Основные направления в психологии религии.



Психология религии – светская дисциплина, наука изучающая человека как homo religiosus, т.е. особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику рел. опыта, религиозной веры, рел. чувств, особенности рел. развития личности. Так же психология религии имеет дело и с социально псих-ми факторами, исследуя психологическими аспекты жизни рел. общин, рел. культа, обращения к религии, а так же соц-психол. фун-ции религии в жизни как общества, так и индивида.

Психология религии складывается в 19-20в. После 2-й мировой войны происходит теологизация этой науки – укрепление в ней религиозности. В СССР психология религии не развивалась, только в 60-х гг. появились первые специалисты М.А. Попова, Д.М. Угринович. Потом появились религиозно ориентированные работы.

До конца 19-го века психология религии была связана с физиологией высшей нервной деятельности – вера воспринималась как врожденное свойство человека. Сегодня ПС является частью социальной, а не общей психологии. Отсюда и методы ПС: опросы, наблюдение, эксперимент. 

Методологические принципы: соотношение гносеологического и психологического.

Психология религии пытается интерпретировать религию, как результат деятельности индивидуальной и групповой психики. Вопрос влияние и участия индивидуальной групповой психики в религии поднимается еще Эпикуром.

Основные направления в психологии религии:

1. До 19-го века психология религии рассматривалась в рамках философии. Душу отождествляли с сознанием. Сознание рассматривалось как неизменное явление (Бог вдохнул в Адама душу)

2.19 век – выделение психологии в отдельную дисциплину.

Появление экспериментальной психологии. Создатель – Вильгельм Вундт, «Психология народов» Под влиянием Шопенгауэра, рел- основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь на чувстве страха и надежды. Он сделал попытку реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерел. явлений.   

атомы. Впервые оспаривал идею божественной сущности религии.

В это же время –США Стенли Холл- школа университета Кларка. Эдвин Старбэк и Джеймс Леуба- впервые начали исследовать явления рел.жизни посредством опросов и статистического анализа.

Ульям Джейм – (1824-1910) Исследовал редкие и необычные случаи проявления религиозности. Рел.- институциональная и личная, интересовался последней. Эмпирический подход к изучению индивид. Рел. переживаний.

3. В н.20-е гг. XX в. США всплеск концепции: - концепция бихевиористов (основа – система Павлова) Отказались от исследования сознания, занились исследованием поведения, т.к. оно может быть объективно наблюдаемо. Раймонд Уэлс «Биологические основы веры», Дэвид Трот «Религиозное поведение».

4. Психоанализ З. Фрейд - рел- как коллективный невроз, теория происхождения тотемизма- рел. вообще, исследование истории Моисея. До него психика отождествлялась с сознанием. Дал теорию бессознательного. Его ученики Альфред Адлер – индивидуальная психология основанная: на потребности чел. доминировать властвовать. В единении с Б. чел. пытается достигнуть совершенства и компенсировать свои слабые стороны.

К.Г. Юнг - ученик Фрейда. Отошел от него, считая, что тот преувеличивает сексуальный фактор и инстинкты смерти. Глубинная психология, универсальные системы- коллективное бессознательное- архитипы. Архетипы могут открываться человеку во сне, в трансе, в мифе, сказке, и т.д.

Отто Ранк , Эрик Эриксон- эго психология, теория развития личности.

5. Французская психологическая школа: 2 традиции: развитие психиатрии, изучение психопатологий, сопряженных с религией. Жан Шарко- исследовал мистицизм,определил демонические наваждения как порождение истерии и психологической заразительности, исцеление верой- результат самовнушения.

Пьер Жане – основал психологию образа действия. Наблюдал за пациентами кот. впадали в мистическое состояние, называл это психастений.

Вторая традиция – социально- психологическая- восходит к социологии Э. Дюркгейма теория коллективных представлений. Леви-Брюль- применил эту теорию в исследованиях первобытного мышления, кот. мифологично- изображение Б. и есть б.

6. Гуманистическая психология.  Исследует развитие и рост личности. Абрахам Маслоу Самоактуализация- такие люди религиозны, пережили рел.опыт.

7. трансперсональная психология: Гроф – психотехника холотропного дыхания- возвращение памяти о прошлых жизнях, пренатальном периоде жизни, родах итд. 

 

Психоанализ о религии.

Фрейд  – австрийский психолог, невропатолог и психиатр.

Фрейд,один из последних “энциклопедистов” Европы (широко эрудирован). До него психика отождествлялась с сознанием. Дал теорию бессознательного. Структура человеческой психики:

- Под влиянием окружающих, формирующих систему табу вырабатывается Эго – я, сознание, соизмеряющее деятельность ид с принципом реальности. Я, сознание, эго-представление традиц. психологии.

- Оно – Ид - бессознательное состоит из стремлений размножения и самосохранения, и в противовес стремление к смерти и разрушению. Доминируют сексуальные влечения.

- Также формируется Супер Эго – Сверх – Я. Идеал и норма поведения. Барьер.

Под воздействием “супер - эго” вытесненное в бессознательное продолжает функционировать. Я оказывается под давлением Оно и Сверх- Я. Отсюда, чувство вины, страха, появление невроза.

Таким образом, религиозные представления произошли из стремления защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. Религия связывается со страхом перед внутренними инстинктивными силами. Религия – наследие многих поколений, транслируемое человеку с рождения.

Дети переживают неврозы в процессе своего развития и также все человечество.

Либидо у ребенка (воплощение Ид), идет первоначально путями нарциссизма, затем на мать переключается. Далее ребенок начинает бояться (как более сильного), и восхищаться (как защитником) отцом. Когда ребенок вырастает, он создает себе более сильных богов, и т.п.

Религия – коллективный невроз. Религия – средство защиты от опасности индивидуального невроза.

Религиозное учение – иллюзия, но не обязательно заблуждение. Религиозные утверждения похожи на бред. Они настолько иллюзорны, наскольно неопровержимы.

Функции религии по Фрейду: удовлетворяет любознательность, умаляет страх, дает предписания и запреты. Соответственно от первой к последней она по мере продвижения все дальше от науки.

Фрейд считает, что человек рано или поздно научится рационалистически отходить от религии.

Понятие религия и невроз сближаются, но не отождествляются. Одна технология. Общее иллюзорное сознание (отстранение от реальной действительности), по происхождению (религию выводят из травмирующего фактора вытесненного в подсознание). Различие : невроз всегда индивидуален, он разъединяет людей, а религия сближает, в неврозе м.б. вымышленный травматический фактор, а религия – реальная ситуация. Табу - первый нравственный регулятор.

К.Г. Юнг - ученик Фрейда. Отошел от него, считая, что тот преувеличивает сексуальный фактор и инстинкты смерти

Он ставит на первый план не индивидуальное, а коллективное бессознательное. У каждого человека есть более глубокий, чем личное, коллективный слой бессознательного. Он включает в себя стереотипы поведения, которые везде одни и те же. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы – модели поведения. Архетипы могут открываться человеку во сне, в трансе, в мифе, сказке, и т.д. Архетипы в сознание не проникают, они являются опосредованно через символ, образ. Символы возникают спонтанно, в большей степени индивидуально, через символ идет взаимодействие человека и бессознательного.

Устройство психики:- Эго – я – основа личности, центр сознания

- кроме Эго, человек осознает еще одно проявление своей психики – Персона – маска, образ, с помощью которого человек, общается с миром, инструмент для коммуникации, т.к. Эго никогда не вступает в непосредственный контакте миром.

- еще один уровень человеческой психики - Тень – то негативное, что в нас есть, центр нашего личного бессознательного, куда вытесняется все из сознания, что несовместимо с Персоной или противоречит социальным идеалам. Тень является чаще всего в виде уродца, карлика.

Юнг, пытается структурировать бессознательное, как минимум оно состоит из Тени и Анимы (Анимуса)

Юнг утверждает, что религия- защита от невроза и она необходима как гарантия душевного здоровья человека.

Для Юнга, Фрейда религия – это объект познания

Фромм Э. Человек биологически не совершенное сущ-во- приспосабливает мир к себе- живет в искусственно созданном мире + у него есть разум, и речь что дает ему возможность обозначать предметы знаками и символами. Рел.- сис-ма взглядов и ценностей, позволяющих чел-ку ориентироваться в мире. Для Фромма религия –союзник для борьбы с душевными расстройствами. Вся концепция - это призыв к построению общества, которое развивало бы в человеке его человечное.

2 типа рел.: авторитарные: практически все сущ-щие рел. ныне; В основе- повиновение чел-ка какой-либо внешней силе. Дает чув-во защищенности, неодиночества, безопасности, НО потеря индивидуальности.

Гуманистические их нет, но есть тенденции в буддизме и хр-ве. Чувство свободы- развивает понимание того, что добродетель не в повиновении, а в ответственности за свои действия- человек становиться личностью.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!