Становление автокефалии и современно состояние РПЦ.



Пер пол 15 века- развитие рел. идей, из Византии появляется новая литургическая реформа и новый устав- по ведению церковной службы + монашеская лит-ра. Рост Московского гос-ва- политическое усиление Моск. князей, вело к уменьшению пол. Власти православного патриархата с одной стороны, и укрепление идей независимости от Византии с другой.

1439- Флорентийская уния- греки признали примат Папы Римского, приняли догматы катол. вероучения, но сохранили обрядность Восточной церкви- унию подписал и русский митрополит Исидор. Но в Москве на это не согласились- в 1448 рязанский епископ Иона был объявлен митрополитом Московским и всея Руси. С этого момента Византия не могла назначать своих митрополитов.

1589 сторонниками пол. Бориса Годунова было получено согласие восточных патриархов на предоставление РПЦ права избирать собственного патриарха.

26 янв. 1589 Митрополит Московский Иова стал патриархом- возвел его Константинопольский патр. Иеримия2.

1590- В Константинополе Собор православных патриархов- утвердили создание Московской патриархии. (5 место- среди православных поместных автокефальных церквей). Иов возвел 4 архиепископов в сан митрополита (Новгородского, Ростовского, Казанского и Крутицкого), 5 епископов стали архиеписками (Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской) установил общероссийское церковное празднование Иосифа Волоцкого.

Сегодня: Во главе 15 Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 (Ал. Мих. Рудигер). Патриарх имеет «первенство чести» среди епископов РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. В нач. 2000г. епископат РПЦ: 164 арх-я при 132 епархиях (65 епархий на территории РФ) в конце 90-х число приходов превышало 19 тыс, служили около 20 тыс. священников. + 497 монастырей, 116 монастырских подворий (общежительный устав) РПЦ- самая крупная из сущ-х поместных автокефальных церквей, но общее число ее последователей установить трудно.

 

 

Феноменологический подход к изучению религии. Его становление и основные этапы.

Феноменология развивается с к.20 века. Основал Гуссерль.

Впервые термин был использован Шантопи де ля Соссе, в предисловии учебника

Этапы:

- описательная феноменология (Шантопи де ля Соссе, Эдвард Лемон, Натан Зедерблом)

Впервые стали исследовать не один какой-то аспект религии, занимались исследованием религиозных явлений, и делать их классификации. Пытались выделить общее в религиозных явлениях жизни.

Описательной называют по методу исследования – описание явлений, их классификация. Определяет явления – группирует – выдвигает теории.

Тили. Религия как человек себе ее понимает. Использовал чисто исторический метод. Считал, что религиозный опыт каждого человека един (у каждого человека на подсознании есть тяга к сверхъестественному и страх перед ним. Классификация :

- морфологические исследования, предполагают изучение развития религии(усложнение догматики, эволюцию религии). Человек неудовлетворен развивает чувство священного.

- онтологические исследования рассматривают вещи общие для всех религий (вера в бессмертие, вероучение, культ.

Рассматривал религию как состояние человеческого духа.

Шантопи де ЛяСоссе. Занимался вопросами происхождения религии. Интересовала методология построения религии. 1ый учебник 1887г., 2 раздела: философия религии история религии. Переход от философии к истории осуществляет феноменология. Определение религии необходимо оставить философии, а религиоведы должны заниматься класс-цией и определением типов.

- генеологические классификации (основанные на языкознании)

- морфологические (основываются на ценностном суждении)

Пытается отделить отдельные религиозные типы и классифицировать их.

Эдвард Леман написал главу в учебнике про зороастризм.

Руководствуется эволюционным методом (от низшего к высшему). Предлагает следующую классификацию:

- естественные

- моральные

- религии спасения

Бал антропоцентричен, сначала рассматривал человека, потом бога.

Натан Зедерблом. Разделяет мирское, сокральное и профанное. Первый заговорил о святости, как основной категории религии.

- классическая феноменология ( Гуссерль , Рудольф Отто, Макс Шелер, Вандерлеуфф)

Осн. тема – исследование священного в его различных проявлениях. Гуссерль предложил: метод эпохе, и метод импатии (вчуствования). Очищение сознания. Эпохе – заключение в скобки предварительного и предположительного знания о мире, очищаем сознание от физических, природных явлений, потом от научных истин, от всего трансцендентного. После этого останется сомнение. Эпохе – воздержание от суждения. Остается “я сомневающийся”. Потом применяется метод импатии (вчувствования)

Макс Шеллер, основатель философской антропологии. Все вопросы философии возвращаются к тому, что такое человек.

Рудольф Отто. Ввел понятие нуменозного = священного. Человек к нуменозному испытывает 3 чувства:

зависимость и тварность; чувство собственной ничтожности

биологический ужас. Рассматривал священное как трансцендентную силу.

Исключил из поля зрения реальные предметы, затем, чтобы раскрыть то , что скрыто за материей этих объектов.

Гуссерль и Шеллер

Религиозный опыт становиться областью феноменологии.

Хайдыгер. Исследовал сознание. Сознание – бесконечный и необратимый поток переживаний. Мы должны включаться в поток и плыть в нем. Сознание – поток, в нем различимы части – феномены. Феномен – единица сознания, их можно вычленить и изучать. Сознание в целом и феномены в отдельности – интенциональны (т.е. направлены на что-то). Очищение сознания – феноменологическая редукция. Актуальность нашего сознания – наэма. Сознании всегда направлена на предмет. Предметность – наэма. Феноменологическая редукция предполагает процедуры, которая предполагает заключению в скобки всего, что не относиться к анализу чистого сознания. Результат – чистое сознание.

Вандерлеуфф. Пользуется достижениями Гуссерля. Говорит, что нужно не объяснять явления, а понимать их, т.е. необходимо вжиться, исследователь и исследуемое должны соприкасаться. Пытается понять внутреннюю религиозную структруру + внешние проявления. Постигать религиозные явления необходимо на основе собственного религиозного опыта, с помощью импатии.

Феноменологический метод – вчувствование в определенную сущность как таковую, перенося себя в объект как в органичное целое

- герменевтический период (Иохим Вах, Поль Рикер, Элиада)

Герменевтика – исследование текста с пониманием времени создания.

Вах вводит понятие предпонимание. Для понимания необходимо :

- мах информации (язык, культура – то, что лежит между строк)

- ввести себя в состояние – вчувствоваться

- волевой акт ( как яростная попытка, исследование религии – это всегда яростная попытка)

- религиозный опыт

Рикер. Интересует не текст, а миф и символ. Синтез герменевтики и феноменологии. Гл. проблема – проблема смысла в определении символа. Важная составляющая понимания – психоанализ. У каждого явления есть очевидный смысл и скрытый, который наделяет твое сознание. 2 метода:

- прогрессивный ( наше сознание устремляется вперед к смыслу, т.е.каждый образ мы можем понять не из прошлого – откуда он взялся, а из будущего, что он порождает.

- психоаналитический (для понимания какого-либо мифа и символа необходимо обращение к бессознательному,- направление к прошлому)

Элиаде. Основное положение концепции – каждый человек религиозный, т.е. всегда испытывал или испытывает образ веры в сакральное. Но живет в профаном мире, чтобы чувствовать себя комфортно надо привнести сакральное. Участие в ритуале.

Миф – модель сакрального, руководство действий для человека. Иерофания – проявление сакрального в профаном, священного в обыденном. Высшая форма иерофании – Христос.

Религиозный человек воспринимает мир религиозно. Он ориентируется на священное и умеет удерживаться в сакральном времени и пространстве. Человек хочет убрать пропасть между священным и профанным, воссоединить миры.

 Структура и функции мифов:

- составляет историю подвигов сверхъестественных существ

- сказание представляется как абсолютное истинное и как сакральное

- миф всегда имеет отношение к созданию

- познавая миф, человек познает происхождение вещей

- миф проживается аудиторией, которая захвачена священным.

Миф первичен, хранит истинную историю и дает парадигму для поведения.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!