Религии Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм). Общая характеристика.



Особенности:

- особая картина мира (понятия : карма, сансара, мокша)

- социальная система ( касты)

- этика принцип ахимсы- широко трактуется как «не насилие», отказ от убийства, вегетарианство, политический принцип в политики Махатма Ганди (не зависимость страны)

Индуизм –хинду-дхарма. Крупнейшая национальная рел. 83% насел. Индии, страны ЮАзии, Пакистан, Непал.

Необычайно многогранен, пронизывает все стороны жизни приверженца, является образом жизни и ценностных поведенческих стандартов ориентированные на разные возрастные стандарты и локальные предпочтения. Нет четкой идиологически-организационной структуры, отсутствует церковь как социальный институт- нет сект и ересей. Очень много течений и разновидностей, преимущественно мифологическая религия.

Понятия: дхарма – закон, этические заповеди для человека.

Брахман- «священное слово», высшая, неизменная, несотворенная, абсолютная реальность. Атман- божественная сокровенная сущность, индивидуальная «душа». Сансара- круг бытия, перерождений, регулируется законом воздаяния – карма- сумма + и – дел чел. которая определяет последующее перерождение. Мокша – идеал индуизма, освобождение из сансары и прекращение действий закона кармы. 

Возникает идея триады главных богов – Брахмы, Вишну, Шивы. В этой триаде у каждого своя функция. Брахма – творец, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. Отсюда два мощных ответвления индуизма – Шиваизм и Вишнуизм.

В средние века популярность связана с культами Рамы и Кришны. Шиваизм. Шива идентичен ведическому Рудре – богу дикой природы. Очень противоречив. Складывается во 2 веке до нашей эры.

Индуизм сегодня  Индуизм как единая кодифицированная рел. не существует. 19-20 века попытки реформирования рядом инд. мыслителей- Вивакананда «Миссия рамакришны»- идея духовного мессианства Индии. Индуизм = индийская культура.

Джайнизм.- Джина-«победитель».

Джайнизм – неортодоксальная рел. не признающая авторитет ведийской традиции. апофеоз аскетизма. Появилась в 1 т.до нэ как результат недовольства кшатриев и вайшья на монополию брахманов на религию. Основатель джайнизма – Джина Махавира (6век д.н.э.), 24-й тиртханкар (святые учителя-пророки) жизнеописание напоминает биографию Будды. После смерти достиг- мокши. Человек – смесь дживы и адживы (пространство, время, материя). Джива – идеальное духовное начало, вечна и бессмертна, обладает сознанием. Карма- понимается как тонкая форма материи- совокупность карм- образует кармическое тело дживы. Цель джайнов – освободиться от кармы. Для этого нужно выполнять требования «3 драгоценности»: правильные воззрения, поведение, познание.     

Этика джайнов: 5 обетов: ахимса – не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, не лгать. + 8 дополнительных: ограничение передвижения, пост, отказ от пищи добровольный уход из жизни (саллекхана). Эти обеты ведут к особенностям быта: строгий запрет, на мясное питание, и ограничение питания, маленькое количество собственности и строгая моногамия. Объект культа: тиртханкара.

Сикхизм. Сикх-«ученик». Связь явления сикхизма с исламизацией Индии. Сев-зап Индии- Пенджаб.

Возникновение сикхизма – личность Гуру Нанака. (1469-39)

Особенности вероучения Б.- не имеющий формы и признаков Абсолют, мистический союз с б., богопознание-осовобождение. Против кастовой системы, канонических текстов, ритуалов, института монашества, аскетизма многоженства, и неравноправия женщин. Истинное учение- гурмат. «Ади грантха»- изначальная книга. Не стригут волосы, бороду, специальный гребень, кирпан- нож, штаны особого покроя, кара- стальной браслет на право запястье. 19-20 век дискуссия о самоидентичности «Сикхи- это не индусы и не мусульмане»!Идея создания не зависимого гос-ва Халистан «страна чистых»- 80-е гг. террористические акты. 20 млн.

Ведическая религия (Ведийская).

С серед. 2 тыс. до нэ. Через сев-зап. Индостан проникают воинственные племена Ариев- происходит смешение языка, культуры, мифологии, культурных практик и обычаев.

Священные тексты. Ведический комплекс- свящ. предание- гимны и молитвы Ариев- в канонической форме – лит-ра класса шрути- «услышанные»: Веды- «свящ. знание»- это самхиты- сборники, отраж. знания об окружающем мире. 

ригведа – сборник гимнов, мифо-поэтические сюжеты.

самаведа – жертвенные песнопения

яджурведа – посвящена жертвоприношениям, формулы

атхарваведа – домашний ритуал, заклинания.

Позднее к этим самхитам присоединяются:

брахманы – комментарии к 4 ведам и ритуалам

араньяки - наставления для отшельников “лесные книги”

упанишады- «сидение у ног учителя». (6-4 в до нэ).Свод философских установок, размышление о проблемах жизни и смерти, о мироздании и космогонии. В них появляется ряд важнейших идей индуизма: Атман и брахман.    Понятия упанишад: джива – жизненное начало человека, Пуруша – душа человека, Карма – сумма злых и добрых дел человека. Брахман – высшая абсолютная реальность (основа и причина мира), Атман – “Я”, “душа”,абсолютное, вечное , неуничтожимое со смертью, проявление брахмана в индивиде. Упанишады говорят, что Атман и брахман тождественны Пуруше – духовному началу мира. Высшая цель- освобождение, для восстановления А и Б через истинное знание.

Ведический пантеон. Строгого нет, либо не до конца описан.Основа ведической рел. миф о б-бе дэвов-«небесный» и асуров-темные демоны.

Бог неба – Дьяус + жена – земля Притхиви. Их сын Индра, б. воздушного пространства-громовержец- в Ригведе ему посвящено 250 гимнов. (миф о сотворении мира, о победе над змеем Вритрой, становления небытия (асат) бытием (сат). Агни – бог огня и семейного очага, посредник м/ду людьми и б. (200 гимнов)

Рудра – бог грозы, разрушитель, позднее сливается с Шивой. Сома – бог опьяняющего напитка, дарующий б. бессмертие. Ваю- б. ветра. Варуна- вседержитель мироздания, управляет мировым порядком- рита.

Ритуал. Жертвоприношение- яджну. Кровавые жертвы По значимости: человек, конь, бык, баран, козел- произнесение магических формул, приношение б. говяжье мясо + сома напиток жертвенный, дающий богам силу и бессмертие. Ритуал ангихотры- ежедневное возлияние в огонь молока и жидкой каши в честь Агни. Р. ашвамедха- царский конь, посвящение царя в высшую степень могущества.

Брахманизм – можно выделить как один из этапов ведического периода.

Появление варновой (варна- «цвет», «род»)системы деления общества: в основе миф первочеловеке Пуруше:

Брахманы – высшее сословие, возникли из верхней части Пуруша 

Кшатрии – войны, правящая аристократия, произошли из рук

Вайшья – ремесленники, торговцы, земледельцы, скотоводы – основной производящий класс, произошел из бедер и генеталей

Шудры – слуги для всех 3-х высших Варн. Шудры появились тогда, когда индоевропейцы переселились а Индию и подчинили местное население. Первые три варны – движда –обряд посвящения дваждырожденные.

Появляется литературы класса– смрити «запомненные».

Сутра – текст с наставлениями и комментариями

Шраутасутры- общественный ритуал

Грихастхасутры- домашний ритуал

Законы Ману- трактует вопросы этики и права.

Индуизм.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!