Герменевтическое богословие (Фукс, Эбелинг).



Теология смерти предполагает понимание бытия бога путем понимания смерти как финального религиозного опыта.

Теология мертвого бога утверждает, что большинство людей ведут себя так, как будто бога нет. Это учение пораждает атеистический вариант христологии, заменяющий веру в бога приверженностью Иисусу Христу 

Теология надежды концепция модернистского христианства, в которой христианство трактуется как великая социальная надежда. Социальное освобождение, согласно теологии является одновременно и спасением.

Основные направления католической теологии.

Теология – это совокупность о сущности и действиях Бога, совокупность познавательных и учебных дисциплин, обеспечивающих рациональное истолкование посредством интеллектуального анализа определенного набора сверхценных для христианина идей, изначально получаемых через интуитивное умозрение. Основа – Св. Писание – Откровение. Западное богословие: библейские исследования, систематическое, догматическое, полемическое, догматическое и историческое богословие.

Методы: апофатический и катофатический.

Общая христианская теология: Мужи апостольские (Климент Римский, Игнатий Антиохийский) – этика, построена на представлении о греховности человека, Бог - един, всемогущ, Христос – божественен, все верующие связаны с ним. 

Апологеты: Иустин Мученик, Ириней Лионский – защита христианства, описание учения, борьба с гностицизмом. Тертулиан – с него прослеживается разделение на 2 основные линии: западную и восточную. Его тринитология, христология и хамортология – основа для западного богословия. Борется с гностицизмом. Античная философия – распространитель ересей. Космологическое доказательство бытия Бога. Ввел понятие «лиц» для Троицы. Христос - Слово, кот. исходит во время творения из разума Бога. В Троице - субординация (Отец выше). Сын родился, чтобы объяснить план спасения. Жизнь ведет к спасению через воспитание в законе. Благодать дает силы для ведения христианской жизни.

Августин. Синтез античной философии и христианства. Отправная точка – неоплатонизм. Учение о Троице, эклессиология, учение о грехе и благодати, основные представления о христианстве в целом. «Исповедь». Зло – небытие, отсутствие блага – это основание для понимания греха (платонизм). Для него на первом месте вера и авторитеты, а не разум. Перед рассуждением д.б. вера. Неоплатонизм и христианство не противоречат друг друга. Платонизм задает вопросы, а христианство на них отвечает. У всех есть стремление к благу. Удовлетворение временными благами недолговечно и рождает новые стремления. Высшее благо – это только Бог. Т.о. у всех людей есмть естественное стремление к Богу. Высшая цель – созерцание Бога. Мирская жизнь не плоха сама по себе, важно, чтобы она не стал главной. Тварное н. использовать как средство для выполнения главной цели. Любовь к миру и себе, а через это любовь к Богу. Любовь – постоянное стремление к Богу. Человек как существо сотворенное д. искать благо вне себя. Но и не в мире. Любовь к Богу дар, сам он не м. достичь этого, только через благодать Св. Духа. Предпоылка спасения – воплощение, Бог унизил себя ради нас.

Учение о церкви. Складывается в борьбе с донатистами (священнослужители д. иметь дар св. Духа). Церковь – внешнее (иерархия) и внутреннее (святые) сообщество. Избранные причастны церкви по благодати (предопределение). «О граде божьем» 2 града в состоянии борьбы друг с другом – это движение истории. Земной град должен стать средством, а не целью.

Уч. о грехе и благодати. Спасение – деяние самого Бога. [Пилагий: человек по природе добр и м. жить без греха, а после Христа – легко жить без греха. Человек сам м. выбирать между добром и злом по своей свободе. Без свободы воли нельзя винить человека в грехах. Отвергает учение о первородном грехе. В человеке действует привычка к греху. Благодать – это воля к добру.] Августин «О природе и благодати». 4 стадии развития человечества: до грехопадения, после, после обращения, в совершенстве. Человек обладал полнотой св. воли и имел возможность не грешить. Но в свободе б. возможность грехопадения. И человек отвернулся от высшего к земному. Он оказался в круге желаний, из которого не м. выйти. Он не м. действовать к спасению. Человек свободен в отношении одного волевого акта. В крещении врожденная вина снимается. Грех – порча природы. Спасение через Христа, действие благодати снимает грех. Она восстанавливает связь человека с Богом. «Вливание любви» - замена воли ко злу волей к добру. Вера – заслуга по благодати.

Учение о предопределении. Спасение зависит только от воли Бога. Бог вырвал людей из грешной массы. Люди исполняют то, что заложено в вечности. Кто избран, тот спасен. Если чел-к пришел к вере, он не м. отпасть «неотвергаемая благодать». Воля Бога действует в нас без нашего согласия (квиетизм и волюнтаризм).

 Папа Григорий Великий. Божья благодать предшествует человеку. Добро – это послушная воля. У Бога не предвидение, а знание.смерть хрисата – торжество над обманутым Дьяволом. Идея сатисфакции, развивает представление о чистилище.

Богословие эпохи Каролингов. 7-9 вв. ничего значительного в богословии сделано не было. Собирали и толковали патристику, делали подборку цитат Отцов. Шла борьба с ересью адапционизма (Св. Дух вселился в человека Христа). От кельтов перенята традиция тайной исповеди, покаяние положено не меньше одного раза в год. Развивается институт епитимии (наказания: пост, милостыня) и сатисфакции (возмещения: паломничества, самобичевания).

Схоластика – «школьная наука», с середины 9 в. развивается в европейских университетах. Расцвет в 13 в., угасание – в 17-ом. Усматривала главную роль в философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. Характерно использование философского метода и опора на античную диалектику. Т-же хар-н авторитаризм Св. Писания и Предания. Образуются различные школы.

Периодизация:

1. Ранняя схоластика. Спор об универсалиях: реалисты – общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам, это продолжение традиций платонизма (Ансельм Кентерберийский, Иоганн Скотт). Номиналисты – отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали, что общие понятия существуют только в мышлении, как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом, это продолжение традиций Аристотеля (Дунс Скотт, Оккам). Концептуализм – умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм, и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием (Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Вопрос веры и разума.

Пьер Абеляр (1079 – 1142). В споре занимал промежуточную позицию. Автор диалектического метода. «Да и нет»: излагает противоречивые часть из предания и писания и мирит их тремя методами: историко – критический (контекст высказывания), иерархия авторитетов (Библия авторитетнее Отцов) и через освещение истины предания (с т.з. разума и рациональных положений). Вера и разум не могут противоречить друг другу, т.к. у них один источник – Бог. Смерть Христа порождает в нас любовь, что и позволяет спастись. «Понимаю, чтобы верить». Разум необходим в области Предания. Свобода воли м.б. только в области разума.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – основоположник схоластики, «Прослогион». Представитель умеренного реализма. Труд «О вере в Троицу» - против номинализма, который нарушает основной догмат о Христе и Троице. Вера – отправная точка для рационального мышления. С помощью разума хочет исследовать рациональные основания истины откровения. «О примирении» или искуплении и примирении. Исходит из вопроса: по какой причине Бог стал человеком и своей смертью дал людям жизнь, хотя мог это сделать через ангела, другого человека или просто своей волей. Только Христос мог искупить вину человека через смерть, которой он не подвластен, т.о. он получает заслугу, превышающую все грехи. Заслуги от Христа передаются человеку по воле Бога. 4 доказательства бытия Бога, в 3-х из них с помощью рассмотрения творения Бога. Все твари отличаются друг от друга степенью совершенства, зн. есть высшее совершенство. Понятие Бог содержит в себе понятие бытие. Если есть благо, то есть и высшее благо – Бог. Если человек может помыслить бытие Бога, то это бытие – реальность. Свобода - это свобода от греха. Если человек выбрал грех, он потерял свободу.

Сен – Викторская школа: Гуго и Решар Сен – Викторские пересмотрели предание в соединении рационального рассуждения и созерцательного вдохновения. Гуго – первое целостное изложение догматики. Решар – мистическое созерцание и сосредоточение.

Пьер Ломбардский – соединил созерцательность Ансельма и диалектический метод Абеляра. Пишет «Сентенции» - примеряет доводы за и против из Писания и Предания. Предание выше философии. Его работа была в основе преподавания до Реформации.

2. Высокая схоластика. Диалектический метод уходит. Августиновская традиция становится частью картины мира. Вера и разум полноправны. Нет четкой философской линии. 2 основные: августиновская традиция (францисканцы): вера выше авторитетов, человек сопричастен божественному мышлению (Александр из Гельса). И аристатилевская (доминиканцы): субъект знаний извне, эмпирика, конкретика.

Бонавентура соединяет схоластику с созерцательной мистикой. Линия платоновской традиции. Говорит о единстве разума и веры. Разум – «инструмент веры». Логика – способ фиксации веры. Но без веры разум не раскрывается. Т.о. нехристианская философия несостоятельна. Теология и философия едины. Источник всякого знания – мистическое созерцание. Разум фиксирует озарение. Экземпляризм – вещи – модусы мыслей Бога, тела – слепки Бога. Стремление подражать Христу делает образ Бога в человеке ему подобным. Потом человек сораспинается с Христом. Только на кресте возможно богопознание. Знание природы – расшифровка божественных знаков.

Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма теологий». Теология опирается на веру и разум, а философия только на разум. Есть истины, которые открываются только в вере: Бог, универсалия и т.д. ментальная реальность и реальная реальность нерасторжимы, т. к. у них один источник – Бог. Бог – абсолютно сущее. Два вида бытия: реальное и актуальное. Особенность актуального бытия: ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становится другой. Все существующее неполно, т.к. оно м. стать потенциально другим. В любой вещи заложена потенция для изменения => полнота бытия не м. б. определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, бесконечный в пространстве и времени. Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные: 1) доказательство от движения (источник движения, перводвигатель вне мира). 2) от конечной причины (явление имеет причину, первопричина – Бог).              3) от необходимости – каждая вещь имеет возможность потенциального и реального бытия, должно быть то, что способствует актуализации потенции–Бог). 4) от совершенства – степень совершенства указывает на налич. абсол. соверш. 5) от цели должно существовать высшая цель.

Мир един, это обеспечивает единство Бога с миром. В мире присутствует множественность и иерархичность. Бытие – результат свободной воли человека. Щедрость Бога в многообразии мира, в связи с этим – иерархия бытия, все соучаствует божественной благодати иерархически.

3 рода истины: истина самих вещей (соответствие вещей интеллекту, т.е. замыслу Творца), истина познаваемая и правильное познание вещи.

Законосообразность бытия. Основной – божественный закон – Вечный закон – порядок универсума. Естественный закон – то, что из 1-го закона доступно людям, природа человека. Человеческий закон. Различает естественное (из природного закона)и позитивное право – человеческие законы. Гармония мира и человека – это образ Бога в мире.

Этика. Главная цель – созерцание Бога и подготовка к вечной жизни. Новое в его доктрине – утверждение о промежуточном положении человека в мире (чувственное объединяет человека с животным, а разумное - с Богом). Человек ответственен за свой выбор между добром и злом. Приоритет благодати над свободой воли.

Иоганн Дунс Скотт (францисканец). Цель человека – познание бытия. м. познавать только конкретное бытие, которое имеет начало и конец. Бог – бесконечное и беспричинное бытие. Отвлеченные понятия – красота, благо – объекты божественного интеллекта, предшествующие конкретным вещам. Н. отстраниться от индивидуального и подняться до уровня абстракции. Бог творит мир своей свободной волей, т.о. мир не м. противоречить разуму. Воля выбирает возможности зла или добра.

Поздняя схоластика. Уильям Оккам возвратился к проблеме универсалий. Предлагает не умножать сущности без необходимости, это только понятия для науки. Критикует доказательства Фомы. Рационально доказать Бога нельзя. Первородный грех – это суждение Бога о человеке, а не реаьная испорченность. Благодать – освобождение от вины. Волюнтаризм.

Католическая мистика. Начало берет у Августина, как богословское направление оформил Бернар Клервосский. Иисус как Царь и Жених души. Гуго и Решар Сен-Викторские, Абеляр, Дунс Скотт – соединили схоластику и мистику. Францисканцы ставили познание Бога через просветление души перед наукой. Бонавентура – богословие света. Майстерд Экхард – позднее немецкое средневековье – Бог – абсолютное единство за пределами тварного мира и даже Троицы. Творение мира – эманация. Разрыв между Богом и тварью абсолютно, но душа м. его преодолеть. Отождествляет Бога и бытие. Христос – прообраз соединения Бога и человека. Спасение через умирание для мира, отказ от своей воли и соединение души с Богом. Бог – единственно истинная реальность. Ересь. Игнатий Лайола – орден «босоногих кармелитов». Карнелий Янсений – осужден.

Иезуиты (2-я схоластика) стали главными противниками реформации. Франциско Суарес соединил схоластику и неоаристотелизм. Не признает существование универсалий. Цель – созерцание истины ради истины. Благодать сочетается со свободной волей. Луис Молин – божественное предопределение не устраняет св.э воли. Бог, создавая людей имел волю к спасению. Пришествие Христа дает возможность благодати, воля человека – принять ее. Идея предопределения – предназначение – Бог знает, но не вмешивается.

 1545 г. Триденский собор: фиксируется практика и вероучение католицизма. Фиксируется канон Библии и Предания, апокрифы. В обретении спасения совместное действие человека и благодати. Добрые дела сохраняют обретенную благодать. Вливание благодати во вр. Таинств. Учения: исповедь и покояние, поклоние святым и реликвиям, жертвоприношение во время мессы, чистилище, индульгенция.

Неотомизм. К. Ранер, П. Тьяр де Шарден, Жак Маритен. Телесное начало в человеке связано с индивидуальностью. Личность подчиняется естественному закону, стремясь к благу, личность обретает интеллект. В центре внимание творчество человека. Трансцендентальный неотомизм – непрестанное самопревосхождение личности – это стремление к божественному абсолюту. Характерно провиденциально – эсхатологическое видение истории. Диалог церкви и общества – способ внесения религиозно – нравственных ценностей в мирское сообщество. Стремление к экуменизму.

2 Ватиканский собор (21 Вселенский). Задачи: способствовать единству христиан, добиться обновления теологии и практики. Подчеркивается единство Писания и Предания. Признаются научные исследования Библии и подчеркивается значение перевода Библии на нац. языки. Декрет об экуменизме: признается наличие в других концессиях элементов истины, но дары спасения только в католицизме.

Политическое богословие. Эсхатологическое условие – эсхатологическое обетование Св. Писания в связи с реальной историей.

Богословие освобождения (Латинская Америка) 60-е гг. освобождение угнетаемых и угнетенных, освобождение человека от угнетения и греха, стремление оказать всем помощь.

Теология родительного падежа

Феминистическая теология. «Международный союз Жанны д’Арк» требование равноправие в церкви. Бог выше половых различий. Просьба допустить женщин к священству. После 45-го г. развивается в рамках теологии родительного падежа: теология женщин или женственности. Осуждена за антропоцентричность. Близка теологии освобождения (эмансипация

 

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!