Возникновение ислама, основы его вероучения и обрядности.
Третья мировая религия. Оказал воздействие не только на арабов, но и на многих других.
Возникла в среде арабов, одного из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока. До ислама арабы были язычниками, поклонялись солнцу и луне, духам природы, умершим предкам. Был у них фетишизм – поклонение Каабе в Мекке. (черный камень, метеорит, считался символом высшего божества).
В 6 веке распространилось движение ханифов, бродячих проповедников- пророков, говоривших об отказе поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Этих проповедников было много, но почему-то успех был только у Муххамеда. За короткое время он приобрел известность и поклонников.
Жизнь Мухаммеда
Был из племени Курейш. Женился на вдове – торговке – Хадидже. Жил с ней 20 лет. Имел нескольких детей, все они кроме девочки Фатимы умерли. После имел еще несколько жен, но наследников не появилось. С 610 года стал выступать как проповедник, забросив торговлю. После того, как влияние Мухаммеда росло, он становился все более опасен для курейшитских богачей. В результате он переселился в Ятриб, (Медина- «город пророка»). 622- стал считаться первым годом мусульманской эры (хиджра), первая мечеть, ориент на Каабу. 624 – прибытие Мухаммеда в Медину почти все население ее стало правоверными, подчинилась вся южная и западная Аравия + курейшиты.
В 630 году Мухаммед торжественно вошел в Мекку, которая была объявлена столицей ислама. В 632 году Мухаммед совершил паломничество (хадж) в Мекку. В том же году он умер- образование Арабского халифата: приемники Муххамеда- халифы. (Абу Бакр; Омар; Осман; Али- шииты )
|
|
Учение. Коран.
Коран- в 650-656 – единый текст.Состоит из 144 глав (сур), каждая из глав (аяты). 1-вая сура «аль- Фатиха» (открывающая книгу)- основные догматы ислама. Сунна- жизнеописание Муххамеда, как образ жизни мусульманина.
Центральный догмат ислама- признание Аллаха единственным истинным Б., создавшем землю, человека. Он безличен, вездесущ, не познаваем. Мухх. Последний из пророков «печать пророков» после Адама, Нуха, Ибрагима, Исы.
5 столпов веры: - символы веры; -молитва- намаз/салят- ритуальное омовение 5 раз в день; - пост –ураза- в месяц рамадан; хадж- паломничество в Мекку; закят- рел. налог как очищение чел. и его богатства, помощь нуждающимся; джихат- б-ба за веру: «д-сердца»- противостояние страстям, «д- руки»- наказание преступников, «д меча»- вооруж. б-ба.
Мусульманин верит в наличие загробного мира, рая и ада, неизбежность Страшного суда и воскресение из мертвых, в существование ангелов и бесов. Дорога в рай ч\з мост Сират- тонкий как волос и острый как бритва. Доставить в рай может то копытное животное, кот. чел. хоть раз в жизни принес в жертву Аллаху.
|
|
В исламе последовательно приводится в жизнь идея неравноправия женщин.
Праздники
Суннат- обрезание от 7дней до 15 лет
Навруз- Новый год- совместная трапеза
Рамадан завершается праздником ураза-байрам (совместная молитва, праздничная трапеза, поминание предков, раздача милостыни).
Через чемь дней празднуется курбан-байрам – день жертвоприношения бараном, верблюдом или быком в Мекке, совершив туда хадж.
Наиболее торжественные для мусульман дни – пятница – день молитвы и отдыха.
Культ очень важен в обрядности культ святых и поклонение мазарам – надмогильным сооружениям, кладбищам, и пр. Важнейшие святыни – Кааба, могила Мухаммеда. Для шиитов также могила Али и его сына Хусейна.
Храмы – мечети. Стена напротив входа направлена на Мекку. В ней расположена ниша – михраб, а справа от нее мимбар – кафедра, откуда читается Коран и произносятся проповеди.
Служителем культа в исламе может быть только мужчина – мулла.
Шариат- «правильный путь»- свод мусульманских законов, принципов и правил поведения, обрядовых установлений.
Ислам, его место и роль в истории современности.
|
|
Суннизм (от Сунна)- вопрос о природе власти; после смерти Муххамеда, посредничество м/ду Аллахом и людьми было прервано. Лидером исламской общины на любом уровне должен быть – избираемый общиной лидер. Почитают всех 4 первых халифов.
Шиизм (шиа- группа, партия) почитаюттолько Али. Носители божественной благодати- шиитские имамы.
Ваххабиты- фундаменталисты, б-ба за чистоту религии путем нравственного очищения и военных действий.
Суфизм- «чистота», «непорочность», «шерсть». Мистико-эзотерическое учение. Тарика- доктрина пути сближения или слияния с Абсолютом-Аллахом, различные практики.
В настоящее время рост исламских последователей.
Сейчас 18%. Есть прогнозы, что к 20-м годам будет 20-25%.
Расцвет исламского фундаментализма.
Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах исламистов – большинство. В 28 странах ислам – государственная религия. Преобладают сунниты. Больше всего шиитов в Иране, Афганистане, Азербайджане и в Памире.
Для нынешнего ислама характерны тенденции традиционализма и обновленчества.
Традиционалисты (фундаменталисты) бурятся за невозможность аллегорического толкования Корана и Сунны, против корректировки догматики и культа, отстаивают принцип теократии
|
|
Настаивают на недопущении женщин к власти, спорту, науке и прочее. Запрещаются браки с неверными. Культивируется недоверие к науке, осуждается светская культура.
Обновленцы аллегорически толкуют Коран и Сунну. Они переосмысливают многие требования Шариата. Осуждают фундаменталистов, экстремистов.
Единого центра ислам не имеет. Но в 1926 году образовалась международная организация Всемирный исламский конгресс.
1974 году был создан Высший комитет по координации деятельности исламских организаций земного шара, а в 1980 году – верховный совет мусульманских средств массовой информации.
В России мусульмане есть в Татарстане, Башкирии, северном Кавказе. Из года в год количество паломников в Мекку из России все больше.
Самая большая мечеть в СПб. Есть и учебные заведения Медресе готовящие служителей культа.
Исламский фундаментализм.
Специфику исламского фундаментализма определяет теснейшая связь ислама с политической и социальной организацией мусульманского сообщества, с общинной солидарностью. В основе его возникновения — кризис национализма как идеологии освобождения и мобилизации, стимулированный “неэффективностью” революционных программ развития и усугубленный сильнейшим социальным расслоением; неуспех заимствованных идеологий; снижение легитимности власти; использование религиозных мотивов и символов как вспомогательного элемента в борьбе политических элит; внешняя активность мусульманских организаций.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!