ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 20 страница




««Это только понятие», — так говорят обыкновенно,
противопоставляя понятию, как нечто более превос-
ходное, не только идею, но и чувственное, пространст-
венное и временное осязаемое существование. Абстракт-
ное считается в таком случае по той причине менее
значительным, чем конкретное, что из него-де опущено
так много указанного рода материи. Абстрагирование
получает, согласно этому мнению, тот смысл, что из кон-
кретного лишь для нашего субъективного употребления
изымается тот или иной признак так, чтобы с опуще-
нием столь многих других качеств и свойств предмета
он не утрачивал ничего в своей ценности и своем


152


 


 



Кант
умаляет

силу
разума

более после-
довательный
идеалист
хватается
за бога!


достоинстве; а они по-прежнему остав-
ляются как реальное, лишь находящееся
на другой стороне, как нечто сохраняю-
щее по-прежнему полное свое значение,
и лишь немощь рассудка приводит,
согласно этому взгляду, к тому, что
ему невозможно вобрать в себя все это
богатство и приходится довольство-
ваться скудной абстракцией. Если же
данный материал созерцания и много-
образие представления берутся как
реальное в противоположность мысли-
мому и понятию, то это такой взгляд,
отказ от которого служит условием
не только философствования, но пред-
полагается уже религией; как возможны
потребность в ней и ее смысл, если
беглое и поверхностное явление чувст-
венного и частного еще считается за
истину?... Поэтому на абстрагирующее
мышление следует смотреть не просто
как на оставление в стороне чувствен-
ной материи, которая при этом не
терпит-де никакого ущерба в своей
реальности, но оно есть скорее сня-
тие последней и сведение ее как про-
стого явления к существенному, прояв-
ляющемуся только в понятии» (19—21)
[17-18].


 

Гегель вполне прав по существу против Канта.

Мышление, восходя от конкретного к абстрактному,

не отходит — если оно правильное (NB) (а Кант,

как и все философы, говорит о правильном мышле-

нии) — от истины, а подходит к ней. Абстракция

материи, закона природы, абстракция стоимости

и т. д., одним словом, все научные (правильные,

серьезные не вздорные) абстракции отражают при-

роду глубже, вернее, полнее. От живого со-

зерцания к абстрактному мышлению и от него

153

 

к практике — таков диалектический путь позна-
ния истины, познания объективной реальности.
Кант принижает знание, чтобы очистить место вере:
Гегель возвышает знание, уверяя, что знание есть

знание бога. Материалист возвышает знание мате-

рии, природы, отсылая бога и защищающую его
философскую сволочь в помойную яму.


«Главное недоразумение, которое здесь возникает,
состоит в том мнении, будто естественный принцип
или начало, от которого исходят в естественном разви-
тии или в истории развивающегося индивидуума,
есть истинное и первое также и в понятии» (21) [18—19].
(— Это верно, что начинают люди с этого, но истина
лежит не в начале, а в конце, вернее в продолжении.
Истина не есть начальное впечатление)... «но философия
должна быть не рассказом о том, что совершается,
а познанием того, что в нем истинно» (21) [19].

У Канта „психологический идеализм": у Канта кате-
гории «суть только определения, проистекающие из
самосознания» (22) [20]. Повышаясь от рассудка (Ver-
stand) к разуму (Vernunft), Кант понижает значение
мышления, отрицая за ним способность «достигнуть
завершенной истины».

, как

«Считается» (у Канта) «злоупотреблением логики,
если она, которая должна быть только каноном сужде-
ния,
признается за органон для образования объектив-
ных
взглядов. Понятия разума, в которых следовало бы
ожидать более высокую силу (идеалистическая фраза!)
и более глубокое (в е р н о!!) содержание, уже не имеют
в себе ничего Konstitutives *

это еще имело место у категории; они суть только идеи;
правда, вполне дозволительно употреблять их, но при по-
мощи этих умопостигаемых сущностей, в которых
должна была бы раскрываться вся истина, нельзя
мыслить ничего, кроме гипотез, приписывать которым

* — конститутивного. Ред,
** — объективного. Ред.


154

истину в себе и для себя было бы полным произволом и
безумной отвагой, так как они не могут встретиться
ни в каком опыте.
Можно ли было когда-нибудь по-
думать, что философия станет отрицать истину умопо-
стигаемых сущностей потому, что они лишены простран-
ственного и временного вещества чувственности?»
(23) [20-21].

 

И тут Гегель прав по сути: стоимость есть катего-
рия, которая entbehrt des Stoffes der Sinnlichkeit *,

но она и с m и н н e e, чем закон спроса и предло-
жения. Только s t i t и t i

Гегель идеалист:
v е s" etc.

отсюда вздор: „К о п-


Гегель
за
познавае-
мость
вещей
в себе

явление
есть прояв-
ление сущ-
ности


Кант, с одной стороны, вполне ясно
признает „объективность" мыш-
ления („des Denkens") («тождество поня-
тия и вещи»), — а с другой стороны

«А с другой стороны, вместе с тем
опять-таки утверждается, что мы все
же не можем познавать вещей, каковы
они в себе и для себя, и что истина
недоступна познающему разуму; что
та истина, которая состоит в единстве
объекта и понятия, есть все же лишь
явление, и именно на том основании,
что содержание есть лишь многообра-
зие созерцания. По этому поводу было
уже упомянуто, что, напротив, именно
в понятии снимается это многообразие,
поскольку оно принадлежит созерцанию
в противоположность понятию, и что
через понятие предмет возвращается
к своей неслучайной существенности;
последняя выступает в явлении, и по-
тому явление есть не просто нечто
лишенное сущности, а проявление сущ-
ности» (24—25) [21-22].


NB


* — лишена вещества чувственности. Ред.


155


NB

«Останется достойным удивления, что кан-
товская философия признала то отношение
мышления к чувственному существованию,
на котором она остановилась, лишь за ре-
лятивное отношение простого явления и
хотя признала и утверждала высшее един-
ство их обоих в идее вообще и, например,
в идее некоторого созерцающего рассудка,
но остановилась на том релятивном отноше-
нии и на утверждении, что понятие совер-

шенно отделено и остается отделенным от

NB

реальности; тем самым она признала исти-
ной
то, что сама объявила конечным позна-
нием, а то, что она признала истиной и
подвела под определенное понятие, объявила
чем-то непомерным, недозволенным и лишь

мысленными вещами».

!!Ха-ха!

В логике идея «становится творцом при-

роды» (26) [22-23].

Логика есть «формальная наука» против
конкретных наук (о природе и духе), но пред-
мет ее «чистая истина»... (27) [23].

Кант сам, спрашивая, что такое истина („Критика
чистого разума", стр. 83) и давая тривиальный ответ
(„согласие познания с его предметом"), побивает себя,
ибо «основное утверждение трансцендентального идеа-
лизма»,

— что «познание не может постигнуть вещи в себе»

(27) [24] -

— ясно-де, что это все «неистинные представления»

(28) [24].

Возражая против чисто формального понимания
логики (которое и у Канта-де есть) — говоря, что при
точке зрения обычной (истина есть согласие [„Ober-
einstimmung"] познания с объектом) для согласия «су-
щественны две стороны» (29) [25], Гегель говорит, что
формальное в логике есть „чистая истина" и что

... «это формальное должно поэтому внутри себя быть
гораздо богаче определениями и содержанием, а также


156



должно обладать бесконечно большей силой над кон-
кретным, чем то обыкновенно признается»... (29) [26].

... «Если даже не видеть в логических формах ничего
другого, кроме формальных функций мышления, то
и в таком случае они заслуживали бы исследования,
в какой мере они сами по себе соответствуют истине.
Логика, которая этим не занимается, может заявлять
притязание самое большее на значение естественно-
исторического описания явлений мышления,
в том виде,
в каком они имеются налицо» (30—31) [27]. (В этом-де
бессмертная заслуга Аристотеля), но «необходимо дви-
гаться дальше»... (31) [27].


     
 





Не психология, не фе-
номенология духа, а ло-
гика = вопрос об истине.


В таком
понимании
логика сов-
падает с
теорией
познания.
Это вообще
очень важ-
ный вопрос.

Общие зако-
ны движения

м и р а и
мышления


 

Итак, не только описание форм
мышления и не только е с т е-
с т в е н н о историческое
описание явлений мыш-
ления (чем это отличается от описа-
ния форм??), но и соответ-
ствие с истиной, т. е. ??
квинтэссенция или, проще, ре-
зультаты и итоги истории мысли??
У Гегеля тут идеалистическая неяс- ность и недоговоренность. Мистика.

Ср. Энциклопедия, том VI, стр. 319 *
[I, 267] **: «Но на самом деле они»
(die logischen Formen***) «наоборот,
как формы понятия составляют живой
дух действительного
»...


* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л. 1929. Ред.
*
** — логические формы, Ред.


157


NB


Begriff, развиваясь в „adaquater Ве-
griff" * становится идеей (33)** [29]***.
«Понятие в своей объективности есть сама
сущая в себе и для себя вещь» (33) [29]


NB


 

= объективизм + мистика и измена развитию.

 

 

* — «адекватное понятие». Ред.
** Hegel . Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939. Ред,


158


ПЕРВЫЙ отдел:
СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Диалектическое движение „понятия" — от чисто „фор-
мального" понятия в начале — к суждению (Urteil),
затем — к заключению (SchluB) и — наконец, к превра-
щению из субъективности понятия в его объективность
(34—35)* [30]**.

Первая отличительная черта понятия — всеобщность
(Allgemeinheit). NB: Понятие произошло из сущности,
которая произошла из бытия.

En lisant...
These parts
of the work
should be
called: a best
means for get-
ting a head-
ache! ****

Дальнейшее развитие всеобщего, осо-
бого
(Besonderes) и отдельного (Einzel-
nes) в высшей степени абстрактно и
„а b s t r и s" ***.

 

Куно Фишер излагает эти „аб-

струзные" хо, беря из Э н ц рассуждения очень пло- более легкое — примеры иклопедии, добав-

ляя пошлости (против французской
революции. Куно Фишер, том 8,
1901, стр. 530) etc., но не указывая

читателю ка то, как искать ключа

к трудным переходам, оттенкам,

переливам , отливам гегелевских аб-
страктных понятий.

* Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред.
*
* Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939, Ред.
*** — темно. Ред.

**** — При чтении... Эти части работы следовало бы назвать: лучшее
средсгво для получения головной боли! Ред.


159



 

Видимо, и здесь главное для Гегеля наметить переходы.
С известной точки зрения, при известных условиях всеобщее есть отдельное, отдельное есть всеоб- щее. Не только (1) связь, и связь
неразрывная, всех понятии и суж- дений, но (2) переходы одного в дру- гое, и не только переходы, но и (3) тождество противоположностей — вот что для Гегеля главное. Но это
лишь „просвечивает" сквозь туман изложения apxи-„abstrus". История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и ка- тегорий логики — voila се qu'il faut! ***

Приведя на стр. 125 [112] „знамени-
тое" заключение — „все люди смертны,
Кай человек, следовательно, он смер-
тен" — Гегель остроумно добавляет:
«Сейчас же впадаешь в скуку, когда
слышишь такое заключение» — это-де
происходит от «бесполезной формы» — и
делает глубокое замечание:

«Все вещи суть заключение, некоторое
общее, связанное через частность с еди-
ничностью; но, конечно, они не суть
состоящее из трех предложений целое»
(126) [112].


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!