Основные принципы вероучения:



Главное внимание уделялось всегда разработке свода правил, модификация рел. норм как основы повседневной жизни, зачастую иудаизм интерпретируется не столько как вера (учение), сколько как священный образ жизни.

Центральный догмат- строго монотеистическое учение о боге Яхве. Формирование культа единого Бога начинается не ранее 11-10 вв до нэ. , т.е. периода возникновения единого еврейского гос-ва, завершаясь окончательно к 3-2 вв до н.э. В более же ранний период евреи практиковали политеизм, поклонялись различным богам и духам. Особую роль в формировании монотеизма сыграло жречество Иерусалимского храма - выделение Яхве как главного б. с 12 в нэ. тенденция одухотворения Яхве: молитва «шма Исраэль» «Слушай Израиль:Господь, Бог наш, Господь един» (Втор.,6:4) он единственный, вечный, и бестелесный. Как таковой он не постежим и доступен лишь в той мере в какой он открывается- непосредственно или ч/з пророков. Он является создателем и правителем всех творений (представление об ангелах и демонах сохран. в первую очередь в народной вере) Яхве не является богом только иудеев, с ними у него только особый характер взаимоотношений- декалог10 заповедей- догмат о богоизбранности иуд. народа, их святость средство обеспечивающее приближение царства мира. Догмат о Мошиахе – «помазанник». Это человек потомок царя Давида, получивший от Бога особое задание, его цель – осуществление конца света и установление справедливости на земле. Воскреснут умершие, евреи соберутся в Палестине, восстановится Иерусалимский храм и будет произнесено сокрытое имя Бога. Сильно представление о мессианской роли иудеев, представление о Боге как Верховном судье. Преобладает концепция Страшного Суда.

учение о человеке. Человеческое тело смертно. Грехопадения не было т.е. чел. природа не повреждена, это просто нарушение завета. Человек вершина творения как в физическом, так и в духовном плане, образ и подобие- человеческая жизнь священна человеческое тело не порочно, в иудаизме нет аскетических или монашеских течений.. Человеческий разум подобен образу Бога, следовательно, человеческая душа бессмертна. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору. Душа – сверхъестественная часть человека, она может существовать без тела. Идея о посмертном воздаянии почти не разработана. В шеоле души умерших дожидаются прихода мессии. У поздних пророков под влиянием эллинизма представление о существовании ада и рая.(Талмуд).

 Куль иудаизма : символ- менора- семисвечник.

Молитва- мост м/ду чел. и Б.как замена жертвоприношения после разрушения храма. 3 раза в день: утро- тфиллин- на голову и левую руку- как напоминание о необходимости выполнять заповеди+ талес- молитвенное покрывало для головы, на 4 углах 39- шнурков- цифровое обозначение «Бог един», днем и вечером в синагоге при миньяне(10 мужчин).

Пост. В дни покаяния, очищение от грехов.

Пищевые запреты – кошерная (свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы и т.д.). Запрещено употреблять кровь, одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Эти запреты являются подтверждением выполнения завета, заключенного с Богом.

Обряды жизненного цикла.

Брит-мила- обрезание, на 8 день + в этот же день наречение имени.

Бар-мицва- 13лет у мальчиков, Бат-Мицва -12 лет у дев, совершеннолетие.

Брак, обручение.- кетуба- брачный контракт, гет- документ о разводе.

Праздники.

Рош-а-Шана- (Новый год) 7 октября.

Йом- Кипур- день искупления, покаяния

Суккот- благодарение Бога за покровительство в пустыни, шалаш.

Ханука- в честь освобождения Иерусалимского храма в 164г.

Песах– главный праздник, связан с истории исхода израильтян из Египта.

Симхат-Тора- Радость Торы. посвящен приверженности евреев Торе.

Шевуот- синайское откровение, дарование Торы. 

Шаббат – священный день, память о сотворении мира и исходе из Египта, бездействие. (В Мишне- 39 занятий кот.запрещены).Начинается в пятницу за 20 мин. до захода солнца зажигание 2-х свечей, заканчивается на следующий день с первыми звездами.

Роль и место искусства в религии

Теоретическое обоснование рел искусства. Восприятие красоты ее духовный акт. Эстетическое переживание, возникающее на основе чувства и воспроизведение различными художественными средствами, приводит человека ко осознанию того, что идеальный источник красоты находится за пределами видимого мира. Стремление приблизиться к этой идеальной совершенной красоте и составляет идеальный смысл искусства.

Религиозные идеи и представление людей лежат в основе культурного творчества с давних времен. Эпохи, отмеченные высоким уровнем развития творчества, характеризуются тем, что идеи и понятия, на основе которых строились не только искусство и наука, но так же и правовые отношения, формы хозяйственной деятельности и т.д. были строго подчинены религиозным представлениям. Высшие достижения в области архитектуры, скульптуры, живописи в таких культурах как: египетская, ассирийско- вавилонская, древнеиндийская, древнегреческая, неразрывно связаны с религиозными представлениями. Пение, музыка, танцы, театральное искусство у всех народов первоначально имели сугубо религиозный смысл и значение (использование в ритуальной практики). Религиозная тема занимает центральное место в фольклоре всех народов. Религиозные сюжеты, заложены в основу выдающихся творений поэзии, прозы, живописи скульптуры, архитектуры и музыки эпохи средневековья, ренессанса и нового времени т.о. роль и место рел в искусстве многогранны:

- искусство является выражением религиозной рефлексии

- в античности некоторые формы искусства- своеобразная жертва богам

- с пониманием некоторых видов искусства профанное время превращается в сакральное.

Даосизм.

Торчинов. «Даосизм. Опыт историко- религиоведческого описания». «Даосские практики».

За пределами конфуцианства в Китае всегда оставалось мистическое, иррациональное, древняя мифология, суеверия. Конфуций скептически относился ко всему этому. Все эти стороны человеческой жизни и были отражены в учении даосизма, раскрыть перед человеком смысл его жизни, тайны мироздания. Можно выделить 2 направления развития даосизма:

- философское- ориентированно на достижение личного духовного совершенства.

- религиозное- совокупность учений, практик, верований, для обретения человеком бессмертия, сверхъестественных сил и способностей.

Возникновение

Возник даосизм в джоуском Китае почти одновременно с конфуцианством, но как философская доктрина 6-5 вв. до н.э. 

Основатель–Лао-Цзы «старый учитель»                                                                                                  

О нем нет достоверных сведений, в отличие от Конфуция. Легенды гласят о чудесном рождении (сразу стариком (мать вынашивала его81 год))

«Дао-дэ цзин»- теоретическое сочинение, «канон о дао и дэ», 4-3 вв.до н. э

Философия

В центре понятие Дао- всеобщий закон и Абсолют, единое первоначало всего сущего. Дао господствует во всем. Оно дает начало, имя и форму всему на свете.

Дэ – эманация Дао. Дэ вскармливает все, что порождает Дао.

Весь мир – проявление развертывание Дао, Путь, воплощенный в сущем. Каждая вещь доходя до придела своего созерцания, вновь возвращается в Дао. Но человек нарушает гармонию этого пути. Целью даосов- становиться уход от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности. Именно среди даосов появились первые в Китае отшельники-аскеты.

Ци – категория, обозначающая жизненную энергию, которая делает все живое живым.

Практики: «внешняя» и «внутренняя» алхимия. Внешняя- изготовление снадобий бессмертия, интерес императоров, которые периодически снаряжали экспедиции за эликсиром бессмертия. Внутренняя- психофизические тренинги, для трансформации биолого-физиологических параметров- медитация, гимнастика, дыхательные упражнения.

Даосизм в Китае не принимал участия в социальной жизни народа.

Даосизму было сложно выжить в условиях господства конфуцианства. Тогда произошел синкретизм примитивных верований и даосских философских конструкций. Так в даосизм перешел миф о богине бессмертия Сиванму, в саду которой раз в 3000 лет цветут персики бессмертия.

Даосизм дал развитие в Китае многим наукам – медицине, химии (порох) – и оккультным практикам: астрология, фэн-шуй (в недрах этого направления даосской мысли был изобретен компас)

В средневековье даосизм занимает важную часть китайской культуры.

Сложны были отношения даосизма с буддизмом. С одной стороны даосизм помогал буддизму укрепиться на китайской почве, но с другой постоянно заимствовал у него идеи (о рае и аде), институты (монашество). Пантеон

Все возможные боги и герои. Им строились храмы, ставились идолы и пр. Главными божествами были родоначальник китайцев Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу и пр.

 

 

Конфессиональные особенности православия.

Одно из основных направлений христианства, появившееся после разделения церквей в 1054 г. Распространено, главным образом в восточной Европе и на Ближнем Востоке.

В отличие от католицизма- нет единого административного центра. Образование самостоятельных православных церквей началось еще в первые века христианства. В 3 в. выделились Александрийская и Антиохийская церкви (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В 3 в. восточное христианства приняла Армения, в 4 в. – Грузия, в 9 – Моравия и Болгария. По мере упадка Византии возрастала самостоятельность патриархов, которые стали главами автокефальных церквей. В начале 90-х их было 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Словакская, Американская. Автономные церкви: Синайская, Финляндская, Японская, Украинская, Белорусская, они подчинены одному из патриархов. Все правосл. церкви объединяют культ и вероучение.

Источники вероучения: Священное писание – Библия и Священное предание – решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви. 

Догматы: Вероучение закреплено в Никео – Константинопольском Символе веры.

1) триединство Бога – Бог един по существу и троичен в лицах, Троица единосущна и нераздельна.

2) богосыновство Иисуса. Христос зн. помазанник, миссия, Иисус – Спаситель. Иисус – Богочеловек, единосущен Отцу.

3) спасение – представление о спасении связано с понятием греха. Грех – нарушение божественных предписаний, первородный грех совершен Адамом и Евой. Иисус искупил грехи человечества и теперь спастись м. каждый. Спасение через преодоление греха (покаяние) и посредство церкви.

4) Св. соборная апостольская церковь основана Иисусом, который поручил устройство и управление церковью своим апостолам. Через приемников апостолов – епископов Иисус незримо управляет церковью. Христос – единственный глава церкви, церковь – его духовное тело. Церковь – единственная обладательница Божественной истины и Божественного учения. Она едина потому, что имеет одного главу, одну цель, одно учение и таинства. Во время таинств церковь обладает благодатью Св. Духа. Видимая верховная власть церковная власть принадлежит Вселенским соборам.

5) воскрешение мертвых – при 2-м пришествии Христа совершается всеобщее телесное воскрешение. После этого грешники в ад, праведники в рай и для всех – вечная жизнь.

Культ. Главным способом общения христиан с Богом является молитва. Помогает в молитве – икона.

Таинства- определенные священные действия, ч/з которые верующие получают бож-нную благодать, цель- внутреннее преображение человека. Необходимо, чтобы таинство совершалось законно поставленным иерархическим лицом, строгое соблюдение внешней формы и словесной формулы:

1) крещение – путем 3-х кратного водопогружения. Обозначает – смерть для этого мира и рождение во Христе и принятие в члены церкви.

2) миропомазание – завершает крещение. Миро – печать св. Духа от греха.

3) брак – создание христианской семьи.

4) покаяние (исповедь) – искреннее раскаяние.

5)евхаристия(благодарение)–причащение пресуществленными св. дарами, мистическое слияние с Иисусом Христом. Хлебом и вином.

6) таинство священства (рукоположение) – проводит только епископ. 7) елеосвещение (соборование) – для избавления от болезней.

Праздники – делятся на: по объекту прославления (Господне, Богородичные, Святых и бесплотных ангельских сил); по времени (подвижные и неподвижные); по степени торжественности (великие, средние, малые); по месту празднования (общие, местные). Церковные и юбилейные даты. Главный–Пасха– воскресение Христа. Соблюдаются посты.

Организация: священство белое и черное (монашествующие) различаются по степени благодати. Чины: диакон, иерей (священник), протоиерей (старший священник), протопресвитер (священник, занимающий епископскую должность). Черное духовенство занимает должности в управлении церковью, они дают обеты целибата, нестяжания и послушания: иеродьякон и иподиакон (прислуживают епископу), иеромонах (священник), игумен (глава монастыря), архимандрит (игумен, возглавляющий лавру), архиереи – общее название: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!