ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 13 страница



 

 

териалистично!



 

91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f. ) [81].

94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.

 

Абсолютное нечное = части So etwa? ** и относительное, ступени одного конечное и того и же беско- мира.

(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование». )

* определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.


96


L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия
и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...

NB

«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis -
terei **.

Софи-
стика
и
диалек-
тика

«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].                                                                  

Das Aufheben des Werdens **** —dasDasein | кон -

 

кретное, определенное бытие (?)




aufbe-
wahren
zugleich


110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-

chen
= erhalten



 


 



112 [100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В
114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество,
отдельное от Anderes, — veränderlich
und e n d l i с h
********.


NB


 


* — «внешняя рефлексия». Ред.

** — софистика. Ред.

*** — возникновение и уничтожение. Ред.

**** — Снятие становления. Ред.

*****      — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.

******      — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.

****** — «нечто конкретное». Ред.

********     — другого, — изменчивое и конечное. Ред.


97


114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].

117 [106]... «Определенность есть отрицание»...

(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...

Здесь изложение какое-то
отрывочное и сугубо туман-
ное.

120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...

 

abstrakte und
abstruse Hege-
lei — Энгельс 72.

125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».

NB

127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».


Это очень глубоко: вещь в се-
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
движении все и вся бывает как
„в себе", так и „для других" в
отношении к другому, превра-
щаясь из одного состояния в
другое.

 

Sehr gut!! ****
если мы спра-
шиваем, что
такое вещи
в себе, so
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
moglichkeit der Beantwortung gelegt... ***** (127) [116].

* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.


98



Кантиан-
ство = мета-
физика


129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».


 

Диалектика

есть учение о том, как могут

быть и как бывают

(как становятся) т о ж д е -

с т в е н н ы м и п р отивоположно c m и,
при каких условиях

они бывают тождественны, пре-

вращаясь друг в друга, — почему ум человека
не должен брать эти противоположности за мертвые,
застывшие

а за живые, условные, подвижные, пре-

вращающиеся одна

в другую. En lisant Hegel... *

134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".

(Нечто, взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").

«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.

 

Остроумно

и умно! Понятия

, обыч-

но кажущиеся мертвыми,

Гегель ана-

лизирует и показывает, что в них

есть движение. Конечный?

значит,

* — Читая Гегеля... Ред,


99


двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.


N В

мысли о

диалектике

en lisant

Hegel


139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).

141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.

143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».

sehr
gut!

143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».

144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра-
ниченность (Beschranktheit) не есть граница
(Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра-
ницы, например, окисляемость, если он «есть спо-
собное к окислению основание».

 

Эволюция ** камня

144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра-
ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите
видеть, «не может выходить за предел»!

* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой  слова «эволюция» стоит
буква «и». Ред.

*** — влечение, боль и т. д. Ред,


100


„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть
истинное освобождение от них"!

Магнит, если б имел сознание, считал бы сво-
бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет,
тогда он знал бы все направления пространства, и
одно только направление считал бы границей своей
свободы, ограничением ее.

Диалектика

самих вещей,

самой приро-

ды, самого
хода событий

Применить к

атомам versus

электроны.

Вообще
бесконеч-
ность
материи
вглубь... 74

        

        

        


148 [137]... «Природа самого конечного
состоит в том, чтобы выходить за
свои пределы, отрицать свое отрица-
ние и становиться бесконечным»...
Не внешняя (fremde) сила (Gewalt)
(149) [137] превращает конечное
в бесконечное, а его (конечного)
природа (seine Natur).
151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность,
качественно противоположная конечности, не свя-
занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко-
нечное было diesseits , а бесконечное jenseits **, как
будто бесконечное стоит над конечным, вне его...
153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное)
untrennbar ***. Они—едино суть (155) [143—144].
    158—159 [147]:... «Единство конечного
и бесконечного не есть их внешнее
сопоставление, или же несоответ-
ственное, противоположное их оп-
ределению соединение, в котором
были бы связаны раздельные и
противоположные, самостоятель-
ные одно относительно другого и,
стало быть, несовместимые сущие,
но каждое есть в себе самом это
единство, и каждое есть лишь сня-
тие
себя самого, причем ни одно
не имеет перед другим преимуще-
ства в себе бытия и утвердительного

 

* — «Дурная бесконечность». Ред.
**
по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред,
*** — они суть... нераздельны. Ред.


103


Связь (всех
частей) бес-
конечного
прогресса

наличного бытия. Как было пока-
зано ранее, конечность есть лишь
выход за себя; поэтому в ней со-
держится бесконечность, другое ее
самой»...
... «Но бесконечный прогресс выра-
жает нечто большее» (чем простое
сравнение конечного с бесконечным),
«в нем положена и связь (курсив Гегеля)
также и различаемых»... (160) [148].

167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит
единственно в схватывании противоположных мо-
ментов в их единстве».

Вопрос, как приходит бесконечное к конечному,
считают иногда сущностью философии. Но этот
вопрос сводится к выяснению их связи...

Bien
dit!

168 [156]... «И относительно других предметов
также требуется известное развитие для
того, чтобы уметь задавать вопросы, тем
более относительно философских предметов,
так как иначе может получиться ответ, что
вопрос никуда не годится».

173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско-
нечное бытие, законченное качественное бытие.

I Отношение к другому исчезло; осталось отноше-
ние в себе. | Качество доходит до крайности (auf
die Spitze) и становится количеством.
Идеализм Канта и Фихте... (181) [169] «застревают

в дуализме» ((неясно)) «наличного бытия и для себя

бытия»...

 

т. е. что нет нает следующее к субъекту? перехода вещи в себе (ее предложение) к явлению? с поми- )бъекта


* — единое. Ред.


 

Почему Fiirsichsein есть Eins *, Здесь Гегель сугубо темен, по-моему. мне неясно.

104



NB :

Selbstbewe-
gung ****


Единое — старинный принцип *

(и пустота). Пустота считается Quell der
Bewegung
** (185) [173] не только в том
смысле, что место не занято, но ent-
halt *** и «более глубокую мысль, что
в отрицательном вообще заключается
основание становления, беспокойства са-
модвижения» (186) [173].


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!