ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 32 страница



NB

... «Его диалектика»... Горгия,
софиста [много раз: стр. 36 [28], id.
стр. 37 [29]].

Гегель о

„здравом
смысле"

Тидеман сказал, что Горгий зашел
дальше, чем „здоровый (здравый) смысл"
человека. И Гегель смеется: всякая
философия идет дальше „здравого
смысла", ибо здравый смысл не есть
философия. До Коперника было против
здравого смысла говорить, что земля
вертится.


• — Эта «относительность». Ред.


245


«Этот» (der gesunde Menschenver-
stand *) «есть такой способ мышления
какой-либо эпохи, в котором содер-
жатся все предрассудки своего вре-
мени» (36) [291.

Горгий (стр. 37 [29—30]): 1) ничто не существует. Ни-
чего нет

2) если даже есть, непозна-
ваемо

3) если даже познаваемо,
сообщение о познанном
невозможно.

... «Горгий сознает в отношении их» (их, бытия и
небытия, их взаимоуничтожения), «что это — исчезаю-
щие моменты; бессознательное представление тоже
обладает этой истиной, но ничего не знает о ней»...
(40) [32].




„Исчезающие моменты" = бытие и небы-
тие. Это — прекрасное определение диалек-
тики!!


 


 


... «Горгий ) правильно полемизи-
рует против абсолютного реализма, ко-
торый, имея представления, полагает,
что обладает самой вещью, на самом же
деле обладает лишь относительным;
 ) впадает в дурной идеализм нового
времени: «мыслимое всегда субъективно,
стало быть, оно не есть существующее,
посредством мышления мы превращаем
существующее в мыслимое»»... (41)
[32—33].

(И ниже (стр. 41 i. f. [33]) Кант

назван еще раз. )


Горгий,

„абсолютный

реализм"

(и Кант)


* — здравый смысл. Ред.


246



диалектика
в самом
предмете


Добавить о Горгии: он ставит „или —
или" к основным вопросам. «Это
однако — не истинная диалектика;
было бы необходимо доказать, что
предмет всегда необходимо бывает
в каком-нибудь одном определе-
нии, а не в себе и для себя. Предмет
разлагается только в такие опре-
деления; но из этого не следует
ничего против природы самого пред-
мета» (39) [31] *.


 



 


Еще добавить о Горгии:

Излагая его взгляд, что нельзя пере-
дать, сообщить сущее:

NB

ср. Фейер-
бах 126

«Речь, посредством которой должно
быть сообщено о том, что есть, не яв-
ляется тем, что есть, — то, что сооб-
щается, это не самый предмет, а только
речь» (Sextus Empiricus. „Adversus
Mathematical. VII. § 83—84) — стр. 41
[33] — Гегель пишет: «Сущее пости-
гается также не как сущее, а его по-
стижение есть превращение его во все-
общее».
... «Это единичное совершенно не может быть выска-
зано»...




Всякое слово (речь)

уже обобщает

ср. Фейербах 127.


 

Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее.

Заключительные слова §-фа о софистах: «Следова-
тельно, софисты также и диалектику, общую филосо-
фию делали предметом своего рассмотрения; они были
глубокими мыслителями»... (42) [33].

• Эта и следующая выписки о философии Горгия сделаны
В. И. Лениным несколько позднее, при конспектировании раздела о
Сократе (см. настоящий том, стр. 247—248). Ред.


247


ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Сократ — «всемирно-историческая личность» (42) [34],
„интереснейшая" (ib. ) в древней философии — „субъек-
тивность мышления" (42) [33] |„свобода самосознания"
(44) [351}.

«В этом заключается двусмысленность диалек-
тики и софистики; объективное исчезает»: случайно
ли субъективное или в нем („an ihm selbst" *) есть
объективное и всеобщее? (43) [34] **.

«Истинное мышление мыслит так, что его содержание
вместе с тем не субъективно, а объективно» (44) [35] —
и у Сократа и Платона мы видим-де не только субъек-
тивность («сведение решения к сознанию обще ему» —
Сократу — «с софистами»), — но и объективность.

NB

«Объективность имеет здесь» (у Со-
крата) «смысл в себе и для себя сущей
всеобщности, а не внешней объектив-
ности» (45) [35] — id. 46 [36]: «не внеш-
няя объективность, но духовная всеобщ-
ность»...

И через 2 строки:

Кант

«Кантовский идеал — явление, кото-
рое само по себе не объективно»...

остроумно!

Сократ называл свой метод НеЪапг-
menkunst***
— (стр. 64) [48] (от ма-
тери-де), ((мать Сократа = акушерка)) —
помочь мысли родиться.

Werden =

Nichtsein

und Sein ****

Пример Гегеля: всякий знает-де, что
такое Werden, но нас удивляет, если,
анализируя (reflektirend), мы находим,
что «оно есть бытие и вместе с тем небы-
тие»—«столь огромное различие» (67) [50].

* — «в нем самом». Ред.
** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о филосо-
фии Горгия, начинающаяся словами: «Добавить о Горгии... » (см, настоящий
том, стр. 246). Ред.

*** —• искусством повивальной бабки. Ред.
* * • * — Становление небытие и бытие. Ред.


248



Менон („Meno" Plato's) 128 сравнил
Сократа с электрическим угрем (Zitter-
aal), который делает прикасающегося
к нему „narkotisch" * (69) [51]: и я-до
„narkotisch" и отвечать не могу**.

... «То, что для меня должно быть
истиной, справедливостью, есть дух от
моего духа. Но то, что дух таким обра-
зом творит из самого себя, что он счи-
тает таковым, должно произойти из
него как всеобщего, как духа, дейст-
вующего в качестве всеобщего, а не
из его страстей, интересов, прихотей,
капризов, целей, склонностей и т. д.
Последнее, правда, также представляет
собой внутреннее, «вложенное в нас
природой», но оно является нашим соб-
ственным лишь природным образом»...
(74-75) [56].


Умный идеализм ближе к умному материализму,

чем глупый материализм.

Диалектический идеализм вместо умный;
метафизический, неразвитый, мертвый, гру-
бый, неподвижный вместо глупый.




Разработать:

Плеханов написал о философии (диа-
лектике), вероятно, до 1000 страниц
(Бельтов + против Богданова + против
кантианцев + основные вопросы etc.
etc. ) 129. Из них о большой Логике, п о
поводу
нее, ее мысли (т. е. с о б с т-
в е н н о
диалектика как философская
наука) nil!! ****


NB


 


* — «одурманенным». Ред.

** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о философии Горгия, начинающаяся словами "Еще добавить о Горгии... » (см. настоящий том, стр. 246). Ред

*** — очень хорошо сказано!! Ред,
**** -
ничего!! Ред.


249



Протагор: „человек мера всех вещей".
Сократ: „человек, как мыслящий, есть
мера всех вещей" (75) [56].

Ксенофонт в „Memorabilien" * лучше,
точнее и вернее изобразил Сократа, чем
Платон 130 (стр. 80—81) [59].


Оттенок!


СОКРАТИКИ

 

По поводу софизмов „куча" и „лысый" Гегель повто-
ряет переход количества в качество и обратно: диалек-
тика (стр. 139—140) [101—102].

143—144 [104]: Подробно о том, что

NB

в языке

есть только

общее

«вообще язык выражает в сущности

лишь общее; но то, что мыслится,

есть особенное, отдельное. Поэтому

нельзя выразить в языке то, что

мыслится».

(„Это"? Самое общее слово)




Кто это? Я. Все люди я. D a s Sinnliche?**
Это есть общее etc. etc. „Этот"?? Всякий
есть „Этот".


 


 

Почему предметов чается от нельзя назвать отдельного? Один из данного рода (столов) именно отли- остальных тем-то.


* — «Воспоминаниях» Рев.
•* — Чувственное? Ред.


«Что вообще при философствовании получает значи-
мость всеобщее, и даже настолько, что только всеобщее
может быть высказано, а «это», разумеемое, совсем
не может быть высказано, — это такое сознание и


250

[ысль, до которого совершенно еще не дошло философ-
кое образование нашего времени».

К ним относит Гегель и „скептицизм новейшего
ремени" — | Канта? | и тех, кто говорит, «что чувст-
енная достоверность обладает истиной».

Ибо-де das Sinnliche «есть нечто всеобщее» (143) [104].


Этим Гегель бьет всяк кроме диалектического. ий материализм NB

Назвать имя? — но имя — случайность, и S а с h е
s е l b s t
* не выражает (как выразить отдельное?)
144) [105].


Гегель
и

диалекти-
ческий

материа-
лизм


 

Гегель серьезно „верил" думал, что

материализм как философия невоз-

можен, ибо философия есть наука о мы-
шлении, об общем, а общее есть мысль.
Здесь он повторял ошибку того самого
субъективного идеализма, который он
всегда называл „дурным" идеализмом.
Объективный (и еще более абсолютный)

идеализм зигзагом (и кувырком) подо-

шел вплотную к материализму, частью

даже превратился в него.  

ощущение

в теории

познания

киренаиков...

Киренаики131 считали истинным
ощущение «не то, что в нем, не содер-
жание ощущения, но его само как
ощущение» (151) [110].

«Главный принцип школы киренаиков есть, следовательно, ощущение, которое должно быть критерием истины и блага»... (153).

* — самую суть вещи. Ред.


251

«Ощущение есть неопределенно единичное» (154),
а если-де включить мышление, то является общее и
исчезает «простая субъективность».


(Феноменологи

а Мах и К0 на
вопрос об общем,

„законе",

„необходи-
мости" etc н е и з б е жж ж н о становятся

идеалистами. )

       

NB*

киренаики

и Мах с К0


Другой киренаик, Hegesias, «познал» «именно это
несоответствие между ощущением и всеобщностью»...
(155) [113].

 

Смешивают ощущение и как принцип этики теорию познания. как принцип теории познания Это NB. Но Гегель выделил

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

По поводу плана Платона, чтобы
философы управляли государством 133:

... «Почва истории иная, чем почва
философии»...

... «Нужно знать, что такое действие:
действие есть деятельность субъекта
как такового ради особых целей. Все
эти цели суть лишь средства, осуществ-
ляющие идею, ибо она есть абсолютная
сила» (193) [143].

К учению Платона об идеях:

... «потому что чувственное воззрение
ничего не показывает нам в чистом
виде, таким, каково оно есть в себе»
(„Phaedo" 134) — стр. 213 [1581, — по-
этому-де тело мешает душе.


Частные цели

в истории

творят

„идею"

(закон

истории)



Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!