Реформация. Ее этапы и историческое значение.



Реформация и реформирование – это ни одно и тоже. Попытки реформирования католической церкви были и раньше (ранее христианство: реальная эсхатология заменена на аллегорическую, царство Христа уже наступило)

Существуют 4 понятия реформации: рождение лютеранства, реформация в целом, радикальная реформация (анабаптизм), обновление католицизма (контрреформация).

Радикальная реформация – анабаптизм (термин ввел Цвингли). Характерный признак – перекрещивание, утверждали что в детстве христиане не могли быть крещены, можно только в зрелом возрасте, когда публично проявишь свою веру.

Католическая контрреформация. Для противодействия протестантизму католической церкви необходимо «очиститься».

Лютеранская реформация . Гл. отличие от католицизма: человек слишком грешен, чтобы покаяться в грехах. Он должен уверовать в искупительную жертву ИХ. Делами сделать ничего нельзя.

Особенности: началась в академических кругах, очень консервативна, протекала только в пределах Германии и Скандинавии.

Предпосылки реформации:

1.технологические достижения (книгопечатание, отсюда развитие протестантизма в богатых кругах. Очищением текста занялись гуманисты)

2.социальные аспекты (носители идей – богатые люди + чума, приводит к конфликту городского и сельского населения. Выход: «сделать их членами общины»

3. антиклерикальные, антипапские настроения совпадают с националистическими настроениями.

4. доктринальный плюрализм. В Риме Лютера не рассматривали как опасность.

5. Рим создает интерес к религии, но растет ненависть к церковным иерархам.

+ слабо влияние католической церкви на германские княжества, католическая церковь больше обращена на юг. Способствовало распространению протестантизма.

Протестантизм не рождается из ничего: лоларды протестовали против капитализации англ. Общества, библия д. б. написана на родном языке, изображение образов не допустимо, долой священников, неудовлетворенность властью папы. Эти идеи породили большой пласт литературы недовольства.

1517 - 95 тезисов – реакция на призывы папского легата Тетцеля, который говорил, что покаяние необязательно, чтобы все грехи были прощены (душа покинула чистилище) необходима индульгенция.

Идеолог реформаторского движения – Меланхтон, обосновал основные догматы. Лютер перевел НЗ на немецкий. Взгяды Лютера, 3 панфлета (1520):

- обращение к германскому дворянству (искал поддержки), опровергал, что истинной обладает только римский папа (Августин – духовная власть выше светской).Светская власть имеет право созывать собор. Доказывал, что папа не имеет право вмешиваться в гражданские дела. Все верующие являются священниками.

- панфлет о вавалиноском пленении. Единственным достоверным таинством является таинство вечери. Христианство истинно представлено в причащении. Хлеб и вино – качество не меняются.

- панфлет о свободе христианства. Доказывал священство все верующих, выступил против деления на клир и мирян (клир причащается вином и булочкой, миряни только булочкой, протест против структурной организации католицизма.

В ответ папа издал буллу, Лютер демонстративно сжег.

+ работу о монашеских обетах: призывал отказаться, полемика с Эразмом Роттердамским (Свободы воли нет. Спасение зависит не от человека, а от бога, оправдание по вере, делами ничего не изменишь.).

Аугсбургское исповедание (официальный символ лютеранской церкви).Лютер составил немецкую мессу, порядок службы, краткий катехизис: заповеди, апостольский символ веры, молитвы… Началась подготовка лютеранских служителей культа.. 

1531 формирование Шмалькальдемской лиги – защита веры силой оружия.

Победа Лютера: лютеранский порядок назначения на должности – кандидат получил 2 согласия: князя и Лютера – это полный разрыв с Римом, папское согласие не нужно.

1555 аугсбургский мир. Лютеране получили в Германии равные права с католиками. Правитель может выбирать религию на своей территории, любому несогласному разрешалось покинуть территорию.

1555-1580 – богословские разногласия. Для сохранения лютеранского единства, публикация книги «Согласие».

После этого происходит утверждение Лютеранства в Скандинавии. 1539 – лютеранство стало государственной религией Дании. Дальше Норвегия ( Датская колония), Исландия (Датская колония), Швеция (зависима от Германии), Финляндия (зависима от Швеции) – церковь Ингри российско-лютеранская церковь + Швейцария

Швейцария – 1ая на территории Европы. Цвингли: изначально католический священник, потом критикует Рим вслух: индульгенция, культ Девы Марии, объявил, что десятина не подкреплена божественным авторитетом. Осуждает все, что не соответствует писанию «67 статей». Идеи приобретают законный статус: отменили плату за крещение, похороны, иконы, упразднилась месса. Для Цвингли, главный авторитет – христианское сообщество, которое из своей среды выбирает себе гражданское правление , а оно действует в соответствии с библией- сращивание гражданского правления и церкви. Он признавал предопределение к спасению, своеобразно рассматривал первородных грех – считал, что моральная болезнь и несчастие, а не вина. Дети могут быть спасены через Христа и без крещения.

Война между реформаторами и кантонами, сохранившими поддержку Риму 1549 – официальное соглашение.

Радикальная реформация (анабаптисты):

Радикалы:

Конрод Гребель, Бубмаер, Ян Лейденский. идея перекрещивания (крестятся только взрослые)

единственный авторитет – евангелие

отделение церкви от государства

Их выселяли, выгоняли, запрещали. Политическое убежище – Нидерланды. Менно Симонс – меннониты. В 1676 добивается официальной регистрации и право исповедания культа. Библия – это непогрешимое, единственное, конечное правило жизни. Не признавал госцерковь, церковь д.б. ассоциацией. Крестил верующих взрослыми.

Менониты и анабаптисты повлияли на появление баптистов, квакеров, шейкеров.

Мистические или духовные радикалы близки по духу анабаптистам. Верили в духовное руководство святого духа.Считали себя подлинными пророками.

Социнианские радикалы (предтечи унитарев). Общая позиция социниан: считали, что Христу нужно поклоняться как человеку, который обрел божественность благодаря своей безгрешной жизни, даже в принятии мук проявилась его божественность. Отрицали: первородность греха, троицу и предопределение. Католики подавили движение. Последователи переехали в Америку – единственники.

Реформация в целом

Кальвинизм (Женева): У Кальвина в отличие от Лютера богословие было развито.

из-за греха люди потеряли образ и подобие божие, а вместе с тем и свободу воли. (взгляд на человека как на абсолютно ничтожное существо) 

Полная суверенность бога – тезис о предопределении,.

Ограничение искупление (Христос умер только за избранных)

Учение о неизбежной благодати: избранные будут спасены, независимо даже от их изначального желания.

Спасенный однажды, спасется на века, но вера д.б. с человеком всю жизнь, нельзя подвергаться сомнениям, верующие должны проявлять настойчивость вере.

Реформация во Франции: Во второй 1\2 16 века, протестанты – сплоченная, организованная группа. Много видных политических фигур, адмирал Колиньи. Гугеноты – мощный политический отряд. Королевство в королевстве. 1572г. – Варфоломеевская ночь, уничтожено несколько тыс. Во главе католиков – Медичи. Генрих Наварский становиться королем. Отсюда, мах свободы гугенотам. Отменил Людовик 14, один король, одна вера. 2ая массовая волна эмиграции. Протестанты преследовались до конца 18 века.

Реформация в Англии: 

- Шотландия. Протестантизм сначала распространился в Шотландии. Джон Нокс – кальвинист. Мария Стюарт (шотл.) замужем за католиком (Франция).Пресвитерианская церковь Шотландии. Война с Англией, епископальная церковь победила. 

- Англия. Генрих 8 и Анна Болей. Разговор с папой Римским в отношении развода, обратился к парламенту, поддержал. Английское духовенство признало его главой. Запретил выплату налогов папе Римскому.

Акт о превосходстве – верховенство английской церкви над Римом, англ. Король – глава церкви.

Дети: Эдвард симпатизировал протестантам: проповедь на родном языке, отменена лат., права мирян причащаться….

Мария Тюдор – правоверная католичка, заставляет парламент отменить постановления Эдварда

Елизавета, не шла на конфликт с силами папы Римского. Выбрала компромисс. Принимается документ о превосходстве (король – гл. церкви). Наследник – Яков, отказал в реформе англиканской церкви (просили сделать более протестанской). Карл 1.- убежден в праве епископатского правления, тяготел к католицизму. Война с Шотландией (не желали изменения их кальвинистского течения). Пуритане – (новый двор, купечество), стояли за пресвитерианское кальвинисткое учение в церкви.

Появились сепаратистские пуритане. Роберт Браун: члены церкви, д.б. объединены только верой и служители д. избираться членами церкви., и ниодна конгрегация не д. подчиняться другой. Не желали ничего иметь с гос-м. Создание первой англиканской баптисткой церкви (Джон Смит, влияние менонитов): крещение путем погружения, избранничество, предопределение – последовательные кальвинисты.

К сер. 17 века государственная религия Англии стала пресвитерианской.

Реформация очистила и восстановила учение самого Христа (Гарнак).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!