Проблемы религии в классикой немецкой философии.



Иммануил Кант( 1724 – 1804). Его творчество традиционно делят на два периода: докритический и критический (критика чистого разума, критика практического разума и критика способности суждения).   

«Критика чистого разума» (теория, что я могу знать?) первый вопрос: как возможны априорные эмпирические суждения? Ответ – из особого содержания нашего разума – трансцендентальное (приходящее из вне в наш мир) единство апперцепции (вдумчивое предвосхищающее восприятие или внимание). Не существует объективной реальности, а только субъективная. Опыт располагается в пространстве и времени. Представления в разуме появляются на основе опыта, а на основе этих представлений формируются понятия. 3 идеи разума: космологическая (понятие о существовании мира, физической реальности), психологическая (существование «я») и теологическая (представление о Боге как существе, созидающем физическую и психологическую природу). Представление о Боге врожденное, заложенное им самим. Но проверить его существование в чистом разуме не возможно.

Практический разум – область морали, естественного и должного. Естественное – сущее, существующие, здесь условные императивы (частные требования, потребности). В области должного присутствует категорический императив, т.е. повеление, которое не связано с конкретной целью, безусловное. Определены не цели, а образ действий. Судить человека можно только по намерениям, а не результатам действия. Действуй так, чтобы императив твоей воли мог быть всеобщим моральным законам. Т.о. логика приводит нас к тому, что сказано в Евангелиях, значит, мы знаем Бога адекватно в области морали. Существование морали говорит о том, что Бог есть.

«Критика способности суждения». Способность суждения присуща только человеку. Суждение – это способность провозглашать некие частные положения, когда судящий есть носитель абсолютной истины. Человек способен получать удовлетворение только от того, в чем подражает Богу. Любое суждение есть суждение вкуса, попытка выдать мнение за истину – не имеет право на существование, но существует повсеместно.

«Религия в пределах только разума» - пытается примирить науку с религией. Здесь Кант делает различие между религией и нравственностью, между внутренней и внешней нравственностью. Все в мире наполнено Богом, но он не управляет природой. Мир вне Бога, но происходит из него. Кант стремиться очистить веру от мистики. Для него характерен агностицизм – непознаваемость Бога, духовных процессов и человека. Религия должна отойти от культа в пользу нравственности.

Иоган Готлиб Фихте (1762 – 1814). «Речи к нации», «Ясное как солнце изложение основ новейшей философии», «Факты сознания», «Основы общего наукоучения».

Осуждал Канта за недоказанность существования ноумена, высшего мира. Ясно существование только феноменов. Все феномены есть проявления в природе, вещах. Тоже с человеком – у «я» есть проявления – феномены, значит помимо индивидуального «я», существует абсолютное «я». Человек проявляет себя, чтобы понять себя, испытать свои возможности (через феномены – проявления). Абсолютное «я» потенциально все, но реально – ничто. Это противоречие между абсолютной потенцией и нулевой реальностью – движущая сила истории. Весь мир – плод продуктивного воображения абсолютного «я», оно сохраняет свойства субъекта. Без субъекта нет объекта. Мир «не-я» - это совокупность частных «я», созданных абсолютным «я», чтобы увидеть себя со стороны и познать себя. Тело – «не-я», а «я» - это внутренний мир. Человек – соучастник творчества абсолют. «я». Фихте проповедует полную свободу личности, даже по отношению к религии. Религия – это тоже проявление. Фихте считал себя наследником дела Сократа и создал учение об иронии по отношению ко всему (к Богу, религии и т.д.).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) «Философия тождества»,«Система трансцендентального идеализма», «Новые идеи в философии», «Философские исследования о сущности человеческой природы», «Философские откровения». Первый период творчества – философия природы. В природе духовное начало бессознательно, происходит поступательное движение к сознанию. Все в природе происходит от духа. Каждой вещи противостоит определенное понятие, замышленное бесконечным рассудком. Вся природа – единый организм, в котором противоположности различаются в единстве. Объективное – внутренний акт субъективного. Искусство (философия) есть удержание тождества объективного и субъективного – вещественное есть манифестация духовного. Наука спешит за тем, что сделало искусство. Добро и зло существует объективно. Человек имеет свободу выбора между ними. Природа добра из природы абсолюта. Зло есть потому, что развитие возможно только в условиях разнообразия. В абсолюте присутствует нечто противное ему – темная подкладка. Прогресс духа – от грубых верований к гуманному христианству.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). «Феноменология Духа», «Наука логики», «Философия Духа», «Философия истории», «Эстетика». Существует объективный мир ноуменов, но он отгорожен от нас непроницаемой стеной. Пространство и время – убийственно объективная реальность, существующая вне и независимо от нас. Нет разницы между феноменом и ноуменом. Содержанием логики являются категории: качество, количество, мера. Высшая категория логики – абсолютная идея, которая одновременно субъективна (сущ-т во всех логических системах) и объективна (сущ-т сама по себе) в логике заложено все, это универсальная программа всего, что должно быть. Проблема между полнотой логики и реальной ненаполненностью. Это противоречие движет историю. В ней процесс самораскрытия абсолютной идеи. Она наполняет весь мир своим феноменом. Абсолют. идея самоотчуждается в первоначальной форме логики и становится противоположной по отношению к логике – возникает нечто абсолютно бессмысленное – природа – это «иное себя» абсолют. идеи. Т.е. категории логики продолжают существовать в материализированной форме, в которой происходит история природы. Возникает опредмечивание логики. Она становится предметной. Законы природы – это опредмеченные законы логики (время, пространство). «Бытие-в-себе» - чистая потенция, оно раскрывается в природе с ее наполненностью феноменами – это и есть история. В природе возникает человек как носитель духа. Дух – это способность рефлексии, в т.ч. над природой и собой. В сознании человека происходит «снятие природы». Т.о. когда то, что было логикой (нематериал) становится материей и возвращается якобы к нематериал. – это не круг а спираль. Тезис (логика) - антитезис (природа) – синтез (Дух).

Дух существует трех формах: субъективный (познавательные способности человка), чувственная достоверность; Объективный Дух, разумная действительность (исторически определенное сознание: семья, общежитие, право, государство) и абсолютный Дух. Ирония – история доказывает превосходство объективного духа над субъективным. Все разумное действительно и все действительное разумно. История движется к концу. Абсолютное знание – это рефлексия над самим собой и объективным духом – снятие истории познания. Мышление в образах: религия, искусство, философия.

Религия – исторически первый вариант проявления абсолютного духа, благоговейно представляющем себя (боги, идолы). Искусство – дух, созерцающий себя в полной свободе. Философия – это дух, мыслящий свою сущность в понятиях. Философия превосходит другие формы по своим возможностям. Настоящее время – время философии => история близится к концу. Когда будут исчерпаны все возможности проявится абсолютная идея, она будет существовать в форме мирового духа. Развернулась пружина противоречия – бытие не в себе, а для себя. Это и есть истинвй Бог, а не Бог – представление. Субстанция духа есть свобода, все остальное случайно. Только свобода необходима.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!