Арнольд ван Геннеп «Обряды перехода»



Ритуалы жизненного цикла жизни человека – перемещения чел. от одного соц. статуса к другому. Ритуалы инициации 3 ступени: Обряды отделения (Прелиминарные)

Обряды промежуточные «порог» (Лиминарные)

Обряды включения (Постлиминарные) в новом соц. статусе.

 Магию с религией не разводит. Религия и магия соотносятся как теория и техника. Технические приемы религии – магия.

 Симпатические обряды, которые основаны на вере о воздействии подобного на подобное части на целое, слово на действие.

 Контагиозные основаны на представлении о магической среде, ее способности передавать естественные или приоритетные свойства либо путем непосредственного контакта, либо на расстоянии.

Прямые/косвенные (в зависимости от действия, наступающего после обряда)

Позитивные/негативные (табу, запреты)

Косвенный обряд – нечто вроде толчка, который приводит в действие автономную или персонифицированную силу или серию сил этого порядка.

При рассмотрении обряда нельзя точно определить его тип, т.к. в один м.б. включен в другой.

Тернер В. «Символ и ритуал»

Занимался Африкой. НародНдембо. Северо-западная Замбия. Ритуал – стереотипная последовательность действий, которая охватывает жесты, слова и объекты; используется на специально подготовленном месте и предназначается для воздействия на сверхъестественные силы и существа в интересах и целях исполнителей – более узкое определение. Ритуал – последовательность стереотипных действий, имеющих символическое значение, передаваемых от поколения к поколению по традиции, существующих в рамках какой-либо группы, сообщества, общества.

Ритуал- это собрание «рит. символов», кот. сохраняют особенности ритуального поведения, форму передачи информации о важнейших ценностях сообщества; сис-ма средств и целей, кот не имеют отношение к рел., продукт взаимодействия различных соц. статусов. Функция ритуала – вступление в контакт с невидимым миром, когда это необходимо, обновление цикла развития.

- сезонные ( посвящены сменам годового цикла)

- по случаю или зависящие от обстоятельств (вызваны переломными моментами- смерть, рождение итд.)

3 уровня смыслового восприятия ритуала: явный, латентный, скрытый. Ритуалы перехода: 2 стадия-«порог»- лиминарность. 

Лиминарные обряды перехода часто используют принцип коммунитас communitas – отсутствие соц. структуры, то есть, например, карнавал. Карнавал – один из обрядов инициации. В процессе перехода, человек находится в коммунитас.

Символизм тела.

Тело в любой традиционной первобытной культуре является символичным. Это универсальное явление.

Роберт Хертс Один из первых исследователей символики тела (уч.Дюркгейма) ст.“Преобладание правой руки…” Правое и левое имеет телесное происхождение и касается самых разных черт характера .Он говорит, что противоположность правого и левого – результат воспитания. Все, сто связано с левой рукой воспринимается негативно. 


Марсель Мосс ввел ряд классических понятий (Наблюдения и личного опыта. Военный, люди по разному копают, сидят на корточках).

habitus – техники, привычки, способы действия зависят от культуры: социальные(Дети должны есть, чтобы жить , вопрос чем?) биологическая причина (ребенок подражает техники взрослого) психологические. Мосс отделяет техники тела от религиозных обрядов и ритуалов, но говорит, что полностью отделить невозможно, т.к. в основе мистического состояния есть техники тела.

М. Дуглас. «Чистота и опасность» Тело и границы тела- отображение соц. границ. 4 типа соц. осквернения (идея кастового осквернения- основана на образе тела- упорядочивание соц. иерархии)

Древние религии ближнего востока и малой Азии.

Сирия и Финикия

Религия хеттов. Первоначально преобладание культа местных богов-покровителей (племенные, общие, городские)- наиболее почитаемая солнечная б. Ариния. После государственного объединения-культ гос. б. Тишуба-б. грозы + Хетаб супруга. Символ – атрибутами были двуглавый орел и двойной топор (Крит-Зевс). Хеттский царь- священная особа, выполнял фун-ции главного жреца. Земледельческая народная рел.: почитание б.-матери-б. плодородия (Ма, Рей, Кибелла) + супруг Атисс. Земледельческий культ- государственный.

Рел. халдов (урартов). Культурные отношения с Двуречьем, Малой Азией и Закавказьем. О рел. халдов известно мало. 9в до нэ. – образование самостоятельного гос-ва- гос. культ национальных б. Главный б. небожитель- Халд. + супруга Уарубани.= кпокровители царской власти. Рел. центр г. – Мусасир, главный храм Халда+ святилища на открытом воздухе. Жрецы родственники или приблеженные царя.

Источники изучения Сирии и Финикии- свидетельства Греков и римлян – Геродота, Лукиана + письма финикийских царей египетским фараонам, раскопки Угарита.

Финикия – узкая прибрежная часть Сирии. Издревле славились финикийцы как мореплаватели и торговцы.

Тесные отношения с Египтом. Несколько храмов Хатор, Амону-Ра и пр.

Устройство – города-государства. Финикия процветала до начала 1 тыс,. в 12 веке д.н.э. пострадали от филистимлян. В 13 веке вернули себе независимость от Египта и хеттов. В конце 8 в.д.н.э. были завоеваны Ассирией. С тех пор постоянна была под властью разных государств – Халдеев, Персов, Македонии, Селевкидов и Рима.

Пантеон

Баал – владыка данного народа. Верховное мужское божество. Его символами были бык и лев. Он проявлял себя в громе, молнии, буре, сонце. Ему соответствовала богиня Баалат – мать-земля, владычица, богиня Луны, плодородия и любви. Символ ее – корова.

Был также мужской бог природы, символизирующий ее постоянное умирание и возрождение.

В Сирии и Финикии был распространен также культ Адониса – бог растительности, войны и бури. Он был заимствован греками.

В городах-государствах были и свои особенные божества: Мелькарт – царь города Тир, почитался повсеместно, как бог мореплавания; в Сидоне – Эшмун – бог-целитель, воскресающий и умирающий. Его символ – змея на шесте.

Характерной особенностью является то, что считается, что боги обладают в большей степени разрушительной, чем созидательной силой. Бог смерти Муту, воплощение хаоса.

Кроме прочего финикийцы заимствовали богов из Сирии Нергал – бог подземного царства, многие из Египта (Пта, Тот, Осирис).

Постепенно пантеон усложняется. Божества получают дополнительные функции, выстраивается иерархия.

Культ

Изображения б. свирепы и уродливы. Богов нужно было задабривать – приносить жертвы, все, что угодно, но самый лучший дар богу – кровь.

В честь богов устраивались мистерии, которые в большинстве носили хтонический характер.

В Тире и Карфагене в жертву солнечному божеству Мелькарту приносили детей. При крайней опасности царь приносил в жертву и своего ребенка.

Во время сражения отбирались наиболее сильные из пленных воины и сжигались.

Храмы первоначально находились в пустыне. Это были фетиши, окруженные двором. Рядом с храмом находился жертвенник. Кроме камней были также священные деревья и рощи. Первоначально культ финикийский был далек от антропоморфизма, и стал антропоморфным только под влиянием вавилонской, египетской и греческой религий. Были наследственные жреческие роды и жреческие коллегии

 

 

Религии Австралии и Океании.

Религии Океании.

Токарев «Ранние формы религии» Берндт «Мир первых австралийцев»

Множество островов в Тихом океане – Океания. Делится на три региона: Микронезия ( от греч. «Мелкие острова»), Меланезия («Черные острова»Новая Гвинея, Соломоновы, Фиджи, Новые Гебриды, Санта-Крус и т.п.), Полинезия («Многочисленные о.»Новая Зеландия, Самоа, Тонга, Таити, Гавайи) Н.Н. Миклухо-Маклай. Религиозная жизнь региона разнолика, вследствие разного уровня экономического и культурного развития.

До европейцев информация о религии племен Океании дошла очень поздно – только во второй половине 19 века.

Характерными чертами религий Океании является вера в манна и практика табу.

Мана – особенное сверхъестественное качество, которое дарует предметам или людям особенные свойства. Она способна накапливаться, передаваться и пр.

Табу говорит о том, что некоторые предметы склонны творить зло и контакты с ними следует ограничить. (Например, вождь не должен ходить по земле, ни заходить в хижины соплеменников, иначе эти предметы будут табуированы, так как могут принести вред членам племени).

Важный элемент религий Океании – магия. Преимущественно хозяйственная, потом военная, лечебная, вредоносная, любовная.

Магические процедуры могут осуществлять все, хотя обычно хозяйственная магия в руках знахарей, шаманов, а военная в руках вождя. Магия отсутствует в тех делах, где все зависит от подконтрольных обстоятельств.

Для многих племен Океании важен также культ предков, хотя его формы и интенсивность очень разная. Например, у племен северных массим, после смерти от человека остается не один, а два духа – балома и коси. Коси остается жить около деревни и не имеет большого значения, а балома отправляется на остров Тума, где живет еще одну жизнь и воплощается после повторной смерти в младенце и живет дальше. Но этому баломе нужно приносить жертвы и всячески его задабривать так как он постоянно посещает свою деревень и проверяет насколько тщательно соблюдаются обряды.

Мифология Меланезии относительно примитивна множество мифов о культурных героях.

В Полинезии более развитая религия: у них сакрализирован вождь, после смерти души вождей и простых людей ждет разная судьба, богатая мифология, космогонические мифы,

Микронезия же интересна представлением о калитах. Калит – это вообще все сверхъестественное. Противоположное носит характер профанного и звучит «карам».

Религии Австралии

Хорошо изучены – Тайлор, Дж. Фрезер, А. Ван Геннеп и пр.

Развитая мифология, повествующая о древнем времени, когда жили сверхъестественные существа, которые заложили первоначальный порядок жизни. Первоначальность сообщает авторитет всему, чего касается. Верховный бог называется всеми племенами их отцом, хотя имена во всех племенах у него разные. Обычно он соединяет в себе черты демиурга и культурного героя. Потом он покидает землю и становится созвездием, наблюдая за людьми и готовясь покарать их за несоблюдение закона.

Существует у австралийцев и представления о тотемных предках, которые жили в эпоху сновидений. С этими мифами связаны мифы о великом отце.

Характерно то, что акт творения был творением не из ничего, а преобразованием существовавшего.

Тотемные предки после сотворения принялись странствовать по земле, населять ее животными и людьми и пр. Они чаще всего антропозооморфны.

Окончание эпохи снов произошло от того, что на землю пришла смерть.

Тотемные герои могут быть смертны и даже могут погибать от рук людей, но в конечном итоге становиться духами, следящими за адекватностью людского поведения.

Каждый член племени считает, что в нем есть частица первопредка и поэтому они верят в реинкарнацию, а знание о первопредке приходит человеку с инициацией.

Ритуал посвящения обычно обозначает «ритуальное убийство».

Есть люди которые могут, в отличие от всех остальных, в полной мере общаться с тотемным предком и поэтому они проводят обряды лечат и защищают от черной магии.

Знахарь, шаман живет как в современном мире, так и в мире эпохи сновидений, умеет летать, путешествовать под землей, исчезать и появляться по желанию и пр.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!