Социально-культурная деятельность как сфера реализации профессиональной направленности менеджеров



 

Процесс формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности осуществляется непрерывно в течение всего жизненного цикла профессиональной деятельности. Профессиональная направленность вне зависимости от характера профессии не имеет окончательных пределов в своей завершенности.

Специфичность условий труда и сферы деятельности менеджеров социально-культурной деятельности формирует особый психологический склад личности представителей этой профессии, их взгляды и представления, которые во многом формируются и развиваются благодаря приобретаемому опыту, восприятию, ожиданиям, прогнозам и перспективе.

Профессиональная направленность связывает человека не только с профессией, но и с целым миром, в структуре которого важную роль играют смыслы и значения, конкретные ситуации и в целом приобретаемый опыт. Профессиональная направленность как субъективное состояние личности может быть деформирована и изменена в соответствии с возникшими потребностями, задачами специалиста, его целями, ценностными представлениями под влиянием профессиональной деятельности.

Отправной точкой реализации профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности является профессионально-управленческий процесс в социально-культурной сфере, где специалист может реализовать себя как личность, проявляя свои профессиональные качества как доказательство своей профессионально направленной состоятельности.

Кроме того, в реальном профессиональном процессе растет профессиональная устойчивость менеджера социально-культурной деятельности, что обеспечивает сокращение текучести, повышение статуса и престижа специалиста. Реализация профессионально-управленческой направленности, таким образом, обусловлена и ее развитием, которые подкрепляются такими факторами ожидания реализации в профессии, как:

- повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;

- обеспеченность гарантиями реализации полученной квалификации;

- создание оптимальных условий труда;

- возможность улучшения жилищно-бытовых условий;

- достойная оплата труда.

Профессиональная деятельность менеджеров социально-культурной деятельности является, таким образом, важнейшим фактором реализации и развития их профессионально-управленческой направленности, а социально-культурная деятельность выступает субъектом реализации профессиональной направленности этого специалиста.

Развитие рыночных отношений в социально-культурной деятельности во многом изменило миссию, цели и задачи ее функционирования, обновило методы и принципы управления. Динамичные процессы разделения труда, проявляющиеся в обновлении социальных функций, ролей и статусов современных специалистов, углубили их специализацию в самых разных направлениях социально-культурной деятельности: управленческой, интеллектуальной, художественной, культурно-творческой, досуговой, коммуникативной и т.д. Тенденция углубления специализированности различных направлений деятельности сегодня объективно стала важным фактором общего социально-культурного прогресса.

В социально-культурной деятельности в процессе разделения труда ключевое значение имеет культура, образование, культура досуга, социальная педагогика и т.д. Другими словами, это те направления деятельности, которые ближе всего стоят к человеку, его духовному, нравственному, художественному развитию, его социальному здоровью и социальной защите.

Культура, сама по себе, представляет порождение коллективной жизнедеятельности людей, а ее практическими творцами и исполнителями выступают отдельные личности. Традиционно каждый индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: как "продукт" культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиями деятельности, этике взаимоотношения с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, контактов с социальным окружением.

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существенных привычек, норм и паттернов поведения (221). В Оксфордской иллюстрированной энциклопедии "социализация" трактуется как сложный процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе (136).

В социально-культурной деятельности инкультурация и социализация представляют собой двуединый процесс – приобщения индивида к культуре, усвоения и активного воспроизводства социального опыта (культурных, социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции и т.д.).

Здесь индивид выступает как "потребитель" культуры, используя нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной и профессиональной практике; как "производитель" культуры, творчески порождая новые культурные формы; как "транслятор" культуры, воспроизводя культурные образцы в своих практических действиях и суждениях.

Разумеется, что теоретическая ценность и практическая значимость каждой науки главным образом определяются уровнем разработанности концепций, в которых раскрываются предмет, цели, задачи, закономерности, функциональность и жизненность практических выходов. В противном случае познающее мышление и вобранное в него содержание становится рассогласованным, неупорядоченным, лишенным обязательности.

Рассматривая понятие "концепция" как систему объяснения, распространяющуюся на еще не решенные задачи в пределах определенного предметного поля, научную концепцию социально-культурной деятельности мы представляем как внутренне организованную, сознательно упорядоченную, построенную в систему область знания. Имея определенное, но не безграничное предметное поле внешних и внутренних фактов и опыта, концепция социально-культурной деятельности в процессе своей концептуализации регистрирует, фиксирует, упорядоченно описывает и классифицирует все, что встречается в этом поле фактов и опыта.

Более того, она потенциально самокритично оценивает саму себя (рефлексия), и благодаря этому предрасположена к диалогу с концепциями других наук, не претендуя на полную монополию.

Основоположниками концепции социально-культур-ной деятельности как научного направления и образовательной практики, внесшими весомый конструктивный вклад в разработку теории, методики и практики социально-культурной деятельности, являются видные отечественные ученые Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, Ю.Д.Красиль-ников, Г.Я.Никитина, А.Д.Жарков, В.М.Чижиков, Т.И.Бак-ланова, М.А.Ариарский, В.С.Запесоцкий, В.Е.Триодин, А.П.Марков, Г.М.Бирженюк, Б.А.Титов, К.Н.Измайлов, В.В.Туев, Н.Ф.Максютин, В.Е.Наваторов, В.Я.Суртаев, Н.Н.Ярошенко и др.

Усилиями этих ученых разработаны основополагающие концепции развития и управления социально-культурными процессами в рамках новых для отечественной науки гуманитарных отраслей знаний: социально-куль-турной деятельности, прикладной культурологии, культурно-досуговой деятельности, социальной педагогики, социологии культуры, менеджмента социально-культурной деятельности.

В совместных научных трудах Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникова социально-культурная деятельность характеризуется как определенная система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяющая пути, методы и средства их реализации в условиях развернувшихся в стране процессов реформирования социально-экономической и общественной жизни (99).

Следовательно, в структуре социально-культурной деятельности органично представлены наука, образование и практика. Предметное поле этой новой науки имеет насыщенную предысторию, связанную с культурно-просвети-тельной работой, и новые тенденции, направленные на научные, образовательные и практические виды деятельности: культурно-досуговая деятельность, социальная педагогика, социология культуры, прикладная культурология и др.

Само понятие "социально-культурная деятельность", в силу широкого спектра проблем, в него входящих, не имеет однозначного толкования, но каждое из существующих понятий обогащает новыми гранями и аспектами этот многоаспектный феномен, подобно многозначному толкованию понятия "культура".

Толкование термина "социально-культурная деятельность" связано с понятием "культурная деятельность", которое сформулировано в Федеральном законе РФ "Основы законодательства РФ о культуре" и трактуется как деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (181).

Вместе с тем, "культурная деятельность" далеко не в полной мере отражает сущность "социально-культурной деятельности". Обратившись к трудам известного французского культуролога Ж.Р.Дюмозердье, мы находим, что еще в 50-х годах прошлого столетия "социально-культурную деятельность" он представил как "сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархической социально-культурной обусловленности" (122).

М.С.Каган в своих работах указывал: "У человека биологическая жизнедеятельность остается базовой, на которой выстаивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде" (74). По мнению этого ученого, социокультурная деятельность функционально проявляется в пяти основных видах деятельности: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художественной.

Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников, углубляя сущность термина "социально-культурная деятельность", указывают на отличие его от других культурологических направлений (культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности) и определяют социально-куль-турной деятельности более широкую область научного знания, имеющего непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др. Как одна из педагогических и культурологических наук, социально-культурная деятельность имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социально-куль-турную среду обитания человека, возможные пути и формы адекватного воздействия на эту среду, на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп, на адекватное функционирование личности в конкретной социокультурной среде (100).

В этом смысле социально-культурная деятельность в научных работах рассматривается как "самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специализаций и специальностей социокультурного профиля" (100).

Понятие "социально-культурная сфера", как обоснованно определяют Н.А.Михеева и Л.Н.Галенская, характеризуется общественной деятельностью тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-куль-турное воспроизводство, т.е. в нее включаются разнообразные социально-культурные институты, специализирующиеся в данном виде деятельности. Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения (126).

М.А.Ариарский относит социально-культурную деятельность к одному из направлений прикладной культурологии и определяет ее как "обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры" (11).

С нашей точки зрения, наиболее приемлемые по своей сути и дополняющие друг друга определения понятия "социально-культурная деятельность" даны Н.Н.Ярошенко и В.В.Туевым. Первый автор понимает ее как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регуляторов социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (209). В.В.Туев считает, что социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс (176).

В данных определениях мы находим основные дефиниции научного подхода к социально-культурной деятельности: процесс, субъект процесса – общество, объект – человек, цель – приобщение человека к культуре, технологии и средства достижения цели – управление процессом. Исследовав различные определения, взгляды и подходы к социально-культурной деятельности, мы выявили некоторые дискуссионные аспекты в понимании сущности социально-культурной деятельности, отсутствие общепризнанной точки зрения на этот вид деятельности, что потребовало формулировки нашего определения этого понятия.

Таким образом, социально-культурную деятельность можно рассматривать как управляемый общественно-госу-дарственными социокультурными институтами и их субъектами технолого-педагогический процессинкультурации и социализации личности с погружением ее в развивающую и саморазвивающуюся культурно-ценностную среду.

Данное определение дает, на наш взгляд, научное представление о социально-культурной деятельности как целостном технолого-педагогическом процессе; процессе инкультурации и социализации личности; процессе развития и саморазвития личности в культурно-ценностной среде; управляемом социокультурными институтами и их субъектами (менеджерами) процессе.

В этом же русле В.М.Чижиков и В.В.Чижиков рас-сматривают включение человека в систему общественных (социальных) отношений через взаимодействие социально-культурных институтов, которые "формируют социокультурную реальность, в которой протекают культурные процессы с непосредственным участием учреждений культуры, общественных организаций, художественно-творческих коллективов и групп, неформальных объединений, что позволяет сделать вывод о наличии в социокультурной жизни многообразных форм и видов культуротворческих процессов. Они протекают благодаря внутренним потенциям самого общества и с помощью разветвленной сети катализаторов в виде разнообразных социокультурных субъектов" (197).

Субъекты социально-культурной деятельности представляют собой "социально-культурные институты", которые философы определяют как элементы социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни. Социально-культурные институты (субъекты деятельности) широко представлены в культурологической литературе и включают в себя учреждения социально-культурной направленности: клубы, Дома культуры, культурные и молодежные центры, театры, концертные и выставочные залы, парки культуры и отдыха, библиотеки, спортивно-оздоровительные учреждения и др.

К социокультурным институтам относятся также: семья, организации, учреждения, предприятия различной ведомственной принадлежности (государственные, муниципальные, частные, общественные) и форм собственности, а также частные лица. Социально-культурные субъекты, многообразные по своим ролям и функциям, имеющие одну общую миссию: накопление и трансформацию культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, пополнение и регенерацию культурологических знаний.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов.

Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека (99).

В нашем исследовании социально-культурную деятельность мы рассматриваем в двух планах:

- в широком понимании – как способ бытия человека, как систему наследуемого опыта, как материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека;

- в узком понимании – как конкретную форму жизни людей, включающую сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное, архивное дело, национальные и местные традиции), художественное образование, творчество, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографию, ремесла, а также обеспечивающую форму (управление, экономику, информатику, подготовку и переподготовку специалистов) и формирование их профессиональной направленности как объектов и субъектов социокультурной деятельности.

Этимология понятия "социально-культурная деятельность" изначально предполагает деятельностный характер протекающих в этой сфере процессов, в которых развивается профессиональная направленность. Структурно эта деятельность, по оценкам ученых (99), протекает в трех основных направлениях:

- экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;

- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культур-ной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

- организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Общей особенностью объектов деятельности менеджера в социокультурной сфере, по нашему мнению, является высокий уровень системности этих объектов. Другими словами, объект деятельности менеджера – это целостная сложная открытая система, в которой преобразовательная и познавательная деятельность менеджера может и должна охватывать как всю систему (объект) в целом, так и ее отдельные элементы (отдельные стороны объекта – коллективы, учреждения и организации).

При этом профессионально-направленная деятельность менеджера должна учитывать максимум системных связей объекта, как внутрисистемных, так и с другими объектами (системами). В этом, на наш взгляд, заключается одно из характерных свойств профессионально направленной деятельности менеджера в социально-культурной сфере.

Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями. Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, таких, как: конечные элементы (активная и массовая культуротворческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (социокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого (необходимость определенных культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений и клубов по интересам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с соседними социокультурными системами) (197).

Исходя из этого мы считаем, что именно специфика объекта деятельности определяет и содержание предметно-практической деятельности менеджера социально-куль-турной деятельности, и характер реализации его профессиональной направленности.

Ю.Г.Татур, Т.Г.Михалева, Н.Г.Печенюк отмечают, что для выявления обобщенного алгоритма деятельности по реализации профессиональной направленности естественно пользоваться универсальной моделью деятельности, которая включает следующие этапы: постановка цели; анализ исходного "материала" (проекта деятельности); выбор стратегии, методов, средств, способов преобразования; осуществление преобразования; анализ результата, его соответствия поставленной цели. Этот универсальный алгоритм деятельности в зависимости от цели, задачи и конкретных условий имеет конкретный состав, характерный для задач данного типа (169).

Широкий профиль профессионально направленных устремлений менеджера социально-культурной деятельности реализуется на уровне усвоения видов деятельности, характерных для всего цикла взаимодействия его с объектом-системой. В этом случае психологи употребляют термин "тип ориентировки" (39). Менеджер как специалист с высоким типом ориентировки в своей профессионально направленной деятельности не испытывает больших затруднений переноса (в случае необходимости) основных видов деятельности на другие предметные области, ранее ему малоизвестные.

Типичными становятся примеры, когда менеджеры-выпускники вузов культуры и искусств, подготовленные к деятельности в учреждениях культуры, после непродолжительной адаптации успешно трудятся в сфере туризма, кинопроизводства и проката, гастрольно-концертной деятель-ности, офисном менеджменте и т.д.

Широкий спектр профессионально направленных интересов менеджера социально-культурной деятельности, между тем, не означает размытости его квалификации, способности и готовности решения достаточно узкого и конкретного типа задач без дополнительной адаптации.

Реализация профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности обеспечивается, на наш взгляд, оптимальным соотношением общих и конкретных типов решаемых профессиональных задач, уровнем устойчивости профессиональной направленности, сформированной вузом, в соответствии с поставленными заказчиком (государством, учреждениями и организациями) целями, а также характерными для вузов культуры и искусств традициями фундаментального профессионального образования.

Эффективная реализация профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности определяется таким общефилософским понятием, как "деятельность". Объектно-деятельностный подход в социально-культурной деятельности становится краеугольным камнем реализации профессионально направленной позиции менеджера, его способности реализовать себя "в целостной системе, являющейся объектом деятельности, определить цикл взаимодействия с ней, виды деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа, место непосредственного предмета деятельности в общей структуре системы, а также социально-политический, экономический, экологический и т.д. аспекты деятельности специалиста, обеспечивающие функционирование данной и связанных с ней других систем" (169).

"Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, - отмечает Э.Г.Юдин, - содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры… Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности" (204).

Опираясь на данное положение, можно определить, что социокультурная самоорганизация и социально-нор-мативная деятельность, как два параллельных, но взаимосвязанных процесса, предполагают определенную организацию деятельности, в большей или меньшей степени присутствующую в обоих процессах.

В определении понятия "организация" мнение ученых неоднозначно. Рассматривая "организацию" в совокупности с деятельностью учреждений культуры, что наполняет это понятие живыми смыслами, исследователи с разных позиций видят эту проблему.

А.Д.Жарков считает, что организация деятельности учреждений культуры требует от специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, установить время выполнения работ, разработать систему контроля выполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе (54).

В.Е.Триодин пишет, что организация призвана обеспечить оптимальное состояние клуба как социально-педа-гогической системы, т.е. согласованность, взаимодействие, соподчинение и координация всех ее структурных элементов (174). И.М.Болотников акцентирует внимание на характере организационно-управленческих решений в деятельности учреждений культуры (28).

Ю.А.Стрельцов обращает внимание на методическую деятельность, которая вооружает клубного работника умениями и навыками педагогической деятельности. Вводя в научный оборот понятие "конструктивная методика", данный автор соотносит его с процессом и результатом методического проектирования, в ходе которого конструируется содержание будущей практической деятельности, а также системы и последовательности действий организаторов и участников культурно-просветительной работы (164).

Рассматривая пути повышения эффективности работы учреждений культуры, В.Е.Новаторов, в качестве стимулирующих факторов, выдвигает положения: необходимость изучения специфики деятельности; наличие характерных признаков организации труда; необходимость использования обоснованной методики внедрения системы научной организации труда в учреждениях культуры (133).

Как видим, исследователи с различных позиций рассматривают сущность организации деятельности учреждений. Безусловно, в каждом положении имеется свое рациональное зерно, заслуживающее внимания. Однако практически все авторы стоят на позициях жесткой модели организации деятельности учреждений культуры, в которой не остается места для социокультурной самоорганизации, ибо вся деятельность строится на социально-нормативной вертикальной схеме.

Из всего многообразия толкований и определений термина "организация деятельности" мы отдаем предпочтение определению, которое дано А.И.Пригожиным, где "организация" представлена как система взаимосвязанных элементов – субъектов, объектов, упорядоченности и деятельности (145). Однако данное определение носит общий характер и не отражает сущности какого-либо конкретного процесса, тем более, деятельности учреждений культуры и форм ее организации.

"Организация деятельности" учреждений культуры, по нашему мнению, представляет собой процесс реализации целей с использованием таких средств и методов культурной политики, которые соответствуют принципам социокультурной самоорганизации и социально-нормативной идентификации личности. Достаточно большое внимание вопросу организации деятельности учреждений культуры не является случайным, ибо оно проливает свет на одно важное обстоятельство, а именно – их двойственную функцию.

Феномен двойственности деятельности учреждений культуры не является их "изобретением", он связан с полифоничностью самой социально-культурной деятельности, которая, с точки зрения исследователей, может рассматриваться как технология (способ человеческой деятельности) и в личностном аспекте человеческого бытия, в котором доминируют "сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".

Несмотря на внешнюю противоположность "технологического" и "личностного" подходов нельзя не видеть в них диалектического единства. "Технологический" подход связан с "обработкой природы людьми" и проявляется в социально-нормативных функциях учреждений культуры, а "личностный" – "обработка людей людьми" – с функцией социокультурной самоорганизации личности.

Следовательно, сущность процесса социально-куль-турной деятельности состоит в единстве технологического подхода (как способа человеческой деятельности) и формирования высокого духовного и интеллектуального потенциала личности субъекта и объекта социально-культурной деятельности.

Таким образом, функции социокультурных учреждений могут быть представлены двумя крупными блоками, характеризующими основные направления их деятельности:

- социально-нормативными функциями – интеграции, объединения людей, формирования общественно-норматив-ных социальных поступков и действий, развития ком-муникативной культуры, образования и воспитания, развития социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека;

- функциями социокультурной самоорганизации – развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, духовного и интеллектуального обогащения, преодоления национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности; развития духовно-ценност-ного потенциала, производства гуманитарного знания как рационального компонента гуманитарной культуры; формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, оценок и норм; развития художественно-творческой активности, сохранения и развития традиционных народных культур, исторической памяти.

Внутренний потенциал субъектов социокультурной деятельности реализуется благодаря целенаправленной деятельности специалистов-менеджеров, поскольку современные социально-культурные процессы все больше приобретают характер технологии социокультурных нововведений. Суть этих нововведений заключается в том, что социокультурные технологии выходят за рамки внутренних проблем в область сотрудничества с учреждениями и организациями других сфер.

Расширение возможностей сотрудничества социокультурной сферы с другими сферами деловой активности определяет главную особенность социокультурного менеджмента, которая заключается в том, что условия развития социокультурной деятельности во многом определяются экономическим положением, а средства в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе прямой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности, меценатства.

В этих условиях все более очевидным становится важное обстоятельство – нарастание требований к устойчивости профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности. Как справедливо отмечает Г.Л.Тульчинский, профессиональная направленность специалиста в процессе трудовой деятельности проявляется в двух основных тенденциях: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преимущественно стремлением избежать неудачи. Специалисты, мотивируемые стремлением к успеху, удачи склонны приписывать себе, а причины неудач приписывать обстоятельствам, злой воле противников и т.д. В этом плане они оказываются существенно зависимыми от внешних оценок. Специалисты же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше "держат" удары судьбы, поскольку причину неудач видят в себе, а успех относят на обстоятельства и поэтому ищут резервы решения проблем в самих себе (177).

Реализация профессиональной направленности и ее развитие в процессе профессиональной деятельности менеджеров, таким образом, преломляется в оценочных взглядах на сам успех своей профессиональной деятельности и виды мотивации.

Для начинающих профессиональную деятельность менеджеров мотивации, прежде всего, определяются, на первом этапе: успехом-признанием (популярность, известность); на втором – успехом-признанием у начальства, друзей, семьи, опытных специалистов-профессионалов, то есть у того окружения, на которое ориентируется менеджер; на третьем – успехом-преодолением, когда менеджер обретает способность решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы; на четвертом – успехом-самоопределением, стремлением к совершенству, когда проявляется самосознание специалиста, когда внешние оценки становятся малосущественными и на первый план выступают собственные критерии и оценки; успехом-призванием, когда ценностью становится сама возможность заниматься любимым делом, добиваться высоких результатов.

Такая градация или шкала успеха выражает поэтапный характер не только реализации, но и развития профессиональной направленности в условиях непосредственной социально-культурной деятельности. На каждом этапе молодого специалиста подстерегает опасность профессиональной дезориентации, принятия ложных мотивов за истинные.

"Безнравственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу представлениями о собственном достоинстве, и безнравственно общество, руководствующееся по отношению к личности представлениями о долге. И наоборот. Нравственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу представлениями о долге, и общество, руководствующееся по отношению к личности представлениями о свободе и достоинстве" (177).

Методики и тесты, по которым выявляется степень мотивированности успехом и избеганием неудач, позволяющие строить своеобразные "алгебры поведения" профессионально-направленной личности специалиста в условиях практического труда, разрабатывались многими западными учеными, в том числе Х.Хекхаузеном (187), который на основе этих своих методик пришел к выводу, что "западный" специалист на 75 процентов мотивируется стремлением к успеху и на 25 процентов – избеганием неудач, а "восточный", наоборот, на 25 процентов стремлением к успеху и на 75 процентов избеганием неудач.

В контексте данных подходов понятие "менеджмент социально-культурной деятельности" может рассматриваться как система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование социально-культурных институтов – организаций, миссия которых направлена на осуществление значимой социально-культурной деятельности.

"Управление социокультурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями социально-культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей… – это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей. Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых, социально-педагогических и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности" (197).

Взаимоотношения менеджера социально-культурной деятельности как субъекта социокультурного процесса, в котором реализуется его профессионально-управленческая направленность, с одной стороны, и личности человека, вступающего в эти взаимоотношения, с другой стороны, ставят этого специалиста одновременно в положение объекта и субъекта культурной политики.

Общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентаций, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т.п.) (182).

Субъект-объектные отношения, вне зависимости от их иерархии, предполагают определенный способ деятельности, детерминированный внешними вертикальными и горизонтальными взаимосвязями учреждения культуры, обеспечивающими реализацию и развитие профессионально-уп-равленческой направленности менеджеров.

Реализация профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в практике имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы реализации в деятельности связаны:

- во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей;

- во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радости успеха и оценки людей;

- в-третьих, психологическими свойствами специалиста (желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом социокультурном процессе, занимать лидирующее положение среди людей в социокультурной деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям).

Цель реализации профессиональной направленности специалиста обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей. Это определяет и набор средств, с помощью которых менеджер реализуется и развивается сам и включает людей в различные виды социокультурной деятельности.

Следовательно, способы реализации и развития профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности должны включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, с другой, – раскрывать особенности личностно-профессио-нальных качеств специалиста.

Отсюда – профессиональная направленность реализуется и развивается в практической деятельности во взаимосвязи:

- модели профессиональной деятельности;

- модели будущего специалиста.

Модель профессиональной деятельности мы рассматриваем в качестве характеристики свойств и функций процесса, обусловленного сходством и универсальностью его функций и принципов. Модель профессиональной деятельности по существу является функциональной моделью социокультурной профессиональной деятельности, в которой получают развитие самостоятельность, инициатива, предприимчивость менеджера, направленные на самодеятельное, самоуправляемое и организуемое социокультурное движение населения.

Функции, отражающие природу, специфику и средства достижения цели в социокультурной деятельности, большинство ученых (54, 163, 182, 99) раскрывают в виде:

- развивающей (интегрирующей все другие функции, связанные с развитием и саморазвитием личности и ее социальным самоутверждением);

- информационно-просветительной (педагогической, образовательной, самообразовательной);

- культурно-творческой (художественной, научно-тех-нической, социальной, самобытной прикладной деятельностью);

- рекреативно-оздоровительной (игровой, развлекательной, досуговой, восстановительной деятельностью).

В свою очередь, в основе функциональной профессиональной социокультурной деятельности лежат основополагающие принципы:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

- принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

- принцип общественно-государственного самоуправления и управления в социально-культурной сфере, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики.

Опираясь на принципы социокультурной деятельности, выполняя функциональные задачи, менеджеры используют разнообразные методы работы, успех или неудача в их реализации во многом закрепляют или, наоборот, расшатывают устойчивость профессиональной направленности такого специалиста.

В основе методов социокультурной деятельности менеджера лежит фундаментальная идея о том, что человек формируется, прежде всего, в процессе активной деятельности. Педагогическая сущность этих методов заключается в том, чтобы способствовать переводу внешних проявлений активности людей во внутреннее, устойчивое состояние.

Как пишет Ю.А.Стрельцов, методы должны обеспечивать превращение образования в самообразование, воспитание – в самовоспитание, развитие – в саморазвитие личности. В современной теории встречаются различные подходы к классификации методов. Методы распределяются по таким признакам, как трансляция знания (словесно-наглядные, практические); характер культурной деятельности (репродуктивные, частично-поисковые, поисково-ис-следовательские); уровень самостоятельности человека в процессе деятельности (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия); характер регулирования развивающейся культурной деятельности (методы стимулирования, передачи инструктивной информации, контроля над самостоятельной деятельностью) (163). Указанный автор классифицирует методы социокультурной деятельности и средства воздействия на людей, в которых раскрывается, по существу, сущность профессионально-управленческой направленности менеджеров и условия ее реализации в социально-культурной деятельности:

- словесные методы (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование);

- методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, иллюстративный, критико-ана-литический, организационно-консультативный);

- методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно-полезных заданий);

- наглядные методы (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);

- методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);

- методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения, содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения) (163).

Таким образом, эффективная реализация профессионально-управленческой направленности менеджера обусловлена адекватным осуществлением принципов, функций и методов социально-культурной деятельности. В процессе решения профессионально-управленческих задач профессиональная направленность реализуется в умении поставить задачу, мысленно и на практике воспроизвести очередность операций (анализ, синтез, сравнение), найти оптимальный вариант решения.

"Реализация профессиональной направленности специалиста обеспечивается за счет разрешения проблемной ситуации между образом прошлого и образом будущего… Позитивными тенденциями в образе специалиста являются: стремление к новым знаниям, высокий творческий потенциал, ориентация на успешную деятельность и др.; негативные тенденции проявляются в эмоциональной неустойчивости, некомфортности, в слабо развитой волевой сфере. Преодоление проблемных ситуаций позволяет корректировать негативные тенденции и усиливать позитивные, на основе чего возникает новый системообразующий фактор, который переструктурирует наличную систему знаний, расширяет систему ценностных ориентаций и целевых установок, усиливает рефлексию по развитию "я-концепции". В проблемности заключен результат, связанный с переходом человека в качественно новое состояние", – отмечает в докторской диссертации В.П.Исаенко (71).

Совокупность социальных, социально-экономических факторов, устойчивость профессионально-волевых качеств личности менеджера создают благоприятную среду для реализации и развития его профессионально-управленчес-кой направленности. При этих условиях обеспечивается не только закрепление и развитие профессиональной направленности, но и коррекция профессиональных деформаций, нацеленность на дальнейший карьерный рост.

Динамика изменений профессиональной направленности в процессе труда происходит за счет коррекции мотивационной сферы менеджера, роста его профессиональной компетенции, психологической культуры, характеризующих более высокий уровень личности этого специалиста.

Эти показатели закрепляются и развиваются в профессиональной деятельности менеджера через систему предрасположенности к управлению, сформированную в процессе профессионального обучения, через интеграцию знаний, умений и навыков, которые помогают решать социально-культурные задачи, в которых оттачивается профессиональная направленность специалиста.

Профессионально-управленческая направленность менеджера в социально-культурной деятельности реализуется и развивается под влиянием социальных и социально-экономических условий. Успех в реализации управленческой направленности менеджера обеспечивается, прежде всего, его конструктивными взглядами на традиционные и инновационные управленческие подходы к развитию социокультурной сферы, которые определяются двумя группами факторов:

- социальных: использование традиции как предпосылки модернизации; ориентация на новое с учетом традиции; сочетание индивидуальных и коллективных форм в работе; использование мировоззренческих и прикладных ценностей; демократический характер управления, признающий авторитеты; сочетание психологических характеристик человека традиционного и современного общества; эффективное использование науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентаций человека;

- социально-экономических: государственная культур-ная политика, ее ориентиры и приоритеты в социально-культурной сфере; востребованность менеджерской профессии на рынке труда; наличие возможностей получения менеджерского образования; конкурентоспособность менеджерской профессии; содержание и условия профессиональной деятельности, тип и статус социокультурного учреждения; престижность менеджерской профессии.

Профессионально-управленческая направленность ме-неджера реализуется разноплановым характером его деятельности в разноуровневых социокультурных органах и учреждениях, что обуславливает их статус в ранге субъектов социокультурной политики и в качестве конкретного субъекта определенного коллектива.

В обоих случаях менеджер социокультурной деятельности как совокупный субъект социокультурных отношений реализует профессиональную направленность в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.

Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных формах социокультурного творчества; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.

В этом процессе профессионально-управленческая направленность менеджера реализуется в двух качествах: менеджера и организатора социально-культурной деятельности и создателя художественных ценностей. Из-за нехватки разнопрофильных специалистов данные функциональные роли менеджер часто совмещает.

Своей деятельностью они создают максимально благоприятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и т.д.), необходимые для развития социокультурной деятельности людей.

Итак, успешная реализация профессионально-управ-ленческой направленности менеджера социально-культур-ной деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта – системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать специалист.

Для него таким "багажом" являются управление, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, он должен владеть основами режиссуры, сценарного мастерства, сценической пластики, музыкального оформления, должен знать законы театрализации, иллюстрации, игры.

Виды деятельности, устойчивость профессиональной направленности, необходимые для целостного понимания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специалиста с высшим образованием в области культуры.

 

Вопросы для самопроверки

 

1 .Характеристика условий труда и профессиональной защищенности менеджера с социально-культурной сфере.

2. Современные концепции социально-культурной деятельности.

3. Деятельностный подход в работе менеджера социально-культурной сферы.

4. Основные направления деятельности социально-культурных учреждений.

5. Мотивы реализации профессионально-управленческой направленности менеджеров социокультурной деятельности.

* * *

 

В результате изучения проблемы профессионально-управленческой направленности в педагогике социально-культурной деятельности как теоретической базы формирования профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств мы пришли к следующим выводам.

1. Психологический склад профессионально направленной личности проявляется в ее психолого-педагогичес-кой определенности, выражающей духовно-личностные и профессионально важные качества, детерминированные комплексом знаний, умений и навыков, которые находят свое воплощение в технологической, организаторской, управленческой, лидерской, деловой, педагогической направленности.

Профессиональная направленность связана с потребностью в определенном виде деятельности, с нацеленностью на восприятие и создание профессиональных и личностных ценностей, наличием устойчивой профессиональной "Я-концепции" в системе отношений "человек-человек".

2. Профессиональная направленность реализуется в деятельности, а "деятельность" и "интерес" связаны и определяются через отношение человека к миру и самому себе, следовательно, объяснение детерминации профессиональной направленности и интереса к профессии лежит в различных способах проявления отношения деятельности и интереса.

Интерес к общению с его коммуникативной, интерактивной и перцептивной функциями, особенно важными для представителей профессий, относящихся к типу "человек-человек", что свойственно социально-культурной деятельности.

3. Психологический склад управленческой направленности менеджера социокультурной деятельности детерминирован специфическим характером его труда, в котором тесно взаимодействуют управленческие, культурологические и педагогические аспекты деятельности.

В каждом из них проявляются типологические свойства менеджера: физические, умственные, нравственные, общее развитие, специальные знания, опыт. Профессионально-управленческий тип менеджера определяется потребностями достижения, присоединения, власти. По мере их удовлетворения активизируются другие устремления: потребность в безопасности, потребность в отношениях, потребность в самоуважении, потребность в самоактуализации.

4. Многофункциональность менеджерской социально-культурной деятельности предопределяет приоритетные в данной профессии базовые личностные качества: лидерскую направленность, организаторские и руководящие способности, честность, принципиальность, целеустремленно-сть, эмпатийность, психолого-педагогическую грамотность и такт; психологические качества, связанные с сенсорными, речевыми способностями, устойчивой мотивационной сферой, интересами, ценностными ориентациями, коммуникативностью; субъективные факторы – предрасположенностью к менеджерской деятельности, природными данными.

5. Реализация профессионально-управленческой направленности связана с такими факторами ожидания проявления в профессии, как повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности; обеспеченность гарантиями реализации полученной квалификации; создание оптимальных условий труда; возможность улучшения жилищно-бытовых условий; достойная оплата труда.

Высокий тип ориентировки менеджера в профессионально направленной деятельности не испытывает больших затруднений в переносе (в случае необходимости) основных видов деятельности, без дополнительной адаптации, на другие предметные области, ранее ему малоизвестные, что не означает размытости его квалификации, способности решать узкие и конкретные типы задач.

6. Мотивы реализации профессиональной направленности связаны: с осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного развития людей; с состоянием творческой удовлетворенности, радости успеха и оценки людей; с психологическими свойствами специалиста (желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом социокультурном процессе, занимать лидирующее положение среди людей в социокультурной деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям).

 

Глава вторая.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!