Антропологические воззрения в христианстве.



Антропология- часть теологии. Не вырожденна в догматах, антропол воззрения частично отражены в богооткровенных истинах (свящ предание – сотворение мира из ничего). 

Ан-я- принадлежит к область телеологуменов, т. е. разные авторы в разные эпохи высказывали свое воззрение на человека.

Единой хр-кой антроп не существует у каждой конфессии свои специфические воззрения на человека – уместно говорить о католической, православной, протестантской (лютеранск. кальвенист. антропология вторичных церквей) Все хр-кие антропол-кие воззрения связаны с тринитарным и христологическим догматом + имеет своими источниками- античные воззрения, представление о дуализме человека, частично концепции иудаизма.

Общие хр-ки антропологические воззрений о том, что человек: -

- образ и подобие Б.

- был создан для бессмертия

- в результате грехопадения- утратил свой статус, подвержен смерти болезням

- из событий Воплощения- Христа появилась возможность выхода- не разрешимой человеческими силами ситуации только при возможности - взаимных усилий (чел и бога Св духа Христа) в каждой опр-ен конфессии свои условия.

Чел может спастись этот факт- предполагает эсхатологическую перспективу сущ-ния – спасение для вех.

Универсальные представления о душе, вечной жизни, посмертного сущ-ния, воскрешения, о муках после Страшного суда.

Конфессиональные особенности появляются в 4- 5 веках:

Православие- Православную антропологию условно можно разделить на богословскую и мистико- аскетическую, кот. тесно связаны и переходят друг в друга. Григ. Нисский- «Об устроении человека»- дуализм- душа-сияющая и бескрайняя воз-ть обожения, апокатастасис.

Евагрий Понтийский- не принятие тела, «умная молитва»- непрерывное общение разума с Б.

Макарий Египетский- знать Б. можно только на уровне личного опыта. Общение с Б., -центр богообщения- сердце. Умная молитва + Сердечная молитва = Сведение ума в сердце.

Максим Исповедник- 6-7вв- 5 разделений, сфер бытия. Раскрытие в человеке образа Б.

Григорий Палама – богословское обоснование исихазма, распространение. Энергийное богословие- Б. не познаваем, но у нас есть божественная интуиция, через которую мы познаем его. Б. энергия пронизывает весь мир. Цель исихазма: обожение, техника созерцания Фаворского Света (бож. энергия)- символ пришествие Царства Христа- обожение.

Расцвет исихазма на Руси 15в. Паисий Величковский- превел «Добролюбие» , Феофан Затворник- тело необходимо теснить, но не убивать, тело- раб, должно подчин. духу. Академическая традиция- Филипп Пустынник- тело поучает душу, слегка повреждено грехопа-м. Григорий Сковорода- святоотеч. учение «о сердце». Вышеславцев- сердце источник добра и зла. Лосский, Флоровский

XX-в Сафроний (Сахаров) Мень Задача развития антропологического учения и аскетики для мирян.

Католики Августин- после, грех-я, грех стал господ. началом, свобода к добру утрачена, спасающая благодать- желание делать добро в не зависимости от св.в.; Пелагий- чел и после грех-ния сохран. св. воли благодать вспомогательное ср-во, спасение деяние б. Фома- чел. как элемент бож. устроенного космоса дуализм- форму телу предает душа, кот.делает чел. личностью. цель чел-кого сущ-ния- созерцание бож. Абсолюта, постижение реально сущ-х вещей, кот. сущ-ют в разуме Б.- разум первичен по отношению к воли. Скотт- цель чел- познание бытия. Можно познать только конкрет. Бытие, кот имеет начало и конец. Б.- бесконечное, безпричинное бытие. Воля свободна и первична по отнош. к разуму, любовь к Б.- основа нравственности, постижение высшего блага. Иезуиты: Луис Молин- чел. сам решает свою судьбу ч/з св.в. сотрудничество м/ду чел. и Б.-воля обоих, благодать для всех.(осуждено) 20- век Неотомизм-в центре творческая активность чел.: К. Ранер- чел. ориентирован на восприятие Откровения, в каждом чел. скрыт мистик, чел. может познать свою сущность только при богообщении, мистический опыт. П. Тейярд де Шарден- эволюционистская концепция чел.- пытается снять противоречие м/ду богословским и научным знанием о чел. Чел. нельзя изучать отдел. От природы   2 ват собор. Франциск Ассизский/ Иоанн23- чел. бытие- воля всевышнего, Чел. может влиять на свою жизнь, посредством его творческой роли в современн. мире. Иоанн Павел II - экуменист. движение, признание принципов св. сов., защита прав чел., проблема соц. личности, роль труда. Теологии освобождения.  

Протестантизм: Лютер Кальвин Пиетисты гернгутеры

Либеральная теология Горнак

барт бультман бонхеффер р.п. 

Современное сост- биоэтика. 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!