ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 17 страница



 

NB
(1) Обычное представление схватывает различие и
противоречие, но не переход от одного к другому,
а это самое важное.
(2) Остроумие и ум.
Остроумие схватывает противоречие, высказывает
его, приводит вещи в отношения друг к другу, за-
ставляет „понятие светиться через противоречие",
но не выражает понятия вещей и их отношений.
(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупив-
шееся различие различного, простое разнообразие
представлений, до существенного различия, до про-
тивоположности. Лишь поднятые на вершину про-
тиворечия, разнообразия становятся подвижными
(regsam) и живыми по отношению одно к другому, —
приобретают ту негативность, которая является
внутренней пульсацией самодви-
жения и жизненности.

Подразделения:
Der Grund — (основание)

(1) абсолютное основание — die Grundlage (основа).
„Форма и материя". „Содержание".


129




для

(2) определенное основание (как основание
ределенного содержания).


оп-


 




Переход его в обусловливающее посредствование
die bedingende Vermittelung


I


 


(3) вещь в себе (переход в существование). Примечание.
«Закон основания».

Обычное: «Все имеет свое достаточное основание».

«Смысл этого предложения состоит вообще не в чем
ином, как в том, что все, что есть, должно быть рассмат-
риваемо, не как сущее непосредственное, а как поло-
женное; оно должно не останавливаться на непосред-
ственном наличном бытии или на определенности вообще,
но возвращаться от них к своему основанию»... Излишне
прибавлять: достаточное основание. Недостаточное
не есть основание.

Лейбниц, сделавший из закона достаточного осно-
вания — базу своей философии, понимал это глубже.
«Лейбниц противопоставлял достаточность осно-
вания главным образом причинности в строгом
смысле этого слова, как механическому спо-
собу действия» (76) [528]. Он искал „Beziehung" der
Ursachen * (77) [528—529], — — «целое как существен-
ное единство».


Он искал цели, но телеология85 относится-де
не сюда, а к учению о понятии.


... «Нельзя задавать вопрос, каким образом форма
привходит к сущности, ибо первая есть лишь свечение
последней в себе самой, присущая (sic!) ей собственная
рефлексия»... (81) [532—533].

 

Форма Так или существенна. Сущность иначе в зависимости и формирована. от сущности...


* — «отношение» причин. Ред.


Сущность как бесформенное тождество (самой с со-
бой) становится материей.


130


«... Она» (die Materie) «есть собственная основа или
субстрат формы»... (82) [533].

«Если абстрагироваться от всяких определений, от
всякой формы какого-либо нечто, то останется неопре-
деленная материя. Материя есть нечто просто абстракт-
ное.
(— Материи нельзя видеть, осязать и т. д., — то,
что видят, осязают, есть уже определенная материя,
т. е. единство материи и формы)» (82) [534].

Материя не суть основание формы, а единство осно-
вания и обоснованного. Материя есть пассивное, форма—
активное (tatiges) (83). «Материя должна быть оформле-
на, а форма должна материализоваться»... (84) [535].
«То, что является деятельностью формы,

NB

есть далее в той же мере собственное движение

самой материи»... (85—86) [537].

... «И то и другое, действие формы и движение ма-
терии, есть одно и то же... Материя как таковая опре-
делена или необходимо имеет некоторую форму, а форма
есть просто материальная, устойчивая форма» (86) [538].

Примечание: «Формальный способ объяснения из
тавтологических оснований».

Очень-де часто, особенно в физических науках,
„основания" объясняют тавтологически: движение земли
объясняется „притягивающей силой" солнца. А что
такое притягивающая сила? Тоже движение!! (92) [544].
Пустая тавтология: зачем едет этот человек в город?
Вследствие притягивающей силы города! (93) [544]. Бы-
вает и так, что в науке выдвигают сначала как „осно-
вание" — молекулы, эфир, „электрическую материю"
(95—96) [547] etc., а потом оказывается, «что они» (эти
понятия) «суть собственно определения, выведенные из
того, что они должны обосновывать, суть гипотезы и
вымыслы, выведенные из некритической рефлексии»...
Или говорят, что мы «не знаем внутренней сущности
самих этих сил и материй»... (96) [547] тогда-де нечего-де
и „объяснять", а просто ограничиваться фактами...

Der reale Grund*... не тавтология, а уже «другое
определение содержания» (97) [548—549].

* — реальное основание. Ред.


131

По вопросу об „основе" (Grund) Гегель замечает,
между прочим:

«Если о природе говорится, что она есть основание
мира, то то, что называется природой, с одной стороны,
есть то же, что и мир, и мир есть не что иное, как сама
природа» (100) [552]. С другой стороны, «для того, чтобы
природа стала миром, к ней извне присоединяется еще
многообразие определений»...

Так как всякая вещь имеет „mehrere" * «определе-
ния содержания, отношения и аспекты», то можно
приводить доводы в любом числе за и против (103)
[554—555]. Это Сократ и Платон и называли софистикой.
Такие доводы не содержат «всего объема вещи», не «ис-
черпывают» ее (в смысле «охвата связи вещи» и «содер-
жат все» стороны ее).

Переход основания (Grund) в условие (Bedingung).


If I'm not mistaken, there is much
mysticism and leeres ** педантизм
у Гегеля в этих выводах, но гениаль-
на основная идея: всемирной, все-
сторонней, живой связи всего со
всем и отражения этой связи — materialistisch auf den Kopf gestell-
ter Hegel *** — в понятиях человека,
которые должны быть также обте- саны, обломаны, гибки, подвижны,
релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир. Продолжение дела Гегеля и
Маркса должно состоять в диалек- тической обработке истории че-
ловеческой мысли, науки и техники.
Река и капли в этой реке. Поло-
жение каждой капли, ее отношение

 

А „чисто ло-
гическая" об-
работка? Das
fallt zusam-
men ****. Это
должно сов-
падать, как
индукция и
дедукция в
„Капитале"

* — «многочисленные». Ред.
** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой, Ред.
*** — материалистически перевернутый Гегель. Ред,
**** — Это совпадает. Ред.


132


 

Часто у Ге-
геля слово
„момент"
в смысле
момента
связи,
момента в
сцеплении

 

к другим; ее связь с другими; на-
правление ее движения; скорость;

линия движения — прямая, кривая,

круглая etc. — вверх, вниз. Сумма

движения. Понятия как учеты от-

дельных сторон движения, отдель-

ных капель ( = „вещей ), отдельных
„струй" etc. Вот a peu pres * кар-
тина мира по Логике Гегеля, — ко-
нечно, минус боженька и абсолют.


* — приблизительно. Ред.


«Если налицо все условия некоторой вещи, то она
вступает в существование»... (116) [568].

 

Очень хорошо! причем тут
лизм?

абсолютная идея и идеа-
Забавно это „выведение"..

. существования...

   
           


133

ВТОРОЙ ОТДЕЛ:

ЯВЛЕНИЕ

Первая фраза: «Сущность должна являться»... (119)
[571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь);
(2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть
вещь в себе или истина последней», стр. 120. ) «Миру
явлений противостоит рефлектированный в себя, су-
щий в себе мир»... (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение)
и действительность.

Между прочим: «Доказывание есть вообще опосред-
ствованное познание»...

... «Различные виды бытия требуют свойственных
именно им видов опосредствования или содержат их
в себе; поэтому и природа доказательства относительно
каждого из них различна»... (121) [573].




И паки... о существовании бога!! Бедный
этот бог, как только помянут слово существо-
вание, так он и обидится.


 


Существование отличается от бытия своей опосред-
ствованностью (Vermittelung: 124 [576]). ?Конкрет-
ностью и связью?)

... «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба
содержатся в существовании и оба сами суть существо-
вания; вещь в себе существует как существенное суще-
ствование вещи, опосредствованное же бытие есть ее
несущественное существование»... (125) [577—578].


134




? Вещь в себе относится к бытию, как существенное
к несущественному?


 


... «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе
самой иметь никакого определенного многообразия
и потому приобретает это многообразие, лишь будучи
перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается
к нему безразличной. (— Вещь в себе имеет цвет лишь
будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д. )»...
(126) [578].

... «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы
производить в другом то или иное и обнаружить себя
своеобразным способом в своем отношении к этому
другому»... (129) [581]. «Вещь в себе существует, сле-
довательно, существенным образом»...

В примечании идет речь о «вещи в себе трансцен-
дентального идеализма»...

... «Вещь в себе как таковая есть не что иное, как
пустая абстракция от всякой определенности, о кото-
рой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что
она должна быть абстракцией от всякого определе-
ния»...

«Трансцендентальный идеализм... всякую определен-
ность вещей, как «по форме, так и по содержанию
перемещает в сознание»»... «то с этой точки зрения во
мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья
дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а
не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок,
а не горек, что первый и второй удар часов я определяю
как последовательные, а не как одновременные, а также,
первый не как причину и не как действие второго
и т. д. » (131) [583]... Гегель оговаривается далее, что
здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и „aufier-
liche Reflexion" *.

«Существенная же недостаточность
той точки зрения, на которой останав-
ливается указанная философия, со-
стоит в том, что она упорно держится

* — «внешней рефлексии». Ред.

 


135


суть=против
субъективиз-
ма и разрыва
вещи в себе
и явления

абстрактной вещи в себе, как некото-
рого последнего определения, и проти-
вопоставляет вещи в себе рефлексию
или определенность и многообразие
свойств; между тем как на самом деле
вещь в себе по существу имеет эту
внешнюю рефлексию в ней самой и
определяет себя как нечто, наделенное
своими собственными определениями,
свойствами, вследствие чего та абстрак-
ция вещи, в силу которой она есть
чистая вещь в себе, оказывается неис-
тинным определением» (132) [584].

... «Многие различные вещи состоят в существенном
взаимодействии через свои свойства; свойство есть
самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»...
(133) [585].

Die Dingheit переходит в Eigenschaft * (134) [585].
Eigenschaft переходит в „материю" или „Stoff" **
(„вещи состоят из веществ") etc.

«Явление есть... ближайшим образом сущность в
своем существовании»... (144) [596]. «Явление есть...
единство видимости и существования»... (145) [597].

закон
(явлений)

Единство в явлениях: «Это единство
есть закон явления. Закон есть, таким
образом, положительное в опосредст-
вовании являющегося» (148) [600].


 

[Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть,

современной физики!!!



видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания
человеком единства и связи, взаимозависимости и цель-
ности мирового процесса. „Обламывание" и „выверты-
вание" слов и понятий, которому здесь предается Гегель,
есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. N В для

* — вещность переходит в свойство. Ред.
** — «вещество». Ред.


136




NB


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!