ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 26 страница



... «Деятельность цели
направлена поэтому не на
себя для принятия внутрь
себя и усвоения себе не-
которого данного опре-
деления, а скорее направ-
лена к тому, чтобы по-
ложить свое собственное
определение и сообщить
себе реальность в форме
внешней действительно-
сти посредством снятия
определений внешнего
мира»... (321) [290]...


Суть:

„Доброе" есть „требова-
ние внешней действительно-
сти", т. е. под „добрым" ра-
зумеется практика челове-
ка = требование (1) и внеш-
ней
действительности (2).

Практика выше (тео-
ретического) познания,
ибо

она имеет не только досто-
инство всеобщности, но и
непосредственной действи-
тельности.

„Деятельность цели на-
правлена не на себя са-
моё...

а на то, чтобы посред-
ством уничтожения опреде-
ленных (сторон, черт, явле-
ний) внешнего мира
дать себе реальность в
форме внешней действи-
тельности"...


196

... «Совершаемое добро есть добро в силу того, что
оно есть уже в субъективной цели, в своей идее; со-
вершение дает ему некоторое внешнее существование»...
(322) [291].

«Со стороны предположенного ему объективного
мира,
в предположении которого состоит субъектив-
ность и конечность добра и который, как нечто другое,
идет своим собственным путем,
самое совершение
добра подвержено препятствиям и даже наталкивается
на невозможность»... + (322—323) [292].



NB
NB


 

„Объективный мпр" „идет

своим собствен-

ным путем", и практика человека, имея перед
собой этот объективный мир, встречает „затруд-

нения в осуществлении' цели даже натыкается
на „невозможность"...      

+... «Добро остается, таким образом, некоторым дол-
женствованием;
оно есть в себе и для себя, но бы-
тие как последняя, абстрактная непосредственность
остается в противоположность добру определенным
также как некоторое небытие»... + +

 

Добро, благо, благие стремления ЕКТИВНЫМ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕМ... остаются СУБЪ-




Два мира:
субъектив-
ный и объ-
ективный


+ +... «Идея завершенного добра есть,
правда, некоторый абсолютный постулат,
но не более, чем постулат, т. е. абсолютное,
обремененное определенностью субъек-
тивности.
Тут еще два противополож-
ных мира,
царство субъектив-
ности
в чистых пространствах
прозрачной мысли и царство объек-
тивности
в стихии некоторой внешней
многообразной действительности, которая
есть нераскрытое царство тьмы. Полное
развитие неразрешенного противоречия,
образуемого указанной абсолютной це-
лью, коюрой непреодолимо противостоит


197


барьер этой действительности, ближе рас-
смотрено в „Феноменологии духа", стр. 453
и сл. »... (323) [292].


Насмешка над чистыми

„пространствами про-

зрачной мысли" в царстве

субъективности, коему

противостоит „тьма" „объективной"

„разнообраз-
ной" действительности.    

NB


... «В последней» ( = der theoretischen Idee в отли-
чие от der praktischen Idee *)... «познание знает себя
лишь как восприятие, как само по себе неопределенное
тождество понятия с самим собой; наполнение, т. е.
в себе и для себя определенная объективность, есть для
теоретической идеи нечто данное, и истинно-сущим при-
знается наличная, независимо от субъективного пола-
гания, действительность.
Наоборот, для практической
идеи эта действительность, которая вместе с тем проти-
востоит ей как непреодолимый предел, имеет значение
чего-то самого по себе ничтожного, долженствующего
получить свое истинное определение и единственную
ценность через цели добра. Воля поэтому сама противо-
стоит достижению своей цели тем, что воля отде-
ляет себя от познания и что внешняя действитель-
ность не сохраняет для нее формы истинно-сущего;
поэтому идея добра может найти свое дополнение
только в идее истины» (323—324) [292—293].


Познание

.. находит

перед собой истинное

сущее

как независимо

от субъективных мнений

(Setzen **) наличную действительность. (Это

чистый материализм!) Воля человека, его

прак-
тика, сама

препятствует достижению

своеи
цели... тем,

что отделяет себя от познания и


Nota
bene


* — теоретической идее в отличие от практической идеи Ред.
** — полагания. Ред.


198

 

не признает внешней действительности тинно-сущее (за объективную истину). за ис-. Необ-
ходимо  соединение познан и я и
практики.  

И тотчас вслед за этим:

... «Но этот переход она совершает через самое себя»
(переход идеи истины в идею добра, теории в практику
и vice versa *). «В заключении действования первая
посылка есть непосредственное соотношение доброй
цели с той действительностью,
которой эта цель
овладевает и которую она во второй посылке направ-
ляет против внешней действительности, как внешнее
средство»
(324) [293].


NB

NB


 

„Заключение действования"... Для Гегеля дей-
ствование, практика есть логическое „з а- к л ю ч е н и е", фигура логики. И это правда! Конечно, не в том смысле, что фигура логики
инобытием своим имеет практику человека (= аб-
солютный идеализм), a vice versa: практика чело- века, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматиче- ский характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения. 1-ая посылка: благая цель (субъективная цель) ver- sus действительность („внешняя
действительность") 2-ая посылка: внешнее средство (орудие), (объек- тивное)
3-ья посылка, сиречь вывод: совпадение субъек- тивного и объективного, проверка субъективных идей, критерий объек- тивной истины.

... «Совершение добра вопреки противостоящей ему,
другой по отношению к нему действительности, есть то

* — наоборот. Ред,

199

опосредствование, которое по существу необходимо для
непосредственного соотношения и действительного осу-
ществления добра»...

... «Но если бы цель добра этим» (деятельностью)
«все-таки не была бы выполнена, то это было бы воз-
вратом понятия на ту точку зрения, которую понятие
имело до своей деятельности, — на точку зрения, с ко-
торой действительность определена как ничтожная и
все же предположена как реальная; этот возврат ста-
новится прогрессом в дурную бесконечность и имеет
свое основание единственно в том, что при снятии
указанной абстрактной реальности это снятие также
непосредственно забывается, или забывается, что эта
реальность, наоборот, уже была предположена как
сама по себе ничтожная, не объективная действитель-
ность» (325) [294].


Неисполнение целей (человеческой деятель- ности) имеет своей причиной (Grund) то, что реаль- ность принимается за несуществующее (nichtig), что не признается ее (реальности) объективная действительность.

NB


«Так как через деятельность объективного понятия
внешняя действительность изменяется и ее определе-
ние тем самым снимается, то именно этим ее лишают
характера исключительно только являющейся реаль-
ности, внешней определимости и ничтожности, и она
тем самым полагается как сущая в себе и для себя»... +


NB


 

Деятельность человека, составившего себе

объективную картину мира, изменяет
внешнюю действительность, уничтожает ее
определенность ( = меняет те или иные ее
стороны, качества) и таким образом отни-
мает у нее черты кажимости , внешности и
ничтожности, делает ее само- в-себе и само-

для-себя сущей (= объективно истинной).



200


+... «Этим вообще снимается указанное предположе-
ние, именно, определение добра как некоторой только
субъективной
и по своему содержанию ограниченной
цели, необходимость еще только реализовать послед-
нюю через субъективную деятельность и самая эта
деятельность. В результате опосредствование
само себя снимает; результат есть непосредственность,
которая есть не восстановление предположения, а,
наоборот, его снятость. Тем самым идея в себе и для
себя определенного понятия положена уже не только
в действующем субъекте,
а также как некоторая непо-
средственная действительность, и, наоборот, последняя,
как она есть в познании, положена так, что она есть
истинносущая объективность» (326) [295].

 

Результат познания и НОСТИ. действия критерий есть проверка субъективного ИСТИННОСУЩЕЙ ОБЪЕКТИВ-


... «В этом результате тем самым познание восстано-
влено и соединено с практической идеей, преднай-
денная действительность определена вместе с тем как
выполненная абсолютная цель; но не так, как в ищу-
щем познании, только как объективный мир, лишенный
субъективности понятия, а как такой объективный мир,
внутреннее основание и действительное существование
которого есть понятие. Это — абсолютная идея» (327)
[295]. ((Конец главы II. Переход к главе III: «Абсо-
лютная идея». ))

III глава: «Абсолютная идея».

... «Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество
теоретической и практической идеи, каждая из которых
для себя еще одностороння»... (327) [296].



* — «объективно истинное». Ред,


 

Единство теоретической идеи (познания) и прак- тики — это NB — и зто единство именно в теории познания, ибо в сумме полу- чается „абсолютная идея" (а идея = „das objektive Wahre" *) (том V, 236} [VI, 214].

201


Остается-де рассмотреть теперь уже не Inhalt *, а...
«всеобщность ее формы, — т. е. метод» (329) [298].

«В ищущем познании метод также есть орудие, неко-
торое стоящее на субъективной стороне средство, через
которое она соотносится с объектом... Напротив, в истин-
ном познании метод есть не только множество извест-
ных определений, но в себе и для себя определенность
понятия, которое лишь потому есть средний термин»
(средний член в логической фигуре заключения), «что оно
имеет также значение объективного»... (331) [299—300].

... «Напротив, абсолютный метод» (т. е. метод позна-
ния объективной истины) «проявляется не как внешняя
рефлексия, а берет определенное из самого своего
предмета, так как этот метод сам есть его имманентный
принцип и душа. — Это есть то, чего Платон требовал
от познания, — рассматривать вещи сами по себе, от-
части в их всеобщности, отчасти же не уклоняться от
них в сторону и не хвататься за побочные обстоятель-
ства, примеры и сравнения, но иметь единственно эти
вещи перед собой и доводить до сознания то, что в них
имманентно»... (335—336) [303].

Этот метод ««абсолютного познания» аналитичен,
... «но он также и синтетичен»»... (336) [303—304].

Одно из
определений
диалектики

„Dieses so sehr synthetische als analy-
tische Moment des Urieils, wodurch das
anfangliche Allgemeine aus ihm selbst
als das Andere seiner sich bestimmt, ist
das dialektische zu nennen"... (336) [304]
(+ см. следующую стр. ) **.

 

„Этот столь же синтетический, как и аналитиче-
ский момент суждения, в силу какового (момента)

первоначальная общность [общее себя определяется как другое по должен быть назван диалектическ понятие] само из отношению к себе,  им".

Определение не из ясных!!

* — содержание. Ред.
*• В рукописи от скобки начинается стрелка, указывающая на аб-
зац «Диалектика есть... », расположенный на следующем листе рукописи
(см. настоящий том, стр. 204). Ред.


202

1) Определение понятия самого из себя \сама вещь
в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассма-
триваема);

2) противоречивость в самой вещи (das Andere sei-
ner *), противоречивые силы и тенденции во всяком
явлении;

3) соединение анализа и синтеза.
Таковы элементы диалектики, по-видимому.


Элементы
диалек-
тики


Можно, пожалуй, детальнее эти эле-
менты представить так:

1) объективность рассмотре-
ния (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе).

х

2) вся совокупность многоразличных
отношений этой вещи к дру-
гим.

3) развитие этой вещи (respec-
tive ** явления), ее собственное дви-
жение, ее собственная жизнь.

4) внутренне противоречивые тен-
денции (и #
стороны) в этой
вещи.

5) вещь (явление etc. ) как сумма

и единство   противо-
положностей.

6) борьба respective развертыва-
ние этих противоположностей, про-
тиворечивых стремлений etc.

7) соединение анализа и синтеза, —
разборка отдельных частей и сово-
купность, суммирование этих ча-
стей вместе.


* — Другое себя. Ред.
**
— соответственно. Ред.


203



Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!