ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 33 страница
* Ср. Ueberweg — Heinze, § 38, стр. 122 (10-ое издание) — и о них же
в „Теэтете" Платона » 132, Их (киренаиков) скептицизм и субъективизм.
252
NB |
NB
Значение общего противоречиво: оно | |
мертво, оно нечисто, | неполно etc. etc., |
но оно только и есть | ступень к по- |
знанию конкретного, ибо мы | |
никогда не познаем | конкретного пол- |
ностью. Бесконечная | сумма общих по- |
нятий, законов etc. | дает конкретное |
в его полноте. |
Движение познания к объекту всег- |
да может идти лишь диалектически: |
отойти, чтобы вернее попасть — reculer |
pour mieux sauter (savoir?) *. Линии |
еходящиеся и расходящиеся: круги, |
касающиеся один другого. Knoten- |
punkt ** = практика человека и чело- |
веческой истории. |
Практика=критерийсовпадения одной |
из бесконечных сторон реального. |
Эти Knotenpunkte | представляют | из | себя |
единство противоречии | когда бытие и | небытие, | |
как исчезающие моменты, совпадают на момент, | |||
в данные моменты движения (= техники, | исто- | ||
рии etc. ) |
„пустая |
Разбирая диалектику Платона, Ге-
гель еще раз старается показать отли-
чие субъективной, софистической диа-
лектики от объективной:
«Что все одно, говорим мы о каждой
вещи: «эта вещь — одна и одновременно
показываем мы в ней множественность,
много частей и свойств», — но при этом
* — отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?), Ред,
** — Узловой пункт, Ред,
|
|
253
NB |
„пустая |
говорится: «это есть единое в совер-
шенно ином отношении, чем многое»; —
мы не соединяем этих мыслей. Таким
образом представление и речь идут туда
и сюда от одного к другому. Если эти
переходы туда и обратно совершаются
сознательно, то это — пустая диалек-
тика, которая не объединяет противо-
положностей и не приходит к единству»
(232) [177].
Платон в „Софисте" 135:
NB |
«Трудное и истинное заключается
в том, чтобы показать, что то, что есть
иное, есть то же самое, — а то, что
есть то же самое, есть иное, и именно в
одном и том же отношении» (233) [177].
NB объективизм |
«Но мы должны отдавать себе отчет
в том, что именно понятие не является
только непосредственным в истине, хотя
оно и является простым, — но оно
является таковым от духовной про-
стоты, является по существу мыслью,
возвратившейся в себя (непосредственно
есть лишь это красное и т. д. ); с другой
стороны — понятие не является чем-то
только самим внутрь себя рефлекти-
рующим, вещью лишь в сознании; но
оно существует также и само по себе,
т. е. есть предметная сущность»... (245).
Понятие не есть нечто непосредственное (хотя поня-
тие есть „простая" вещь, но это простота „духовная",
простота идеи) — непосредственно только ощущение
„красного" („это — красное") и т. п. Понятие не есть
„только вещь сознания", но понятие есть сущность
предмета (gegenstandliches Wesen), есть нечто
an sich, „само по себе".
|
|
... «Эту мысль о природе понятия Платон не высказал
столь определенно»... (245).
254
идеализм
и мистика
у Гегеля (и у
Платона)
Подробно размазывает Гегель „натур- |
философию" Платона, архивздорную |
мистику идей, вроде того, что «сущ- |
ность чувственных вещей суть треуголь- |
ники» (265) [197] и т. п. мистический |
вздор. Это прехарактерно! Мистик-идеа- |
лист-спиритуалист Гегель (как и вся |
казенная, поповски-идеалистическая |
философия нашего времени) превозно- |
сит и жует мистику — идеализм в исто- |
рии философии, игнорируя и небрежно |
третируя материализм. Ср. Гегель о Де- |
мокрите — nil!! О Платоне тьма раз- |
мазни мистической. |
действитель-
ное
разумно 136
Говоря о республике Платона и о хо-
дячем мнении, что-де это — химера,
Гегель повторяет свое любимое:
... «Что действительно, то разумно.
Но нужно знать, различать, что на
деле действительно; в обывательской
жизни все действительно, но существует
различие между миром явлений и дей-
ствительностью»... (274) [204].
|
|
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Неверно-де ходячее мнение, что философия Аристо-
теля есть „реализм" (299) [225], (id. стр. 311 [237] „эмпи-
ризм") в отличие от идеализма Платона. ((Здесь опять
Гегель явно многое натягивает под идеализм. ))
NB |
NB |
Излагая полемику Аристотеля с учением Пла-
тона об идеях, Гегель скрадывает ее
материалистические черты (ср. 3 2 2—3 2 3
[244-245] и др. ) 137.
255
((только обернуть)) именно! Гегель |
Проговорился: «Возвеличение Алек-
сандра» (Александра Македонского,
ученика Аристотеля)... «как бога не уди-
вительно... Бог и человек вообще не столь далеки друг от друга»...
(305) [231].
Идеализм Аристотеля Гегель ви-
дит в его идее бога (326) [247].
((Конечно, это — идеализм, но он
объективнее и отдаленнее, общее,
чем идеализм Платона, а потому
в натурфилософии чаще = матери-
ализму. ))
Критика Аристотелем |
„идей" Платона есть кри- |
тика идеализма как |
идеализма вообще: |
ибо откуда берутся поня- |
тия, абстракции, оттуда |
же идет и „закон" и „необ- |
ходимость" etc. Идеалист |
Гегель трусливо обошел |
подрыв Аристотелем (в его |
критике идей Платона) ос- |
нов идеализма. |
NB
|
|
Когда один иде- |
алист критикует |
основы идеализма |
другого идеалиста, |
от этого всегда вы- |
игрывает материа- |
лизм. Ср. Аристо- |
тель versus Платон |
etc. Гегель versus |
Кант etc. |
«Левкипп и Платон говорят, что движение вечно, но
они не говорят, почему» (Aristoteles. „Metaphysik", XII,
6 и 7) — стр. 328 [248].
Аристотель | так | жалко | выводит бога | против |
материалиста | Левкиппа и | идеалиста | Платона. | |
У Аристотеля | тут | эклектизм. А Гегель | прикры- | |
воет слабость | ради | м и с т | и к и! |
256
Диалектичен Сторонник диалектики, Ге- | |
не только пе- гель, не сумел понять диалекти- | |
реход от | ма- ческого перехода о т материи |
терии к | со- NB к движению о т материи к |
знанию, | но и сознанию — второе особенно. |
от ощущения Маркс поправил ошибку (или | |
к мысли | etc. слабость?) мистика. |
Чем отличается диалектический переход от | недиа- | |
лектического? | Скачком. Противоречивостью. | Пере- |
рывом постепенности. Единством (тождеством) | бытия | |
и небытия. |
Следующее место особенно ясно показывает, как
Гегель покрывает слабости идеализма Аристотеля:
«Аристотель мыслит предметы, и, выступая в ка-
честве мыслей, они выступают в своей истинности;
это их *.
Это не означает, что предметы природы
вследствие этого сами суть мыслящие су-
щества. Предметы мыслятся мною субъек-
тивно; тогда моя мысль есть также понятие
вещи, и это последнее есть субстанция вещи.
В природе понятие существует не как мысль
в этой свободе, а имеет плоть и кровь; но
наивно!!
плоть и кровь обладает душой, и эта душа
есть ее понятие. Аристотель понимает, что
такое вещи в себе и для себя; это и есть их
. Понятие не существует для самого
себя. Оно ограничено внешностью. Обычное
определение истины таково: «истина есть
совпадение представления с предметом». Но
само представление есть лишь одно какое-
либо представление, я со своим представ-
лением (с его содержанием) вовсе не совпа-
даю: я представляю дом, бревно, но я сам
• — сущность, субстанция. Ред,
257
не являюсь ими, — я есть нечто иное, чем
представление дома. Лишь в мышлении
имеется налицо истинное совпадение объек-
тивного и субъективного. Это — я (курсив
Гегеля). Аристотель, следовательно, стоит на
высшей точке зрения; нельзя и желать по-
знать более глубокое» (332—333) [252—253].
„В боде" | природе" понятия (в свободе мысли и | не существуют „в фантазии человека!! | этой сво- ). „В при- |
роде" они, понятия, имеют „кровь и плоть". — Это | |||
разно | (это NB: своеобразно и диалектич | е с к и!!) | |
отражается природа. |
Стр. | 318—337 [241 | —255] только о мет | афизике |
Аристотеля!! Все с к | р а д е н о, что говорит против | ||
идеализма Платона по существу!! Особенно | скраден | ||
вопрос | о существовании вне человека и | челове- | |
чества!!! = вопрос о | материализме! |
Аристотель змпирик, но мыслящий
(340). «Эмпирическое, постигнутое в его
синтезе, есть спекулятивное понятие"...
(341). (Курсив Гегеля. )
ср. Фейер-
баха: еван-
гелие чувств
читать
138 |
в связи =
мыслить
Совпадение понятий с „синтезом", |
суммой, сводкой эмпирии, ощущений, |
чувств несомненно для философов всех |
направлений. Откуда это совпадение? |
От бога (я, идея, мысль etc. etc. ) или |
от (из) природы? Энгельс прав в своей |
постановке вопроса 139. |
NB
258
... «Субъективная форма составляет |
Кант
„цель" и |
причина, |
закон, связь, |
разум |
По поводу телеологии Аристотеля:
... «Природа имеет средства в самой
себе, и эти средства суть также цель.
Эта цель в природе есть ее *,
истинно разумное» (349) [263].
... «Рассудок это не только мышление
с сознанием. Здесь налицо цельное,
истинное, глубокое понятие природы,
жизненности»... (348).
Разум (рассудок), мысль, сознание без при- роды, без соответствия с ней есть фальшь. = материализм! |
Отвратительно | читать, как Гегель выхваливает | |
Аристотеля | за | «истинно спекулятивные понятия» |
(373 [283] о „душе | " и многое другое), размазывая явно | |
идеалистический | (= мистический) вздор. | |
Скрадены | все | пункты колебаний Аристотеля между |
идеализмом | и материализмом!!! |
проговорил-
ся насчет
„реализма"
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!