и абсолютного зла, от которого Б. охраняет мир. Сократ- Платон- стоики-Хр-во.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!