ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 4 страница



 

Прудону не удалось дать этой своей мысли соответ-
ствующее ей развернутое выражение. Представление
о «равном владении» есть политико-экономическое, сле-
довательно — все еще отчужденное выражение того
положения, что предмет, как бытие для человека, как
предметное бытие человека, есть в то же время наличное
бытие человека для другого человека,
его человеческое
отношение к другому человеку, общественное отношение
человека к человеку.
Прудон преодолевает политико-
экономическое отчуждение в пределах политико-эконо-

 

II

 

мического отчуждения» (54—55) [46-47]

— Рабочий. Ред,


16

Это место характерно в высшей степени, ибо пока-
зывает, как Маркс подходит к основной идее всей своей
„системы", sit venia verbo*, — именно к идее общест-
венных отношений производства.

Как мелочь, отметим, что на стр. 64 [52] Маркс по-
свящает 5 строк тому, что „критическая критика" пере-
водит marechal — „Marschall" вместо,. Hufschmied" **.
Очень интересны стр. 65—67 [53—55] (Маркс подходит
к теории трудовой стоимости); стр. 70—71 [56—57]
(ответ Маркса Эдгару на упрек, что Прудон путает,
говоря, что рабочий не может выкупить своего про-
дукта), 71—72 и 72—73 [57—58] (мечтательный, идеали-
стический, „эфирный" (atherisch) социализм — и „мас-
совидный" социализм и коммунизм).

Стр. 76 [61]. (1-ый абзац 1-ого §-фа: Фейербах раскрыл
действительные тайны, Шелига6 — vice versa ***).

Стр. 77 [61]. (Последний абзац: устарелость наив-
ного
отношения богатых и бедных: „si le riche 1е
savait!" ****).

Стр. 79—85 [62—67]. (Все эти 7 страниц целиком крайне
интересны. Это § 2: «Тайна спекулятивной конструк-
ции»
— критика спекулятивной философии с извест-
ным примером „плода" — der Frucht — критика,
прямо направленная и против Гегеля. Тут
же крайне интересное замечание, что Гегель „очень
часто" внутри спекулятивного изложения дает
действительное изложение, захватывающее самый
предмет — die S а с h е selbst. )

Стр. 92, 93 [71, 72] — отрывочные замечания

против Degradierung der Sinnlichkeit *****.

Стр. 101 [76]. «Он» (Szeliga) «не способен... видеть, что
промышленность и торговля создают совершенно
иного рода универсальные царства, чем хриcтиан-

* — да будет позволено так сказать. Ред.

* * — «маршал» вместо «кузнец». Ред.

*** — наоборот. Ред.

**** — «если бы богатый это знал». Ред.

••••• — принижения чувственности, Ред.


17

ство и мораль, семейное счастье и мещанское бла-
гополучие».

Стр. 102 [77]. (Конец 1-ого абзаца — ядовитые замеча-
ния о значении нотариусов в современном обще-
стве... «Нотариус — это светский духовник. Он —
пуританин по профессии, а «честность», говорит
Шекспир, «не пуританка» 7. Он в то же время свод-
ник для всевозможных целей, заправила буржуаз-
ных интриг и козней». )

Стр. 110 [82—83]. Другой пример высмеивания абст-
рактной спекуляции: „конструкция" того, как
человек становится господином над зверями; „зверь"
( das
Tier) как абстракция превращается из льва
в мопса и т. д.

Стр. 111 [83]. Характерное место по поводу Евгения
Сю 8: из лицемерия пред bourgeoisie он морально
идеализирует гризетку, минуя ее отношение к
браку, ее „наивную" связь с etudiant или ouvrier *.
«Именно в рамках этой связи она» (grisetle) «обра-
зует истинно человеческий контраст по отношению
к лицемерной, черствой и себялюбивой супруге
буржуа и ко всему кругу буржуазии, т. е. ко всему
официальному обществу».

Стр. 117 [87]. „Масса" XVI и XIX веков была различна
„von vorn herein" **.

Стр. 118—121 [88-90]. Этот пассус (в VI главе: «Абсо-
лютная критическая критика, или критическая
критика в лице г-на Бруно». 1) Первый поход абсо-
лютной критики, а) «Дух» и «масса») крайне
важен: критика того взгляда, будто история была
неудачна вследствие интереса к ней массы и рас-
четов на массу, которая довольствовалась „поверх-
ностным" пониманием „идеи".

«Если поэтому абсолютная критика действительно
что-нибудь осуждает за «поверхностность», так это
именно всю прежнюю историю вообще, дела и идеи
которой были идеями и делами «масс». Она отвергает

* — студентом или рабочим. Ред,
**
— «с самого начала», Ред.


18


массовую историю и на ее место намерена поставить
критическую историю (см. статьи г-на Жюля
Фаухера о злободневных вопросах английской
жизни 9)» (119) [88—89].

NB

««Идея» неизменно посрамляла себя, как только
она отделялась от «интереса». С другой стороны,
нетрудно понять, что всякий массовый, добива-
ющийся исторического признания «интерес», когда
он впервые появляется на мировой сцене, далеко
выходит в «идее» или «представлении», за свои
действительные границы и легко смешивает себя
с человеческим интересом вообще. Эта иллюзия
образует то, что Фурье называет тоном каждой
исторической эпохи» (119) [89] — иллюстрация этого
на примере французской революции (119—120) и:
известные слова (120 in fine *) [90]:

NB

«Вместе с основательностью исторического дей-
ствия будет, следовательно, расти и объем массы,
делом которой оно является».
До какой степени доходила у Бауэра резкость деле-
ния на Geist и Masse **, видно из такой фразы, на
которую Маркс нападает: «в массе, а не в чем-либо дру-
гом, следует искать истинного врага духа»10 (121) [90].
Маркс отвечает на это, что враги прогресса — полу-
чившие самостоятельное существование (verselbstandig-
ten) продукты самоунижения массы, но продукты
не идеальные, а материальные, внешним образом су-
ществующие. Уже газета Loustalot 11 в 1789 г. имела
девизом:

Les grands ne nous paraissent grands
Que parce que nous sommes a genoux.
Levons-nous! ***

А чтобы подняться (122) [90] — говорит Маркс —
недостаточно сделать это в мысли, в идее,

* — в конце. Рев.
** — дух и массу. Ред.
*** — Великие кажутся нам великими лишь потому,
Что мы сами стоим на коленях.
Поднимемся! Ред.


19

«А между тем абсолютная критика научилась из
гегелевской «Феноменологии» 12, по крайней мере, одному
искусству — превращать реальные, объективные, вне
меня
существующие цепи в исключительно идеальные,
исключительно субъективные, исключительно во мне
существующие цепи и поэтому все внешние, чувствен-
ные битвы превращать в битвы чистых идей» (122) [90].

Этим можно доказать — язвит Маркс — престаби-
лированную* гармонию критической критики и цен-
зуры, выставить цензора не полицейским палачом (Poli-
zeischerge), а моим собственным персонифицированным
чувством такта и меры.

Носясь с своим „Geist", абсолютная критика не иссле-
дует, нет ли фразы, самообмана, дряблости (Kernlosig-
keit) в его воздушных (windigen) претензиях.

«Точно так же обстоит дело и с «прогрессом». Вопреки
претензиям «прогресса», постоянно наблюдаются случаи
регресса и кругового движения. Не догадываясь, что
категория «прогресса» лишена всякого содержания и
абстрактна, абсолютная критика настолько глубоко-
мысленна, что признает «прогресс» абсолютным для того,
чтобы в целях объяснения регресса можно было под-
ставить «личного противника» прогресса, массу» (123—
124) [91].

«Все коммунистические и социалистические писатели
исходили из наблюдения, что, с одной стороны, даже
самым благоприятным образом обставленные блестящие
деяния видимо остаются без блестящих результатов и
вырождаются в тривиальности; с другой же стороны,
что всякий прогресс духа был до сих пор прогрессом
в ущерб массе человечества, которая попадала во все
более и более бесчеловечное положение. Они объявили
поэтому «прогресс» (см. Фурье) неудовлетворительной
абстрактной фразой; они догадывались (см., в числе
других, Оуэна) о существовании основного порока циви-
лизованного мира; они подвергли поэтому действитель-
ные
основы современного общества беспощадной кри-
тике.
Этой коммунистической критике с самого же

— предустановленную. Ред.


20


начала соответствовало на практике движение широкой
массы,
в ущерб которой происходило до сих пор истори-
ческое развитие. Нужно быть знакомым с тягой к науке,
с жаждой знания, с нравственной энергией и неутоми-
мым стремлением к саморазвитию у французских и
английских рабочих, чтобы составить себе представле-
ние о человеческом благородстве этого движения» (124—
125) [92].

«Какое огромное преимущество перед коммунистиче-
скими писателями — избавить себя от исследования
источников духовной пустоты, лености мысли, поверх-
ностности и самодовольства и, открыв в этих качествах
противоположность духа, прогресса, заняться их мо-
ральным
посрамлением!» (125) [93].

«Отношение «духа и массы» имеет, однако, еще и
другой, скрытый смысл, который вполне раскроется
в дальнейшем ходе рассуждений. Мы здесь его только
наметим. Открытое г-ном Бруно отношение «духа» и
«массы» на самом деле есть не что иное, как критически-
карикатурное завершение гегелевского понимания исто-
рии,
которое, в свою очередь, есть не что иное, как спе-
кулятивное выражение христианско-германской догмы
о противоположности духа и материи, бога и мира.
В пределах истории, в пределах самого человечества
этой противоположности придается то выражение, что
немногие избранные индивидуумы, в качестве актив-
ного
духа, противостоят остальному человечеству как
неодухотворенной массе, как материи» (126) [93].

И Маркс указывает, что Geschichtsauffassung * Гегеля
предполагает абстрактный и абсолютный дух, носите-
лем коего является масса. Параллельно с доктриной
Гегеля развивалось во Франции учение доктринеров13
(126), которые провозглашали суверенность разума
в противоположность суверенности народа, чтобы ис-
ключить массу и господствовать одним (allein).

Гегель «виновен в двоякой половинчатости» (127)
[94]: 1) объявляя философию бытием абсолютного духа,
он не объявляет этим духом философского индивидуума;

* — понимание истории. Ред.


21

2) абсолютный дух он только по видимости (nur zum
Schein) делаег творцом истории, только post festum *,
только в сознании.

Bruno устраняет эту половинчатость: критику он
объявляет абсолютным духом и — творцом истории на

деле.

«На одной стороне стоит масса как пассивный, неоду-
хотворенный, неисторический, материальный элемент
истории; на другой стороне — дух, критика, г-н Бруно
и компания как элемент активный, от которого исходит
всякое историческое действие. Дело преобразования об-
щества сводится к мозговой деятельности критической
критики» (128) [94-95].

Как 1-ый пример „походов абсолютной критики против
массы" Маркс приводит отношение Бр. Бауэра к Ju -
denfrage
— причем ссылается на опровержение Бауэра
в „ Deutsch - Franz ö sische Jahrb ü cher " 14.

«Одна из главных задач абсолютной критики состоит
прежде всего в том, чтобы дать всем вопросам совре-
менности правильную постановку. А именно, она не от-
вечает на действительные вопросы, а подсовывает
совершенно другие вопросы... Так, она извратила и «ев-
рейский вопрос» в таком духе, что ей уже не было на-
добности заниматься исследованием политической эман-
сипации,
составляющей содержание этого вопроса, и она
могла, напротив, удовольствоваться критикой еврей-
ской религии и описанием христианско-германского
государства.

Подобно всем прочим оригинальным проявлениям
абсолютной критики, и этот метод представляет собой
повторение спекулятивного фокуса. Спекулятивная фи-
лософия, особенно гегелевская философия, считала необ-
ходимым переводить все вопросы из формы здравого
человеческого рассудка в форму спекулятивного разума
и превращать действительный вопрос в спекулятивный,
чтобы суметь ответить на него. Извратив мои вопросы
и вложив мне в уста свои собственные вопросы, напо-
добие того как это делает катехизис, спекулятивная

*— задним числом. Ред.


22

философия могла, конечно, как и катехизис, на каждый
из моих вопросов иметь в запасе готовый ответ» (134—
135) [99].

В написанном Энгельсом § 2а (... ««Критика» и «Фейер-
бах». Осуждение философии»... ) — стр. 138—142 [101—
104] — находим горячие похвалы Фейербаху. По поводу
нападок „критики" на философию, противопоставления
ей (философии) действительного богатства человеческих
отношений, „необъятного содержания истории", „зна-
чения человека" и пр. и пр. вплоть до фразы: „тайна
системы открыта" — Энгельс говорит:

«Но кто же открыл тайну «системы»? Фейербах. Кто
уничтожил диалектику понятий — эту войну богов,
знакомую одним только философам? Фейербах. Кто по-
ставил на место старой рухляди, в том числе и на место
«бесконечного самосознания» — не «значение человека»
как будто человек имеет еще какое-то другое значение,
чем то, что он человек! — а самого «человека»? Фейербах
и только Фейербах. Он сделал еще больше. Он давно
уничтожил те категории, которыми теперь швыряется
«критика»: «действительное богатство человеческих от-
ношений, необъятное содержание истории, борьбу исто-
рии, борьбу массы с духом» и т. д. и т. д.

После того как человек познан как сущность, как
базис всей человеческой деятельности и всех человече-
ских отношений, одна только «критика» способна изоб-
ретать новые категории и превращать самого человека,
как она это и делает, снова в некую категорию и в прин-
цип целого ряда категорий. Этим, правда, она вступает
на единственный путь спасения, какой еще оставался
в распоряжении растревоженной и преследуемой тео-
логической
нечеловечности. История не делает ничего,
она «не обладает никаким необъятным богатством», она
«не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а
именно человек, действительный, живой человек — вот
кто делает все это, всем обладает и за все борется.
«История» не есть какая-то особая личность, которая
пользуется человеком как средством для достижения
своих целей. История — не что иное, как деятельность


23


преследующего свои цели человека. Если абсолютная
критика после гениальных открытий Фейербаха позво-
ляет себе еще заниматься восстановлением для нас
всего старого хлама в новом виде»... (139—140) [102] и т. д. — то-де одного этого факта достаточно, чтобы
оценить критическую наивность etc.

И затем по поводу противоположения духа „материи"
(критика назвала массу — „материей") Энгельс говорит:

«Итак, разве абсолютная критика не является во-
истину христианско-германской?
После того как старая
противоположность спиритуализма и материализма во
всех направлениях исчерпала себя в борьбе и раз
навсегда преодолена Фейербахом, «критика» снова пре-
вращает ее, и притом в самой отвратительной форме,
в основную догму и доставляет победу «христианско-
германскому духу»»
(141) [103].

По поводу слов Бауэра: «В той мере, в какой евреи
продвинулись теперь в сфере теории, они действи-
тельно эмансипированы; в той мере, в какой они хотят
быть свободными, они свободны» 15, Маркс говорит:

«Это положение дает возможность сразу же измерить
ту критическую бездну, которая отделяет массовый,
земной коммунизм и социализм от абсолютного социа-
лизма. Первое же положение земного социализма от-
вергает эмансипацию исключительно в сфере теории
как иллюзию и требует для действительной свободы,
кроме идеалистической «воли», еще весьма осязатель-
ных, весьма материальных условий. Как низко по
сравнению со святой критикой стоит «масса», — масса,
которая считает материальные, практические пере-
вороты необходимыми даже для того, чтобы завоевать
время и средства, нужные хотя бы только для занятия
«теорией»!» (142) [104].

Дальнейшее (стр. 143—167 [104—120]) — самая
скучная, невероятно придирчивая критика „Литератур-
ной Газеты", какой-то подстрочный комментарий „раз-
носящего" типа. Ровно ничего интересного.

Конец §-фа (b) Еврейский вопрос № И. 142—185
[104-131]) _ стр. 167—185 [120—131] дают интересный


24

ответ Маркса Бауэру на его защиту своей книги „Juden-
frage", раскритикованной в „ Deutsch - Franzosische Jahr -
bucket '
(Маркс на них все время ссылается). Маркс
резко и рельефно подчеркивает здесь основные прин-
ципы всего своего мировоззрения.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!