Христианская теология в контексте средневековой западной культуры.



Католицизм сыграл и продолжает играть огромную роль в духовной жизни западе. Именно благодаря тому, что церковь вместе с лат. Языком сохранила часть древнего наследия, стал возможен тот синтез германского и романского начал, который и определил всю дальнейшую культуры Европы. Сложившаяся в лоне католической церкви схоластика, с ее приверженностью к логической системе доказательств, приучило европейца к тому типу мышления, который стал основой рационализма. Католицизм вызвал к жизни такие великие художественные системы как готика и борроко. Но не без влияния католической церкви сформировался рыцарский идеал поведения, который в конце средневековья перестал быть достоянием только высших слоев общества - став одной из составных частей этики, он способствовал укреплению в человеке чувства собственного достоинства и формированию нормативной вежливости. Наконец католическая церковь на протяжении столетий стремилась, пусть не всегда последовательно установить в качестве основополагающих принципов общественного бытия идеи мира и согласия, чему во многом способствовало наднациональное устройство.

Бахтин М.М. “Француа Рамбле”

В произведения искусства не вкладывался символико-мистический смысл.

 

 

Кальвинистское богословие

Задача христиан – жить для возрастающей славы Божьей. Абсолютное подчинение воли бога и его законам – послушание веры. Все происходит и проявляется по воли бога (активное участие). В сферу действия бога включают все поступки в том числе зло. Божественное проведение – не принуждение, а подчинение высшей необходимости, но в действиях человек возможна психическая свобода. Участие бога во зле, это непонущение бога, Зло есть действующая и непостяжимая воля. Предопределение людей к погибли – доктрина о предопределении: все бытие мира подчинено воли Бога, спасение и погибель каждого человека , зависят от всемогущей воли и предопределения. Решения принятые в вечности (до творения).

Двойное предопределение. – спасительная погибель. Утверждает, что замалчивать факт, до вечного предопределения нельзя. Бог – это не источник зла, но зло осуществляет тайный непредсказуемый замысел бога. Спасение возможно только по благодати Призвание к оправданию знаменует спасение. Идея предопределения основана на идеи праведности бога (при этом праведность превышает все, что может помыслить человек.

Пиетизм. Пиетизм – течение 17 века. Приводит к внутреннему преобразованию лютеранской ортодоксии. Подчеркивает живое благочестие, делает акцент на личном усвоении веры и необходимости святости в христианской жизни. Родоначальник – Якоб Шпенер ( призывает к широкому распространению изучения Библии).

Отличительные черты пиетизма:

- спасение (критика философии Аристотеля, и отвергание ее использования в богословии. ВЗ подчинен НЗ)

- Роль опыта как основания уверенности. Внутреннее явление души, индивидуальные переживания в центре дискуссии.

- Богословское изложение в основном посвящено эмпирическим религиозным событиям.

18 век – эпоха просвещения происходит всесторонне научное и общекультурное преобразование и условия для богословского исследования полностью изменяются. На смену аристотилевской схоластики приходит академическая философия (метафизической восприятие мира, вместо метафизики, на смену объективной философии приходит полезность вещей…) Гл. цель – научить человека понимать и подчинять себе окр.мир. Задана тенденция к рациональному мышлению.

Изменение картины мира, принятие системы Коперника – освобождение науки от теологии (человек не центр мироздания, песчинка)

Новые идеи просвещения проникают в теологию лишь во 1\2 половине 18 века. В протестантских кругах Германии появляется неология и рационалистическая теология. Неология – сознательная критика догматов. Средство критики – исторический метод. Библия рассматривается в рамках развития человечества.

Богословское вольфианство. Защитить традиции учения церкви с помощью разума.

Рационализм и супранатурализм. Рационализм, считает, что религии откровения полностью построены на разуме. Имануил Кант: христианство следует истолковывать в соответствии с нравственными положениями, которые являются одни всеобщие в соответствии с религией разума. Сохраняет пелагеанское учение о спасении и нравственность восприятия религии. Противник рационализма – супранатурализм, который исходит из необходимости откровения и авторитета Писания. Приверженцы стремиться защитить в христианстве сверхъестественное, недоступное разуму. Примерил Шлеермахер.

Шлеермахер – мысль – основа религии, которая составляет «чувство зависимости» от бесконечного.

Влияние теологии и философии взаимно.

Кьеркигор подготовка диалектической теологии, философии экзестенционализма. Ругал христианство, говорил, что рассмотрение христианство себя самоуничтожило. Писал, о том, какое должно быть христианство; как прийти к христианству: через конфронтацию с жизненными идеалами, и следуя за Христом в искушении страдания и одиночества. Христианство осуществляется в индивидуальной вере. Основная мысль – бесконечная пропасть между богом и человеком (между вечность и временем) Человек должен осознать свою греховность , иначе не перейдет к историческому христианству, соединение происходит в воплощении ИХ. Вера – личное решение, прыжок во тьму. Слепая преданность поможет человеку увидеть бога.

Эти события предопределили доминирующее влияние либеральной теологии.

Либеральная теология (Гарнак, Трельч). Изучение библии – историко-критический метод, который учитывал достижения истории библиистики и герменевтики – Произошел отказ от вербальной духовности Библии. Построение царства Божьего на земле вполне достижимо. Бог – статус абсолюта. Надежды на прогресс человечества, осмысление христианства.

Адольф Гарнак. Задача: установить связь между Христом и культурными ценностями современной ему эпохи. Говорил, что главные проблемы церковной истории могут быть объяснены исходя из анализа раннего христианства. Сущность христианства можно познать, обратив к личности Христа. Отстаивал евангельское христианство. В связи с эллинизацией была искажена «простая религия Иисуса», трансформировалась в догмат о воплощении сына. Реформация очистила и восстановила учение самого Христа. Для утраченного единства культуры и религии, необходимо освободить евангелие Христа от наслоений, признавая бога отцом и этический идеал царства Божьего. Гарнак провозглашал приход на землю христианского общества , воплощающего в себе нравственные идеалы Иисуса

Христианство м.б. принято человеком, если оно не противоречит его современной культуре.

В ХХ веке позиции потеснены диалектической теологией (теологией кризиса, не потому что возникла в кризис, а потому, что понимала Бога как суд, как кризис всего человечества, имела диалектическую структуру и соединяла взаимоисключающие элементы: бога и человека, вечность и время): Карл Барт. 1ая мировая война ознаменовала духовный кризис и продемонстрировала всю несостоятельность либеральной теологии.

Ранний Барт: предлагал вернуться к ортодоксии Лютера и Кальвина. Центральная тема – учение о том, что бытие конечно и ограничено. Так, существует челок перед лицом бесконечного бога. Суд над грешником неизбежен. Поиск бога от начала и до конца человеку не принадлежит и, человек находится во власти абсолютной воли бога, его произвола. На смену либеральной теологии приходит взгляд на человека как на беспомощное существо перед лицом непостижимой инстанции. Основные положения:

- Человек навеки запятнан грехом. Он ничто нет ему не оправдания, не совершенства.

- Человек должен отчаяться в себе , а потом отчаяться в спасении. Никакая дорога к богу не ведет, есть только один мост бог – человек и имя ему Христос, который является безвозмездным даром бога людям. Кто сможет жить во Христе, тот получит в дар благодать.

- Бог есть суд. Человек встречается с богом ревнителем.

- Евангелие – это никакое не религиозное послание – верность бога человеку

- Истории спасения не существует есть история греха и смерти, которая подлежит суду. И царство Божье – это кризис царств.

Поздний Барт:после 2ой мировой войны смягчает свое теоцентризм, и говорит, что нельзя вести речь о боге , не видя речь о человеке. Продолжает утверждать, что встреча человека с богом, не основана на человеческой возможности, она является собственным даром Божьим. Человек нуждается в божественной благодати. Критерием и предметом догматики является слово Божье, но т.к.оно открыто во Христе, его личности, то догматика представляется последней христологией. И именно, через христологию Барт приходит к антропология (человек и человечекие определения входят понимание определения сущности бога).

Рудольф Бультман соединяет диалектическую и либеральную теологию. От либеральной принимает современного человека, от диалектической значение веры, которая одна только способна обеспечить спасение человека и соединение взаимоисключающих вещей: бога и человека. 

Для Бультмана видение мира, который предложил НЗ для современного человека неприемлемо. Для того, чтобы НЗ весть сохранила значение необходима демифологизация картины мира. Что позволит в книгах Святого писания найти подлинный вести о спасении , и их спасительной направленности.. Задача: отбросив мифологические формы выявить эсхатологическое слово решающее и окончательное произносимое богом во Христе. Это слово провозглашенной и услышанное в вере есть христианская керигма (это слово Божие , которое проповедник возвещает людям,чтобы они обратились к Богу +приказ к действию .Будучи произнесенным оно начинает властвовать). Керигма – событие слова, слова спасения. Спасение приходит к человеку тогда, когда когда прозвучит и будет принято с верою слово керигмы. Принять керигму значит верить в спасительную инициативу бога во Христе, во Христа как эсхатологическое действие бога. Киригматическая теология: Бог – совершенно иной. Бог сам находит человека., и сам приходит ко мне , поэтому не может быть объектом познания. ? как я могу говорить об этом. Могу говорить о боге говоря о нас, о себе, о человеке – подлинным предметом христианской теологии становиться человек.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!