Проблема теодицеи в христианской теологии, западноевропейской и русской философии.



Теодицея- оправдание Б, в отношении допускаемого им зла на земле, оправдание которое пытались осуществить теологи или теологизирующие философы. При этом они или не признают зла, или рассматривают его как испытание, ниспосланное Б. в мир.

Термин введен Лейбницем в 1710, хотя сама проблема существует уже давно. Вопрос решается в зависимости от рел. мировоззрения (иудаизм- зло-иллюзия, гностики- дуализм мира).

Христианство. Как ВЗ так и НЗ констатируют несовершенство мира и наличие в нем зла. Однако в первых ВЗ проблема теодицеи только намечается: несомненно, что зло не исходит от Б. Господствует вера в абсолютное справедливость- зло- наказание за грехи. Проблема решается не теориями а полным доверием к Б. НЗ так же не говорит о метафизической причине зла, а учит как жить в мире, где есть зло и как вести б-бу с ним. В хр-ве высшее добро-Б.- добро это не только нравственное понятие, но оно существует в метафизическом онтологическом плане. Конкретное добро, сущ-щие в мире- гармония, красота, благо- производное от Б. Творец=Добро-творение=добро. Нужно учитывать временной, преходящий хар-р зла: Библия говорит о прошлом, когда не земле не было зла, и о будущем когда его уже не будет. Зло: моральное и физическое- метафизическое, или та часть природного зла, кот. обусловлена конечностью мира и наличием естественных законов. Порядок, естественные законы являются первичным условием нормального развития чел-ка как свободного сущ-ва, и они созданы Б. для достижения Им своих целей в отношении чел-ка и д/выполнения человеком поставленных Им д/него целей- в этом смысле они как и свободная воля чел, являются источником и блага и зла (греха, страдания).

Преодоление зла- сфера активности Б. Орудие для б-бы со злом – человек, или чудо.

В христианстве 3 концепции:

- Августин. Под влияние Платона. Зло не самостоятельная сила, оно не хватка добра, связанно с несовершенством вещей в мире. Зло в чел мире из-за зла в мире ангелов Зло самостоятельная реальность. Добро может сущ-ть без зла но не наоборот. Эту т. зр. Поддержал Фома- официальная т. зр. Католической церкви. Поддержали и ОЦ на Востоке.

- Ириней Лионский- не отрицает не существование страданий и зла, ни того, что Б.это допускает. Б позволил это для того чтобы осуществить большое благо - свобода и способность установить свободные отношения с Б. Сталкиваясь со страданиями, люди имеют возможность расти и учиться. Если бы не было зла, люди бы не смогли различить добро. Зло есть, с ним нужно б-ся. Оно часть божественного плана. Мир место где чел. духовно растет.

- Оправдание св. воли: если добро должно делаться свободно- должен быть выбор м/ду добром и злом. Св. воли неотъемлема от нравственной жизни в целом. Чтобы вести нравственную жизнь, необходимо зло.

Гоббс, Спиноза- вне человеческого познания не существует добра и зла, эти понятия придумали сами люди при сравнении вещей и явлений друг с другом.

Руссо- человечество- внутренне хорошее, а зло коррумпирующие влияние общества- Маркс- классовая б-ба.

Кант- чел. обладает двойственной природой: как разумное познающее сущ-во, он принадлежит царству свободы, а как чувствующие сущ-во, включенное в сферу действия законов необходимости, он подвержен слабостям, испорченности- в мире явлений сущ-ет «вечное зло» кот м. б. преодалено только воспитанием, культурой, рел., моралью. Законы морали = категорические императивы, выполнение их = победа нравственной воли над злом.

Ницше- добро и зло- мораль рабов. Сверхчеловек- по ту сторону.

Бердяев- зло отдаление от абсолютного бытия, совершенное актом свободы. Зло – карикатура на добро. 

 

Буддизм в культурах Центральной (Тибет, Монголия) и восточной (Китай, Корея, Япония) Азии.

Распространяется из Индии, 2 направления:

- Китай, Дальний Восток ( 1-2 н.э.)проникает через среднюю Азию Афганистан, Таджикистан, Узбекистан. Китаизированная форма, буддийский канон тексты –на китайском языке. Дальше в Корею, Японию, Вьетнам.

- Центральная Азия, тибетское направление (7 в. н.э.)

Буддизм в Тибете.  Буддизм начинает распространятся в Тибете в 7 веке, до буддизма распространена религия – бон. Завершение формирования буддийской традиции в Тибете огромную роль сыграла деятельность Цзонхава (14-15 в.), который основывает школу гелукпа- «школа добродетелей». При жизни его называли «третьим Буддой» и Авалокитешварой. «Ламрим- чемпо» - «Ступени Пути Просветления», три категории учения: хинаяна-монашеская дисциплина, изучение философии; постижение философии –махаяны + обет Бодхисаттвы («тот чья сущность Просветление», те кто не ушли в нирвану, для спасения других, первый среди них Авало-швара-б. смотрящий вниз);

тантрическое учение и медитация ваджраяны. Для простого человека для того чтобы приблизится к Прос-ю., необходимо почитать Ламу- «высочайший»- духовный наставник, учитель- ламаизм. Центром религиозной жизни Тибета стал монастырь с иерархичной системой лам. В 16 веке утверждается теократическое правление: светский и духовный правитель – Далай-Лама «океан премудрости»,  появление института перерожденцев- не отрицает законов кармы, идея сознательного воплощения конкретного персонажа- тулку.

С 16 века ламаизм распространяется в Монголии, Бурятии, Калмыкии.

Буддизм в Китае.

Распространяется в 1 веке из Центральной и Ю-ВАзии, но только во 2 веке н.э появляются первые монахи-китайцы. Буддизм отвоевывал свои позиции в Китае с трудом, культурные, государственные, перевод текстов. С 6 века формирование собственно китайских направлений махаянского буддизма, так же помог укрепиться на китайской почве даосизм.

4 век- школа Цнинту-«Чистой земли», поклонение Будде Амитабхи, повторение его имени, любой человек, независимо от его поступков непременно обретет рождение в Сукхавати-мифологема рая.

Постепенно распространялся буддизм школы Чань– возникла в 6 веке. Основатель легендарный Бодхидхарма. Чань-буддизм прежде всего ориентируется на занятие медитативной практикой резкий из нее выход, при помощи окрика, удара и т.п. Основные принципы:

- смотри в свою природу и станешь Буддой (т.е. каждое живое существо наделено природой Будды)- цель Чань обретение состояния Будды в этой жизни.

- «пробужнение» передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки.

- строжайшая дисциплина, и полный авторитет учителя

Чань буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской и японской культур. Китай – монохромная живопись тушью, Яп.- икебана, чайная церемония.

В эпоху Тан (7 – 10 века) буддизм в Китае приходит к наивысшей точке своего расцвета. Однако именно тогда в 842-45 годах буддизму был нанесен сокрушительный удар конфуцианцами. Было закрыто множество монастырей, сожжено множество рукописей и пр. После этого буддизм уже не смог вернуть себе позиции.

Народный буддизм –культ Будды будущего Майтреи, развитие образа бодхисатвы милосердия Авалокитешвары- получил женскую ипостась- Белохитонная Гуаньинь- в 17-18 вв, влияние образа Мадонны- Чадоподательница Гуаньинь.

В Японии.

Проник в 4 веке., расцвет 9-14 вв. Наиболее широкое распространение получили:

- дзэн-буддизм- (кит. чань) в 12 в, простота, практицизм, неприятие книжной учености, абстрактных умозаключений и изощренных ритуалов. Сатори- учение о внезапном пробуждении, знание о собственном сердце и прибывание в гармонии с природой.

- культ Будды Амида (санскр. Амитабха)- амидаизм. Школа дзедо син – «истинная чистая земля», основатель Синран- для достижения спасения необходима лишь искренняя вера в Амида. Происходит синкретизм- несколько сект сблизивших буддизм и синтоиз.

- Школа Нитирэн- единственно истенное учение «Сутра Лотоса»- текст махаяны, магическое заклинание помогающее а различных обстоятельствах. Самое националистическое движение во всей Японии. Торчинов «Введение в буддологию»


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!