НРД – новые религиозные движения.



В анг- амер. религиоведении нет термина нетрадиционные, есть термин новорелигиозные.

Определение:

НРД- типологическое явление новой религиозности, радикально отличающиеся от традиционной рел-ти для данного общ-ва в конкретный исторический период, хар-ной чертой кот. является качественная новизна вероучения + активизация соц. фун-ций религии. (активная жизненная позиция). Критерий нетрадиционности:

Трофимчук. Территориальные и временные признаки. Яблоков, критерий – сравнительно недавнее время возникновения. Балагушкин, критерием нетрадиционности ставит качественно новые элементы вероучения.  

Григорьева качественная новизна в религиозном содержании + противостояние традиционным рел.

Типологии НРД: самый распространенный подход делениевсоответствии с вероучением:неохрист-кие, ориентальные, синкретические, сайентологические, сатанинские, языческие и неоязыческие, New age.

- отношение НРД к тем или иным формам соц. действительности и офиц. признанные в общ-ве рел. орг.

- Рой Уолис- миротерпимые, мироутверждающие,

мироотвергающие.

- Яшин: -реформаторские, оскопические (уход из мира), социоинтегративны (предлагают своим членам повышение личного статуса и социальную адаптацию путем развития паранормальных способностей и путем исцеления.

- Балагушкин и Фурман – обновленческие, - оппозиционные – альтернативные (ожидание апокалипсической катастрофы). 

- умиротворенные движения / более 1000 лет но не смягчили своих доктринальных установок / возрождение древних верований.

Причины появления НРД:

1.Служит средством дискредитации существующего социального строя. И выступает с призывам к его устранению.

2.Современные традиционные религии не соответствуют меняющимся условиям в обществе. Поэтому вынуждены уступить место НРД

3. Изменение религиозного менталитета у определенной части верующих, что выражается в богоискательных настроениях, желании найти живую веру и вновь возродить религиозные чувства.

Этапы становления НРД:

- фаза становления. Обычно возникают в контркультуре пронизанной мистическими настроениями

- фаза консолидации, на которой происходит организованное оформление религиозной группы. НРД занимает резко негативную позицию к социальному окружению и господствующим религиозным организациям.

- фаза формирования новой религии, когда НРД смягчает конфронтацию с окружающим миром, не критикует господствующие церкви, и попадает в сферу благотворительности.

Признаки НРД:

- наличие во главе организации пророка, гуру, который является основателем этого двидения.

- Ярко выраженная эсхатологическая направленность учений нрд. Ожидание конца света.

-Члены организации ведут активную миссионерскую работу. Для членов НРД нет разницы между простой жизнью и религией.

-Все сторонники жизни членов НРД строго регламентированы.

-Верхушка НРД неподконтрольна рядовым верующим, обладает статусом непогрешимости и святости.

-Культ отличается броскостью, яркостью, эпотажностью.

Но сегодня, отмечаются изменения: лидер не всегда харизматичен, эсхатология сменяется прогнозами на будущее, слабо разработан культ (прослушивание лекций, докладов)

Взаимоотношения с государством. Проявляются 2-е тенденции:

1. резко отрицательная, которая базируется :

- экстремизм

- привлечение осуществляется незаконным путем

( кодирование, зомбирование, гипноз)

- наносят вред психическому и физическому здоровью

- нарушают законы: занимаются вымогательством, отлынивают от учебы…

2. позиция умеренная, базируется на детальном изучении и диалоге.

Контрдоводы: нет статистики, говорящей о криминальности НРД, делают акцент на том, что религиозный авторитаризм присущ любой организации, ….

Численность – можно выявить на основании 3 источников: - официальные данные – сведения кот. даются в справочной лит-ре – материалы полевых исследований.

Новый Завет: история создания, анализ содержания, историко-культурное значение.

Новый Завет – одна из частей Библии. Название НЗ Послание Павла  к Евреям- учение о новом договоре Б. с людьми через ИХр.

 Цель: оповещение о пришествии Мессии Рассказывает о жизни Иисуса Христа, его проповедях и воскресении, а также о деяниях его учеников – апостолов.

Состав – 27 книг: 4 Евангелие: Матфей, Марк, Лука- синоптические кн.- сообозревающие, Иоанн + 5-ая книга: Деяния святых Апостолов (Лука). Соборные послания - 21: Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла (14). И 1 – Откровение Иоанна Богослова / Апокалипсис. Частые обращения к ВЗ, особенно к Пророкам и Псалмам. 

Церковниками более всего почитаются Евангелие – греч. “благая весть”, Евангелие, 1\2 2-го века, неоднократно переписывались и редактировались. Если обратиться к христианским писателям этих веков, то они утверждают, что каждая община имела свой вариант евангелия: от Андрея, Варфаламея, Филиппа…(объявлены апокрифическими в 419- на ВС в Карфагене формируется состав Библии). Считают, что именно здесь излагается истинное учение Христа. Матфей и Иоанн по христианской традиции были учениками самого Христа, Марк – ученик апостола Петра, Лука – Павла. Однако, в евангелие много несоответствий:

- проблема возраста. Так, в евангелие от Матфея сказано, что Иисус родился во времена правления Ирода, но Ирод умер за 4 года до той даты, которую христиане, считают датой рождения ИХ = перепись

- биография. Проповедовал 3 года (Евангелие от Иоанна: от начала проповеди до конца – 1год)

- внешность Христа. В Евангелие сложилась традиция (стереотипная внешность, поэтому Иуда целует, чтобы узнали).

Первые 3 евангелия синоптические (схожие). От Иоанна схоже с фил-фией Филона Александрийского. Здесь учение о Логосе как божестве, которое являет себя в Слове. Апостолы – 2 линии: Петр и Иаков для евреев, Павел и Варнава – для язычников: этика любви. Устройство общины, воздержание от жертв. Пищи. К коринфянам, римлянам, галлатам и Филимону – точно Павел, к Титу и Тимофею – споры, к евреям - точно не Павел.

- В Талмуде есть трактат Синедрион (описано как должна происходить судебная процедура) Синедрион лишен права решения смертной казни.

У Матвея и Марка синедрион был ночью, у Луки – днем.

Суд в доме первосвященника (а д.б. в храме в специальном зале) как мин. Должно быть 2 заседания. В суде д.б. 2 свидетеля. Свидетельств не было (нарушение). Когда выносится смертный приговор совершается ритуал (этого ритуала не было + обвиняемый мог пять раз возвращаться на доследование). Пока ведут осужденного впереди идут глашатые, этого то же не было. Перед казнью должен даваться напиток наркотического свойства.

Распятие типично для римской империи, но не для ортодоксального иудаизма.

Иисусу приговорили за богохульство, только упоминание бога в оскорбительной форме могло привести к смертной казне. Иисус открыто выступал против римской империи – его казнили как госпреступника.

14 посланий из 21-го, церковь приписывает Павлу (Хотя он не был учеником. Он был ученик апостола). Анализ в 19 веке показал, что ему принадлежит не более 5( лингвистический анализ – манера письма).

Апокалипсис. Энгельс предложил датировку (66-68 н.э) Анализ делает исходя из этого: 1ая самая ранняя христианская книга. В апокалипсисе нет никакой христианской догматики. Ставку делает явно на иудеев. Не знает идей христианской проповеди. Пророчество, все сказанное состоится скоро.

Долго не было единого свода. Изначально канон распространялся на официально признанные книги, входящие в писание в 4 веке. Фиксация в нескольких канонах.

Римский канон, 4 в.: 4 евангелия, деяния, нет послания Петра, есть 3 Иоанна, Иаков, некоторые Павла, Апокалипсис Петра

Синайский канон 4 в. на еврейском.

Александрийский канон 5 в.: учение 12 апостолов, уставы, поучения, пастырь Германа (брат Рим. Епископа). Послания Климента и Варнавы.

В 364 канон утвержден. 364 г. Лаодикейский собор принял все книги, кроме Апокалипсиса, считая, что это подделка В 419 Карфагенский собор утвердил и его. Некотрые запрещенные книги допускались для домашнего чтения, к ним относятся созданные уже после новозаветных евангелий, различные повествования, биографические сведения об Иисусе, Марии, Иосифе...

Методы исследования: 1) критика текста. => самое древнее от Марка. Источников несколько, формировался из устной традиции => разночтения. В основном зафиксировано. кон. 1 – сер. 2 вв.

2) экзегетика- от греч. «истолковываю» раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла Библии.

2) критика форм Бультман. Нужно относиться как к философскому тексту демифологизировавшись, выбросить чудеса.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!