Основные концепции в антропологии религии.



Предметом антропологического изучения религии является человек, существующий в разных цивилизации. Антропология рел. в значительной степени посвящена исчезнувшим или исчезающим культурам. Антропология тесно связана с такими науками как антропология, этнография и социология, языкознанием, фольклористикой, археологией. Становление этих наук в Европе и России связано с колонизаторством, происходившем в 18-19-х вв. Интерес к другим народам появился в колониях, где возникает потребность изучать их быт, религию, социальное устройство. В Германии возникает термин «этнография». В Англии, а позже и в Америке господствующим был термин «антропология». Во Франции возник термин «этнология», в России прижился термин «этнография».Этнография – описание одного народа: быт, культуру, отношения. Этнология – наука об этносах, теоретическая наука, основывается на материалах этнографии.

Антропология – наука о человеке (есть физическая, социальная или культурная антропология – эволюция культуры и социума преимущественно у первобытных народов).

Первым антропологом религии как правило называют Дж. Лёббока, он разработал общую теорию культурной и религиозной эволюции, в которой выдвинул положение о том, что начальная стадия этой эволюции была безрелигиозной. 

Эволюционный подход. повлияла работа Ч. Дарвина «Происхождение видов». Герберт Спенсер – стремился к созданию «синтетической философии». Его концепция названа «линейным эволюционизмом». Он исходил из того, что эволюция представляет собой непрерывный прогресс. Сущностью этого прогресса является преобразования однородного в разнообразное, т.е. процесс усложнения и дифференциации. В результате Спенсер решил, что возникновение религии связано с чувством страха перед предками и культ предков лежит в основе всех религий. В результате эволюции и усложнения из единообразного культа предков возникают разнообразные представления о сверхъестественных сущностях и богах.

Эдуард Тайлор(1832-1917)– виднейший представитель классического эволюционизма. В своей работе «Первобытная культура» (1871) он упоминает, что эволюция не всегда прямолинейна, почти в каждой культуре, есть не только общие закономерности, но и частные особенности, эволюция культуры зависит от многих исторических факторов. Но исследование посвящено общему, прогрессивно развивающемуся, эволюционному процессу, происходящему во всех культурах. Особо подчеркивался постепенный характер этого процесса. Концепция Тайлора названа анимистической. Согласно ей в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Эти представления появились в результате размышления первобытного человека над снами, ведениями, болезнями, смертью, состояниями транса и т.д. Т.о. вырабатываются понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. Позднее появляются более сложные представления: о существовании души после смерти, переселении душ в новые тела, загробной жизни и т.д. второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям к олицетворению и одухотворению окружающей действительности => вера в духов сил природы, растений, животных, предков, которая трансформируется в политеизм, а затем и в монотеизм. Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». «Метод пережитков»- для реконструирования прошлого. (пережиток- те обряды, обычаи кот., перенесены в более позднею стадию развития рел.) Миф возник из первобыт. анимизма, как способ объяснения окружающего мира.

Джозеф Фрейзер. 3 стадии развития человечества: магия, рел., наука. Магия «рудиментарная» наука. Рел. возникла тогда когда человек разуверился в силе магических способностей и стал обращаться за помощью с сверх силам. Мифу предшествовал ритуал т.е. миф сценарий ритуала.

Роберт Маретт(1861-1943). Рел. и магия не исключают друг друга т.к. основаны на вере в безличную силу. Первобытный чел. вера в манна (сила) выражение страха- эмоциональное напряжение- магия. В рел. первичная составляющая ритуал, кот. породил миф. Природа сверх-го в аппозиции табу- манна (чудотворящий модус).

Штенбегр Л.Я. (1861-1927)- этнограф (Тайлор) «Эволюция рел. верований». Оживотворение окружающей природы 3 стадии: - аниматизм- перенос чел. признаков на природу

-открытие духов. - одух природы. -открытие души- возник. представление о душе. Магия вторична по отношен. к анимизму. Вера в мана выросла из первоначального анимизма.

Антропол. теория мифа.

Малиновский. Внутренне единство м/ду мифом и ритуалом. Миф для первобыт. чел. явл. Психологической реальностью т.к. воспроизводит ритуал. Миф- переживается каждый раз заново и имеет социально-интеграционное значение, преемственность культурной практики на основе установленных традиций.

Э.Дюркгейм. социальное значение мифологии, регулирует поведение. Священным считается само племя, сакрализованное в образе тотема.

Леви-Брюль. Мышление первобыт чел: мистическое (нет различия м/ду (сверх) и естественным) дологическое (безразличие к противоречию) и подчинено закону сопричастности (все связанно со всем), имеет аффективную природу.

Э. Кассирер  мифологизация древнейших вид духовной человеч. деятельности. Миф-ция- не зависимая символ. сис-ма, ее главная функция- моделирование мира- язык. Основа картины мира пространство и время.

К. Леви-Стросс. Основн. структура первобыт мышления – логический анализ и способность к классификации. Мифология – инструмент для разрешения логических противоречий. первобыт. чел. объединяет в одну длинную цепь ассоциации самых разнообразных вещей. Один миф трансформация другого. Миф- историческое повествование, инструмент для объяснения настоящего и будущего.

Антропол. теория ритуала. В Антропол. рел. ритуал рассматривается как синоним рел. поведения, практики.

Дюркгейм. Ритуал- действие направленное на поддержание дуализма- сокрального/профанного; отрицат ритуал-табу/ положительный рит. Соц. функция ритуала- поддержание соц. сплоченности.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!