ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 14 страница
183 [170]: «Идеальность для себя бытия как тоталь-
ность превращается таким образом, во-первых,
в реальность и притом в наиабстрактнейшую, наи-
прочнейшую, как одно».
Темна | вода... |
Мысль о превращении идеального в реальное глу- бока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вуль- гарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwen- glich75. |
189 [177] — Примечание. Монады Лейбница. Принцип
Eins и его неполнота у Лейбница 76.
Видимо, категорий дает еще | Гегель берет свое саморазвитие понятий, в связи со всей историей философии. Это новую сторону всей Логики. |
193 [181]... «Существует древнее изречение, что одно
есть многое и, в особенности: что многое есть
одно»...
195 [183]... «Различие между одним и многими опре-
делилось в различие их соотношения друг с дру-
гом, которое разложено на два соотношения, на
отталкивание и притяжение»...
* — атом (неделимое). Ред.
* * — источником движения. Ред.
*"* — содержит. Ред.
**** — самодвижение. Ред.
105
Вообще все это Fursichsein, должно быть, отчасти | ||
понадобилось Гегелю для выведения того, как | „ка- | |
чество превращается в количество" | (199) [187] - | - ка- |
чество ость определенность, определенность | для | |
себя, Gesetzte *, есть единица — | - сие производит | |
впечатление большой натянутости | и пустоты. |
* — положенное. Ред.
|
Отметить, стр. 203 [190], не лишенное иронии замеча-
ние против того «рефлектирующего об опыте образа
действия познания, который сначала воспринимает в
явлении те или другие определения, затем кладет их в
основание и принимает для так называемого объяснения
их соответствующие основные материи или силы, должен-
ствующие производить эти определения явления»...
106
ВТОРОЙ ОТДЕЛ!
ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)
У Канта 4 „антиномии"77. На деле каждое понятие,
каждая категория так же антиномична (217) [205].
Роль скеп- истории |
Wahrhafte |
Dialek- |
tik*** |
229 [217]: «Die Diskretion |
перевод? раздельность ****, |
, как и die Kontinuitat, |
расчлененность |
сомкнутость (?), преемственность (?) *****, непре- |
есть момент к о л и ч е с т в а»... |
рывностъ |
«Древний скептицизм не уклонялся от
труда указывать это противоречие или
антиномию во всех понятиях, которые
он находил в науках».
Разбирая Канта весьма придирчиво (и остроумно), Гегель получает вывод, что Кант просто повторяет в выводах сказанное в посылках, именно повторяет то, что есть категория Kontinuitat * и категория Diskretion **.
Отсюда же вытекает лишь, «что
ни одно из этих определений, взятое
отдельно, не истинно, а истинно лишь
их единство. Таково истинно диалек-тическое рассмотрение их, так же как их истинный результат» (226) [214].
|
|
* — непрерывность. Ред.
** — дискретность. Ред.
*** — Истинная диалектика. Ред.
**** Слово «раздельность» в рукописи зачеркнуто. Ред.
***** Слова «сомкнутость, преемственность» в рукописи зачеркнуты, Ред,
107
232 [219]: «Количество, прежде всего количественность
с некоторой определенностью или границей во-
обще — есть в своей совершенной определенности
234 [221]: « A nzahl |
и единица со- |
число»...
Численность ? |
Перечисление ? |
ставляют моменты числа».
248 [235—236] — По вопросу о роли и значении числа
(много о Pythagoras etc. etc. ), между прочим,
меткое замечание:
«Чем богаче определенностью, а тем самым и отно-
шениями, становятся мысли, тем, с одной стороны, более
запутанным, а с другой, более произвольным и лишен-
ным смысла становится их изображение в таких формах,
как числа» (248—249) [236]. ((Оценка мыслей: богатство
определениями и следовательно отношениями. ))
По поводу антиномий Канта (мир без начала etc. ),
Гегель опять доказывает des Langeren *, что в посылках
принимается за доказанное то, что надо доказать
(267—278) [255-267].
Далее, переход количества в качество в абстракт-
|
NB |
283 [271]: Бесконечное в математике. До сих
пор оправдание состоит только в правиль-
ности результатов («доказанной из других ос-
нований»),... а не в ясности предмета [confer
Engels 78] 285 [273]: При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат все же получается не приблизительный, а вполне точный! Все же искать тут Rechtfertigung ** —«не столь излишне», «как излишним представляется требовать доказательства права пользоваться собственным носом»79.
* — пространно. Ред.
** — оправдания, Ред,
108
Ответ | Гегеля сложный, abstrus * | etc. | etc. | Речь | |
идет о высшей | математике; ср и интегральном | . Энгельс | |||
Интересно мимоходом | сделанное замечание | Ге- | |
геля - | - «трансцендентально, т. е. в сущности субъек- | ||
тивно | и психологически». | . «трансцендентальным | об- |
разом | а именно в субъекте» (288) [276]. |
Стр. 282- | -327 [270-314] u. ff. — 379 [363]. | |||
Подроб | нейшее рассмотрение дифференциального | |||
и интегрального исчисления, с цитатами — | Newton, | |||
Lagrange, | Carnot, Euler, Leibniz etc. etc., - | — пока- | ||
зывающими, как интересно было Гегелю это
| „исчез- | |||
новение" | бесконечно малых, это „среднее | между | ||
бытием и | небытием". Без изучения высшей | матема- | ||
тики все сие непонятно. Характерно заглавие | Carnot: | |||
„Reflexions sur la Metaphysique du calcul infinitesi- | ||||
mal"!!! ** |
Развитие понятия Verhaltnis *** (379—394) [363—379]
сугубо темно. Отметить лишь, стр. 394 [378—379], за-
мечания о символах, что против них вообще ничего
иметь нельзя. Но „против всякой символики" надо ска-
зать, что она иногда является „удобным средством
обойтись без того, чтобы охватить, указать, оправдать
определения понятий" (Begriffsbestimmungen). А именно
в этом дело философии.
NB? |
«Обычные определения силы, или субстан-
циальности, причины и действия и т. п. суть также
лишь символы для выражения, например, жиз-
ненных или духовных отношений, т. е. неистин-
ные определения для последних» (394) [379].
* — темный. Ред.
** — Карно: «Размышления о метафизике исчисления бесконечно
малых»!!! Ред.
*** — отношение, Ред.
109
третий отдел:
МЕРА
«В мере соединены абстрактно выраженные каче-
ство и количество. Бытие как таковое есть непосред-
ственное равенство определенности с самой собой. Эта
непосредственность определенности сняла себя. Ко-
личество есть бытие, возвратившееся в себя так, что
оно есть простое равенство с собой, как безразличие от-
носительно определенности» (395) [380]. Третий член —
мера.
Кант ввел категорию модальности (возможность,
действительность, необходимость), и Гегель замечает,
что у Канта:
«Эта категория имеет то значение, что она есть
отношение предмета к мышлению. С точки зрения этого
идеализма мышление вообще есть нечто по существу
внешнее относительно вещи в себе... объективность,
свойственная прочим категориям, несвойственна кате-
гориям модальности» (396) [380].
En passant (397) [381-382]:
Индийская философия, в которой Брама пере-
ходит в Сиву (изменение = исчезновение, возникнове-
ние)...
Народы боготворят меру (399) [383].
? Мера переходит в сущность (Wesen).
(По вопросу о мере небезынтересно отметить ми-
моходом сделанное Гегелем замечание, что «в развитом
гражданском обществе количества индивидов, занятых
110
в различных промыслах, находятся в известном от-
ношении друг с другом») (402) [386].
По вопросу о категории постепенности (Allmahlig-
keit) Гегель замечает:
«К этой категории охотно прибегают, чтобы пред-
ставить или объяснить исчезание какого-либо качества
или нечто, ибо, таким образом, исчезание кажется
совершающимся почти перед глазами, так как опре-
деленное количество берется как внешняя, по своей
природе изменчивая граница, а вместе с тем само собой
понятно изменение как изменение только количества.
Но в действительности этим ничего не объясняется;
изменение есть вместе с тем по существу переход одного
качества в другое, или, более абстрактно, от наличного
бытия к несуществованию; в этом заключается иное
определение, чем в постепенности, которая есть лишь
уменьшение или увеличение и одностороннее обращение
внимания на величину.
Но что изменение, выступающее как чисто коли-
чественное, переходит также в качественное, —
на эту их связь обратили внимание уже древ-
ние и представили на популярных примерах те
коллизии, которые проистекают из незнания
этого»... (405—406) [389—390] („лысый": один волос
вырвать; „куча" — одно зерно отнять... ) «что»
(при этом) «опровергается, есть das einseitige
Festhalten an der abstrakten Quantumsbestimmt-
heit» („одностороннее обращение внимания на
абстрактные определения количества", т. е. без
учета всесторонних изменений и конкретных
качеств etc. ).
NB |
... «Эти обороты суть поэтому не пустая или пе-
дантическая шутка, но сами по себе они пра-
вильны и есть порождения сознания, проявляю-
щего интерес к явлениям, возникающим в мыш-
лении.
Количество, поскольку оно принимается за безраз-
личную границу, есть та сторона, с которой нечто су-
ществующее подвергается неожиданному нападению
и гибели. В том и состоит хитрость понятия, что она
111
схватывает нечто существующее с той стороны, с кото-
рой, как кажется, его качество не затрагивается, и
притом в такой мере, что увеличение государства, иму-
щества и т. д., влекущее за собой несчастье государства,
собственника, вначале кажется даже его счастьем»
(407) [391].
Gesetz oder Maβ* |
? |
«Велика заслуга познать эмпирические
числа природы, например, взаимные рас-
стояния планет; но еще неизмеримо большая
заслуга заставить исчезнуть эмпирические
определенные количества и возвести их во
всеобщую форму количественных определений
так, чтобы они стали моментами закона или
меры»; заслуга Галилея и Кеплера... «Они
доказали найденные ими законы, показав,
что им соответствует весь объем частностей
восприятия» (416) [400—401]. Надо требовать,
однако, еще hoheres Beweisen ** этих зако-
нов, чтобы их количественные определения
были познаны из Qualitaten oder bestimm-
ten Begriffen, die bezogen sind (wie Raum und
Zeit) ***.
Развитие понятий des MaВes как spezifische Quan-
titat и как reales MaB **** (в том числе Wahlverwandt-
schaften *****—например, химические элементы, му-
зыкальные тона) очень темно.
Большое примечание о химии, с полемикой |
„Узловая линия отношений меры" (Knotenlinie von
MaBverhaltnissen) — переходы количества в качество...
Постепенность и скачки.
* — закон или мера. Ред.
** — высшего доказательства. Ред.
*** — качеств или определенных соотнесенных понятий (каковы
пространство и время). Ред.
**** — меры как специфического количества и как реальной меры, Ред.
***** — избирательные сродства. Ред,
112
И паки, стр. 448 [432], что постепен- |
NB
NB
В примечании у Гегеля, как и всегда, фактическое,
примеры, конкретное (Фейербах поэтому смеется од-
нажды, что Гегель природу сослал в примечания,
Фейербах, Сочинения, И, стр. ?)81.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!