Интегральные/социологический постмодерн.



- интегральная социология, объединение макро и микро уровня

Сорокин, изучает взаимосвязанные общества и явления индивидов, групп, людей и общества в целом.

- объединительные, пытаются объединить структурные и интерпритивные парадигмы 

Энтони Гиденс, изучает потребительское и информационное общество, изучал активный характер и структуру действующих субъектов общества.

  

 

Проблемы религии в западноевропейской философии 17/18вв.

Главная проблема фил-ии Нового времени- метод познания- как последствие научно- технической революции и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Чел.- центр мироздания, но остается вопрос отношения м/ду Б. и человеком. Чел- потенциально всемогущ.

Сенсуализм- направление в теории познания, признающее, что разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; врожденных идей нет, источником нашего познания является внешний мир., субъективное познание искореняется как философское понятие.

Френсис Бэкон- «Новая Атлантида». Чел. нового общ-ва станет всемогущим Б. Знание отличает чел. от животного. Наука- новая рел.

3 пути познания: эмпирический-муравей; рационалистический-паук; «средний»-пчела- самый верный- индукция; Основа познания- наблюдение. Знание вторично по отношению к опыту. Объектом исследования м. б. все что угодно. «Идолы познания»: - идолы рода (несовершенство физич. строения чел) пещеры – (предрассудки от воспитания); рынка (неправильное употребление слов) Театра (истина заменяется умозрит. конструкцией).

Томас Гоббс- 2 пути: познания (внешний опыт) вера (внутр. опыт). Гос-во – высшая форма организации жизни людей. Деизм. Естественное состояние чел.- война всех против всех, агрессия порождает гос-во, т.е. введение правил. Вне гос-ва справедливости нет. Чел. расположен к рел., т.к. ищет причину вещей + беспокойство о будущем. Различает: естественная рел. (вера в Творца) и культ (гос. установление).

Джон Локк- Сознание новорожденного- tabula rasa- заполняется общ-вом (воспитание). Опыт тесно связан с удовольствием. Добро- удовольствие, зло- неудов-е. следовательно нет абсолют добра и зла. Нет врожденных идей, они факты опыта. Б.- не первооснова единства, благоустроенности мира. Критерии истины не понятны. Вера не имеет авторитета перед ясными и очевидными доводами разума. Деизм.

Рационализм- философское направление, признающее в области познания за разумом, которому свойственны априорные понятия, первенствующее и решающее значение; опыту придается лишь второстепенное значение, и наилучшим методом признается геометрический, то есть вывод следствий из истин, которыесчитаются очевидными сами собой.

Рене Декарт- Знание врожденно чел. Душа = разум. Тело и душа соединены- третье превосходит первые два- Б.- кот. все определяет к существованию. Каждый имеет в себе идею Б. Б.- направляет к познанию истины. Деизм т.к. Б просто гарант стабильности, он создал все законы и сам их не нарушает- чудес нет.

Бенедикт Спиноза- цель философии- сделать человека свободным. У рел., противоположная цель, она основана на воображении. Свобода – высшее благо = высшая истина. Нет б. кроме природы и нет природы вне Б. Разница в мышлении Б. и чел только в кол-ве. Свобода необходима для абстрактного мышления- человек становиться богоподобен.

Готфрид Вильгельм Лейбниц- Все человек может помыслить явл., реальностью. Смысл познания- раскрыть смысл гармонии, смысл этики-

действовать в соответствии с познанием. Высшие основы бытия: я, тождество с собой, восприятие

Блез Паскаль- Моральная фил-я. 2 способа познания: инстинкт, разум- развитие наук. Фундамент знания постигается только чув-вом. Сам себя чел. познать не может, должен признать что ничего не знает. Ч/з познание своего ничтожества перед природой чел может утвердиться в своем величии, подобном величию Б.

Джордж Толанд- натуралистический пантеизм- природа и есть Б. Против традиционных религий.

Философия эпохи Посвящения.

Дэвид Юм- теоретик агностицизма. Истина недоступна, мир непознаваем. Б.- комплекс идей и ощущений. Первоначальное рел. чув-во из страха за будущее- вера- психол. способность человека. Мораль и рел.- психолог привычка. Идея Б.- из псих. Недовольства чел. Опыт- лишь наше впечатления.

Франсуа Мари Вольтер- Отвергает претензии рел.- на абсолютную истину. Ум чел должен быть свободен,  т.е. скептичен. Рел- средство орг-ции общ-ва- средство духовного угнетения человека. Она необходима для поддержания добрых нравов, основа нравственности, внутренний контроль. Необходимость рел. видел в самой сути природы- стройность взаимодействия сил природы- есть некий разум, кот. гармонизировал это подвижное взаимодействие.

Жан Жак Руссо- Влияние деизма, склоняется к дуализму во взглядах на материю и человека. Материя несотворена, объективна, дается в ощущениях. Чел- смертное тело + бессмерт душа. Б. – мировая воля, разум, источник добра. Чел часть всего этого- по природе добр. Разум ограничен в возможностях- чувства выше логических доказательств. Критиковал хр-во, необходима нов. рел. – для устройства нового счастливого общества.

Дени Дидро- единственная субстанция – природа как множество разноплановых элементов. Пустоты нет- все заполнено материей, Материя- это пространство, время и движение- никакого бессмертия души нет. Источник движения- разнокачественность самой материю Мир познаваем Идеал – республика атеистов. В больших гос-вах- конститут монархия- веротерпимость, рел. для поддержания добрых нравов.  

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!