ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 7 страница



«Если революция вспыхнет вновь и
я приму в ней деятельное участие, тогда
вы можете... быть уверены, что эта револю-
ция победоносная, что пришел день страш-
ного суда над монархией и иерархией»
(VII) [491].

Sic!!

1 лекция (1—11) [493-502].
Стр. 2 [494]: «Довольно с нас как фило-
софского, так и политического идеа-
лизма; мы хотим теперь быть поли-
тическими материалистами».

* L. Feuerbach. Sammtliche Werke, Bd. 8, Leipzig, 1851. Ред.
** - Л. Фейербах.
Избранные философские произведения, т. II, М.,
1955 Ред.

*** — чувства места и времени. Ред.
**** — господина. Ред.


44


„iiber-

spanntes"

долой!

„чувствен-
ность" у
Фейербаха

3—4 [495—496] — Почему Фейербах уеди-
нился в деревне: разрыв с «миром,
верующим в бога», стр. 4 (Z. 7 v. и. *)
(ср. стр. 3 in f. **) — жить с „при-
родой" (5) [496], ablegen все „uber-
spannten" *** представления.
7—11 [498—502] Фейербах дает очерк
своих сочинений (7—9 [498—500]: „Исто-
рия новой философии") (9—11 [500—502]
„Спиноза", „Лейбниц") 33.
2 лекция (12—20) [503-510].
12—14 [503-504] — „Бепль" („Bayle").
15 [505-506]: S i п п l i с hk е it **** у
меня значит «истинное, не надуманное
и искусственное, а действительно су-
ществующее единство материального и
духовного, оно у меня поэтому то же,
что действительность».

Sirmlich не только Magen, но и
Kopf ***** (15) [505].
(16—20 [506—510]: Фейербах, сочинение о бессмертии 34,
пересказ).

3 лекция (21—30) [510-518].
Мне возражали на „Сущность христианства" 35, что
у меня человек ни от чего не зависит, «возражали против
этого моего мнимого обожествления человека» (24) [513].
«Существо, которое человек считает себе предшест-
вующим,... есть не что иное, как природа, а не ваш бог»
(25) [513-514].

«Бессознательное существо природы есть по-моему
существо вечное, не имеющее происхождения, первое
существо, но первое по времени, а не по рангу, физи-
чески, но не морально первое существо»... (27) [515].

В моем отрицании заключается и утверждение...
«Конечно, вывод из моего учения тот, что бога нет»

* — Zeile 7 von unten — строка 7 снизу. Ред.
* * — in fine — в конце. Ред.
*** — отбросить все «сумасбродные». Рев.
**** — Чувственность. Рев.
**
*** — чувственны не только желудок, но и голова. Рев,


45


(29) [517], но это вытекает из познания существа бога
(= выражение сути природы, сути человека).

4 лекция.

«Основу религии составляет чувство зависимости»
(31) [518] („Furcht" * 33—4—5—6 [519-523]).

cf. **Магх

und

Engels 36

«Так называемые спекулятивные фило-
софы суть... те философы, которые сообра-
зуют не свои понятия с вещами, а, наобо-
рот, вещи со своими понятиями» (31)
[519].

(5 лекция)

— особенно смерть порождает страх, веру в
бога (41) [527].

«Я ненавижу тот идеализм, который вырывает чело-
века из природы; я не стыжусь своей зависимости от
природы» (44) [530].

«Сколь мало в „Сущности христианства" я хочу
обожествлять человека, как меня по глупости упре-
кали... столь же мало я хочу обожествлять природу
в смысле теологии... » (46—47) [532].

6 лекция — Культ животных (50 [535] ff. ***).

«То, от чего человек зависит... есть природа, пред-
мет чувств... Все те впечатления, которые природа
производит на человека при посредстве чувств...
могут сделаться мотивами религиозного почитания»
(55) [540].

(7 лекция. )

„Эгоизм"

и его
значение

Под эгоизмом я разумею не эгоизм „фили-
стера и буржуа" (63) [546], а философский
принцип сообразности с природой, с разумом
человека, вопреки „теологическому лицеме-
рию, религиозной и спекулятивной фанта-
стике, политической деспотии" (63 i. f. ) [546].
Cf. 6 4 [546—547], очень важно37.

Id. **** 68 i. f. [551] и 69 i. f. [551-552] — эгоизм
(в философском смысле) корень религии.

* — «страх». Ред.
* * — confer — сравни. Ред.
*** — und folgende — и следующие, Ред,
*
* * * - Idem — то же, Ред.


46

(70 [552]: Die Gelehrten * можно побить только их

оружием, т. е. цитатами)........ „man die Gelehrten

nur durch ihre eigenen Waffen, d. h. Zitate schlagen
kann"... (70) [552].


Между прочим стр. 78 [558] Фейербах
употребляет выражение: Energie d. h.
Thatigkeit **. Это стоит отметить. Дей-
ствительно, в понятии энергия есть субъек-
тивный момент, отсутствующий, напри-
мер, в понятии движения. Или, вернее,
в понятии или в словоупотреблении поня-
тия энергия есть нечто, исключающее
объективность. Энергия луны (cf. ) ver-
sus *** движение луны.


к вопросу
о слове
энергия


107 i. f. [583]... «Природа есть первоначаль-
ное, первое и последнее существо»...

чувствен-
ное =
первое,

само по
себе

существу-
ющее и

истинное

111 [586]:... «Для меня... в философии...
чувственное есть первое; но первое
не только в смысле спекулятивной
философии, в которой первое озна-
чает то, за пределы чего надо выйти,
но и первое в смысле невыводимого из
другого, через себя самого суще-
ствующего и истинного».
... «Духовное — ничто вне и без чув-
ственного».

NB вообще стр. 111... «истинность и существенность

(NB) чувств, из которой... философия... исходит»...

112 [586—587]... «Человек мыслит лишь посредством

своей чувственно существующей головы, разум

имеет прочную чувственную почву в голове, в

мозгу, в месте средоточия чувств».




Еще стр. 112 о верности (Urkunden ****) чувств.


 


* — Ученых. Ред.
* * — энергия, т. е. деятельность, Ред,
*** — по отношению к. Ред.

**** — свидетельств. Ред,


47


NB

114 [588—589]: Природа = первое, un-
ableitbares, ursprungliches Wesen *.

«Так связаны с „Сущностью религии"
„Основы философии"» 38 (ИЗ) [588].

«Я не обожествляю ничего, а следова-
тельно, не обожествляю и природу»
(115) [589].

116 [590—591] — ответ на упрек, что
Фейербах не дает определения
природе:

Выходит, что
природа=все
кроме сверх-
природного.
Фейербах
ярок, но
не глубок.
Энгельс глуб-
же опреде-
ляет отличие
материализма
•от идеа-
лизма 39.

«Я понимаю под природой совокуп-
ность всех чувственных сил, вещей и
существ, которые человек отличает от
себя, как нечеловеческое... Или, беря
слово практически, природа есть все
то, что для человека — независимо от
сверхъестественных внушений теистиче-
ской веры — представляется непосред-
ственно, чувственно, как основа и пред-
мет его жизни. Природа есть свет, элек-
тричество, магнетизм, воздух, вода,
огонь, земля, животное, растение, чело-
век, поскольку он является существом,
непроизвольно и бессознательно дей-
ствующим, — под словом «природа» я
не разумею ничего более, ничего мисти-
ческого, ничего туманного, ничего тео-
логического» (выше: в отличие от Спи-
нозы).

... «Природа есть все, что ты видишь и что не являет-
ся делом человеческих рук и мыслей. Или, если вник-
нуть в анатомию природы, природа есть существо или
совокупность существ и вещей, чьи проявления, об-
наружения или действия, в которых именно прояв-
ляется и состоит их бытие и сущность, имеют свое
основание не в мыслях, или намерениях и решениях
воли, но в астрономических или космических, меха-
нических, химических, физических, физиологических

* - невыводимое из другого, первоначальное существо, Ред,


48




или органических силах или причинах» (116—117)
[ 591].


И тут дело сводится к противоположению
материи духу, физического психическому.


121 [594—595] — против того довода, что должна быть
первопричина (= бог).

«Только ограниченность человека и его склонность
к упрощению ради удобства подставляют ему вместо
времени вечность, вместо непрекращающегося никогда
движения от причины к причине — бесконечность,
вместо не знающей устали природы — неподвижное бо-
жество, вместо вечного движения — вечный покой»
(121 i. f. ) [595].

124—125 [598]. Люди из субъективных потребностей
заменяют конкретное абстрактным, созерцание поня-
тием, многое одним, бесконечную 2 * причин одной
причиной.

objectiv

= auβer

uns **

Но этим абстракциям «не приписывается
никакого объективного значения и сущест-
вования, никакого существования вне нас»
(125) [599].

... «У природы нет ни начала ни конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно»;...

не к чему тут бог (129—130 [602—603]; простые доводы
против бога).

... «Причина первой и всеобщей причины вещей в
смысле теистов, теологов, так называемых спекулятив-
ных философов, есть человеческий рассудок»... (130)
[603]. «Бог есть... причина вообще, понятие причины
как олицетворенной сущности, ставшей самостоятель-
ной»... (131) [603-604]. '

«Бог есть абстрактная природа, т. е. при-
рода, отвлеченная от чувственного созерца-
ния, мыслимая, превращенная в объект,

* — сумму. Ред.
* * -- объективно = вне нас. Ред,


49


непо-
средст-
венно

в существо рассудка; природа в собственном
смысле есть чувственная, действительная
природа, как ее нам непосредственно об-
наруживают и представляют чувства» (133)
[605—606].

Теисты видят причину движения в природе (пре-
вращаемой ими в мертвую массу или материю) в боге
(134) [607]. Но сила бога есть на деле сила природы
(Naturmacht: 135 [608]).

... «Ведь мы познаем свойства вещей только из их
действий»... (136) [608—609].

Атеизм (136—137) [609] не уничтожает ни das то r а-
lische Uber
(= das Ideal), ни das natiirliche Uber (= die
Natur) *.

время
и мир

... «He есть ли время только форма мира,
способ, которым следуют друг за другом от-
дельные существа и явления мира? Как,
следовательно, могу я приписывать миру
начало во времени?» (145) [616].

... «Бог есть лишь мир в мыслях... Различие между
богом и миром есть лишь различие между духом
и чувством, мышлением и представлением»... (146)
[616-617].

бытие вне
нас = неза-
висимо от
мышления

NB

природа вне,

независимо

от материи =

бог

Бога хотят представить существом,
существующим вне нас. Но разве этим-
то как раз и не признают истину чувст-
венного бытия? «Не признается ли» (тем
самым), «что нет никакого бытия вне
чувственного бытия? Разве мы имеем
другой признак, другой критерий су-
ществования вне нас, существования
независимого от мышления, кроме чув-
ственности?» (148) [618].

... «Природа... в обособлении от ее
материальности и телесности... есть
бог»... (149) [619-620].

• — пи моральное высшее (= идеал), ни естественное высшее (= при-
роду). Ред.


50


NB
теория
„копии"

время вне

временных

вещей = бог

время И
пространство


«Выводить природу из бога — все
равно, что желать выводить оригинал
из изображения, из копии, вещь из
мысли об этой вещи» (149) [620].

Человеку свойственна Verkehrtheit
(149 i. f. ), verselbstandigen * абстрак-
ции — например, время и пространство
(150) [620]:

«Хотя... человек абстрагировал про-
странство и время от пространственных
и временных вещей, однако их же он
предпосылает этим последним как пер-
вые причины и условия их существо-
вания. Он мыслит себе поэтому мир,
т. е. совокупность всех действительных
вещей, вещество, содержание мира, воз-
никшим в пространстве и во времени.
Даже у Гегеля материя возникает не
только в пространстве и времени, но и
из пространства и времени»... (150) [621].
«Непонятно также, почему время, от-
деленное от временных вещей, не могло
бы быть отождествлено с богом» (151)
[621].

... «В действительности имеет место
как раз обратное,... не вещи предпола-
гают существование пространства и вре-
мени, а, наоборот, пространство и время
предполагают наличность вещей, ибо
пространство, или протяженность, пред-
полагает наличность чего-то, что про-
тяженно, и время — движение: ведь
время — лишь понятие, производное от
движения, — предполагает наличность
чего-то, что движется. Все — прост-
ранственно и временно»... (151—152)
[622].


* — способность извращать (149 в конце), делать самостоятель-
ными. Ред,


51


cf. Engels

idem в

„Людвиге

Фейербахе"

153

«Вопрос о том, сотворил ли бог мир,
... есть вопрос об отношении духа к чув-
ственности» (152 [623]) — важнейший и
труднейший вопрос философии, вся исто-
рия философии вертится вокруг этого
вопроса (153 [623]) — спор стоиков и эпи-
курейцев, платоников и аристотеликов,
скептиков и догматиков в старой фило-
софии, номиналистов и реалистов в
средние века, идеалистов и „реалистов
или эмпиристов" (sic! 153) в новые вре-
мена.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!