Структура рел. и ее основные функции.
Религиоведение как комплексная научная дисциплина. Методология и основные методы религиоведческого исследования
Религиоведение складывалось с 19 века. Оно находится на стыке огромного количества наук. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее феномены, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.
Основные разделы религиоведения:
1 История религии. Начинает формироваться в 18 в. Обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии, воспроизводит прошлое различных религий. Изучает их преемственность, рассмотрение в контексте конкретной культуры или вне этого контекста. Имеет дело с конкретными религиями.
2 Социология религии. Формируется с середины 19 века. Она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы системы, специфику обратного влияния на религию.
3 Антропология религии. Появляется в 19 веке, в рамках этнографии. Изучает возникновение этноса, его развитие, особенности обычая и быта. Познание человека вообще. Объект - изучение общества, группы, где господствует неопосредованные коммуникации. Предмет-общее св-ва соц. Жизни на материале диких и/или первобытных племен.
|
|
4 Психология религии. Формируется в конце 19-начале 20. Она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественно психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.
5 Феноменология религии. Складывается в 20 веке. В современном религиоведение не существует «чистой» фен-гии она сосуществует с другими направлениями: истор и антропол. Слабо сконструирована как самостоятельная дисциплина. Непонятный предмет. Главное понятие, с которым работает феноменология – священное, в противоположность профанному. Направлена на выявление общих черт и фундаментального единства различных рел., кот. Позволяют утверждать что все рел., имеют общее основания – в них лишь осуществляются различные пути достижения общей цели. Два направления – дескриптивная и интерпретативная.
6 Философия религии. Базовый раздел. Осмысление религии философией. Философия религии вычленяется в 18-19 веках. Занимается проблемой осмысления религии со стороны философии. Предмет- религия как таковая, ее место и роль в духовной жизни чел. И общества, философское рассмотрение основных проблем, кот. Пытается решить религия.
|
|
7 Религиозная философия. Совокупность исходящих из принципов религ. Мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире, о человеке, об обществе, о познании, о ценностях.
Методы исследования
Являясь комплексной дисциплиной использует большое число разнообразных методов познания. Применяются философский, спец., общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические (опыт) методы.
Системный метод, диалектик(действительность в ее противоречии), анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция(выводы из одной части явления наблюдений распростр. на другую), моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция(от общего к частному), наблюдение, эксперимент.
В различных разделах религиоведения используются специфически данные методы, так в социологии – изучение документов, интервью, анкетирование и прочие. Психология использует метод анализа биографий, проективные тесты, личностные опросники. Антропол. «включенное» наблюдение, полевые исследования.
Казуальный анализ- изучение причинно следственных отношений, выявление причин возник. и эволюции различных явлений религии.
|
|
Историзм- инструмент познания логика. Генетический подход- выведение последующих этапов развития из начальной фазы. Актуализм- изучение состояния развития.
Сравнительно-истор. исследование-сопоставление временных этапов одной и той же рел.
Типологический метод- расчленение на группы признаков - определенная модель типол. общности для опред. объектов, явлений.
Феноменологических метод- выяснение смыслов и значений в духовном взаимодействии людей.
Герменевтический метод- выявление связи текста с социокультурным контекстом.
Структурно-функциональный -выявление роли религии и рел. Объединений в обществе.
Структура рел. и ее основные функции.
Любой тип рел. состоит из элементов: рел. сознание, деятельность, отношения, организация.
Рел. сознание- система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, кот. содержаться в свящ. текстах, писаниях. Главный признак – религиозная вера- вера в объективное существование сверх. существ, во взаимоотношение с этими сущ-ми, в истинность существующих взглядов, догматов, текстов, рел. авторитетов в действительность событий описанных в писаниях.
|
|
- символичность и аллегоричность- для носителя рел. сознания символ. св-ми могут обладать матер. предметы, действие, слово. Через аллегорический образ передается содержание понятий определенной рел. о строении мира, месте чел. в нем и т.д.
- наглядная образность (рел. чувства) и эмоциональность- чувственная и мыслительная образность. Результат – страх перед Б. любовь к нему и т.д. Рел. неразрывно связана с понятием истины.
- рел. лексика – обозначающая действительные предметы, реальные персоны, действия события. Либо называющая сверх сущ-в, области бытия и т.д.
- диалогичность сознания- связана с языком, общение со сверх.
2 уровня рел. сознания: - обыденный- кот., представляется в виде образов, представлений, установок, выступает как нечто целое, систематическое.
– концептуальный- спец. Разработанные понятия, идеи принципы учение о Богах, рел. интерпретация жизни общ-ва, рел. философия.
Рел. деятельность- практическая, производственная, соц-пол., медицинская, воспитат-педагог, управ-админ., духовно- познавательная, ценностно-ориентировочная.
2 основ. вида – культовая- вид рел. деятельности- культ- система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверх-му (рел. богослужения, обряды, праздники, паломничество). Содержание культа определяется рел. представлениями, идеалами, догмами.
Внекультовая дея-ть- преподавание, распространение рел. представлений, орг-управленческая дея-ть.
Рел. отношения- вид отнош., в духовной сфере общества, кот. Складывается в соответствии с рел. сознанием, реализуется по средствам рел. деятельности, носителем м.б. индивид, группа, институты, орг. Культовые и внекультовые отношения. В рел. отношениях есть посредники:- предметы (не) живой природы-(икона, крест, свящ. животное); человек- группа лиц (священно служит.) Образы Б., духов, душ, язык.
Рел. организация- упорядочивает рел. деятельность и отношения внекульт. и культ. ; основных типа рел. орг.: церковь, секта, деноминация, культ.
Функции религии.
Функции – способы действия религии в обществе.
Мировоззренческая - выполняется благодаря наличию в ней (религии) миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных явлений и процессов), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприятии), мирочувствования (эмоциональное принятие или отвержение) мироотношения (оценка). Таким образом религия задает абсолюты, с точки зрения которых понимается мир, цель жизни человека и проч.
Компенсаторная – восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания. Помогает преодолеть реальное угнетение «свободой в духе». Бедствия обездоленных смягчаются благотворительностью, разобщенность – «братством в боге» и пр.
Коммуникационная – установление связи м/ду верующими на основе единства их верований, обмен информацией между верующими и между верующим и гипостазированными существами (Богом, ангелами, духами).
Регулятивная функция – регулирует деятельность групп, общин с помощью идей, ценностей, установок, стереотипов. Большое значение имеют система норм (религ.права, морали Ипр), образцов (примеры для подражания), контроля (слежение за выполнением предписаний, поощрений и наказаний.
Интегрирующе-дезинтегрирующая. Интегрирует внутри паствы, дезинтегрирует между конфессиями.
Культурнотранслирующая – религия, часть культуры транслируя себя, транслирует культуру.
Легитимизирующе-разлегитимизирующая функция – узаконивание некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм, образцов или наоборот их отвержение.
Сакрализация культурных ценностей- посредствам сакрал-ции норм и ценностей общества религия способствует его стабильности.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!