Происхождение и основы учения буддизма.



Первая по времени возникновения мировая религия. Истоки в духовном кризисе индуизма.

Основание буддизма. Не возможно реконструировать научную биографию Будды, распространено несколько датировок его жизни: 624-544 и 566-486. Дата ухода (паринирвана) – начальная точька летоисчисления.

Гаутама Шакьямуньи – легенда о Будде описана в «Махавасту». Легенда о зачатии Будды, родился в семье царей шакьев, предрекали будущее великого правителя или мудреца- просветителя. Легенда о четырех встречах – увидел больного, увидел старика, увидел жмурика, увидел аскета. В 25 лет начинается его отшельничество. Через интенсивное внутренне созерцание достиг- просветления- стал Буддой т. е. «просветленный». Первая проповедь г. Бенаресс «о повороте колеса учения, дхармы». Кушинагара место где он ушел в медитацию- достиг нирваны, кремирован, ступы- памятные сооружения (где находится прах).

Символы буддизма:

3 драгоценности: Будда, дхарма, санкхья.

Буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений. Особенно это справедливо относительно Махаяны «большая колесница», которая представляет собой обозначение весьма разноплановых и разносторонних течений и направлений. Тем не менее существует некий круг идей которые в том или ином смысле характерен для всех направлений буддизма. Страдание является фундаментальной характеристикой как такового. Центральное и по существу единственная проблема буддийского учения- человек (как живое существо) и его освобождение.

- 4 благородные истины: истина страдания; истина причины страдания -клеша – страсть (загрязнение), аффекты. Страстное влечение, отторжение и неведение.

истина прекращения страдания; истина пути к прекращению страданий«благородный восьмеричный путь». Праведная: - вера- решимость- речь- поведение- жизнь- усердие- памятование- созерцание.

- учение о карме. Доктринальный стержень буддизма. Карма- «дело», «участь»- это действие, обязательно имеющая действие или результат. Абсолютно объективный базовый закон существования. По закону кармы, после смерти живого существа, комбинация дхарм, составлявших его личность, “самость” сохраняется и продолжает жизнь.

- учение анатмавады - о не существовании души. Атмана нет. Нет души, как простой неделимой субстанции. Есть совокупность элементов (дхарм).

- учение о дхарме. Всё состоит из дхарм – психофизических элементов, то что можно назвать некой сущностью, «человек», в реальности просто условное для обозначения комплекса элементарных качеств-дхарм, собранных в единый «поток»- сантана силой кармы.

-учение о причинно-зависимом происхождении.

5 возможных форм сущ-ния: божества дэвы и асуры; голодные духи; обитатели ада; человек; животное.

- буддийская космогония. «Три мира», чем выше уровни бытия тем дольше живут находящиеся в них существа. В нашем мире воплощаются различные Будды, проповедующие учение.

 

Конфуцианство.

Мартынов Алек. Степ. «Конфуцианство. Лунь-юй».

С кон. 2- нач. 1 вв. до н.э. до 1911г. официальная идеология Китая. Это не религия, а этико-политическое учение, сосредоточенное на проблемах природы. Выделяется 3 этапа формирования:

-древнее конфуцианство.

- классическое кон-во

- неоконфуцианство- 11-12 вв.

Основатель Кун-цзы- Конфуций (551 - 479 г д.н.э.)

Литература Канонические тексты.

«Пятиканоние»- «У цзин»- протофилософские сочинения:

- И цзин-гадание

- Ши цзин- песни и гимны

- Шу цзин- древнейшие исторические документы

- Ли цзин- ритуалы и обряды

- Чунь-цю- летопись царства Лу (где родился Конфуций)

«Четверокнижие»- «Сы шу»:

- Чжун юн- из Ли цзин

- Да сюэ

- Лунь- юй- идеи Конф., в виде его высказываний, бесед.

- Мэн-цзы- идеи ученика Мэн Кэ.

Краеугольный камень конфуцианских теоретических построений- учение об идеале личности – цзюнь-цзы- «благородный муж»- идея гармонии личного самосовершенствования и деятельности на благо идеального государства. цзюнь-цзы- человек обладающий – у дэ- «5 благими качествами/добродетелями», мудрость, верность.

гуманность, благопристойность, справедливость,

Социальный идеал

Государство – большая семья. Единственный источник государства и права- мораль. Постепенно сложились детально проработанные правила поведения, соответствующие занимаемому человеком социально-чиновому месту. Основу социального порядка Конфуций видел в разделении общества на верхи и низы, на управляющих и подчиняющихся. Критерием разделения должны быть знания и добродетели – степень близости человека к Ц-Ц.

Конечной целью управления провозглашались интересы народа. Одной из самых важных основ социального порядка было повиновение старшим.

Таким отношением был продиктован культ предков – главная и самая важная обязанность каждого китайца – чтить предков. Конфуций разработал учение о Сяо – сыновней почтительности. Был даже сформирован сборник «24 образа сяо», ставший образцом для подражания.

Такое отношение приводило к росту семьи и клана – отсюда перенаселение.

Культ Конфуция- (отменен в 1928) особенности: сформирован по модели древн. культов предков- запрет на художественное изображение, подчеркивалась сугубо земная ипостась Конфуция- Учителя.

Синтоизм.

Мещеряков А.Н. «Древняя Япония. Буддизм и синтоизм»

Синто- «Путь богов» – национальная религия Японии, политеистическая рел. совокупность локальных традиций почитания тех или иных божеств, характерен синкретизм, отсутствие жесткой границы м/ду каноническим и апокрифическим.

 Литература: 8 век.

- «кодзики»- «записи о деяниях древности» 

описывает путь формирования синтоистских культов

- «Нихон секи»- «Анналы Японии»- впервые употребляется термин – синто.

Разновидности синто:

- народное

- государственное- 1868 попытка превращения в гос. религию до 2Мировой войны.

- сектантское- 19 в. характерна высокая степень синкретизма

- храмовое- система ритуалов, проводимая в святилищах.

Объекты почитания: ками

– мифологические существа- божества.

- император, как воплощение ками

- сакральные силы- различные природные феномены

- некоторые живые люди, умершие предки

Они населяют в6есь мир и их количество неисчислимо.

отсутствию канона в синтоизме- скорее это образ жизни в соответствии с верой в ками.

Идеал – гармоничные связи м/ду ками, природой и людьми.

Пантеон. Аматэрасу-богиня. солнца.

Ниниги – ее внук, сошедший на землю для управления ею.

Дзимму- его внук, первый земной император.

Божества не создали, а породили людей- очень важен культ предков + число предков пополняется за счет умерших.

Удзигами- родовые божества покровительствовали жизни и деятельности членов рода.

боги стихий – тайфунов, ураганов, землятресений.

Синто применялся для укрепления императорской власти, символы имп. власти: бусы-магатама, меч, зеркало- символизирует синтоизм как таковой.

Культ синто

Строились: кофуны- погребальные сооружения являющиеся моделями мироздания.

Дзиндзя- святилища –по Японии их более 80 тысяч.

Храмы отличаются простотой, главный храмовый комплекс – Исэ дзингу (около 7 века). Самый древний храм – Сумиёси (200-202 года). Посвящен четырем богам. Три из них – боги моря, один – бог урожая.

В храмах есть огороженное место, сики- это место обитания божества и алощадка для проведения праздников в его честь.

Священнослужители – каннуси- «хозяева ками»- наследственная должность.

Обряды: очищение -полоскание рта, омовение рук, не чистое то что связанно со смертью, особенно кровь.

молитва - бросание монеты, хлопки в ладоши

жертвоприношение- подношение питья и еды

мацури – храмовые праздники– устраиваются ритуальные танцы, мистерии, состязания борцов сумо.

Формирование синто никогда не прекращалось. В конце 5 – начале 6 века на синтоизм оказал влияние проникший в Японию буддизм. В конечном итоге буддизм и синто поделили жизнь Японца – светлые радостные моменты его жизни остались в ведении родовых божеств и Аматэрасу, а различные обряды связанные со смертью и концепцию освобождения предоставил буддизму.

Вершиной синкретизма стало признание божеств синтоистского пантеона временным воплощение Будд и Бодхисаттв.

Сегодня 118 млн. Японцев из 130 – синтоисты- является важным фактором единства японской нации.

Наука и религия.

Наука и религия – два общественных феномена- очень сложные по составу и неизбежно взаимодействующие друг с другом.

Для европейской мысли конфликт науки и религии один из ключевых в истории культуры. Четко обозначен французскими просветителями 17 веке.

С этого момента и до начала 20 века истинность положения «Религия- враг науки» не оспаривается. Все цивилизованные общества придерживаются сциентизма – веры во всемогущество науки. Во 2 половине 20 века бурное развитие науки принесло свои плоды- религиозные организации выдвигают утверждение: «дальнейшее развитие науки без религиозных ценностей невозможно».

Определение понятия «наука»- система проверенных знаний: знание теоретическое и технологическое, практическое.

Взаимоотношение науки и религии в древности.

Отсутствие знаний о мире породило религию – гипотетические представления о мире. Истинное знание, полученное на выяснении причинно-следственных связей породило науку.

Наука античности- пронизана натурфилософией, вопрос о первоосновах мира. Природа развивается по собственным законам- нет конфликта м/ду н. и рел. задача понять космос, уверенность что природа объясняется через саму себя.

Христианизация античного наследия, формирование 2 подходов к науке:

Климент Александрийский, Августин – отрицание и признание.

Метод предметного разграничения Карла Великого и концепция гармонии веры и разума Фомы Аквинского- «теория двойственной истины»-поощрял науку в рамках Христианства и для его поддержания, считал что Вера выше разума, но могут существовать вместе, т. к. предмет один, только разные подходы.

Средневековая картина мира. Характеризуется:

креационизмом, провиденциализмом, эсхатологичностью. Мир иерархичен. Дуализм. Учение о чуде. Телеология.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!