ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 8 страница



153

Отчасти от характера людей (книж-
ные люди versus практики) зависит
склонность к той или иной философии.

(материализм)

contra тео-
логия и идеа-
лизм (в тео-
рии)

«Я не отрицаю... мудрость, добро,
красоту; я отрицаю лишь, что они в
качестве этих родовых понятий явля-
ются существами, в виде ли богов, или
свойств бога, или в виде платоновских
идей, или гегелевских самополагающих-
ся понятий»... (158) [628] — они сущест-
вуют лишь как свойства людей.

Другая причина веры в бога: человек переносит на
природу представление о своем целесообразном твор-
честве. Природа целесообразна — ergo *, ее создало ра-
зумное существо (160) [629—630].

«Именно то, что человек называет целесообразностью
природы и как таковую постигает, есть в действигель-
ности не что иное, как единство мира, гармония причин
и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в
природе существует и действует» (161) [630].

Если бы че-
ловек имел

больше
чувств, от-
крыл ли бы

... «У нас нет никакого основания
воображать, что если бы человек имел
больше чувств или органов, он познавал
бы также больше свойств или вещей
природы. Их не больше во внешнем
мире, в неорганической природе, чем

• — еледовательяо, Рев,


52





168 [636—637] — Против Либиха за фразы о „бесконеч-
ной (бога) мудрости"... [Фейербах и естествозна-
ние!! NB Ср. ныне Мах и К. 41]

174—175—178 [642—6451 — Натура (природа) = рес-
публиканка; бог = монарх. [Это не раз у Фейер-
баха!]

188—190 [653—656] — Бог был патриархальным монар-
хом, а теперь он конституционный монарх: правит,
но по законам.

NB
(ср. Дицген42)


«Ведь дух развивается вместе с телом, с чувствами...
он связан с чувствами... откуда череп, откуда мозг,
оттуда же и дух; откуда орган, оттуда же и его функ-
ция» (197 [662]: ср. выше (197) «дух в голове»).

он больше

вещей

в мире?

Нет.

остроумно!


 



важно против агностицизма 40


в органической. У человека как раз
столько чувств, сколько именно необ-
ходимо, чтобы воспринимать мир в его
целостности, в его совокупности» (163)
[632—633].

Откуда явился дух (Geist)? — спра-
шивают теисты атеиста (196) [661]. Они
составляют о природе слишком пре-
зренное (despectierliche: 196), о духе
слишком высокое представление (zu
hohe, zu vornehme (!!) Vorstellung *).

Из натуры прямо не объяснишь и
Regierungsrath'a ** (197) [662].


 



Idem
Дицген 43


«И духовная деятельность — телесна»
(197—198) [662].

Возникновение телесного мира из
духа, из бога приводит к созданию мира
из ничего — «ибо откуда дух берет


* — слишком высокое, слишком благородное (!!) представление. Ред,
• • — статского советника, Ред,


53



материю, телесные вещества, как не из
ничего?» (199) [664].

... «Природа телесна, материальна,
чувственна»... (201) [665].


природа ма-
териальна


Якоб Бёме = „материалистический т е-
и с т":
он обожествляет не только дух, но и материю.
У него бог материален — в этом его мистицизм (202)
[666].

... «Где вступают в свои права глаза и руки, там
прекращают свое существование боги» (203) [667].

«Зло в природе» (теисты) «вменяют

необхо-
димость
природы

в вину... материи, или неизбежн ой
необходимости природы»
(212) [675-676].



2 1 3 в середине [676] и 2 1 5 в се-
редине [678] „naturliche" und „bur-
gerliche Welt" *.


зародыш
историче-
ского ма-
териализма 44


(2 2 6) [687—688]: Фейербах говорит, что кончает здесь
1-ую часть (о природе как основе религии) и пере-
ходит ко 2-ой: в Geistesreligion ** обнаруживаются
свойства человеческого духа.


NB

(232) [692—693] — „Религия есть поэзия" — так
можно сказать, ибо вера = фантазия. Но
не уничтожаю ли я (Фейербах) поэзии? Нет.
Я уничтожаю (aufhebe) религию «лишь по-
стольку»
(курсив Фейербаха), «поскольку
она является простой прозой, а не поэзией»
(233) [693].

Искусство не требует признания его произведений за
действительность (233).

Кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth ***
(261) [717], практическая сторона (258) [714], поиски
лучшего, защиты, помощи etc.

* — «естественный» и «гражданский мир». Ред.
** — религии духа. Ред.
***
— чувство. Ред.


54

(263) [718—719] — в религии ищут утешения (атеизм-де
trostlos *). ------- —


необхо-
димость
природы


«Как раз таким-то представлением, соот-
ветствующим себялюбию человека, и яв-
ляется представление о том, что природа
действует не с неизменной необходимостью,
но что выше необходимости природы стоит
существо, любящее человека» (264) [719].
И в следующей фразе „Naturnot-
wendigkeit" ** падения камня (264) [720].



NB



Стр. 287 в середине [738—739] дважды:
тоже „Notwendigkeit der Natur" ***.


Религия = ребячество, детство человечества (269)
[723], христианство из морали сделало бога, создало
морального бога (274) [727—728].

Фейербах
против зло-
употребле-
ния словом
религия

Религия есть зачаточное образова-
ние — можно сказать: «образование есть
истинная религия»... «Однако это —
злоупотребление словами, ибо со сло-
вом религия постоянно связываются
суеверные и негуманные представления»
(275) [728].

Гимн просвещению — (277) [730].

NB

«Поверхностный взгляд и утвержде-
ние, что религия для жизни, именно для
общественной, политической жизни, со-
вершенно безразлична». „Я гроша не дам
за такую политическую свободу, кото-
рая оставляет человека рабом религии"
(281) [733].

Религия прирождена человеку («это положение...
переведенное на простой немецкий язык, означает») =
суеверие прирождено человеку (283) [735].

* — безотраден. Ред.
**
— «естественная необходимость». Рев,
**
* — «необходимость природы», Ред,


55


«У христианина есть свободная при-
чина природы, господин природы, воле
которого, слову которого природа пови-
нуется, бог, который не связан так на-
зываемой причинной связью, не связан
необходимостью, не привязан к цепи,
соединяющей следствие с причиной и
причину с причиной, тогда как языче-
ский бог связан с природной необходи-
мостью и даже своих любимцев не может
избавить от рокового жребия смерти».
(Итак, Фейербах систематически гово-
рит: Notwendigkeit der Natur).

«Но у христианина есть свободная
причина, потому что он в своих жела-
ниях не связывает себя с общим поряд-
ком, с необходимостью природы» (301)
[750]. ((И еще трижды на этой
странице: Notwendigkeit der Natur. ))

cf.

А стр. 302 [751]: «... все законы или
необходимости природы,
которым под-
чинено человеческое существование»...
307 [755]: „Lauf der Natur" *.

«Делать природу зависимой от бога
значит мировой порядок и необходи-
мость природы делать зависимыми от
воли» (312) [759—760]. А стр. 313 (сверху)
[760] — „Naturnotwendigkeit"!!

320 [766]: „необходимость природы"
(der Natur)...

В религиозных представлениях «мы
имеем... примеры, как вообще человек
превращает субъективное в объектив-
ное, т. е. делает чем-то существующим
вне мышления, представления, во-
ображения
— то, что существует только
в его мышлении, представлении, вообра-
жении»... (328) [773].

* — «ход природы». Ред,

 

 

необходи-
  мость
природы

что такое
объективное?

(по
Фейербаху)

 


56


Entleibter
Geist *
бог

«Так христиане вырывают дух, душу
человека из тела и делают этот вырван-
ный, лишенный тела дух своим богом»
(332) [777].

Религия дает человеку идеал (332). Человеку нужен
идеал, но человеческий, соответствующий природе,
а не сверхъестественный:

«Пусть нашим идеалом будет не кастрированное,
лишенное телесности, отвлеченное существо, а — цель-
ный, действительный, всесторонний, совершенный, обра-
зованный человек» (334) [778].



Идеал Михайловского лишь вуль-
гаризированное повторение этого идеала
передовой буржуазной демократии или
революционной буржуазной демокра-
тии.


 


 




Sinnlich,
physisch **


замеча-
тельное
прирав-
нение!


NB


«У человека нет никакого представле-
ния, никакого понятия о какой-то дру-
гой действительности, другом существо-
вании, кроме чувственного, физическо-
го»... (334) [779].

«Если не стыдятся допускать проис-
хождение чувственного, материального
мира из мышления или воли какого-то
духа, если не стыдятся утверждать, что
вещи не потому мыслятся, что они
существуют, но потому существуют, что
мыслятся, то пусть не стыдятся также
допускать их происхождение из слова,
пусть не стыдятся утверждать, что
не слова существуют потому, что су-
ществуют вещи, но что вещи существуют
только благодаря словам» (341—342)
[785-786].


* — лишенный тела дух. Ред.
** — чувственный, физический. Ред.


57


Бог без бессмертия души человека есть только по
имени бог:

... «Таким богом является... бог некоторых рацио-
налистических естествоиспытателей, который есть не что
иное, как олицетворенная природа или естественная
необходимость, универсум, вселенная, с чем, конечно,
не согласуется представление о бессмертии» |349| [791].

Последняя (30-я) лекция, стр. (358—370) [799-810],
может быть приведена почти целиком как типичнейший
образчик просветительского атеизма, с социалистиче-
ским душком (о массе нуждающихся etc., стр. 365 в се-
редине [805]) и т. д. Заключительные слова: моя цель
вас, слушателей, сделать

курсив
Фейербаха

«из друзей бога — друзьями чело-
века, из верующих — мыслящими, из
молельщиков — работниками, из кан-
дидатов потустороннего мира — иссле-
дователями посюстороннего мира, из
христиан, которые, согласно их соб-
ственному признанию и сознанию, яв-
ляются «полуживотными, полуангела-
ми»
людьми, цельными людьми» (370
конец [810]).

Дальше следуют Zusatze und Anmer-
kungen*
(371—463) [811-894].

Зачаток
историче-
ского мате-
риализма!

Здесь много подробностей, цитат, со-
держащих повторения. Все это я об-
хожу. Отмечу лишь самое главное из
представляющего какой-нибудь интерес:
основа морали эгоизм (392) [829]. («Лю-
бовь к жизни, интерес, эгоизм»)...
«имеется не только одиночный или инди-
видуальный эгоизм, но также и эгоизм
социальный, эгоизм семейный, корпо-
ративный, общинный, патриотический»
(393) [830].


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!