ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 15 страница



Стр. 448—452 [432—436], примечание, оза-

Скачки!

главленное в оглавлении (не  в тексте!! пе-

дантство!!): «Примеры таких узловых линий;
о том, что в природе якобы нет скачков».
Примеры: химия; музыкальные тона; вода (пар,
лед) — стр. 449 [433—434] — роды и смерть.

Перерывы

постепен-
ности

Abbrechen der Allmähligkeit,
стр. (450) [434].



Скачки!

Скачки!


«Говорят, в природе не бывает скачков;
и обычное представление, если оно желает
понять происхождение или уничтожение,
полагает, как было упомянуто, что поймет
их, представляя их как постепенное воз-
никновение или исчезание. Но было уже по-
казано, что вообще изменения бытия суть
не только переход одной величины в другую,
но переход качественного в количественное и,
наоборот, становление другим, которое пред-
ставляет собой перерыв постепенности и ка-
чественно иное, в противоположность пред-
шествовавшему существованию. Вода через
охлаждение не становится постепенно твер-
дой так, чтобы она делалась сначала студе-
нистой и постепенно затвердевала до кон-
систенции льда, но становится сразу твердой;
достигнув уже температуры замерзания,
она, если остается в покое, может еще
сохранять жидкое состояние, но малейшее
сотрясение приводит ее в состояние твер-
дости.


З

Предположение о постепенности возникновения ос-
новывается на том представлении, будто возникающее
существует уже чувственно или вообще в действитель-
ности и не может еще быть воспринимаемо лишь вслед-
ствие своей малой величины; равно как в основании
предположения о постепенности исчезания лежит пред-
ставление о том, что небытие или то другое, которое
занимает место исчезающего, также существует, но
еще незаметно; — и притом то и другое существует
не в том смысле, что в данном другом это другое содер-
жится в себе, но в том, что оно имеет место как сущест-
вование, но только незаметное. Тем самым возникнове-
ние и уничтожение вообще снимаются, или иначе,
сущее в себе, внутреннее, в котором нечто есть до своего
существования, превращается в малую величину внеш-
него существования, а существенное различие или
различие понятия во внешнее различие, — простое
различие по величине. — Делать понятным возник-
новение или уничтожение предположением о постепен-
ности изменения значит впадать в скуку, свойст-
венную тавтологии; при этом предполагается, что
возникающее или уничтожающееся наперед имеет-
ся уже в готовом виде, и изменение превращается
в простую перемену внешнего различия, благодаря
чему в действительности и получается тавтология.
Трудность для такого, стремящегося к пониманию
рассудка, заключается в качественном переходе ка-
кого-нибудь нечто в свое другое вообще и в свою
противоположность; чтобы избегнуть этой трудности,
рассудок представляет себе тождество и изменение
как безразличные внешние изменения количествен-
ности.

В моральной области, поскольку моральное рас-
сматривается в сфере бытия, имеет место тот же
переход количественного в качественное; различные
качества являются основанными на различии ве-.
личины. Достаточно какого-то «больше» и «меньше»
и мера легкомыслия оказывается превзойденной, и
получается нечто совсем иное, преступление, при-
чем право переходит в несправедливость, добродетель


114

в порок. — Точно так же и государства при прочих
равных условиях получают разный качественный ха-
рактер, вследствие различия своей величины»... (450—
452) [434-436].

Дальше.

Переход бытия к сущности (Wesen) изложен сугубо
темно.

Конец I тома.


115


ТОМ IV. (БЕРЛИН, 1834)

I ЧАСТЬ. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА.

II РАЗДЕЛ. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ:

СУЩНОСТЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ В СЕБЕ САМОЙ

теория
познания

«Истина бытия есть сущность» (3) *
[455] **. Такова 1-ая фраза, звучащая
идеалистически насквозь, мистикой. Но
сейчас же за этим начинается, так сказать,
свежий ветерок: «Бытие есть непосред- ственное. Так как знание хочет познать истину * * * того, что такое бытие в себе

п у т ь"

и для себя, то оно не останавливается»
(не останавливается NB) «на
непосредственном и его определениях, но
проникает ( N В) через ( N В)
него в предположении, что за (курсив
Гегеля) этим бытием есть еще нечто
иное, чем самое бытие, что этот задний
план составляет истину бытия. Это позна-
ние есть опосредствованное знание, так
как оно не находится непосредственно при
сущности и в сущности, но начинает
с чего-то другого, с бытия, и должно
проделать предварительный путь, путь
выхождения за бытие или, правильнее,
вхождения в него»...


* Hegel. Werke, Bd. IV, Berlin, 1834. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред.

*** Кстати. Гегель неоднократно подсмеивался [ср. вышецитированные места о постепенности] над словом (и понятием) erklaren, объяснение, должно быть противополагая метафизическому решению раз навсегда („объяснили"!!) вечный процесс познания глубже и глубже. Ср. том III, стр. 463 [447]: «может быть познан или, как говорится, объяснен».

 


116

Это Bewegung*, путь знания, кажется „деятельно-
стью познания" (Tätigkeit des Erkennens) «внешней
относительно бытия».


«Но этот ход есть движение самого
бытия».

Объектив-
ное значе-
ние

«Сущность... есть то, что она есть... через свое соб-
ственное бесконечное движение бытия» (4) [456].

«Абсолютная сущность... не имеет наличного бытия.
Но она должна перейти в наличное бытие» (5) [457].

Сущность стоит посредине между бытием и понятием,
как переход к понятию (= абсолют).

Подразделения сущности: кажимость (Schein), явле-
ние (Erscheinung), действительность (Wirklichkeit).

Das Wesentliche und das Unwesentliche * * (8) [460].
Der Schein (9) [461].

В несущественном, в кажимости есть момент небы-
тия (10) [462].

 

т. е. несущественное , кажущееся, поверхност-

ное чаще исчезает, не так „плотно" держится,

не так „крепко сидит", как „сущность". Etwa ***:

движение реки — пена

сверху и глубокие течения
внизу. Но и пена есть выражение сущности!

Кажимость и скептицизм respective **** кан-
тианство:

«Таким образом, кажимость есть феномен скеп-
тицизма или также явление идеализма, такая
непосредственность, которая не есть нечто или
некая вещь, вообще не есть такое безразличное
бытие, которое существовало бы вне своей опре-
деленности или отношения к субъекту. Скептицизм

" — движение. Ред.
** — Существенное и несущественное. Ред.
*** — Примерно. Ред.
**** — соответственно. Ред.


117


не позволял себе говорить — это есть; новейший
идеализм не позволял себе смотреть на п
ознание
как на знание о вещи в себе;
эта кажимость вообще
не должна была бы иметь основы какого-либо
бытия, вещь в себе не должна была бы входить
в эти знания. Но вместе с тем скептицизм допускал
многообразные определения своей кажимости, или,
скорее, его кажимость имела содержанием все
многообразное богатство мира. Равным образом
явление идеализма охватывает собой весь объем
этих многообразных определенностей».


NB


 

Вы включаете в Schein отрицаете объективность * все богатство Schein'a!! мира и вы

непосред-
ственность
кажимости


его кажимости

«Эта кажимость и это явление опреде-
ляются непосредственно столь многооб-
разно. Пусть, стало быть, не лежит в осно-
вании этого содержания никакого бытия,
никакой вещи или вещи в себе, оно остается
само по себе таким, каково оно есть;
оно лишь перемещено из бытия в кажи-
мость, так что кажимость имеет внутри
себя самой эти многообразные опреде-
ленности, которые суть непосредственные,
сущие, взаимно другие. Поэтому кажи-
мость сама есть нечто непосредственно
определенное. Она может иметь то или
иное содержание, но каково последнее,
это не положено ею самой, а присуще
ей непосредственно. Лейбницевский или
кантовский или фихтевский идеализм, как
и другие его формы, так же мало, как
скептицизм, выходят за пределы бытия
как определенности, как этой непосред-
ственности. Для скептицизма содержание

„непосредственно данное"!!

не пошли
глубже!


* — кажимость, видимость. Рев,


118


ср. махизм!!

ему дано; каково бы оно ни было, оно
для него непосредственное. Лейбницева
монада развивает из себя самой свои
представления; но она не есть их поро-
ждающая и связующая сила, а они всплы-
вают в ней, как пузыри; они безразличны,
непосредственны одно относительно дру-
гого, а следовательно, и относительно
самой монады. Равным образом и кантов-
ское явление есть данное содержание
восприятия, предполагающее воздействия,
определения субъекта, которые одно отно-
сительно другого и относительно этого
последнего непосредственны. Бесконечный
толчок фихтевского идеализма, правда,
не имеет в своей основе никакой вещи
в себе, так что он становится исключи-
тельно некоторой определенностью в Я.
Но эта определенность по отношению
к Я, делающему ее своей и снимающему
ее внешний характер, есть вместе с тем
непосредственная определенность, есть его
предел, за который она, правда, может
выйти, но который имеет в себе сторону
безразличия, согласно которой он, хотя
присущ Я, содержит в себе непосред-
ственное небытие последнего» (10—11)
[462-463].

... «Определения, отличающие ее» (den Schein) «от сущности, суть определения самой сущности»...

кажимость =
отрицатель-
ной природе
сущности

... «Непосредственность небытия есть
то, что образует собой кажимость...
Бытие есть небытие в сущности. Его
ничтожность в себе есть отрицательная
природа
самой сущности»...
... «Оба эти момента, ничтожность, но как устойчивость, и бытие, но как момент, иначе, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты кажимости, суть тем самым моменты самой сущности»...


119

«Кажимость есть сама сущность в определенности
бытия»... (12-13) [464].

 

Кажимость есть   (1) – (2) ничто tigkeit),   бытие несуществующее (Nich- которое существует как момент

«Таким образом, кажимость есть сама сущность,
но сущность в некоторой определенности, притом
так, что последняя есть лишь момент сущности,
а сущность есть явление себя внутри себя самой»
(14) [466].

 

[Кажимость]

* Кажущееся есть

сущность

в одном

ее определении, в одной из ее
ее моментов. Сущность кажется

сторон, тем-то.

в одном из
Кажимость

есть явление себе. (Scheinen)

сущности самой

в самой
           

... «Сущность... содержит кажимость в себе самой
как бесконечное движение внутри себя»...

... «Сущность в этом своем самодвижении есть реф-
лексия. Кажимость есть то же, что рефлексия» (14) [466].

 

Кажимость (кажущееся) есть сущности в себе (ней) самой. отражение

... «Становление в сущности, ее рефлектирующее дви-
жение, есть поэтому движение от ничто к ничто и
тем самым назад к себе самой»... (15) [467].




Это остроумно и глубоко. Бывают в природе и
жизни движения „к ничему". Только „от ничего",
пожалуй, не бывает. От чего-нибудь всегда.


 


«Рефлексия понимается обыкновенно в субъективном
смысле, как движение силы суждения, выходящей

В рукописи слово «кажимость» зачеркнуто. Ред,


120

за данное непосредственное представление и ищущей
для него или сравнивающей с ним всеобщие опреде-
ления» (21) [473]. (Цитирует Канта — „Критику силы
суждения"82)... «Но здесь идет речь не о рефлексии
сознания
и не о более определенной рефлексии рассудка,
имеющей своими определениями особенное и всеобщее,
а о рефлексии вообще»...

 

Итак, и здесь Гегель обвиняет Канта в субъекти-
визме. Это N В. Гегель за „объективную значимость"

(sit venia verbo *) кажимости, „непосредственно

данного" [ термин „д а нное" обычен у Гегеля
вообще, и здесь см. стр. 21 i. f. [473]; стр. 22 [474]] .
Философы более мелкие спорят о том, сущность или
непосредственно данное взять за основу (Кант, Юм,

все махисты). Гегель вместо или ставит и, объяс-

няя конкретное содержание этого „и".


«Die Reflexion есть явление сущности внутри себя
самой» (27) [478] (перевод? рефлективность? рефлектив-
ное определение? рефлексия не подходит).

 [Gegensatz]** (основание)...
в частности
противо-
положность .


...«Она» (das Wesen) «есть движение через   разли-
ченные моменты, абсолютное опосредствование собой»...
(27) [479]. Тождество — различие — противоречие
Поэтому Гегель выясняет односторонность, непра-
вильность „закона тождества" (А = А), категории (все
определения сущего суть категории — стр. 2 72 8
[479-480]).

«Если все тождественно с собой, то оно не различно,
не противоположно, не имеет основания» (29) [481].

* — да будет позволено так сказать. Ред.
•* Слово Gegensatz в рукописи зачеркнуто. Ред.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!