Вероучение, культ и основные этапы истории зороастризма.



М Бойс Зороастрийцы. Верования и обычаи.

Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения, оказала влияние на иудаизм, ислам, гностицизм, христианство. Много нерешенных вопросов в истории возникновения зороастризма. Древнеиранская религия просуществовавшая непрерывно с 4 в до нэ. по 7в н.э.религия трех Иранских империй, господство-х на большей части Ближнего и Среднего Востока.

В начале 3 тыс. предки индоиранцев разделились на индоарийскую и древнеиранскую ветвь. В процессе миграции древние иранцы впитывали обычаи и верования местного земледельческого населения, а им давали новый язык.

Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: абстрактным (агурам) и связанным с природой (дэва). Наиболее важными стали Мазда (мудрость, правда) и Митра (договор, согласие, союз), Аирйаманн (дружба), Арштат (справедливость), Хамварэти (доблесть), Сраоша (послушание), Вэрэтрагна (победа). Важен культ воды, огня, огнепоклонничество.

Основатель Заратуштры (греч Зороастр) – наиболее приемлемая дата жизни 7 век д.н.э. В зо лет получил откровение, его учение основывалось на индоарийской религии. Ахура-Мазда- «господь мудрости», творец всего благого, единственный не сотворенный б., существующий вечно.

Авеста, священная книга Зороастризма была зафиксирована не ранее 3 века. Авеста состоит из 3-х главных книг:

-Ясна- гимны и молитвы, 72 главы, 17 гат стихотворных гимнов, созданных Заратустрой

 -Яшты- моления божествам

 -Видевдат- свод обрядовых предписаний, посвященных понятию греха, осквернения, чистоты и очищения

- «Малая Авеста» – сборник повседневных молитв.

Учение Заратуштры

Резкий дуализм светлого и темного начал мира. Светлый Ахура-Мазда + Амеша-Сэпта (7 божеств) + язаты

(святые духи)+ агуры. Темный Агра-Маинйу + дэвы. Они братья близнецы, равноправные творцы всего сущее-го. Они оба добровольно сделали свой выбор- такой же выбор должен сделать человек- моральный выбор м/ду добром и злом. Цель человечества победить зло и восстановить мир в его первоначальном совершенном виде. Человек должен жить в соответствии с благой мыслью, словом, делом + обязательство к всеобщей нравственности и чувство глубокой ответственности за весь мир.

История мира делиться на 3 эры: цикличность

- Творение- духовное- затем материальный вид, который оказался уязвимым для сил зла.

- Смешение- мы сейчас в ней живем, мир добра и зла

- Разделение, добро вновь отделиться от зла, а мир вернется в совершенное состояние.

Заратуштра стал первым кто выдвинул: Учение о суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем телесном воскресении, о всеобщем Последнем Суде(«мост-разрушитель») и о вечной жизни воссоединившихся души и тела.

Учение о Спасении мира: спасители мира 3. Братья Ухшйат-Эрэта и Ухшйат-Нэма. В конце мира, в неком озере, чудесным образом сохраниться семя пророка, искупавшаяся девушка родит Астват-Эрэта, который поведет людей на последнюю битву со злом.

Этика и культ. Главное этическое правило – сохранить жизнь и бороться со злом.

Солнечный календарь- 360 дней (при Ахеменидах + 5) 

6 основных пятидневных празднеств: Новый год – как воскрешение мира, в честь Амеша-Сэпта. итд.

Главное поддержание чистоты: огня, воды, земли, растений, внутренняя и внешняя чистота человека- множество законов и средств очищения. Самое нечистое и злое мертвое тело т. к. вокруг него собираются дэвы. Насассалары- носильщики трупов, «башни молчания»- где оставляли труп, для разложения под солнечными лучами, на съедение птицам, зверям, а затем «чистые» кости хоронили в землю.

Особое жреческое сословие – по наследству. Магупати- должность верховного жреца.

Почитание огня: 5 видов огня: во всех вещах, в теле людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии. Сначала нет ни храмов не алтарей, но при Ахеменидах- получили распространение храмы с алтарями огня.

Символ зороастрийцев. Священный пояс- кусти- сплетенный из 72 нитей (по кол-ву глав Ясны), трижды оборачивается на талии, 2 узла с переди и сзади, во время ежедневной пятикратной молитвы пояс снимается.

При Ахеменидах- зороастризм, становиться гос. религией и принемает окончательный вид.

Наибольшую популярность зороастризм получил при Сасанидах. (3-7 века). Верховный жрец здесь тал втором лицом в государстве. Именно тогда на почве зороастризма возникает манихейство. Также в пятом веке появилось фундаменталистское движения за чистоты З. – маздакиты.

С арабским завоеванием Сасанидов происходит постепенная исламизация. В настоящее время во всем мире 200 тысяч. В Индии, Иране, Пакистане, Канаде, США, Гонконге, Австралии.

                                                                                   

Иудаизм.

Можно выделить 3 этапа истории иудаизма:

I. Библейский. Связан с функционированием 1 и 2 Иерусалимских храмов.

2 пол 2 т до нэ - 13 в до нэ – зарождение единобожия.

13 – 11 вв до нэ – завоевание Ханаана

1200 – 1025 эпоха племенной раздробленности, Давид, Соломон – Первый Храм.

Конец 8 века - 165 год до нэ - захват Ассирией, Вавилоном, Эллинами.

165 – 6 г нэ - Второй Храм. Римское владычество.

II Равиннистический этап. После разрушения 2 храма.

650 – 1040 – галахический период.

1040 г – раввинистический период.

III  Современный этап с конца 18 века. Секуляризация – необходимость новых форм приспособления к действительности- возникновение:

- ортодоксального (раввинистического) направления: приверженность традициям, мин. допущение новшеств

- реформистское (либеральное) направление: иудаизм открытая рел. необходимость наполнение, современным содержанием.

- консерватизм- в20 веке как промежуточное течение.

Священные книги иудаизма:

Танах – главные священные тексты в иудаизме, состоящие из 3 сводов (24 книги- христианский Ветхийз.) по первым пяти буквам названий его частей:

Тора- Пятикнижие Моисея. В переводе с иврита означает «закон»– священный текст в иудаизме, данный по преданию пророку Моисею Богом: Пятикнижие Моисея, вошедшее в христианскую Библию как Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Небиим- книги Пророков (история и мораль)

Кетувим- книги Писаний.

Талмуд – др.евр. “Изучение Торы” – вероучительные, религиозно-правовые и культовые представления иудаизма, толкования Торы. Состоит из:

 Мишна - “Повторение Закона” - толкование образа жизни 

Гемара -“Полное разъяснение” : вавилонская версия (5-6в нэ) и Иерусалимская (4 в нэ.)

Галаха- о соотношении законов Мишны с Пятикнижеем

Агада- проповеди, притчи.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!