Философский материализм и атеизм.



 Атеизм - (франц. atheisme, от греч. а - отрицательная частица и theos - бог; буквально - безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия  изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. Нне следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием которые могут близко соприкасаться с атеизмом, а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями атеизма: являются философская, историческая и естественнонаучная критика религии.

Атеизм бывает: теоретический- результат длительного развития скептицизма, свободомыслия и т.д.

Практический- люди не задумываются над вопросами сущ-ния Б. не исполнение культа, они живут исходя из того что Б. нет.

История формирования теоретического атеизма принадлежит Марксу.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории привело к выработке научных взглядов на религию как социальное явление. Маркс считал недостаточным сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной общественной потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, "религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение которых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-исторических условий, которые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков. Рел- можно преодолеть лишь изменив сущ-щий мир, для того чтобы людям не пришлось прибегать к помощи сверхъест-го.

 

Основные направления философии религии второй половины 19-20 веков.

На место сенсуализма приходит рационализм.

Людвиг Фейербах (1804 – 1853). «Сущность христианства», «К критике гегелевской философии». Выдвигает свою позитивную программу. Отходит на второй план индивидуальное в человеке. Не бытие из мышления, а мышление из бытия. Бытие субъект, а мышление – предикат. Нет абсолютно идеи, есть лишь природа и человек. Основной причиной общественных неурядиц является недопонимание человеком его собственной сущности. Она проявляется в образе богов, Бога, Богочеловека. Образ Бога – сущность самого человека, которое воспроизводится как чуждое, грозное существо. Богу приписываются все предикаты человека, но идеализированно. То, что дал человека потенция, для Бога реальность. Отчуждение человеческой сущности в образе богов => вместо любви человек чувствует страх. Но чувствуя, что имеет дело с «я» - ощущает недоверие к другим людям. Т.о. истиной теологией является антропологией. Необходимо почитать друг друга, тогда не будет социальных противоречий и наступит блаженный век свободы. Христианство близко к этой цели, т.к. почитает Богочеловека. Но мешает существование Бога. В образе Богочеловека показана лишь эмоциональная сфера, искажается образ человека => несвобода, подавление человека человеком. Нужно перейти к религии богочеловечества. Без других людей («ты») нет «я».

Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895). «Экономическо – философские рукописи», «Манифест коммунистический партии». Сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Сознание человека – сознанное бытие, и бытие реальный процесс жизни. Реальное жизненное противоречие в том, что труд становится чуждой и враждебной человеку силой. Труд опредмечивается и вещи производства, присвоенные капиталистом убивают рабочего через государство труд оборачивается против человека => происходит религия. Масштаб производства приводит к тому, что человек может обеспечить себя и свою семью продуктами, которых не производит. Но распределение происходит по-старому – продукты распределяются сперва среди старейшин и тот, кто производит, получает меньше всех. В рамках старого общества присутствует экономические предпосылки, а потом происходит социальный переворот. Самый эксплуатируемый класс – пролетариат, переворачивая все с ног на голову, вытягивает всех подавляемых, унижая господствующий класс. Т.о. пролетариат – миссия, коллективный герой.

Позитивизм. Огюст Конт (1798 -1850). «Курс позитивной философии». Человеку нужно лишь позитивное знание, и его дает лишь наука, которая обеспечивает прогресс техники. Эта наука – социология (позитевное изучение общества. Социология дает ответ на все вопросы. Схема общественного прогресса: религиозная стадия (рабовладельческий строй); метафизическая стадия (иерархическая организация, военное общество); научное понимание мира (не причины и следствия, а взаимосвязи - капитализм). Наука - истинная религия, сделает человечество счастливым.

Физиологический (психологический) позитивизм. Эрнст Макх, Рихард Авенариус. Весь мир есть мир опыта. На стадии организации общества коллективный опыт становится объективной реальностью. Нет другой объективности кроме коллективного признания.

Иррационализм. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). «Мир как воля и представление». Основа всего сущего не идея, т.к. она абсолютно пассивна, а мировая воля – стихийная деятельность. Ее действия всегда раскрываются через борьбу противоположностей. Она всегда равна самой себе и подлинно свободна. В процессе ее реализации появляется человек. У него появляются познание и сознание. Первым фактором сознания является представление. Первыми в представлении – субъект и объект, т.е. человеческая воля из отношений субъекта и объекта. Возникает мир как представление(их совокупность) для человека. Объективный мир как воля. Для мира как представление характерна множественность, изменяемость. Он обособляет человека от окружающего мира и делает его несвободным. Выйти за рамки можно через познание. Ограниченная форма познания – рефлексия – не сами вещи, а отношения между ними, законы природы. Непосредственное познание - интуиция – познается то, что находится за гранью представлений. Художественное познание - познание свободы. Страдание неотвратимо от существования человека, т.к. мы замкнуты в мире представления. Счастье – временное избавление от страдания, за которым следует новое страдание или скука. Человек одинок во вселенной, предоставлен самому себе. Пессимизм – истинная религия. Избавление от страдания – полная утрата своей личности, растворение. Это возможно только в смерти. В жизни можно приблизится к этому состоянию через аскетизм и сострадание.

Эдуард Гартман (1842 -1902). «Философия бессознательного», «феноменология нравственного сознания», «Религиозное сознание человечества». Стремился примирить идею и волю как источники бытия – это бессознательное духовное начало. Абсолютное единство воли и идеи – это источник и движущая сила неразумного целенаправленного процесса. Рождение – развитие – смерть. Процесс – главное, цель не важна, естественная цель – смерть. Избавление от страданий – преодоление трех великих иллюзий: иллюзии земного счастья, загробного счастья, счастья, достигнутого в результате социального прогресса. Счастье – это не преодоление страданий, а растворение в бессознательном, смерть. Истинная философия – это нигилистическая религия.

Философия жизни. Фридрих Ницше (1844 – 1900). «Происхождение трагедии из духа музыки», «Человеческое – слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин». Единственной реальностью является жизнь как таковая. Абсолютно иррациональное единство бытия и мысли, бесцельность которого характеризуется тем, что все возвращается к тому же. Воля к жизни тождественна самому бытию. Движение – сила бытия. воля к жизни проявляется как воля к власти. – расширению своего «Я» - выжить за счет всех. Человек – больное, несчастное животное и болезнь его интеллект. Это противоположное инстинктам => между ними возникает борьба. Только образность, искусство связывает человека с действительностью. Когда культура отходит от образности в сторону разума начинается упадок. Возникает противоестественное явление – совесть – порождение христианской морали. Это главный признак упадка. Христианство противостоит жизни, значит не достойно существовать. Демократия – отрицание естественной иерархии, отрыв от настоящего ради прошлого, противостояние толпы героям. Из-за господства морали, человек вынужден маскировать свою волю к власти под стремление к свободе и равенству для слабых, и под благодеяние (вести за собой) - для сильных. Необходима переоценка ценностей, тогда явится сверхчеловек. Первое качество сверхчеловека – откровенность. Главный сверхчеловек, победив всех, должен побелить себя в самоубийстве. И воля к жизни проявится как воля к смерти.

Анри Бергсон (1859 – 1941). Близок к философии жизни. «Два источника морали и религии», «Мысль и движущееся». Длительность – это характеристика реальности или конкретное время. Оно может существовать в двух видах: свободы (сильной длительности), жизненный порыв. Здесь большое значение имеет интуиция. Высшая форма интуиции – искусство, художественное творчество. Ужасающая длительность, в которой господствует интеллект, удерживающий конкретные моменты. Оборонительной формой природы, против разлагающей силы разума является религия. Где господствует религия, там возникает открытое общество. Основа его – любовь ко всему человеческому, доступная лишь святым, «великим», они и движут историю. Религиозный прогресс – основа социального прогресса.

ХХ век: феноменолонгическая философия (Отто, Шелер), экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), аналитическая шк. (Рассел, Витгинштейн), структурализм и постструктурализм (Леви Строс, Барт, Фуко), психоанализ.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!