Механистическая картина мира и религия.



Познание мира происходит при помощи только внешнего опыта. Попытка подвести внутренний мир человека под законы внешнего мира.

Механистическая картина мира предполагает наличие конструктора мира – станка с программным управлением. Чудо – естественное явление, закономерность, которой мы не знаем.

Эволюционистская картина мира. Христианский эволюционизм.

Модернизация средневековой картины мира. 19 век. – геологическая и биологическая теория эволюции. Ч. Дарвин.

На сегодняшний день проблема снова актуальна. 20 в.- век «Саентизм»- наука панацея людей во всем, сумасшедшие темпы прироста знания во всех областях: ядерная энергия, космос, генетика, но в то же время 1 и 2 мировые войны, химическое и атомное оружие.- угроза самоуничтожения человечества, биоэтика, клонирование, экологический кризис.

Все религиозные организации признают достижения н.- огромное влияние на рел. картину мира. Б.- сущ-во нематериальное, этизация Бога (любовь,добро,свобода). –восхваление науки типично для всех рел. структур, стремление контролировать науку. РПЦ- соц. концепция- «христианство развенчало язычество, демифологизировало мировоззрение, тем самым- открыв дорогу научному осмыслению природы».

Если науку и религию понимать как 2 способа миропонимания, то никакого сближения м/ду ними не может быть. Если они общественные институты, то союз необходим.

 

Буддийские религиозно-философские школы.

Особенности: В систематическом виде буддийская мысль складывается в первые века н.э. В центре внимания – проблемы психики, сознания и механизмов его функционирование. Главными проблемами буддийской фил. являются космология (дхармы) и психология. Психокосм – вот главный предмет обсуждения буддийских философов. Торчинов говорит о буддийской фил-ии, как о своеобразной “феноменологии” сознания.

Носителями фил-кого знания являются исключительно члены сангхи (монашеской общины).

Традиционно принято выделять 4 фил школы в буддизме:

 2 стхавиравада– тхеравада

 2 махасангхика- махаяна.

Школы Тхеравада: Оформление 80 г. до н.э. Палийский канон-первая фиксация  письменного канона: Трипитака- «три корзины».

Сутра(ы) – слово Будды – общедоступные

Виная – дисциплина – свод правил –– создавались монахами

Абхидхарма – для монахов – наиболее философская часть канона.

Идеальная личность – архат- святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший это мир 3 ступени: - вступивший в поток

- единожды возвращающийся

- более не возвращающийся Будда до своего пробуждения был обычным человеком, он навсегда покинул мир, следовательно ему не надо молиться. Только монах может стать архатом.

 Сарвастивада /Вайбхашика

От трактата Махавибхаша. - сарвастивада. (санскр. сарва - “всё”, асти - “есть”). Абхидхармакоша-5в.мысл. Васубандху.

«Вместилище абхидхармы». Прежде всего занимались описанием и классификацией – дхарм в контексте рел. доктрины буд.Учение о том, что все дхармы, настоящие прошлые и будущие – реальны, и нет ничего более реального, чем дхармы. Они обладают действительным онтологическим статусом, будучи при этом у. е. описания психофиз. опыта.

Признавали реальное сущ-ние внешнего мира и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому нашим сознанием.

 Саутрантика- «Приверженцы сутр»

Считали, что абхидхармисты в своих спекуляциях должны опираться лишь на Абхидхармистский материал, содержащийся в сутрах как словах самого Будды, и игнорировать др. источники. Не все дхармы считают реальными. “Сверхмирские дхармы” (асанскрита дхармы, “не входящие в составы”) они считают лишь условными, а не реальными единицами. Они признавали сущ-ие внешнего мира, но отвергали полное соответствие образов мира, отражённых в нашем сознании, реальным вещам. Мир есть “вещь в себе”, а наше сознание придаёт ему удобную форму, изменяя его и превращая в “вещь для нас”. Эти две “вещи” могут и не совпадать.

Махаянские школы:

Оформились намного позже . Канон на санскрити, сейчас на тибетском и китайском. Идеал Бодхисатва: царь, пастух, лодочник. Цель: пробуждение а не нирвана. Будда- метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, он лишь является людям в виде человека, как она была явленна в образах других Будд. 

Махаянские тексты не называют тхеравадинов архатами, обычно называли швараками- «привязанные к идее нирваны». Бодхисаттва- любой человек, наделенный бодхичиттой, т.е. намерением обрести бодхи, пробудится, 2 качества Бодхисаттвы: сострадание- карупа; мудрость- праджня- способность воспринимать реальность как она есть;

Учение о Дхармакая- (дхармовое тело Будды как реальность, наделенная наивысшим онтологическим статусом) Все существа Будды- только не пробудивщиеся к пониманую этого

Мадхьямака (Шуньявада–пустота, относительность.)

«срединный путь»- Основатель – Нагарджуна – философ, живший в I-II вв н. э. Любое явление существует лишь относительно других явлений- все явления пусты, лишены самобытия- все дхармы пусты и бессущностны

Вывод: - все фил. категории явл-ся продуктом нашей ментальной деятельности, непригодными для описания реальности, как она есть.

теория двух истин Нагарджуны: сущ-ет два уровня познания: - Эмпирическое знание, реальность, опыт

 - Йогическая интуиция.

Утверждение о тождественности нирваны и сансары – т. к. нирвана явл-ся нирваной лишь относительно сансары, и наоборот, значит они не обладают своебытиём – они пусты и бессущностны. Их общая природа – пустота (шуньята) Бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны и так обретает состояние Будды.

Виджнянавада -“учение о сознании”/(йогачара-«практика йоги»). “Виджнянавада” по-видимому, сложнейшая из всех не только буддийских, но и вообще индийских систем.

Создателями братья – Асанга и Васубандху (наверное, тот же, что и автор Абхидхармакоши), жившие на рубеже IV и V веков.

Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны)- все явления что мы воспринимаем – есть лишь феномены сознания, отвлечённые от всякого содержания. Цель человеческих стремлений пребывание в этом сознании, бодхи (буквально «просветление»), или нирвана. Средство её достижения- йога.  

Алая- виджняна («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»)- источник всех форм сознания.

Теория 3 уровней сознания:

- уровень обыденного сознания, т.н. здравый смысл

- мир «только лишь сознания» все взаимообусловлено

- уровень совершенного знания, Будд и Бодхисаттв, видение реальности как она есть.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!