ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 24 страница
«Когда рассудок критикует идею,
он впадает в двойное недоразуме-
ние. Во-первых, крайние термины
идеи — в какой бы форме они ни
были выражены, — поскольку они
даны в единстве идеи, берутся им
в том еще смысле и определении,
в котором они не заключаются в
ее конкретном единстве, а как
абстракции, находящиеся еще вне
идеи. Не менее велико его» (der
NB Verstand *) «непонимание соотно-
от- шения их даже тогда, когда оно
дель- уже явно положено; так, напри-
ное= мер, он упускает из виду даже
всеоб- природу связки в суждении, ука-
щему | зывающей, что единичное, субъект,
есть столь же и не единичное,
а всеобщее. Во-вторых, рассудок
считает свою рефлексию, согласно
которой тождественная с собой
идея содержит в себе отрицание са-
мой себя, противоречие, — внешней
рефлексией, не входящей в самоё
идею. На самом же деле это — не
особая мудрость рассудка, а сама
182
идея есть... процесс |
это NB |
„вечная |
жизнь" = |
диалектика |
идея представляет собой диалек-
тику, которая вечно отделяет и
отличает тождественное от раз-
личного, субъективное от объек-
_ тивного, конечное от бесконеч-
ного, душу от тела — и лишь
постольку идея есть вечное твор-
чество, вечная жизненность и
вечный дух»... (389) [324].
VI, § 215, стр. 390 [I, 325]:
«Идея есть по существу своему процесс,
так как ее тождество есть лишь постольку
абсолютное и свободное тождество поня-
тия, поскольку оно есть абсолютная отри-
цательность и поэтому диалектично».
|
|
Поэтому-де выражение „единство" мыш-
ления и бытия, конечного и бесконечного
и т. д. falsch *, ибо оно выражает «тожде-
ство, остающееся спокойным». Неверно,
будто конечное просто нейтрализует
(„neutralisiert") бесконечное и vice versa **.
На деле мы имеем процесс.
Коль подсчитать... каждую секунду на земле более
10 человек умирает и еще больше рождается. „Движе-
ние" и „момент": улови его. В каждый момент данный...
Улови этот момент. Idem в простом механиче-
ском движении (contra Чернов 93).
* — ложно. Ред. |
«Идея как процесс проходит в своем развитии три
ступени. Первая форма идеи есть жизнь... Вторая
форма... есть идея как познание, которое является
в двойном образе теоретической и практической идеи.
Процесс познания имеет своим результатом восстанов-
ление обогащенного различием единства, и это дает
третью форму, форму абсолютной идеи»... (391) [326J.
183
Идея есть „истина" (стр | 385 | ||
[320-321], § 213). Идея, т. е. истина, | |||
как процесс — ибо истина | есть | ||
процесс, — проходит в | своем | ||
развитии (Entwicklung) три | ступе- | ||
ни: 1) жизнь; 2) процесс познания, | |||
включающий практику человека и | |||
технику (см. выше 94), — 3) ступень
| |||
абсолютной идеи (т. е. полной ис- | |||
тины). | |||
Жизнь рождает мозг. В | мозгу | ||
человека отражается природа | Про- | ||
веряя и применяя в практике | своей | ||
и в технике правильность | этих | ||
отражений, человек приходит | к объ- | ||
ективной истине. |
Истина есть
процесс. От
субъектив-
ной идеи
человек идет
к объектив-
ной истине
через
„практику"
(и технику).
ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея. I глава. Жизнь.
„По обычному представлению о логике" (Bd. V,
стр. 244* [VI, 221] **) не место в ней вопросу о жизни.
Но, если предмет логики истина, а „и с т и н а как
таковая wesentlich i т Erkennen
i s t " ***, то о познании приходится трактовать —
в связи с познанием уже (стр. 245 [222]) надо говорить
о жизни.
Иногда за так называемой „чистой логикой" ставят
еще „прикладную" (angewandte) логику, но тогда...
всякая логика |
... «пришлось бы включить в логику
всякую науку, ибо каждая наука есть
постольку прикладная логика, посколь-
ку она состоит в том, чтобы выражать
свой предмет в формах мысли и поня-
тия» (244) [221].
* Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939. Ред.
*** — по существу заключается в познании. Рев.
184
Мысль включить жизнь в логику понятна — | |||
и гениальна — с точки зрения процесса отражения
| |||
ективного мира и ния) практикой - | проверки этого сознания (отраже- - Смотри: |
жизнь =
индивидуаль-
ный субъект
отделяет себя
от объектив-
ного
... «Первоначальное
суждение жизни со-
стоит поэтому в том,
что она отделяет се-
бя, как индиви-
дуальный субъект,
от объективности»...
(248) {224}.
Энциклопедия * | |
§ 216: | отдельные |
члены | тела лишь |
в своей | связи суть |
то, что | они суть. |
Рука, | отделенная |
от тела | , лишь по |
названию рука | |
(Аристотель). |
Если | рассматривать отношение субъекта к | объекту |
в логике, то надо взять во внимание и общие | посылки | |
бытия | конкретного субъекта (= жизнь | чело- |
века) | в объективной обстановке. |
Подразделения **:
1) жизнь как «живой индивидуум» (§ А)
2) „процесс жизни"
3) „процесс рода" (Gattung), воспроизводства человека
и переход к познанию.
(1) (2) | «субъективная тотальность» и, ективность" единство субъекта и объекта | равнодушная" | „объ- |
* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840; Гегель . Сочинения, т. I, М. —Л.,
1929. Ред.
** Hegel . Werke, Bd. V, Berlin, 1834, стр. 248—262; Гегель. Сочине-
ния, т. VI, М., 1939, стр. 224—237. Ред.
185
... «Эта объектив-
ность живого
есть организм;
она есть сред-
ство и орудие
цели»...
(251) [227].
|
|
Энциклопедия § 219:... «По | коряемая |
живым существом неорганическая | |
природа претерпевает это потому, | |
что она в себе есть то же самое, что | |
жизнь есть для себя». | |
Перевернуть = чистый | материа- |
лизм. Превосходно, глубоко, верно!! | |
И еще NB: доказывает | краинюю |
правильность и меткость | терминов |
«an sich» и «fur sich» *!!! |
NB
Дальше „подведение" под логи- ческие категории „чувствительно- сти" (Sensibilitat), „раздражитель- ности" (Irritabilitat) — это-де есть особое в отличие от общего!! — и |
„воспроизведения" есть пустая игра. Забыта узловая линия, переход в иную плоскость природных явле- ний. |
И т. д. «Боль есть «действительное существование» противоречия» в жи- вом индивиде. |
Гегель
и игра в
„органические
понятия"
Ш
Или еще: воспроизвод-
ство человека... «есть их»
(2-х индивидов разного
пола) «реализованное то-
ждество, есть отрицатель-
ное единство рефлектирую-
щегося в себя из своего
раздвоения рода»... (261)
[236].
Гегель
и игра в
„организм"
* — в себе и для себя. Ред.
186
ЛОГИКА. ТОМ V.
III Отдел. Идея.
II Глава. Идея познания
(стр. 262—327 [237-295]).
субъективное сознание и |
... «Его» (des Begriffs *) «реальность
вообще есть форма его наличного бытия;
всё дело в определении этой формы; на
ней основывается различие между тем,
что понятие есть в себе или как субъек-
тивное, и тем, что оно есть, как погру-
женное в объективность, а затем в идее
жизни» (263) [238].
? |
мистика! |
мистика |
... «Дух не только беско-
нечно богаче, чем природа,
но и... абсолютное единст-
во противоположного в по-
нятии составляет сущность
духа»... (264) [238-239].
Гегель п р о т и в Канта: |
т. е. что „Я" |
У Канта «Я» является «некоторым
трансцендентальным субъектом мыслей»
(264) [239]; «притом это Я, по собст-
венному выражению Канта, имеет то
неудобство, что для какого-либо су-
ждения о нем мы постоянно должны
уже пользоваться им»...
(стр. 265 [240])
«В своей» (= Канта) «критике этик
определений» (именно: abstrakte einsei-
*— понятия. Ред.
187
NB
tige Bestimmungen „der vormaligen —
докантовской — Metaphysik" * о „ду-
ше") «он» (Кант) «просто следовал юмо-
вой скептической манере, а именно,
твердо стоял на том, какпм является Я
в самосознании, отбрасывая из него, —
так как надлежало познать его как
сущность, как вещь в себе, — все эмпи-
рическое; таким образом, не оставалось
ничего, кроме этого явления: Я мыс-
лю, — которое сопровождает все пред-
ставления и о котором мы не имеем
ни малейшего понятия» (266) [240]. # # #
NB:
Кант и
Юм —
скептики
По-видимому, скептицизм Гегель | |
в „явлениях" | не видят являющейся |
вещи в себе, объективной | отрывают явления от истины, сомневаются |
в объективности познания, alles | |
Empirische отрывают, weglassen, от | |
жает: |
В чем Гегель
видит скепти-
цизм Юма и
Канта?
###«Несомненно, следует со-
гласиться с тем, что ни о Я, ни о чем бы
то ни было, даже о самом понятии мы
не имеем ни малейшего понятия, покуда
мы не постигаем в понятии, а останав-
ливаемся на простом, неподвижном пред-
ставлении и названии» (266) [240].
Нельзя по-
нять вне
процесса
понимания
(познания,
конкретного
изучения
etc. )
Чтобы понять, мание, изучение, Чтобы научиться | нужно эмпирически начать пони- от эмпирии подниматься к общему. плавать, надо лезть в воду. |
* — абстрактных односторонних определений «прежней — докантов-
ской — метафизики». Ред.
**— все эмпирическое отрывают от вещи в себе. Ред.
188
Кант ограни- |
Старая метафизика-де, стремясь по-
знать истину, делила предметы, по
признаку истины, на субстанции и фе-
номены. Критика Канта отказалась от
исследования истины... «Но останав-
ливаться на явлениях и на том, что
в обыденном сознании оказывается про-
сто представлением, значит отказывать-
ся от понятия и от философии» (269)
[243-244].
§ А:
«Идея истины. Субъективная идея есть ближайшим
образом влечение... Влечение имеет поэтому определен-
ность, состоящую в том, что оно снимает свою собствен-
ную субъективность, превращает свою еще абстракт-
ную реальность в конкретную и наполняет ее содержа-
нием мира, который предположен его субъективностью...
Так как познание есть идея как цель или как субъектив-
ная идея, то отрицание предположенного мира как
сущего в себе есть первое отрицание»... (274—275)
[248-249].
т. е. | первой | ступенью, | моментом, | началом, под- | |
ходом | познания является | его конечность | (Endlich- | ||
keit) | и субъективность, | отрицание | мира | -в-себе — | |
цель познания | сначала субъективна. |
Гегель
против
Канта:
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!