ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 9 страница



* — приложения и примечания. Ред.


58


... «Добро есть не что иное, как то, что отвечает
эгоизму всех людей»... (397) [834].

NB

NB
Зачаток ис-
торического
материализ-
ма, ср. Чер-
нышевский 45

NB

„Социализм"
Фейербаха

«Достаточно, в самом деле, для этого
бросить взгляд» на историю! Где начи-
нается в истории новая эпоха? Всюду
лишь там, где против исключительного
эгоизма нации или касты угнетенная
масса или большинство выдвигает свой
вполне законный эгоизм, где классы
людей (sic!) или целые нации, одержав
победу над высокомерным чванством
господствующего меньшинства, выхо-
дят из жалкого и угнетенного состояния
пролетариата на свет исторической и
славной деятельности. Так и эгоизм
ныне угнетенного большинства челове-
чества должен осуществить и осуществит
свое право и начнет новую эпоху исто-
рии. Упразднению подлежит не ари-
стократия образования, духа — нет! Но
недопустимо, чтобы немногие были бла-
городными, все же остальные — чернью;
напротив, все должны — по крайней
мере должны — быть образованными;
не собственность вообще должна быть
уничтожена — нет! но недопустимо,
чтобы немногие имели собственность,
все же остальные не имели ничего;
собственность должна быть у всех»
(398) [835].



Лекции эти читаны с 1. XII. 48
по 2. III. 49 (Предисловие, стр. V
[490]), а предисловие к книге дати-
ровано 1. I. 51. Как сильно уже
в э т о время
(1848—1851) о т-
с т а л
Фейербах от Маркса
(„Коммунистический Манифест"
1847, „Neue Rheinische Zeitung"
etc. ), и Энгельса (1845: „Lage" 46).


 


59


Примеры из классиков употребления слов боги и
природа безразлично (398—399) [835—836].

Стр. 402—411 [838-847] —превосходное,
философское
(и в то же время простое и ясное)
объяснение сути религии.

NB

NB

«Тайна религии есть, в конце концов, лишь
тайна сочетания в одном и том же существе
сознания с бессознательным, воли с непроиз-
вольным» (402) [839]. Я и Не-я неразрывно свя-
заны в человеке. «Человек не понимает и не вы-
носит своей собственной глубины и раскалывает
поэтому свое существо на «Я» без «Не-я», которое
он называет богом, и «Не-я» без «Я», которое он
называет природой» (406) [842].

Стр. 408 [844] — превосходная цитата из Сенеки (про-
тив атеистов), что они-де природу делают богом. Мо-
'лись! — работай! (стр. 411 [846]) 47.

NB

Природа есть бог в религии, но при-
рода как Gedankenwesen *. «Тайна ре-
лигии есть «тож
дественность субъек-
т
ивного и объективного», т. е. единство
человеческого и природного существа,
но при этом отличающегося от действи-
тельного существа природы и человече-
ства» (411) [847].

Sehr gut! **

«Бездонно человеческое невежество, и
безгранична человеческая сила вообра-
жения; сила природы, лишенная, вслед-
ствие невежества, своего основания,
а благодаря фантазии — своих границ,
есть божественное всемогущество» (414)
[849].

Sehr gut!

... «Объективная сущность как субъек-
тивная, сущность природы как отлич-
ная от природы, как человеческая сущ-
ность, сущность человека как отлич-
ная от человека, как нечеловеческая

* — мысленная сущность. Ред.
** — Очень хорошо! Ред,


60


замечатель-
ное место!


 


Спекуляция у Фейербаха = идеа-
листическая философия NB.


сущность, — вот что такое божественное
существо, вот что такое сущность рели-
гии, вот что такое тайна мистики и
спекуляции»... (415) [850].


 




Замечатель-
но (против
Гегеля
и идеализма)


NB

глубоко

верно!

NB

прелестно
сказано!


«Человек отделяет в мышлении при-
лагательное от существительного, свой-
ство от сущности... И метафизический
бог есть не что иное, как краткий пере-
чень или совокупность наиболее общих
свойств, извлеченных из природы, кото-
рую, однако, человек посредством силы
воображения, именно таким отделением
от чувственной сущности, от материи
природы, снова превращает в самостоя-
тельного субъекта или существо» (417)
[852].

Ту же роль играет Логика (418
[852—853] — явно в виду имеется Ге-
гель) — превращающая das Sein, das
Wesen * в особую реальность — «как
неразумно желать превратить метафи-
зическое существование в физическое,
субъективное существование — в объ-
ективное, логическое или абстрактное
существование — опять в существова-
ние нелогическое, действительное!» (418)
[853].

... ««Итак, имеется вечный разрыв и
противоречие между бытием и мышле-
нием?» Да, лишь в голове; но в действи-
тельности это противоречие давно уже
разрешено, только, правда, способом,
соответствующим действительности, а не
твоим школьным понятиям, а именно —
разрешено посредством не менее, чем
пяти чувств» (418).


• — бытие, сущность. Ред.


63





отдельное и
общее = при-
рода и бог


428 [862]: Tout се qui n'est pas Dieu,
n'est rien, т. e. tout ce qui n'est pas
Moi, n'est rien *.

431—435 [865—869]: Хорошая цитата из
Гассенди 48. Очень хорошее место:
особенно 433 [867] бог = собрание
слов прилагательных (без материи)
о конкретном и абстрактном.

435 [868—869] — «Голова есть палата

... «Остроумная манера писать состоит,
между прочим, в том, что она предпо-
лагает ум также и в читателе, что она
высказывает не все, что она предоста-
вляет читателю самому сказать себе об
отношениях, условиях и ограничениях,
при которых данное положение только
и имеет значение и может быть мыслимо»
(447) [880].


представителей вселенной» — и
когда голова у нас набита абстрак-
циями, Gattungsbegriffen ***, то мы
естественно выводим (ableiten) «от-
дельное из общего, т. е.... природу
из бога».
436—437 [870]: (Примечание № 16).
Я не против конституционной мо-
нархии, но только демократиче-
ская республика
«для разума непо-
средственно
является государст-
венной формой, соответствующей
человеческой сущности».


bien dit! **

NB

NB

ха-ха!!

метко!


Интересен ответ критику (Фейербаха) профессору
von S с h a d e п'у (448—449) [880-881] и S с h а l -
ler ' y
(449—450—463) [882-883-894]. *

* — Все то, что не бог, есть ничто, т. е. все то, что не есть Я, есть
ничто. Ред.

** — хорошо сказано! Ред.
*** — родовыми понятиями. Ред,


64




NB
„бытие и при-
рода", „мыш-
ление и чело-
век"


bien dit !

к вопросу об
основах фи-
лософского
материализ-
ма


... «Я ведь определенно на место бы-
тия ставлю природу, на место мышле-
ния — человека», т. е. не абстракцию,

а конкретное--------- die dramatische

Вот почему узок термин Фейербаха
и Чернышевского „антропологический
принцип" в философии 49. И антрополо-
гический принцип и натурализм суть
лишь неточные, слабые описания м а-
т е р и а л и з м а.


Psychologie* (449) [882].

«Иезуитизм — бессознательный ори-
гинал и идеал наших спекулятивных
философов» (455) [888].

«Мышление полагает дискретное дей-
ствительности как непрерывное, беско-
нечную многократность жизни как то-
ждественное однократное. Познание
существенного, нестираемого различия
между мышлением и жизнью (или дей-
ствительностью) есть начало всякой
премудрости в мышлении и в жизни.
Только различение является здесь
истинной связью» (458) [890].


 

Конец 8-го тома го тома.


Том 9 = „Теогония" (1857)50. Кажись, интересно-
го здесь нет, судя по перелистыванию. Впрочем,
§ 34 (стр. 320 ff. ), 36 (стр. 334) надо прочесть. NB § 36
(стр. 334) — из просмотра ничего интересного не видно.
Цитаты и цитаты в подтверждение уже раньше сказан-
ного Фейербахом.


 


• — драматическую психологию. Ред.


65

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА

«ИЗЛОЖЕНИЕ, АНАЛИЗ И КРИТИКА

ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА» 51


Написано не ранее сентября
не позднее 4 (17) ноября 1914 г.

Впервые напечатано в 1930 г.
в Ленинском сборнике XII


Печатается по рукописи


67

Л. ФЕЙЕРБАХ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ,
Т. IV, 1910. ЛЕЙБНИЦ и т. д.

В блестящем изложении Лейбница надо отметить
некоторые особенно выдающиеся места (это нелегко,
ибо все — т. е. первая часть (§ 1—13) выдающаяся
вещь), затем добавления 18 4 7 г.





„Лейбниц" писан Фейерба-
хом в 1836 г., когда он
был еще идеалистом


§ 20

§ 21                18 47

и отдельные места


Стр. 27 — отличительная черта Лейбница от Спинозы:
у Лейбница к понятию субстанции прибавляется
понятие с и л ы «и притом деятельной силы»...
принцип «самодеятельности» (29) —




Ergo *, Лейбниц через теологию подходил к
принципу неразрывной (и универсальной, абсо-
лютной) связи материи и движения. Так, ка-
жись, надо понять Фейербаха?


 


Стр. 32: «Сущность Спинозы — единство, сущность

Лейбница — различие, отличие».

Стр. 34: Философия Спинозы — телескоп, Лейбница —

микроскоп 52.

«Мир Спинозы — ахроматическое стекло божества,

среда, через которую мы не видим ничего, кроме ничем

не окрашенного небесного света единой субстанции;

* — Следовательно. Рев.


68

мир Лейбница — многогранный кристалл, брильянт,
который благодаря своей своеобразной сущности пре-
вращает простой свет субстанции в бесконечно разно-
образное богатство красок и вместе с тем затемняет
его» (sic!).

Стр. 40: «Следовательно, телесная субстанция для Лейб-
ница уже не только протяженная, мертвая, извне
приводимая в движение масса, как у Декарта,
а в качестве субстанции имеет в себе деятельную
силу, не знающий покоя принцип деятельности».




За это, верно, и ценил Магх Лейбница53,
несмотря на его, Лейбница, „лассалевские" черты
и примирительные стремления в политике и ре-
лигии.


 


Монада — принцип философии Лейбница. Индиви-
дуальность, движение, душа (особого рода). Не мертвые
атомы, а живые, подвижные, весь мир отражающие
в себе, обладающие (смутной) способностью представле-
ния (души своего рода) монады, вот „последние эле-
менты" (стр. 45).

Каждая монада отлична от другой.

NB

«... Совершенно противоречило бы красоте, по-
рядку и разуму природы, если бы принцип
жизни или внутренних, собственных действий
был бы связан лишь с небольшой или особой
частью материи» (Leibniz — стр. 45).


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!