ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 29 страница




219

КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»103


Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г.
в Ленинском сборнике XII


Печатается по рукописи


221

ГЕГЕЛЬ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 104
СОЧИНЕНИЯ, ТОМ XIII

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ

Стр. 37 * [30] **... «Если истинное абстрактно, то оно
не истинно. Здравый человеческий разум стре-
мится к конкретному... Философия в высшей сте-
пени враждебна абстрактному, ведет обратно к кон-
кретному»...



Очень глубокое

верное сравнение!!

Каждый оттенок

мысли = круг на

великом круге
(спирали) разви-
тия человеческой
мысли вообще


Стр. 40 [32]: сравнение истории
философии с кругом
«у этого круга по краям боль-
шое множество кругов»...



... «Я утверждаю, что последовательность систем
философии в истории та же, что и последователь-
ность в выведении логических определений идеи.
Я утверждаю, что если совершенно освободить
основные понятия появлявшихся в истории фило-
софии систем от того, что относится к их внешней
форме, к их применению к частным случаям и т. п.,
то получатся различные ступени определения са-
мой идеи в ее логическом понятии.

Если, наоборот, взять логическое поступатель-
ное движение само по себе, то в нем окажется


NB


* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред.
•• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.


222


поступательное движение исторических явлений
в их главных моментах; — но, конечно, эти чи-
стые понятия надо уметь распознавать в том, что
содержит историческая форма» (43) [34].
Стр. 5G [45] — насмешка над погоней за модой, — за тем, кто готов „auch jedes Geschwoge (?) fur eine Philo-
sophic auszuschreien" *. Стр. 57—58 [45—46] —пре-
восходно за строгую историчность в истории фило-
софии, чтобы не приписывать древним такого „раз-
вития" их идей, которое нам понятно, но на деле
отсутствовало еще у древних.

У Фалеса, например, нет еще понятия **

(как принципа), нет еще понятия причины...

... «Так, например, существуют целые народы,
которые совсем еще не имеют этого понятия» (при-
чины); «для этого требуется высокая ступень раз-
вития»... (58) [47],




Архидлинно, пусто, скучно об отношении фило-
софии к религии. Вообще, предисловие чуть не в
200 страниц — невозможно!!


 


* — «и всякую болтовню (?) провозглашать философией». Ред.
** — начала. Ред,


223

XIII ТОМ. ПЕРВЫЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ИОНИЙЦЕВ

«Анаксимандр (610—547 до Р. X. ) утверждал, что чело-
век произошел из рыбы» (213) [168].


ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

отрицательное
определение
диалектики

... «Таким образом, это — сухие,
лишенные процесса, не диалекти-
ческие, покоящиеся определения»...
(244) [189].


 

Речь идет об общих идеях у пифагорейцев 105; —
„число" и его значение etc. Ergo: это сказано по
поводу примитивных идеи пи фагорейцев, их прими-
тивнон

философии, „определения" субстанции, вещей,

мира у них „сухи, лишены процесса (движения),

недиалектичны".

 


Прослеживая преимущественно диалектическое в
истории философии, Гегель приводит рассуждения пи-
фагорейцев:... «единица, прибавленная к четному, дает
нечетное (2 + 1=3); — прибавленная к нечетному,
дает четное (3 + 1=4); — она» (Eins) «имеет свойство
делать gerade (= четное) и, стало быть, сама должна


224


быть четной. Единство таким образом само в себе со-
держит различные определения» (246) [190].

(„гармония
мира")

Музыкальная гармония и философия
Пифагора:

отношение
субъектив-
ного к объ-
ективному

... «Пифагор приписал рассудку и от-
воевал для него посредством твердого
определения такое простое субъектив-
ное чувство, как слух, которое само по
себе состоит в способности улавливать
отношения» (262) [200].
Стр. 265—266 [202—203]: движение небесных светил —
гармония его — неслышимая нами гармония пою-
щих
небесных сфер (у пифагорейцев): Ari-
stoteles. „ De coelo", II, 13 (и 9) 106:
... «В середине пифагорейцы помещали огонь, землю
же рассматривали как звезду, вращающуюся вокруг
этого центрального тела по кругу»... Но этим огнем
не было у них солнце... «Они держались при этом не
чувственной видимости, а оснований... Эти десять

сфер» [десять сфер или орбит или движений десяти
планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн,
Солнце, Луна, Земля, Млечный Путь и Gegenerde *
(—антипод?), придуманная „для ровного числа", для
10] «издают, как все движущееся, шум; но каждая
сфера — особого тона соответственно различию своей
величины и скорости. Последняя определяется различ-
ными расстояниями, находящимися в гармоническом
отношении друг к другу, соответственно музыкальным
интервалам; вследствие этого возникает гармонический
голос (музыка) движущихся сфер (мир)»...


намек на строе-
ние материи!

роль пыли (в сол-
нечном луче) в
древней философии


О душе пифагорейцы думали
„ die Seele sei: die Sonnenslaub-
chen" **
(=пылинка, атом)
(стр. 268 [204] (Aristoteles. „De
anima", I, 2) 107.


• — Противоземля. Ред.
*• — «душа есть солнечные пылинки». Ред.

 


225


пифагорейцы:
„догадки", фантазии
о сходстве макрокос-

В душе — семь кругов (элемен-
тов), подобно как на небе.
Aristoteles. „De anima", I,

3, — стр. 269 [205].                     ма и микрокосма

И тут же басни, что-де Пифагор (взяв у египтян уче-
ние о бессмертии души и о переселении душ) про себя
рассказывал, что его душа жила 207 лет в других людях
etc. etc. (271) [206].




NB: связь зачатков научного мышления и фанта-
зии а 1а религии, мифологии. А теперь! То же,
та же связь, но пропорция науки и мифологии
иная.


 


 



Еще к теории чисел Пифагора.

«Числа, где они? Отделенные пространством,
обитают ли они сами по себе в небе идей? Они
не суть непосредственно сами вещи, так как вещь,
субстанция есть ведь нечто другое, чем число, —
тело не имеет никакого сходства с последним»,
стр. 254 [195].____

Цитата |из Аристотеля? — „Metaphysik" 108,
I, 9 нет? Из Секста Эмпирика? Неясно|.


 


Стр. 279—280 [211] — пифагорейцы принимают эфир
(...«От солнца сквозь густой и холодный эфир про-
никает луч» etc.).




Итак, тысячи лет догадка насчет эфира существует,
оставаясь до сих пор догадкой. Но уже теперь в 1 000
раз больше подкопов готово, подводящих к решению
вопроса, научному определению эфира 109.


 

Итак, тысячи лет догадка насчет эфира существует,
оставаясь до сих пор догадкой. Но уже теперь в 1 000
раз больше подкопов готово, подводящих к решению
вопроса, научному определению эфира 109.


 


226


что такое
диалек-
тика?


ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА

Говоря об элеатской школе 110, Гегель
говорит о диалектике:

... «Мы находим здесь» (in der eleali-
schen Schule *) «начало диалектики, т. е.
именно чистого движения мышления в по-
нятиях; и вместе с тем противополож-
ность между мыслью и явлением или чув-
ственным бытием, — между тем, что есть
в себе, и тем, что есть бытие-для-другого
этого сущего в себе; и находим в сущности
предметов противоречие, которое она имеет
в себе самой (диалектику в собственном
смысле)»... (280) [211]. См. следующую
стр. **



Здесь в сущности два определения (два
признака, две характерные черты; Ве-
stimmungen, keine Definitionen ***) диа-
лектики 111:

а) „чистое движение мысли в поня-
тиях";
β) „в (самой) сущности предметов (вы-
яснять) (вскрывать) противоречие,
которое она (эта сущность) имеет
в себе самой (диалектика
в собственном смысле)".
Другими словами, этот „фрагмент" Ге-
геля должен быть передан так:

Диалектика вообще есть „чистое дви-
жение мысли в понятиях" (т. е., говоря
без мистики идеализма: человеческие по-
нятия не неподвижны, а вечно движутся,
переходят друг в друга, переливают одно
в другое, без этого  они не отражают


Гегель

о
диалек-
тике
(смотри
предыду-
щую стр. )


* — в элеатской школе. Ред.
•* На следующей странице рукописи расположен текст, данный
ниже. Ред.

*•* — определения, не дефиниции. Ред.                            - •


227


живой жизни. Анализ понятий, изучение
их, „искусство оперировать с ними" (Эн-
гельс) 112 требует всегда изучения дви-
жения
понятий, их связи, их взаимо-
переходов).

В частности, диалектика есть изучение
противоположности вещи в себе (an sich),
сущности, субстрата, субстанции, — от яв-
ления, „для-других-бытия". (Тут тоже мы
видим переход, перелив одного в другого:
сущность является. Явление существенно. )
Мысль человека бесконечно углубляется
от явления к сущности, от сущности пер-
вого, так сказать, порядка, к сущности
второго порядка и т. д. без конца.

В собственном смысле диалектика есть
изучение противоречия в самой сущности
предметов:
не только явления преходящи,
подвижны, текучи, отделены лишь услов-
ными гранями, но и сущности вещей
также.

Секст Эмпирик следующим образом изо-
бражает скептическую точку зрения:

... «Как если бы мы представили себе,
что в доме, в котором находится много
драгоценностей, многие ищут золото
ночью; каждый думал бы, что нашел зо-
лото, но не знал бы этого наверное, хотя
бы и действительно нашел его. Точно так
же философы вступают в этот мир, как
в большой дом, чтобы искать истину; если
бы даже они и нашли ее, то они все же
не могли бы знать, достигли ли они ее»...
(288-289) [217].

Ксенофан (элеат) говорил:

«Если бы быки и львы имели руки,
чтобы, подобно людям, создавать произ-
ведения искусства, то они также стали бы
изображать богов и придавать им такие


сравнение
заман-
чивое...

боги

по образу

человека


228


же формы тел, какими обладают сами»...
(289-290) [218].
«Особенность Зенона — диалектика»... «Он — зачинатель диалектики»... (302) {229].

... «У Зенона мы точно так же находим истинно объек-
тивную диалектику»
(309) [231].

(310 [232]: об опровержении философских систем:
«Ложное должно быть доказано, как ложное, не тем,
что противоположное истинно, а в себе самом»... )

диалек-
тика

объек-
тивная
диалек-
тика

«Диалектика вообще есть: а) внешняя
диалектика, это движение отличное от
полного охвата данного движения; ) дви-
жение не только нашего понимания, во
доказанное из сущности самого предмета,
т. е. из чистого понятия содержания. Пер-
вого рода диалектика есть манера рас-
сматривать предметы, показывая в них
основания и стороны, благодаря чему де-
лается шатким все, что обыкновенно счи-
тается прочно установленным. Эти осно-
вания могут быть совершенно внешними,
и, говоря о софистах, мы будем гово-
рить больше о такой диалектике. Другого
же рода диалектика есть имманентное
рассмотрение предмета: он берется сам
по себе, без предпосылки, идеи, дол-
женствования, не по внешним отноше-
ниям, законам, основаниям. Всецело пе-
реносят себя в самую суть дела, рассмат-
ривают предмет в себе самом и берут его
по тем определениям, которыми он обла-
дает. В этом рассмотрении обнаруживает
он» (еr) (sic!) «затем сам, что содержит
в себе взаимно противоположные опре-
деления, и, следовательно, снимает себя;
эту диалектику находим мы преимуще-
ственно у древних. Субъективная диалек-
тика, которая резонирует из внешних
оснований, тогда справедлива, когда со-
глашается с тем, что «в правильном есть


229

также неправильное, и в ложном — истин-
ное». Истинная диалектика ничего не
оставляет от своего предмета, так что он
оказыв.ается недостаточным не только с од-
ной какой-либо стороны, но распадается
целиком»... (стр. 311 [232-233]).



 


 


С „принципом развития" в XX веке
(да и в конце XIX века) „согласны
все". — Да, но это поверхностное, не-
продуманное, случайное, филистерское
„согласие" есть того рода согласие, ко-
торым душат и опошляют истину. —
Если все развивается, значит все пе-
реходит из одного в другое, ибо разви-
тие заведомо не есть простой, всеобщий
и вечный рост, увеличение (respective
уменьшение) etc. — Раз так, то во-1-х,
надо точнее понять эволюцию как воз-
никновение и уничтожение всего, взаи-
мопереходы. — А во-2-х, если все раз-
вивается, то относится ли сие к самым
общим понятиям и категориям мышле-
ния? Если нет, значит, мышление не
связано с бытием. Если да, значит,
есть диалектика понятий и диалектика
познания, имеющая объективное зна-
чение. +


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!