Религии Древней Месопотамии и Древнего Египта Религия Древнего Египта



Древнейшей формой религии было почитание номов – (области, егип. поселения) божеств покровителей. Их культ был устойчив, держался до самого конца и сочетался с поклонением общеегипетским богам.

С кон. 4 т до н.э. единая система ценностей- возник. единого гос-ва, - культ Нила (Б. Хапи) культ царя (фараон-«дворец»). Отличительная особенность: Каждая эпоха древнеегип. истории имеет своего Б. фаворита, кот отождествляют с властью царя, обожествление правителя- люди «слезы Б.»- они инструменты его работы. У фараона 2 тела: чел., и божественное (золотое- видят только боги)-единство тела- магическим образом обеспечивают единство гос-ва.- необходимо его сохранение от разложения. Обилие зооморфных культов: Гор-Сокол, Тот-ибис, Атум-скарабей + растения (лотос, папирус) + инсигнии – знаки царской власти(скипетр, корона).

В каждом егип. номе своя версия происхождения мира(космогония): Основная форма рел.– ритуал-жертво-е, энергетический обмен м/ду мирами.(мертвых и живых)

Мемфисская б. Птах творит мир и людей силой своего божественного слова.

Гермопольская «божественная 8»- огдоада, б.мужчины-лягушки,б. женщины-змеи. Людей вылепил на гончарном круге б. Хнум

Гелиопольская версия отражает два основных аспекта егип. рел. плодородие и целостность страны. б.солнца Атум- «сам себя создавший», его слезы это люди. Осирис- Власть над черной землей- Египтом, Сет- его брат власть над пустынями- б-ба м/ду братьями центральный миф всей егип. культуры. Миф о «Осирисе и Исиде» известен благодаря древнегреч. истор. Плутарху.(Сет убивает Осириса, его жена Исида (б.плодородия и земледел,Б-мать) обращается к б. солнца Ра , необходимо собрать все куски тела Осириса разбросанные по всему Египту. Исида рожает сына Гора- становиться правит. Египта, Осирис- повелитель загробной жизни). Живой фараон-Гор, мертвый-Осирис.

Эпоха Раннего и Старого царства. Почитаются различные ипостаси Гора + концепция бессмертия царя и чиновников- известна из текстов «Тексты Пирамид»(рассказы о путешествии ба). Божественная сущность фараона состоит из: тела-хат; души-ба; двойника-ка; имя-рен. После смерти ба уходит к богам, а ка- живет на изображениях гробницы, загробная жизнь продолжение земной. (страна мертвых находится на Запада тк. там заходит солнце). Конец Старого ц. кризис царской власти, разграбление пирамид, чиновники хотят обеспечить себе царское бессмертие- переворот сознания. «Тексты саркофагов» - появление идей об ответственности чел. за свои деяния на страшном суде, взвешивание грехов, определение судьбы.

Эпоха Среднего царства. Религия божественной триады: Амон-Ра-Птах. Амон-«таинственный» с начала слияние с гелиопольским культом Ра = Амон-Ра, затем +Птах «..Амон лицом подобен Ра, а телом Птах». Новая концепция бессмертия, представление о чел. судьбе и формир-е егип этики. Рассчитана на любого чел. у которого есть «Книга Мертвых» (но гарантий книга не давала)- сборник магических заклинаний, формул для заговора сердца на суде Осириса. (свидетельства сердца выдают все плохи дела чел., необходимо обмануть Осириса). Дистанция м/ду царем чел. минимальна. Мышление египтян в абстрактных категориях- (загроб. мир нет определенного географ расположения) + насыщенно рел-символическими действиями. 

Эпоха Нового царства. Египет ведет активную завоевательную политику- происходит расширение кругозора – изменение религиозных представлений. 14 в. до нэ. реформа Аменхотепа 4- реформа солнечного культа. Б. старого царства Амон- трансформируется в Атон (иероглиф солнечный диск с чел. руками) Аменхотеп- « Амон доволен», меняет имя на Эхнатон «Угодный Атону», переносит столицу из Фив, в специально построенный город Ахет-Атон, но после его смерти культ сходит на нет. В конце Нового царства: верховное б. Египта – Амон-Ра – владыка всего пантеона и покровитель всех династий фараонов. + почитание Тота-б. луны, письма, счета (у греков отождествляется с Гермесом).

Гермес Трисмегист (триждывеличайший). Человек м.б. как Бог, если овладеет всеми магическими науками, медицина, алхимия, астрология. Египетский царский монотеизм- переродился в веру в духовное могущество богочеловека. Егип. политеизм- стал частью народной магии, заговоры и амулеты.

Месопотамия. Шумерская религия. Прошла 3 основных этапа: период божеств места; период аккадского синкретизма; унификация пантеона при 3 династии Ура.

Превращение общинно-родовых богов в б. демиургов и хозяев города. (с нач.3 т. до нэ.)У шумеров сущ-ли спискиб., храмовые гимны и заговоры, пантеон иерархия б.: демиурги, лунные и солнечные б., б.- матери и б. войны различных городов. Соединяли б. и его имя, которым он владеет. Общий принцип: никаких абстрактных, не связанных с конкретным местом почитания бож., родословий в старошумерское время не было тк. личный статус б. определялся его землей и соц. статусом, нежели родством.

Эпоха Аккада. Слияние шумерских и семитских б., выполнявших одинаковые функции в пантеонах.

 Эпоха 3 династии Ура. Космогония- отделение неба от земли и их священный брак. Ориентация мироздания: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная делиться на: ан-звезды, планеты; калан-наш мир; ки-подземный мир, в свою очередь делиться на подземные воды и кур-мир мертвых.

В божестве важна его удаленность от мирской жизни, обладают законом (ме) кот., должно подчинятся все мироздание. Ме- закон хранящийся на небе, «потенция» «энергия», б. действуют не по соей воли, а соответственно материальным возможностям, связанные с наличием у них ме.

Во главе б. Энлиль- повелитель воздуха и ветра, множ-во функций покровитель царской власти, законов природы., по обе руки от него Ан-  старейшина б., управляет собранием б., и Энки- противоположность Энлиля, покровитель подземных вод, создатель и покровитель человечества. Ниже 7/9 б. «Анунаки»- судьи людей в загроб. мире. Затем несколько сотен остальных б. Каждый город имел своего б.-покровителя с женой и детьми, слугами. За всеми была закреплена родословие, кот. упоминается в посвященных им гимнах + в числе б. урские цари. Царям храмов не строили- только святилища, приносили жертвы, центральный культ – г. Ниппур. Народные земледел. культы. Иштар (б. плодородия) + Думузи (покров. Скотоводов, б. весеннего расцвета) = священный брак.

Жрецы. Из знатных фамилий, звание наследственное, ученые астрономы, астролизация божеств, само понятие бог изображается идеограммой- *. Распространена магия/ заговорная лечебная медицина (много змей и скорпионов) мантика (по внутренностям животных). Развитие календаря, письменности и математики. 

Представление о загробном мире: «страна без возврата», одинакова для всех. Все там скучают, голодают, страдают от жажды- стремится туда не надо.

Вавилон. У власти царь Хаммурапи нач. 2 т.до нэ. Во главе б. Мардук, попытка создания монотеистической религии. Существует только б. Мардук все остальные лишь его проявления, в тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация. Вавилонский эпос о Гильгамеше – царе шумерского г. Урука. Он посвятил жизнь поискам различных способов достижения бессмертия. Убивал соперников, просил у праведника, тот ему дал бессмертие но он его потерял- вывод единственно возможное бессмертие для чел.- духовное.

Ассирийцы. Подчинили Вавилонию, не появилось новых рел. идей. Превосходство Ашшура над Мардуком, шумерские б. почитались как старейшины пантеона и созидатели мирового порядка. Царь Синаххериб разрушил и затопил Вавилонию тем самым показав что призирает Мардука.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!