ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 11 страница



„ Herr von Schelling " (1843) письмо к Магх'у
(434 ff. ). По черновику. Разнос Шеллинга 63.

Конец IV тома.


77

КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«НАУКА ЛОГИКИ»64


Написано в сентябре декабре
1914 г.

Впервые напечатано в 1929 г,
в Ленинском сборнике IX


Печатается по рукописи


78

Bern: Log. I. 175

H e g e l s W e r к e*

Bd. I. Philosophische Abhandlungen **
П. Феноменология духа
III — V. Наука логики
VI—VII. (1 и 2) Энциклопедия

VIII. Философия права

IX. Философия истории

X. (3 части) Эстетика

XI—XII. История религии
XIII—XV. История философии
XVI—XVII. Смешанные сочинения

XVIII. Философская пропедевтика


* — Сочинения Гегеля. Ред.
*
* — Том I, Философские статьи. Ред.


XIX. (1 и 2) Письма Гегеля и к Гегелю.


79


Полное загла-
вие Сочинений

Г. В. Фр.

Гегеля 65.

«Полное из-
дание круж-
ка друзей
покойного:
Мархейнеке,
Шульце,
Ганс, Ген-
нинг, Гото,
Михелет,
Фёрстер».

Сочинения

Г. В. Фр. Гегеля,

том III

(БЕРЛИН, 1833)   (468 стр. )

«НАУКА ЛОГИКИ» (66 - см. коммент. ).

I часть. Объективная логика.
I раздел. Учение о бытии.

(Берн: Log. I. 175)

ПРЕДИСЛОВИЕ К I ИЗДАНИЮ

Том III *, стр. 5 [V, 2] ** — остроумно о логике:
это-де „предрассудок", будто она „учит мыслить" (как
физиология „учит переваривать"??)

... «логическая наука, составляющая собственно ме-
тафизику или чистую, спекулятивную философию»...
(6) [3].

... „Философия не может брать своего метода у под-
чиненной науки — математики"... (6—7) [4].

«Но таким методом может быть лишь природа со-
держания, движущаяся в научном познании, причем
вместе с тем эта собственная рефлексия содержа-
ния сама впервые полагает и производит его опреде-
ление».

(Движение научного познания — вот суть).

„Рассудок (Verstand) дает определения" (bestimmt),
разум (Vernunft) отрицает, он диалектичен, ибо он
определения рассудка сводит в ничто („in Nichts auf-
lost"). Соединение того и другого, — „рассудочный ра-
зум или разумный рассудок" = позитивное.

* Heqel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред.


80

Отрицание „простого"... «духовное движение»... (7) [4].
«Лишь на этом конструирующем самого себя пути
философия... способна быть объективной, доказательной
наукой» (7—8) [4].

(„Сам себя конструирующий путь" = путь (тут гвоздь,
по-моему) действительного познания, познавания, дви-
жения от незнания к знанию *. )

Движение сознания «подобно развитию всей
Аарак- жизни природы и духа» покоится на „натуре
терно. чистых сущностей, составляющих содержание
логики" (Natur der reinen Wesenheiten **).

             
Перевернуть: быть выведена и духа".

логика и теория познания
из „развития всей жизни

должна природы

До сих пор: предисловие к I изданию.

• В рукописи слова «от незнания к знанию» зачеркнуты горизонталь-
зой чертой, по-видимому, вместо подчеркивания. Ред.
** — натура чистых сущностей. Ред.


81


ПРЕДИСЛОВИЕ К II ИЗДАНИЮ

замеча-
тельно!

„Царство мысли представить философски,
т. е. в его собственной (NB) имманентной
деятельности или, что то же, в его необходи-
мом (NB) развитии"... (10) [6].

„Известные формы мысли" — важное начало, „die leblosen Knochen eines Skeletts" * (11) [6].

 

Нужно не leblose Knochen, a живая жизнь.

история
мысли =
история
языка??

Связь мышления с языком (китай-
ский язык между прочим и его нераз-
витость: 11), образование существитель-
ных и глаголов (11) [7]. В немецком
языке иногда слова имеют «противо-
положное значение» (12) [7] (не только
„различные", но и противоположные)
„радость для мысли"...

Понятие силы в физике — и полярности („противо-
положности неразрывно (курсив Гегеля) связанные").
Переход от силы к полярности — переход к „высшим
Denkverhaltnisse" ** (12) [7-8].

* — «безжизненные кости скелета». Ред.
** — «мысленным отношениям». Ред.


82


природа
и „das

[NB еще стр. 11 [7]... «Но если вообще
противопоставлять природу, как физическое,

Gei-
stige" *

духовному, то следовало бы сказать, что ло-
гическое есть скорее сверхприродное»... ]

Логические формы Allbekanntes sind, но... „was be-
kannt
ist, darum noch nicht erkannt" ** (13) [8].

«Бесконечный прогресс» — „освобождение" „форм мы-
шления" от материала (von dem Stoffe), представлений,
желаний etc., выработка общего (Платон, Аристотель):
начало познания...

„Лишь после того, как все необходимое было на-
лицо,... люди начали философствовать", — говорит
Аристотель (13—14) [9]; и он же: досуг египет-
ских жрецов, начало математических наук (14)67.
Занятие „чистыми мыслями" предполагает «длинный
путь, который человеческий дух должен был пройти
ранее». В таком мышлении

интересы „дви-
гают жизнью
народов"

«умолкают интересы, движущие
жизнью народов и индивидов» (14)
[9].

Категории логики суть Abbreviaturen *** („epito-
miert" **** в другом месте) „бесконечной массы" «част-
ностей внешнего существования и деятельности». В свою
очередь эти категории d i е п е п***** людям на прак-
тике («в духовной выработке живого содержания,
в создании мыслей и в обмене ими»).

отношение
мышления к
интересам и
влечениям...

«О наших ощущениях, влечениях,
интересах мы, правда, не говорим, что
они нам служат, но они считаются са-
мостоятельными силами и властями,
так что мы сами есть это» (15) [10].

* — «духовное». Ред.
**
— общеизвестны, но... «то, что известно, еще не есть оттого познанное». Ред.

*** — сокращения. Ред.
**** — «извлеченное». Ред.
***** — служат. Ред.


83

И о формах мысли (Denkformen) нельзя сказать,
что они нам служат, ибо они проходят „через все
наши представления" (16) [10], они суть «общее как та-
ковое».




Объективизм: категории мышления не посо-
бие человека, а выражение закономерности и
природы и человека — ср. дальше противопо-
ложение


— «субъективного мышления» и «объективного поня-
тия самих вещей». Мы не можем «выйти за пределы
природы вещей» (16) [И].



И замечание против „критической филосо-
фии" (17) [И]. Она представляет себе отноше-
ние между „тремя терминами" (мы, мышление,
вещи) так, что мы ставим „посредине" между
вещами и нами мышление, что эта средина
„разделяет" (abschlieBt) нас „вместо того, чтобы
соединять" (zusammenschlieВen). На это, гово-
рит Гегель, надо ответить „простым замеча-
нием", что „самые эти вещи, кои будто бы стоят
по ту сторону (jenseits) наших мыслей, сами
суть (Gedankendinge) мысленные вещи"... и
„так называемая вещь в себе лишь em Gedan-
kending der leeren Abstraktion" *.


против
канти-
анства


 


 

Суть довода,

по-моему: (1)

у Канта познание раз-

гораживает (разделяет)

природу и человека; на деле

оно соединяет их; (2)

у Канта „п

у с т а я а б-
с т р а к ц и я" вещи в себе на место живого Gang,

Bewegung ** знания нашего

о вещах все глубже и
глубже.        

* — мысленная вещь пустой абстракции, Ред,
** - хода, движенич. Ред.


84

 

Ding an sich * у Канта пустая абстракция, а Гегель требует абстракций, соответствующих der Sache **: «объективное понятие вещей составляет самоё их суть», соответствующих — материалистически гово- ря — действительному углублению нашего познания мира.

Неверно, что Denkformen только „Mittel", „zum Ge-
brauch" *** (17) [11].

Неверно также, что они „auВere Formen" ****,
„Formen, die nur an dem Gehalt, nicht der Gehalt
selbst seien" (формы, кои суть лишь формы на
содержании, а не само содержание) (17) [12]...

 

Гегель

же требует логики,

в коей формы были

бы gehaltvolle Formen

***** , формами живого,
реального содержания,

связанными неразрывно

с содержанием.

   

И Гегель обращает внимание на «идеи всех природ-
ных и духовных вещей», на «субстанциальное содержа-
ние»...

— «Задача и состоит в том, чтобы осознать эту логи-
гескую природу, которая одушевляет дух, побуждает
по и действует в нем» (18) [12].

 

Логика

есть учение не о внешних формах

мышления а о законах развития „всех мате-
риальных, природных и духовных вещей",

т. е. развития всего конкретного содержания

мира и познания его, т.

е. итог, сумма, вывод

истории познания мира

 

* — Вещь в себе. Ред.
** — сути. Ред.
*** — «средство», «для пользования». Ред.
**** — «внешние формы». Ред.
***** — содержательными формами. Ред.


85


„Инстинктивное действие" (instinktartiges Tun) „рас-
пыляется в бесконечно разнообразном материале".
Наоборот, „интеллигентное и сознательное действие"
выделяет „содержание движущего" мотива (den Inhalt
des Treibenden) „из непосредственного единства с субъ-
ектом в предметность перед ним" (перед субъектом).

духа или субъекта

«жизни и сознания»...

«В этой сети завязываются там и сям более прочные
узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его»
(18) [12-13].

 

Как сие понять?
Перед человеком сеть явлений природы.
Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет
себя из природы. Сознательный человек выде-
ляет, категории суть ступеньки выделения, т. е.
познания мира, узловые пункты в сети, помо-
гающие познавать ее и овладевать ею.

„Истина бесконечна" — ее конечность есть ее отри-
цание, „ее конец". Формы (Denkformen), если рассма-
тривать их как формы, «отличные от содержания и
лишь внешние ему», неспособны охватывать истину.


Пустота этих форм

делает их

 

|формальной логики

достойными „презрения" (19) [13] и „насмешки" (20) [14].
Закон тождества, А = А, — пустота, „unertraglich" *

(19) [14].

Несправедливо забывать, что эти категории «в по-
знании имеют свою область, где они должны со-
хранять значение». Но как „безразличные формы"
они могут быть „орудиями ошибки и софистики",
не истины.

«К мысленному рассмотрению» должны быть привле-
чены не только „внешняя форма", но и „der Inhalt" **

(20) [14].

• — «невыносимая». Рев.
*• — «содержание». Ред.


86





«С этим введением содержания в логическое
рассмотрение» предметом становятся не Dinge,

a die Sache, der Begriff der Dinge *


NB


не вещи,


а законы их движения, материалистически


... «логос, разум того, что есть» (21) [15].
И на стр. (22) в начале [15] предмет логики выражен
словами:


NB



„развитие мышле-
ния в его необходи-
мости


... „Entwicklung des Denkens
in seiner Notwendigkeit".



* — вещи, а суть, понятие вещей. Ред.


Категории надо вывести (а не произвольно или меха-
нически взять) (не „рассказывая", не „уверяя", а д о-
называя)
(24) [17], исходя из простейших основных
(бытие, ничто, становление (das Werden)) (не беря
иных) — здесь, в них «все развитие в этом зародыше»
(23) [171.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!