ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 18 страница
Закон
есть прочное
(остающееся)
в явлении
(Закон —
идентичное
в явлении)
«Эта сохраняющаяся устойчивость,
которой явление обладает в законе»...
(149) [600].
«Закон есть рефлексия явления в
тождество с собой» (149) [601]. (Закон
есть идентичное в явлениях: „отражение
явления в идентичность его с самим
собой").
Закон =
спокойное
отражение
явлений
NB
... «Это тождество, основа явления,
образующая закон, есть собственный
момент явления... Поэтому закон не по-
тусторонен явлению, но непосред-
ственно присущ последнему; царство
законов есть спокойное (курсив Гегеля)
отображение существующего или яв-
ляющегося мира»...
Это | замечательно материалистическое | и заме- | ||
чательно меткое (словом „ruhige" *) определение. | ||||
Закон | берет | спокойное | — и потому закон | всякий |
закон, | узок, | неполон, | приблизителен. |
NB Закон |
«Существование возвращается в за-
кон, как в свое основание; явление
содержит в себе то и другое, простое
основание и разлагающее движение яв-
ляющегося универсума, существенность
которого составляет основание». «Закон
есть, следовательно, существенное яв-
ление» (150) [602].
Ergo | закон и сущность понятия | ||
однородные | (однопорядковые) | или | |
вернее, | одностепенные, выражающие | ||
углубление познания человеком | яв- | ||
лении, | мира | etc. |
* — «спокойное», Ред,
137
|
NB (Закон есть (Явление цельность, тотальность) ((закон = часть)) (Явлепие богаче закона) |
Движение универсума в явлениях (Ве- |
«Царство законов есть спокой-
ное содержание явления; явление же
есть то же самое содержание, но пред-
ставляющееся в беспокойной смене и
как рефлексия в другое... поэтому
явление есть относительно закона цель-
ность, ибо оно содержит в себе закон
и еще более — именно момент са-
модвижущейся формы» (151) [602—603].
Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel *, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung ** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться! |
Мир сам по себе тождественен с миром явлений,
но в то же время противоположен ему (158) [610—611].
То, что в одном положительно, в другом отрицатель-
но. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе
добро. Ср. — говорит Гегель здесь — „Феноменологию
духа", стр. 121 ff 86.
* — недостаток. Ред. |
«Являющийся и существенный миры... оба суть
самостоятельные целые существования, один должен
был бы быть лишь рефлектированным существованием,
а другой — непосредственным существованием, но каж-
дый непрерывно продолжается в его другом и есть
поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов...
Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но
они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,
|
|
138
поскольку каждый существенно содержит в себе момент
другого»... (159—160) [611].
Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть | ||
моменты изменения | познания природы человеком, ступени, | |
мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — | ||
„моменты" | понятия не имеют значения „ | моментов" |
перехода? |
... «Таким образом, закон есть существенное
отношение» (курсив Гегеля).
Закон есть отношение. Сие NB для махистов
и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение
сущностей или между сущностями.
«Слово мир обозначает вообще бесформенную цель-
ность многообразного»... (160) [612].
И 3-ья глава («Существенное отношение») начинается
положением: «Истина явления есть существенное от-
ношение»... (161) [612].
Подразделения:
Отношение целого к части; это отношение
переходит в следующее (sic!! (стр. 168) [619—620]): —
силы к ее проявлению; — внутреннего и внешнего. —
Переход к субстанции, действительности.
|
|
... «Истина отношения заключается, таким образом,
в опосредствовании»... (167) [619].
„Переход" к силе: «Сила есть отрицательное единство,
в котором разрешается противоречие целого и частей,
истина этого первого отношения» (170) [621].
((Это одно из 1000 подобных мест у Гегеля, которые
выводят из себя наивных философов вроде Pearson'а,
автора „The Grammar of Science" 87. — Он цитирует
подобное место и беснуется: чему-де учат, такой гали-
матье, в наших школах!! И он прав в известном, ча-
стичном, смысле. Этому учить нелепо. Из этого надо
сначала вышелушить материалистическую диа-
лектику. А это на 9/10 шелуха, сор. ))
139
Сила выступает как „принадлежность" (als angehorig)
„существующей вещи или материи"... «Если, спраши-
вается поэтому, каким образом вещь или материя
доходят до того, чтобы обладать некоторой силой, то
последняя представляется внешне связанной с ними
и внедренной в вещь посредством некоторого чужого
насилия» (171) [623].
... «Во всем природном, научном и духовном раз-
витии вообще оказывается, и очень важно убедиться
в этом, что первое, пока нечто есть лишь внутреннее
или также внутри своего понятия, именно потому
есть лишь непосредственное, пассивное наличное бы-
тие последнего»... (181) [633].
|
|
Начало всего как внутреннее - внешнее. | может быть — пассивное — | рассматриваемо, | |
Но интересно здесь не это, а иное: нечаянно | |||
духовном р бокой истины в | а з в и т и и': мистической | вот где зерно глу- | |
щины! |
# Пример: де, зародыш человека
есть лишь внутренний человек, dem
Anderssein Preisgegebenes *, пассив-
ное. Gott ** сначала не есть еще дух.
«Непосредственно бог
есть поэтому лишь при-
рода» (182) [633-634].
(Это тоже характерно!!)
Фейербах da-
ran „kniipft
an" *** 88
Долой Gott,
остается
Natur ****.
* — отданное во власть инобытию. Ред,
** — бог. Ред.
*** — «подхватывает» это. Ргд,
**** — природа, Ред,
140
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
... «Действительность есть единство сущности и су-
ществования»... (184) [636].
Подразделения: 1) „абсолют" — 2) собственно
действительность. „Действительность, возможность и
необходимость составляют формальные моменты аб-
солюта". 3) „абсолютное отношение": субстанция.
«В нем самом» (dem Absoluten) «нет никакого ста-
новления» (187) [639] — и прочая чепуха об абсолюте...
(!!) абсолют есть абсолютный абсолют...
атрибут есть релятивный »
В „примечании" Гегель говорит (слишком обще
и туманно) о недостатках философии Спинозы и Лейб-
ница.
обычно: от |
цельность = (в виде) рассеянная полнота |
Между прочим отметить:
«Односторонности какого-либо фи-
лософского принципа обыкновенно про-
тивопоставляет себя противоположная
односторонность, и, как бывает всегда,
возникает их цельность, по крайней
мере, как некоторая рассеянная полнота»
(197) [649].
Действительность выше, чем бытие и чем сущест вование.
(1) Бытие непосред- «Бытие еще не д е й-
ственно. с т в и т е л ь н о».
Оно переходит в другое.
141
(2) Существование — выходит из основания, из
(оно переходит условий, но в нем нет еще един-
в явление) ства „рефлексии и непосредст-
венности".
(3) Действитель- единство существования и
ность в-себе-бытия (Ansichsein)
... «Действительность стоит также выше, чем сущест-
вование»... (200) [652].
... «Реальная необходимость есть содержательное
отношение»... «Но эта необходимость вместе с тем
относительна»... (211) [663].
«Абсолютная необходимость есть, следовательно,
истина, в которую возвращаются действительность и
возможность вообще так же, как формальная и реаль-
ная необходимость» (215) [667].
(Продолжение) *...
(Конец II тома Логики, учения о сущности)...
Отметить, что в маленькой Логике (Энциклопедия)
очень часто яснее, с конкретными примерами, из-
лагается то же. Ср. idem Энгельс и Куно Фишер 89.
По вопросу о „возможности" Гегель отмечает пу-
стоту этой категории ив Энциклопедии говорит:
«Возможно ли что-либо или невозможно, это зависит
от содержания, т. е. от всей совокупности моментов
действительности, которая в своем развертывании ока-
зывается необходимостью». (Энциклопедия, том VI,
стр. 287** [242]***, § 143, Прибавление. )
„Цельность, совокупность момен- | |
тов действительности, которая в своем | |
развертывании оказывается необходимостью". | |
Развертывание всей | совокупности моментов дей- |
ствительности N В = | сущность диалектического |
познания. |
* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в тетрадь «Hegel, Логика II
(с. 49—88)». Ред.
** Hegel . Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.
142
Ср. в той же Энциклопедии, том VI, стр. 289 красно-
речивые слова о тщете одного восхищения богатством
и сменой явлений природы и о необходимости
... «двигаться вперед к все более точному пониманию
внутренней гармонии и закономерности
природы»... (289) [243]. (Близость к мате-
риализму. )
Ibid. Энциклопедия, стр. 292 [246—247]: «Развив-
шаяся действительность, как смена внутреннего и внеш-
него, совпадающая в единство, смена противоположных
движений действительности, объединяющихся в единое
движение, — это и есть необходимость».
Энциклопедия, том VI, стр. 294 [248]:... «Слепа
необходимость лишь постольку, поскольку она не
понята»...
lb. стр. 295 [248]: «с ним» (dem Menschen *)...
«случается так... что из его действия выходит нечто
совершенно иное, чем он думал и хотел»...
lb. стр. 301 [253]: «Субстанция есть важная сту-
пень в процессе развития идеи»...
Читай: важная ступень в человеческого познания природы | процессе и материи | развития |
Logik, том IV
... «Она» (die Substanz) «есть бытие во всяком бытии»...
(220) ** [671] ***.
Отношение субстанциальности переходит в отноше-
ние каузальности (223) [674].
... «Субстанция обладает... действительностью лишь
как причина»... (225) [676].
С | одной стороны, надо | углубить | познание | мате- | |
рии | до познания | (до понятия) | субстанции, | чтобы | |
найти причины явлений. С | другой стороны, действи- | ||||
тельное познание | причинь | есть | углубление | позна- |
* — человеком. Ред. |
143
ния | от внешности явлений к субстанции. Двоякого | ||
рода примеры должны бы пояснять это: 1) из истории | |||
естествознания | и 2) из истории | философии. Точнее: | |
не „примеры" | гут должны быть | — comparaison n'est | |
pas | raison *, — | а квинтэссенция | той и другой исто- |
рии | + истории | техники. |
«Действие не содержит... вообще ничего, что не содер-
жится в причине»... (226) [677] und umgekehrt... **
Причина и следствие, | ergo, | лишь моменты всемир- |
ной взаимозависимости | связи (универсальной), вза- | |
имосцепления событий, | лишь | звенья в цепи развития |
материи. |
NB:
«Одна и та же вещь оказывается в одном случае
причиной, в другом —действием, там — как своеобразная
устойчивость, здесь — как положенностьили определение
в некотором другом» (227) [678].
NB |
Всесторонность и | всеобъемлющий | |||
NB | характер | мировой связи, | лишь одно- | |
сторонне, | отрывочно | и | неполно вы- | |
ражаемои | каузальностью. |
«Здесь же можно заметить еще то, что, поскольку
допускается отношение причины и действия, хотя бы
и не в собственном смысле, действие не может быть
больше чем причина; ибо действие есть не что иное,
как проявление причины».
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!