ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 23 страница



рассудка — для понимания восприятии. —
На самом же деле, если последние суть
действительно понятия, то они суть по-
нятия, — через них совершается пости-
жение»... (236) [214].


NB


 

См. еще ниже о Канте

175


Так же неверно считать идею чем-то
тельным"; — как говорится:, "это только

«Если мысли суть нечто лишь субъек-
тивное
и случайное, то они, конечно,
не имеют никакой дальнейшей ценности,
но они в этом отношении стоят не ниже
временных и случайных действителъно-
стей,
которые равным образом не имеют
иной дальнейшей ценности, кроме ценности
случайностей и явлений. Если же пола-
гают, что идея, наоборот, не имеет ценности
истины потому, что она по отношению к яв-
лениям трансцендентна, что в чувствен-
ном мире ей не может быть дано никакого
совпадающего с ней предмета, то это стран-
ное недоразумение, так как идее здесь от-
казывают в объективной значимости по-
тому, что ей, дескать, не хватает именно
того, что образует собой явление, неис-
тинное бытие
объективного мира» (237—
238) [215].

По отношению к практическим идеям сам
Кант признает pobelhaft * ссылку на опыт
против идей; идеи он выставляет как Maxi-
mum, к которому надо стремиться прибли-
зить действительность. И Гегель продол-
жает:

«Но так как получился тот результат,
что идея есть единство понятия и объек-
тивности, — истина, — то на нее нельзя
смотреть только как на цель, к которой
следует приближаться, но которая сама
постоянно остается некоторым видом по-
тусторонности,
но так, что все действи-
тельное лишь постольку есть, поскольку
оно имеет внутри себя идею и выражает
ее. Предмет, объективный и субъективный


„недеистви-
идеи".

Гегель

против

„Jenseits"**

Канта


tres bien !


* — вульгарной. Ред.
** — «потусторонности». Рев,


176


Согласие
понятий с
вещами
не субъ-
ективно


мир, не только должны вообще совпадать
с идеей, но они сами суть совпадение
понятия и реальности; та реальность,
которая не соответствует понятию, есть
только явление, субъективное, случайное,
произвольное, которое не есть истина»
(238) [216].


 


«Она» (die Idee) «есть,
во-первых, простая истина,
тождество понятия и объ-
ективности как общее...
(242) [219].

... «Во-вторых, она есть
отношение для себя сущей
субъективности простого
понятия и его отличенной
от нее объективности; пер-
вая есть по существу стре-
мление
уничтожить это от-
деление...

... «Как это отношение
идея есть процесс, напра-
вленный к разделению
себя на индивидуальность
и на ее неорганическую
природу, к подчинению
последней вновь власти
субъекта и к возврату
к первой простой всеобщ-
ности. Тождество идеи с
самой собой едино с про-
цессом;
мысль, освобож-
дающая действительность
от видимости бесцель-
вой изменчивости и про-
светляющая ее в идею,


Идея (читай: познание
человека) есть совпадение
(согласие) понятия и
объективности („общее").
Это — во-1-х.

Во-2-х, идея есть отно-
шение для себя сущей
(=якобы самостоятель-
ной) субъективности (=че-
ловека) к отличной
(от этой идеи) объективно-
сти...

Субъективность есть
стремление уничтожить
это отделение (идеи от
объекта).

Познание есть процесс
погружения (ума) в неор-
ганическую природу ради
подчинения ее власти субъ-
екта и обобщения (позна-
ния общего в ее явле-
ниях)...

Совпадение мысли с
объектом есть процесс:
мысль (=человек) не дол-
жна представлять себе
истину в виде мертвого
покоя, в виде простой кар-
тины (образа), бледного


177



NB


не должна представлять
эту истину действитель-
ности как мертвый по-
кой, как простой образ,
тусклый, без стремления и
движения, как некоторого
гения, или число, или аб-
страктную мысль; идея,
в силу свободы, которой
достигает в ней понятие,
имеет в себе также самое
резкое противоречие;
ее
покой состоит в твердо-
сти и уверенности, с ко-
торыми она вечно соз-
дает это противоречие и
вечно преодолевает его и
совпадает в нем с самой
собой»...


(тусклого), без стремле-
ния, без движения, точно
гения, точно число, точно
абстрактную мысль.

Идея имеет в себе и
сильнейшее противоречие,
покой (для мышления че-
ловека) состоит в твердости
и уверенности, с которой
он вечно создает (это про-
тиворечие мысли с объек-
том) и вечно преодолевает
его...


 


Познание есть вечное, бесконеч-
ное приближение мышления к объ-
екту. Отражение природы в мысли
человека надо понимать не „мер-
тво", не „абстрактно", не без
движения, не без противоре-
чий,
а в вечном процессе движе-
ния, возникновения противоречий
и разрешения их.


NB


 


«Идея есть... идея исти-
ны
и добра как познания и
воли... Процесс этого ко-
нечного познания и (NB)
действия (NB) пре-
вращает первоначально
абстрактную всеобщность
в цельность, вследствие
чего она становится закон-
ченной объективностью»
(243) [220].


Идея есть познание и
стремление (хотение) (че-
ловека!... Процесс (прехо-
дящего, конечного, огра-
ниченного) познания и
действия превращает аб-
страктные понятия в за-
конченную объективность.


178

ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ).

Энциклопедия §213 (стр. 385 * [I, 321 **]):



... «Идея есть истина; ибо истина
состоит в соответствии объектив-
ности понятию... Но и все действи-
тельное, поскольку оно — нечто
истинное, есть идея... Единичное
бытие представляет собой лишь
какую-либо одну сторону идеи;
последней нужны поэтому еще
другие действительности, которые
равным образом выступают как
обособленные и видимо самостоя-
тельные существования; лишь в
их совокупности и в их соотно-
шении
друг с другом реализует-
ся понятие. Единичное, взятое
само по себе, не соответствует
своему понятию; эта ограничен-
ность его наличного бытия состав-
ляет его конечность и ьедет к его
гибели»...


Отдельное бытие
(предмет, явление
etc. ) есть (лишь) одна
сторона
идеи (исти-
ны). Для истины
нужны еще другие
стороны действитель-
ности,
которые тоже
лишь кажутся само-
стоятельными и от-
дельными (besonders
fur sich bestehen-
de ***). Лишь в
их совокупно-
сти
(zusammen) и
в их отношении
(Beziehung) реали-
зуется истина.




Совокупность всех сторон
явления, действительности и их
(взаимо)о тношения — вот из
чего складывается истина. Отношения
(= переходы = противоречия) поня-
тий = главное содержание логики,
причем эти понятия (и их отношения,
переходы, противоречия) показаны
как отражения объективного мира.
Диалектика вещей создает ди-
алектику идей, а не наоборот.


Гегель гениаль-
но угадал ди-
алектику вещей
(явлений, мира,
природы) в
диалектике по-
нятий #


* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред.
** Гегель.
Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.
*** — особо для себя существующими. Ред.


179

 

# Этот афоризм надо бы выразить  
популярнее, без слова диалектика: при-  
мерно так: Гегель гениально угадал в  
смене, взаимозависимости всех поня- именно
тий, в тождестве их противоположно- угадал,
стей, в переходах одного понятия в дру- не больше
гое, в вечной смене, движении понятий  
ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ,  
ПРИРОДЫ.  



------ = NB

Каждое поня-
тие находится

в известном
отношении,

в известной
связи со в с е-
м и
остальными


взаимозависимость понятии
»   всех »

без исключения
переходы понятий из одного
в другое
» всех »  без исклю-
чения.


в чем
состоит
диалек-
тика?


Относительность противоположности между

понятиями...
тождество противоположностей между поня-
тиями.

«Первоначально под истиной понимают то, что я
знаю, как нечто существует. Это, однако, истина лишь
по отношению к сознанию, или формальная истина, —
только правильность (§ 213, стр. 386 [322]). Истина же
в более глубоком смысле состоит в том, что объектив-
ность тождественна с понятием»...

«Дурной человек есть неистинный человек, т. е. чело-
век, который ведет себя несоответственно своему поня-
тию, или своему назначению. Однако ничто не может
-существовать совершенно лишенным тождества понятия
и реальности. Даже дурное и неистинное существует
лишь постольку, поскольку его реальность каким-то
образом и в какой-то мере соответствует его понятию»...

... «Все заслуживающее названия философии всегда
клало в основание своего учения сознание абсолютного
единства того, что рассудком признается лишь в его
раздельности»...


180


В. И. ЛЕНИН


 




«До сих пор рассмотренные ступени
бытия
и сущности, равно как и ступени
понятия и объективности, не являются
в этом их различии чем-то неподвиж-
ным
и на самом себе основанным, а ока-
зываются диалектичными и их истина
состоит лишь в том, что они суть мо-
менты идеи»
(387—388) [322-3231.


Различие бы-
тия от сущ-
ности, поня-
тия от объ-
ективности
относительны


 


 

Том VI, 388 [I, 323]




Моменты познания (= „идеи") человеком природы-
вот что такое категории логики.


 


(идея)истина
всестороння

Том VI, стр. 388 [323-324] (§ 214):
«Идея может быть выражена различ-
ными способами. Ее можно назвать
разумом (это — подлинно философское
значение понятия разума), далее —
субъектом-объектом, единством идеаль-
ного и реального, конечного и бесконеч-
ного, души и тела, возможностью, кото-
рая в себе самой имеет свою действитель-
ность, тем, природа чего может быть
постигнута лишь как существующая
и т. д. Все эти выражения законны,
так как в идее содержатся все отноше-
ния рассудка, но они содержатся в ней
в их бесконечном возвращении и тож-
дестве внутри себя.
Рассудку не стоит большого труда показать, что все
высказываемое об идее внутренне противоречиво. Од-
нако по всем пунктам ему можно воздать той же моне-
той, или, вернее, ему уже воздано в идее той же мо-
нетой; — последнее есть работа разума, которая, разу-
меется, не так легка, как работа рассудка. — Если
рассудок показывает, что идея сама себе противоречит,
потому что, например, субъективное лишь субъективно,
объективное же противоположно ему; что бытие есть
нечто совершенно другое, нежели понятие, и поэтому


181



не может быть извлечено из него; что конечное так же
лишь конечно и является прямой противоположностью
бесконечного, следовательно, не может быть тождест-
венно с последним, и так далее по отношению ко всем
определениям, — то логика показывает, наоборот, про-
тивоположное, именно, что субъективное, которое лишь
субъективно, конечное, которое лишь конечно, беско-
нечное, которое должно быть лишь бесконечным и т. д.,
не обладают истинностью, противоречат сами себе и пере-
ходят в свою противоположность; таким образом этот пе-
реход и единство, в котором крайности заключены как
снятые, как некоторая видимость или моменты, обнару-
живают себя как истина этих крайностей (388) [323—324].

NB:

Абстракции и
„конкретное
единство"
противопо-
ложностей.

Прекрасный

пример:
самый про-
стой и самый

ясный,
диалектика
понятий и ее
материали-
стические
корни

Диалектика
не в рассудке
человека, а в
„идее", т. е. в
объективной
действитель-
ности

• — рассудка. Ред.



Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!