Ренессансный гуманизм и христианство.



Рел. и культура стали- варварскими- необходимо вернуться к античному хр-ву, к чистым языкам (греч. и латынь) + надо знать мудрость язычников. Чел – центр реальности, единство души и тела, по своей природе он добр, его задача- продолжать божест. создание. Гуманисты- онтологическое преимущества чел. Он царь перед всеми другими творениями.

Лоренцо Вала. Все что создано природой не м. быть не свято и недостойно Любви- наслаждение тоже свято. Тело и душа- наслаждения чувственные и душевные (искусство, добродетель). Превыше их всех- христ. любовь к Б., это путь к абсолютному блаженству. «Об истинном и ложном благе».Проблема двойственной истины: - рассудочные истины- ограничены т. к. воля человека подчинена разуму- высшую истину чел. понять не может (наказание за гордыню); - теологические- высшие, их основа- смирение и чистая вера, кот. освобождают волю чел - чел покоряется Б.- становиться свободным.

Пико делла Мирандола- «900 тезисов» единство христ., языческой, иудейской мудрости. Чел- грань и связь миров, он сам лепит свой образ. Различает видимость и сущность чел: человек соответствует тому, что из себя представляет. Философ- высшее сущ-во в человеческой плоти.

Пьетро Помпонации. «О бессмертии души».- аристотелевская традиция: растительная, чувственная и интеллект. Душа, кот. способна познавать универсумы (всеобщности) ч/з представления, образы- она не м.б. без тела- душа – форма тела. После смерти душа или погибает или засыпает. Познавая универсальное, она тоже становиться универсальной, но не в абсолютной форме. Можно верить в бессмертие души, но не возможно доказать. Чел. микрокосм, т.к. соединяет дух и материю. Дух- разум, материя- чувства. Счастье в добродетели.

Эразм Роттердамский. Старался примерить возрожденческую античность и раннее хр-во. Воля м.б. плохой и хорошей, это связано со способностью различать добро и зло. Философия- не схоластика, а житейская мудрость, практическое благоразумие христ. жизни. Эту мудрость не надо доказывать, достаточно Евангелия. Книги язычников содержат все, что находиться в учении Христа. Путь к спасению- вера, добро, беспорочная надежда. Хр-во- необходимо очистить от суеверий, оставить только догматы, связанные со всемогуществом Б, бессмертием души и этич. Вопросами. 4 благости: естественная- различ. добра и зла; дающая раскаяние; дающая склонность к добру; избирательная для святых- делает душу отчасти свободной. 2 рода глупости: «безумие перед Б.»- напыщенность и спасительная, то что глупо с мирских позиций. Это мудрость перед Б.- терпение.

Николай Кузанский- Познать б. = познать бесконечную истину. В каждом человеке – часть универсума, а полностью он в человечестве. Чел подобен Б. в разуме- возможность обожения в церкви.

Одно из измерений ренессансного гуманизма связанно с понятием естественности : познать Б. ч/з природу, Б. не столько спаситель сколько Творец кот. задает законы + разделение на естественную рел. и на культы, как человеческие установления.

 

 

Основные школы и направления социологии религии.

Конт. Основатель Позитивизма. У него социология – вершина всех наук. Теория поступательного развития общества: Теологический (явления природы и общественной жизни- результат прямого и безприрывного воздействия сверхъест. факторов) + делиться на фетишизм, политеизм,монотеизм; метафизический (объяснение явлений сводится к лпределению соответствующей им сущ-ти); научный(все внимание человека переносится на наблюдение явлений мира и установление отношений последовательности и подобия м/ду ними)- 3 наблюдения о природе и фун-циях рел. в обществе: 1теол. метод должен был быть долгое время столь же необходимым сколь неизбежным 2. каждая из выделенных стадий связана с преоблад. Развитием соответст-щей ей соц. структуры и группы: духовенство, бюрократии, ученых. 3 признание важной роли религии в жизни общ-ва и индивида.

Спенсер. Родоначальник позитивизма. Рел.- необходимый атрибут соц. способа жизни чел. Важная роль рел. в соц. «статике»и «динамики»+ выделение ее соц. функций: (не)интегрирующей, оправдание частной собственности и нац. единства. Биологический позитивизм, присоединял социологию к биологии. Базировался на биологических аналогиях. Трактовка общества как организма (каждую часть организма м. соотносить с частью общества). Общество растет и увеличивается в объеме - становление органической школы социол. – утверждение функционального подхода.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 666; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!