Глава 1 ПОДНИМАЯ ЗАВЕСУ ТАЙНЫ 6 страница



Мы видим, что на этой линии имеются два направления относительно нулевой точки. Можно называть их положительным и отрицательным (плюс и минус). Исполь­зуя эти Две Формы, мы можем описать положение любой точки на этой прямой относи­тельно точки отсчета (нуля). Для этого нам понадобится только одно яо. Другими сло­вами, линия — одномерна. Хотя мы порой не отдаем себе в этом отчет, мы часто мыслим одномерно. Например, совершая поездку из одного города в другой, учитываем только одно направление. Если у нас есть цель, для достижения которой мы работаем, то мы представляем себе некую линию от того места, где мы сейчас находимся, до этой цели и говорим себе: «Сегодня я сделал шаг назад» или «Я почти у цели».

Если же мы возьмем две прямые линии и расположим их под прямым углом друг к другу, то получим структуру, которую со школьной скамьи знаем как прямоугольную, или декартову систему координат на плоскости (см. рис. 2-lb).

При ближайшем рассмотрении мы понимаем, что для описания положения точки на плоскости нам нужны два числовых значения — можно назвать их длиной и шири-

* Автор употребляет английские слова divination и divinate. При переводе мы столкнулись с тем, что иногда русское слово «гадание» звучит в контексте (да и в самом заглавии книги) как-то слишком приземленно и прагматично; с другой стороны, глагол «прорицать» применительно к описанию очень конкретных техник кажется чересчур высокопарным. Поэтому мы были вынуждены широко использовать, в зависимости от контекста, целый ряд синонимов — «прорицание», «гадание», «предсказание» и соответствующие им глаголы —для перевода одних и тех же терминов оригинала.

51

ной. Имея эти два яо, мы можем указать местоположение любой точки по отношению к центру координат (нулю). Поскольку каждое яо может принимать положительное или отрицательное значение, мы имеем (в форме квадрантов координатной плоскости) уже знакомые нам Четыре Символа. Хотя мы живем в трехмерном мире, мы часто пользу­емся двухмерными картами, описывающими некоторую плоскость (иногда для удобст­ва представляя в виде плоскости гораздо более сложные поверхности): географически­ми картами, планами помещений и т. д.

Теперь проведем под прямым углом к обеим нашим прямым еще одну линию, и мы получим трехмерные, или пространственные, координаты. Эти три оси разбивают прос­транство на восемь частей, так называемых октантов, каждый из которых описывается тремя яо, как видно из рис. 2-1с.

Мы видим, что минус или плюс по каждой из координат X, Y и Z дают нам восемь различных триграмм. Если вместо прямоугольной открытой системы координат мы возьмем замкнутую (сферическую), то получим еще одну полезную диаграмму: шар делится на восемь сферических секторов, каждый из которых вырезает на поверхности шара фигуру с тремя сторонами (см. рис. 2-ld). Мы можем анализировать нашу

52

сферическую земную поверхность при помощи яо, представляющих стороны этих тре­угольников.

Мы отчасти воспринимаем свой мир как пространство. Хотя ребенок может нико­гда не думать о том, что «все трехмерно», тем не менее, когда ему объясняют это в школе, он сразу же понимает. Почему? Потому что это описание очень простое. Если мы будем использовать меньше трех измерений, мы не сможем описывать пространство. Если мы будем использовать больше трех измерений, то часть из них окажется ненуж­ной.

А теперь вернемся к вопросу «Почему в гексаграмме шесть черт?». Ответ заключа­ется в том, что существует другой аспект нашего мира, который не описывается тремя физическими измерениями. Мы называем этот аспект «временем» и связываем также с ментальными и духовными качествами (см. главу 2 книги «Дао медитации: путь к про­светлению», 1983).

Можно назвать этот аспект мира четвертым измерением. Если бы мы могли осо­знавать все четыре измерения, то находились бы в богоподобном состоянии, ибо чет­вертое измерение содержит в себе все прошлое, настоящее и будущее. Но здесь мы обычно останавливаемся, так как на нашей диаграмме мира нет места для четвертой координатной оси.

Поэтому нам придется использовать воображение и наблюдательность. Что мы знаем о времени? Что мы знаем о духовном измерении?

Ответы, которые приходят к нам, парадоксальны. Время постоянно пребывает с нами; оно — часть всего, что мы делаем, и все же у нас нет никакого представления о том, как его можно описать. Кроме того, все пространственные координаты тянутся вперед и назад, но, как мы видим, время идет только в одном направлении: прошлое — настоящее — будущее. И мы всегда занимаем лишь ничтожную точку на оси времени — настоящее.

С подобными парадоксами мы сталкиваемся и тогда, когда пытаемся взглянуть на духовное измерение. Мы уверены, что существуют вещи типа души, духа, чувств, воли, которые невозможно увидеть, потрогать или услышать в физическом мире. Относи­тельно феноменов физического мира мы обычно согласны друг с другом. Например,

53

желтый цвет — для всех желтый. В духовном же измерении достичь согласия труднее, и, пожалуй, только поэт или мистик может что-то сказать о нем.

Все это составляет некую тайну жизни. Мы чем-то похожи на тени, которые при­выкли жить на двухмерной поверхности, являющейся частью трехмерного мира. Пред­ставим себе, что приходит ребенок с мячиком на резинке и бросает его на поверхность, где живут тени. Появление этого мячика совершенная загадка для теней. Затем мячик отскакивает вверх. Его исчезновение для теней так же непостижимо. Мы живем и ды­шим и получаем наше питание в четырехмерном мире, но можем говорить только о трех измерениях. Даже если мы делаем часы, которые показывают время, это всего лишь отражение четвертого измерения в трехмерном мире — ведь если мы переведем стрелки часов назад, время не пойдет вспять!

И все же в своей повседневной жизни все мы имеем связь с этим большим миром. Это так называемые «совпадения», которые иногда случаются с каждым из нас. Напри­мер, вы вспоминаете о своем друге, и в этот самый момент он звонит вам по телефону.

Или еще один пример: вы вдруг задумались о своей сотруднице. С ней вроде бы все как обычно, но почему-то вы думаете, что «что-то тут не так». Неожиданно вас осеняет: «Готов поспорить, что я знаю, в чем дело. Она собирается замуж». Вы перебираете в уме малейшие подробности и не видите ничего, что указывало бы на правильность вашей догадки. И все же вы чувствуете, что что-то неуловимое изменилось в ее поведении и речи. Очевидно, думаете вы, все, что человек делает или замышляет, так или иначе проявляется в его повседневном поведении. И вы не удивляетесь, когда через неделю ваша сотрудница представляет своего жениха коллегам.

Или, предположим, у вас есть старый друг, с которым вы часто встречаетесь. И вот другой приятель спрашивает вас: «Как у него дела?» И вы вдруг выдаете подробнейший отчет о его самочувствии и планах. Затем вы осознаете, что ваш друг никогда не описы­вал вам всех этих обстоятельств. Но по мимолетным жестам, по тону голоса, по каким-то обрывочным словам — вы знали все!

Если вы будете стараться осознавать эти «совпадения», то заметите, что они стали происходить все чаще и чаще. Таково свойство любых явлений, которым мы уделяем свое внимание. И наступит день, когда вы перестанете употреблять слово «совпадения» и станете называть это интуицией.

Вы скажете: «Но ведь я не могу управлять этим процессом. Это происходит само по себе». Но затем вы задумаетесь об этом снова. Вспомните, что, когда вы интересовались такими явлениями, они происходили чаще. И придете к мысли о том, что вы все же управляете ими, хоть и косвенным образом, питая их своим вниманием.

Вы можете вспомнить школьные уроки биологии. Вас учили, что все живое эво­люционирует: сначала существа с очень смутным ощущением тепла и энергии, затем — всякие морские звезды, которые уже могут различать свет, потом появляются существа с глазами, которые могут идентифицировать и различать объекты.

И тогда вы подумаете: если жизнь в целом эволюционирует, то и мы, индивидуумы, тоже должны иметь возможность эволюционировать. Мы начинаем жизнь с пятью чувствами, а потом вдруг начинают происходить все эти «совпадения». Если мы культивируем их, они развиваются быстрее. Мы помним, каким ярким и наполненным было наше чувственное восприятие в детские годы. Если мы чувствительны, оно остает­ся таким и во взрослом возрасте. Но наше восприятие сложности мира становится более

54

интенсивным как раз по мере старения. Только с возрастом мы начинаем чувствовать, что наше тело и дух — не статичны.

Прорицание — один из тех способов, какими мы воспитываем в себе это мироощу­щение. Оно работает с тем чувством, которое мы можем каким-то образом развить в себе — чувством непосредственного и управляемого восприятия, которое возникает, если мы готовы бесконечно и терпеливо практиковать скромные и смиренные методы взращивания в себе такого чувства.

Хотя наши три яо пространства вполне определенны и недвусмысленны, мы долж­ны добавить к ним нечто, дающее нам возможность выявить другое восприятие — восприятие вещей, которым мы не в состоянии дать окончательных описаний, а имен­но: времени и мира духа. Если мы прибавим эти дополнительные яо, то при гадании мы сможем фокусировать свое внимание на мире во всей его целостности.

Зачем мы берем в руки стебли тысячелистника или монеты, учитываем приметы и благоприятное время и систематически извлекаем из всего этого некий смысл — это тема для специальных исследований. Мы часто читаем в газетах, как ученые открывают невероятные способности у человека, находящегося в состоянии гипноза, и т. п. Это свидетельствует о том, что мы действительно до сих пор не знаем истинного диапазона нашего восприятия и наших возможностей. Согласно философии И-цзина, нашу жизнь можно привести в гармонию с Небом и Землей, и тогда все наши действия будут направ­ляться ими.

Когда мы добавляем к пространственным яо новые, специальные яо, возникает во­прос, сколько же их нужно. Одной черты будет недостаточно. То четвертое измерение, о котором мы говорим, имеет качества, которые несколько отличают его от простран­ственных яо, и мы это чувствуем. Поэтому лучше всего вспомнить о Лян и, Двух Формах, и исходить из того, что пространство это одна Форма, а время — вторая. Из этого следует, что для времени нужно добавить не одно яо, а три, которые уравновесят первые, пространственные яо.

Вероятно, мы сможем найти другие значения для новых трех яо, если наше понима­ние возрастет со временем, но начинаем мы очень просто — называем первое яо вре­мени «прошлым», второе — «настоящим», а третье — «будущим». Эти названия предс­тавляют наше чистейшее, простейшее понимание времени. Как человек находится между небом и землей, так и наше настоящее приходит между прошлым и будущим (см. рис. 2-1е).

55

Итак, мы получили пустой «бланк» из шести яо, который соответствует нашему ощущению мира. В этот бланк вписываются шестьдесят четыре гексаграммы —и толь­ко шестьдесят четыре. Любая из них даст нам точное и особое направление поиска понимания. Поскольку такая комбинация охватывает все события, мы можем исследо­вать ситуации нашей жизни, которые внешне вроде бы никак не связаны, но описыва­ются одной и той же гексаграммой. И тогда то, чему мы научились в одной ситуации, мы сможем применить и к другой, с полной уверенностью, что это знание сработает. Изу­чая 64 гексаграммы, мы одновременно тщательно и систематически изучаем свою соб­ственную жизнь.

Поскольку изучение И-цзина затрагивает всю нашу жизнь, наше знание будет ско­рее медленно возрастать во многих сферах, чем быстро — в нескольких. Например, когда при гадании мы запрашиваем гексаграмму, мы совершенствуем свою интуицию. Применение интуиции в повседневной жизни — это обширнейшее поле для исследо­ваний. Но мы должны обладать и другой, дополнительной способностью, то есть уметь эффективно действовать на основе полученной информации. Это еще одна широкая область, в которой учатся действовать, используя структуру гексаграммы в качестве руководства.

Иногда мы учимся активно, положив перед собой схему расположения триграмм хоу тянь и стараясь глубже вникнуть в их смысл. Иногда мы анализируем важные события своей личной жизни. Иногда мы работаем с веселым азартом, воображая себя Шерлоком Холмсом, который разгадывает очередную тайну, имея под рукой лишь не­сколько смутных намеков.

Если вы хотите достичь успеха — в самом широком смысле или в конкретном деле, — И-цзин может руководить вашим развитием. Никогда не следует оста­навливаться на прошлых достижениях. Ведь эти достижения — всего лишь начало цен­ных приобретений, которые проделали долгий путь развития, прежде чем достались нам в руки. Эти ценности вручают нам для того, чтобы мы приняли их и развивали дальше.

Где бы мы ни очутились в жизни, И-цзин всегда может показать нам, какая великая возможность открывается в данном месте и как ее искать. Но чтобы действительно улучшать свою жизнь и наслаждаться ею, нам нужно всегда помнить об основном правиле: ответ, которого мы ищем, всегда связан с исправлением или улучшением на­шего собственного поведения. Это правило призывает нас смириться и испросить руко­водства у Неба. Такой подход к жизни прост и нетруден; он всегда способствует достижению гармонии. Хорошо также помнить об этом правиле и тогда, когда мы хотим оказать воздействие на других — вместо того, чтобы напрямую критиковать людей, мы спрашиваем себя, как можно улучшить свое поведение, чтобы наша гар­моничность была примером, который трудно игнорировать. Эффективность этого простого подхода к жизни можно понять только после того, как вы реально испробуете его на себе в течение достаточного периода времени и увидите результаты.

 

2-2

Традиционный подход

Настало время поговорить собственно о ритуалах гадания при помощи И-цзина. Следует помнить, что ритуал — это не последовательность бессмысленных и суеверных действий, которые выполняются без осознания их значения. Это процесс, который присутствует в любой человеческой деятельности, даже в таком неформальном акте, как приветствие двух людей. И действие его — в том, что он фокусирует наше внимание на важности и значении того, что мы делаем.

Традиционные гадательные ритуалы рекомендуются даже для современных учеников. В тех ситуациях, когда полное следование этим ритуалам не совсем удобно, мы можем разработать свои собственные современные версии, сохраняющие дух риту­алов. Поступая так, мы получаем пользу, по возможности соблюдая традицию, и, в то же время, на личном опыте подтверждаем, что перемены являются частью традиции Книги Перемен.

Если это возможно, для гадания и учебных занятий следует отвести отдельную ком­нату. Если такой возможности нет, то нужно, по крайней мере, найти такое место, кото­рое можно использовать в этих целях временно. Гадательные инструменты следует бе­режно хранить и вынимать их только для гадания. Кроме того, для этой работы необ­ходимо выбирать такое время и такие обстоятельства, когда вас ничто не побеспокоит и не отвлечет.

57

На стену нужно повесить изображения Фу Си, Вэнь-вана, Чжоу-гуна, Конфуция и великого Юя, древнего китайского императора, который копал каналы для предотвра­щения наводнений (см. рис. 2-2а).

Кроме того, вам понадобится низкий квадратный стол, достаточно большой, чтобы за ним было удобно работать. За ним ставят меньший, длинный и узкий стол, на кото­ром помещаются курильница и те предметы, которые не используются в данный мо­мент.

Вам также понадобится связка сухих стеблей тысячелистника (50 штук, 15-20 дюй­мов длиной). При хранении их заворачивают в красный шелк. Затем сверток кладут в черный шелковый мешочек. Наконец, мешочек помещают в ду ( Щ ) — цилиндричес­кий пенал из бамбука или другого твердого дерева, примерно трех дюймов в диаметре, с крышкой, надевающейся на торец.

Ду кладется на заднюю часть квадратного стола, а в передней его части мы помеща­ем два шэн гуа ( Ц Щ ) — изогнутых кусочка бамбука, размером и формой напоминаю­щих ладонь, сложенную «чашечкой». Перед шэн гуа ставят старинный китайский кув­шин, фарфоровый или латунный, — в нем находятся палочки во время гадания. Перед кувшином располагается курильница для благовоний.

Для рабочих записей используются «четыре драгоценности кабинета учёного»: кисть для письма ( Щ. би), тушечница ( Ш янь), палочка туши ( Ц мо) и писчая бумага. Кроме того, у вас должно быть шесть яо.

Яо как предмет — это деревянная дощечка в полдюйма толщиной и размерами примерно один на десять дюймов. На одной стороне линейки вырезан черный знак Инь (- -), а на другой стороне — красный знак Ян (—).

Прежде чем начать гадание, мы раскладываем яо на столе таким образом, чтобы получилась гексаграмма Тай (см. рис. 2-2b).

Все эти предметы составляют набор инструментов для гадания. Наш большой стол должен стоять напротив окна, которое выходит на юг.

Теперь мы переходим непосредственно к подготовке и ритуалам.

Здесь уже не может быть замен или упрощений — «проще» не значит «лучше»! — поскольку мы заботимся о том, чтобы выработать нужный настрой и правильно его выразить.

58

Мы заблаговременно очищаемся, соблюдая правила поста и воздержания, а непо­средственно перед гаданием совершаем омовение. Если гадание совершается утром, то мы встаем, принимаем ванну и отправляемся в гадательную комнату до завтрака.

Там мы зажигаем благовония и свечи. Это должно показать нашу искренность при обращении к И-цзину.

Затем начинаем рассматривать интересующий нас вопрос. Мы гадаем, чтобы полу­чить указание на выход из затруднительного положения. Спокойно размышляем о сво­их проблемах. Если оказывается, что мы ясно видим, как надо действовать, то гадание отменяется, поскольку мы уже непосредственным образом увидели ответ в своем внут­реннем «Я». Цель гадания заключается в том, чтобы поощрять такую личную медита­цию и помогать только тогда, когда медитация не удалась.

Если принято решение начинать гадание, мы преклоняем колени (на полу имеется специальная подушечка, которая также служит для сидения) и возносим молитву. Текст молитвы приводится ниже. Она может произноситься на любом языке — важно толь­ко, чтобы не терялся ее дух.

Небо безмолвно, и природа следует своими скрытыми путями без слов. Но я верю в то, что можно почувствовать эту сторону природы и что, если я попрошу искренне, небо откликнется и ответит мне. В этом вопросе, который меня беспокоит, я не знаю, какие действия принесут удачу, а какие неудачу. Я не вижу пути и прошу руководства и пояснения.

Если мы намереваемся совершить гадание, а затем обнаруживаем, что нам это не по душе, или забываем о гадании и начинаем делать что-то другое, значит, в гадании не было совершенно никакой необходимости. Мы лишь следовали случайному импульсу. Если полученное прорицание нам трудно принять, это означает только то, что наше воображение загнано в угол. Это можно исправить, посмотрев на вещи с новой, пози­тивной точки зрения. Это раскрепостит нас и позволит эффективно использовать свое воображение и справиться с положением вещей.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!