Глава 1 ПОДНИМАЯ ЗАВЕСУ ТАЙНЫ 9 страница



Чем больше мы знаем о возможных путях гадания, тем свободнее мы в выборе метода, подходящего для нашей проблемы. Например, на личные эмоции, многие виды деловой активности и многое другое в нашей жизни оказывают влияние времена года, и мы можем включить этот фактор в толковательный анализ.

Для этого нам нужно будет обратиться к материалу о Восьми Триграммах и посмот­реть, как цикл хоу тянь применим к временам года — так, период с марта по июнь управляется сначала триграммой Цянь, а затем Сюнь, поэтому они считаются весен­ними триграммами.

Это можно использовать при оценке ти гуа и юн гуа как сильных или слабых.

Весна — это дерево. Дерево разрушает (кэ) Землю, которая есть Гэнь зимой и Кунь ранней осенью. По отношению к весне зима уже в прошлом, а ранняя осень — еще слишком далеко в будущем. Если наше ти — дерево, а доминирующее юн — земля, мы видим, что значение этих двух триграмм либо вносит вклад в базовое гадание, либо уводит от него.

Дерево порождает шэн Ли (огонь). Это июнь, который наступает сразу же после весны. Если наше ти является Ли, мы знаем, что это означает приближение благопри­ятных событий.

Мы можем проверять и улучшать свое гадательное мастерство, спрашивая о погоде и выбирая ти в качестве указателя погоды. Вот несколько примеров толкования такого ти:

Чжэнь, или = = , предвещает возможную грозу, внезапную перемену погоды

Сюнь, или _ 12> предвещает ветер

Кань, или ==-= , предвещает дождь, влажную погоду

Ли, или =-= , предвещает солнечную погоду, и т. д.

Если мы обращаемся к И-цзину с запросом о погоде и получаем 25-ю гексаграмму, У-ван, в которой ти гуа — Чжэнь, или гроза, то в ней Цянь (металл) подавляет Чжэнь

Поэтому мы предполагаем, что грозы все-таки не будет.


* Т. е. гадание с построением трех гексаграмм (бэнь гуа, ху гуа и чжи гуа).


(дерево).

77

2-4

«В цветке сливы —дух И-цзина»

Во времена династии Сун ( ШШ 960—1279) жил чиновник по имени Шао Канцзе ( ШШ Ш ЮН—1077), который занимался изучением И-цзина. Он так заинтересовался этим предметом, что даже решил бросить службу, чтобы посвящать все время своим ученым занятиям.

В конце концов ему удалось получить досрочную отставку по состоянию здоровья, хотя здоровье его было превосходным. И теперь ничто не отвлекало его от изучения И-цзина. Домашние обязанности он тоже забросил — даже дров не запасал. Он на­чертил все гексаграммы на больших карточках и развесил дома по стенам, чтобы они всегда были на виду. Рядом с каждой гексаграммой он поместил плакат с толкованием.

Шао упорно трудился, стараясь овладеть мудростью жизни при помощи И-цзина, но его прогресс в понимании был, тем не менее, очень медленным.

Однажды днем, истощив все силы в занятиях, Шао прилег вздремнуть. Он был разбужен странным звуком и увидел мышь, шуршащую в углу комнаты. Шао рассер­дился и швырнул в мышь подушкой.

А надо сказать, что подушки в те времена делали в виде валиков из фарфора, и в жару они были приятно прохладными. Так что брошенная подушка, естественно, раз­билась о стену. Взглянув на осколки, Шао, к своему удивлению, обнаружил среди них кусочек бумаги с надписью, который, очевидно, был спрятан внутри подушки. Он про­чел надпись: «В год 1050 десятого апреля*, после полудня, эта подушка разобьется, буду­чи брошенной в мышь».

Шао обмер. Это была точная дата и точное время. Предсказание на бумажке сбы­лось полностью! Когда возбуждение улеглось, он начал размышлять. Очевидно, думал Шао, все имеет свой срок. Человек рождается в определенный день и час и умирает в свой срок, и таков цикл жизни. Человек получает работу в свой срок, и уходит на покой в свой срок, и таков цикл его карьеры. Здание строится в определенное время и в опре­деленное время в будущем должно разрушиться. Оно также имеет цикл существования. И даже у этой подушки был свой жизненный цикл. Она была сделана в свой срок и только что, в свой срок, была разбита.

Шао сразу понял, что формула жизненного цикла должна быть применима к каж­дому аспекту реальности, к каждому существу и каждой вещи. И если бы Шао мог узнать эту формулу, он мог бы предсказать будущее всего, что есть в мире, и предугадать жизнь любого человека.

Все это казалось сном, но клочок бумаги был вполне реальным и исчезать не соби­рался. Шао решил сходить в ту лавку, где он когда-то купил подушку, и захватил осколки с собой. Лавочник направил Шао к оптовому торговцу, а тот указал ему адрес мастера, изготовившего эту подушку.

Сначала Шао показалось, что от мастера большого проку не будет. Он объяснил, что никто из его работников не мог вложить записку в подушку, так как никто просто-

* На самом деле, конечно же, надпись гласила «В год водяной свиньи (гуй хай), в десятый день четвертого (лунного) месяца...».

78

напросто не умел писать. В те времена в Китае грамотными были только люди из высших слоев общества. Потом мастер вдруг вспомнил: «Есть тут, правда, один старик, из отставных, — раньше иногда заходил и смотрел, как мы работаем. Вот он-то образо­ванный, изучил даже И-цзин. Этого старика у нас все знают. Может, это он вложил записку».

Чувствуя, что он близок к разгадке тайны, Шао поспешил к дому старика. Ему открыл дверь молодой человек. Когда Шао назвал имя старика, парень сказал: «Это мой дедушка. Он уже несколько лет как умер».

Надежды Шао рушились прямо на глазах. Но парень продолжал говорить, и Шао вскоре понял, что еще не все потеряно. «Перед смертью дедушка дал мне одну книгу и сказал, что в определенный день и час ко мне придет человек, и я должен передать эту книгу ему. Сейчас как раз этот день и час. Я сам потрясен. Подождите, принесу вам книгу».

Старик посвятил долгие годы изучению И-цзина. В книге были собраны результаты его исследований. Он хотел передать эту информацию кому-нибудь, кто был бы готов получить ее и кто хотел бы посвятить свою жизнь дальнейшим исследованиям. Таким человеком и был Шао.

Шао принес свое сокровище домой и вернулся к занятиям. Работая день и ночь, он нашел ключ к пониманию И-цзина и постепенно его духовное просветление возрастало и становилось полнее.

Книга содержала в себе метод гадания, который был более точным, чем традицион­ное гадание на стеблях тысячелистника. В новом методе год, месяц, день и точное время события переводились в числа, а числа указывали на гексаграммы. Этот новый метод дал Шао новое понимание концепций пространства и времени.

Результаты, которые Шао получал при помощи этого метода, были абсолютно точны. В своем первом толковании он получил сообщение: в доме старика спрятано золото. Шао отправился туда и вместе с внуком раскопал землю под кроватью старика. Там они действительно нашли золото.

Книга, которую Шао получил от молодого человека, называется «Мэйхуа синь и» (Й&ТЕ'С^Л). или «В цветке сливы —дух И-цзина». Она является источником моей кни­ги. Изучая и применяя эти новые методы гадания, мы будем не просто читать записан­ные тексты афоризмов и рассматривать картинки. Мы будем изучать фигуры триграмм и учиться понимать их более непосредственным образом.

Старик передал Шао Канцзе два метода прорицания. Один из методов называется сянь тянь ( 5fc5c ), а второй —хоу тянь (^5^ ), как два порядка расположения три­грамм в цикле. Тянь означает «небо», а слово сянь относится к нашему наследию из прошлого, которое влияет на наше настоящее и будущее. Наш генотип и здоровье и привычки нашей матери, которые она передала нам еще до рождения, —это сянъ тянь.

Гадание по методу сянь тянь очень просто. Мы получаем внешнюю триграмму, складывая год, месяц и день месяца и деля полученное число на восемь. Мы получим остаток от одного до семи, а если остатка нет, то мы считаем, что в остатке восьмерка.

Затем мы обращаемся к системе нумерации триграмм сянь тянь и определяем по номеру триграмму: 1 — Цянь, 2 — Дуй, 3 — Ли, 4 — Чжэнь, 5 — Сюнь, 6 — Кань, 7 — Гэнь, 8 — Кунь.

79

Чтобы найти внутреннюю триграмму, мы складываем номер года, месяца, дня и часа. Снова делим сумму на 8 и остаток дает нам номер триграммы. Мы нумеруем часы дня от одного до двадцати четырех, т. е. десять утра — это 10, три часа дня — это 15 и т. д. 10:30 мы считаем как 10.

Чтобы найти подвижное яо, мы опять-таки используем год, месяц, день и час и на этот раз делим на шесть. Мы получаем в остатке от одного до пяти и считаем нулевой остаток за шесть. Это число дает нам номер подвижного яо.

Но сначала мы должны правильно определить номер года. В традиционном китай- | ском календаре годы именуются и нумеруются в двух сопряженных временных циклах, которые называются Десять Небесных Стволов (тянь гань) и Двенадцать Земных Вет­вей (ди чжи).

Десять Стволов заканчиваются, естественно, на два года быстрей, чем двенадцать Ветвей. Совпадение конца обоих циклов происходит только раз в шестьдесят лет. Каж­дый год из этого большого шестидесятилетнего цикла имеет свое, уникальное сочетание десятеричного и двенадцатеричного циклических знаков.

Используя дух этого метода в наших современных условиях, мы будем делить номер года по западному летоисчислению на 12. Так, 1982/12 дает нам 165 и 2 в остатке. Мы присваиваем 1982 году номер «два». Мы всегда получаем остаток от одного до 11, а ноль в остатке заменяем на 12.

Для месяца мы берем его номер, опять же по западному календарю. Так, октябрь — это 10. Что касается дня, мы просто берем порядковый номер дня в месяце (то, что мы называем «числом»).

При гадании мы учитываем время совершения гадания. Но, по зрелом размыш­лении, мы могли бы учитывать время начала интересующего нас события. Можно взять время вашего рождения и получить гексаграмму, характеризующую вашу жизнь в целом. Можно взять время, когда вы подписали контракт, и гадать о будущем, которое его ожидает.

В качестве конкретного примера применения метода сянъ тянь рассмотрим событие, имевшее место 19 апреля 1982, в 10:20 утра.

Год 1982     = 2

Месяц апрель = 4                                                                                                                                        |

День 19-й  = 19                                                                                                                                        !

Всего               25

При делении на 8 остаток равен 1

1 соответствует триграмме Цянь (внешняя триграмма)

Год 1982     =2

Месяц апрель = 4
День 19-й  = 19
Час 10-й       = 10

Всего                 35

При делении на 8 остаток равен 3

3 соответствует триграмме Ли (внутренняя триграмма)

80

Год, месяц, день,час = 35

При делении на 6 остаток равен 5 Подвижное яо: пятое

Результат записываем (рис. 2-4а).

Сейчас мы подошли к новому и очень важному применению концепций ти и юн. Мы уже говорили, что триграмма, которая содержит подвижное яо, при толковании считается юн, а другая триграмма — ти. Мы относимся к триграмме ти как к фунда­ментальной (помните, мы уже сравнивали ее с главным действующим лицом пьесы).

Пример. Предположим, что внутренняя триграмма — это вы сами, а внешняя — это мир, т. е. другие люди. Вы определили, что подвижное яо — это черта 4, 5 или 6. В итоге вы обнаруживаете, что отношение других людей к вам коренным образом изменилось, а это меняет и всю вашу ситуацию как ти. Теперь вы реагируете на новую ситуацию новым способом. Ваша основная триграмма не изменилась, но она имеет переменные аспекты, и вы выбираете тот из них, который гармонизирует новое ти. Если такого аспекта нет, вы должны соблюдать осторожность и затаиться.

Когда мы применяем гадание хоу тянь, мы имеем дело с событиями в настоящем. Пользуясь аналогией с нашим здоровьем, мы занимаемся тем аспектом нашего здо­ровья, который зависит от наших повседневных привычек и от нашей заботы о себе в настоящее время.

При методе хоу тянь мы должны выбрать в окружающем нас жизненном поле какой-либо предмет, о котором мы будем гадать. Мы берем для гадания не любой объект, но что-то необычное, неординарное. Нашим помощником в этом может быть само зрение — в поле неподвижных объектов наши глаза постоянно выделяют то, что движется. В картине всеобщего однообразного движения глаз сразу выхватывает объект, который движется нерегулярно. Другие наши чувства работают так же.

Таким образом, если мы видим шоссе с потоками машин, то гадать не о чем. Но если мы вдруг слышим скрежет тормозов — это оно! Объектами гадания могут стать материальные предметы или же человеческие взаимодействия.

Предположим, вы гуляете, проходя мимо множества людей, и вдруг ваш взгляд падает на какого-то старика. Эта мимолетная встреча оставляет у вас неожиданно сильное впечатление. Чем бы это событие ни было, мы наблюдаем за ним спокойно и внимательно, как кот за птичкой. Это — предмет нашего внимания, и мы получаем нашу внешнюю триграмму прямо из него.

81

Мы делаем это, используя свою информацию об отношениях триграмм со всем остальным, т. е. просто размышляем о том, что увидели, и ощущаем его основное качес­тво. Затем выбираем триграмму, представляющую это качество.

Мы можем научиться этому, изучая триграммы, их символы, силы и конкретные проявления. Некоторые примеры этих проявлений передаются по традиции, и их связь с символами и силами триграмм невозможно уяснить, не узнав предварительно чуть больше о самой традиции. Но большую их часть можно понять самостоятельно, пораз­мыслив и применив воображение. Например, немного подумав, можно понять, почему телефон (с его громким звонком и с его способностью передавать вам срочные пору­чения) считается Чжэнь, триграммой грома и стимулом к движению. Когда же почталь­он приносит нам почту, это тоже нечто проникающее в наше внимание, но более мяг­кое. Это не гром, а скорее ветер, Сюнь. Каждый раз, когда вы находите одну из таких связей, вы увеличиваете свою способность давать вещам характеристики. Эта способ­ность делает возможным гадательный метод хоу тянь, поскольку вы можете наблюдать любое конкретное событие и сразу видеть базовое качество, лежащее в его основе. Такое ценное знание, в свою очередь, может руководить нами в нашем поведении. Так эта работа становится поистине бесценной школой, где мы одновременно и ученики, и учителя.

В нашем последнем примере старик представляет Цянь, ибо это традиционная триграмма старого человека.

Чтобы выбрать внутреннюю триграмму, мы должны выяснить направление, в ко­тором объект нашего внимания находится относительно нас. При этом мы пользуемся расположением триграмм хоу тянь, причем Ли, юг, представляет наш «перед», Кань, север, — наш тыл, Чжэнь, восток, — нашу левую, а Дуй, запад, — правую сторону и т. д., как показано на рис. 2-4b.

Если старик приближался к нам спереди, то внутренней триграммой будет Ли.

82

Наконец, мы складываем номера обеих триграмм в порядке сянь тянь и прибавля­ем к сумме час дня. Затем делим все это на 6 и получаем, как и раньше, подвижное яо из остатка.

В нашем примере подвижное яо — второе, поскольку:

Число Цянь — 1, число Ли — 3.

Час — десятый.

Всего 1 + 3 + 10=14

При делении на 6 остаток равен 2. (См. рис. 2-4с.) Этот метод гадания можно использовать многими способами во многих ситуациях. Единственным ограничивающим фактором является наш уровень тренированности и серьезность, с которой мы подходим к гаданию и толкованию. По мере работы и достижения прогресса мы начинаем видеть, что гадание — не для пассивных людей, которые ищут «легких ответов», чтобы не работать, и надеются на «хорошее предска­зание», чтобы было о чем помечтать и потом благополучно забыть. Оно для людей, живущих активно, вырабатывающих позитивное отношение к окружающей жизни и стремящихся жить более эффективно.


2-5

Метод хоу тянъ: чудесная подушка Шао

Теперь мы изучим несколько интересных примеров метода гадания хоу тянъ. Как вы уже знаете, в этом методе необычное действие или событие определяет внешнюю триграмму, а направление этого действия по отношению к наблюдающему прорицате­лю определяет внутреннюю триграмму (см. рис. 2-5а). Наконец, мы определяем

84

подвижное яо сложением номеров триграмм в системе сянъ тянь с часом суток и делением суммы на шесть.

Пример первый: старик умрет!

Господин Шао решил однажды спозаранку прогуляться вдоль берега озера. На про­гулке он взглянул на какого-то старика, который проходил мимо него, и ощутил стран­ное чувство, неопределимое, но крайне интенсивное. Шао остановил старика и спросил его: «Не случилось ли с вами чего? Все ли в порядке?»

«Я просто гуляю. Почему вы так спросили?» — ответил старик в недоумении.

Шао пришел домой в задумчивости и решил обратиться к И-цзину. Для внешней триграммы он выбрал Цянь, так как один из образов этой триграммы — как раз старик. Затем он вспомнил, где был старик, когда он заметил его, — впереди и чуть слева. Это было положение триграммы Сюнь. Гексаграмма получилась следующая:

От бэнь гуа, исходной гексаграммы, Шао затем произвел ху гуа, взяв вторую, третью и четвертую черты в качестве внутренней триграммы, а третью, четвертую и пятую черты — в качестве внешней триграммы:

Встреча произошла ранним летним утром, до наступления пяти часов. Поэтому Шао взял 4 часа. По списку сянъ тянь номер Сюнь — 5, а номер Цянь — 1. При сло­жении 4, 5 и 1 получилось 10. Разделив на 6, Шао получил 1 и 4 в остатке. Подвижное яо—четвертое. Чжи гуа получилось такое:

Теперь началась работа толкования. Гоу имеет одно иньское яо внизу и пять янских яо вверху. Непосредственное изучение изображения черт наводит на мысль о росте Инь снизу вверх.

Далее, размышлял Шао, пять черт Ян могут быть представлены пятью мужчинами, а одна черта Инь — одной женщиной. В гуа цы сказано: «Женщина слишком смела. Не

85

бери ее к себе домой». Легко видеть, как это может соотноситься с преступлением или конфликтом между полами. Но в этом толковании нет ни намека на старика. Когда мы получаем такой афоризм, который неприменим к нашему случаю, мы просто отбрасы­ваем его.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!