Глава 1 ПОДНИМАЯ ЗАВЕСУ ТАЙНЫ 10 страница



Шао вычислял дальше. Время Гоу — осень. Верхняя триграмма этой гексаграм­мы — Цянь, или небо, а нижняя — Сюнь, ветер. Все это навевает образ холодного осеннего ветра, уносящего мертвые листья. Надо обратиться к афоризму для подвижного яо, четвертого. Предсказание очень плохое: «В мешке нет рыбы. Наступает бедствие».

4-е яо находится во внешней гексаграмме, следовательно, она и будет первым юн гуа. Внутренняя триграмма — ти гуа. Применив Пять Элементов, получаем следующее:

Металл разрушает (га) дерево в соответствии с динамическими принципами Пяти Элементов. Такая ситуация в бэнь гуа, или исходной гексаграмме, очень нехороша. Идем дальше и смотрим на ху гуа. В нем оба Цянь — Металл, что усиливает образ еще больше. Наконец, в чжи гуа обе триграммы — Сюнь, а элемент — дерево. Это соответствует ти гуа в бэнь гуа. Это хорошо, но уже очень поздно.

Итак, Шао не видел ничего, кроме повторяющегося сильного образа металла, раз­рушающего дерево, юн гуа, разрушающего ти гуа. В триграммах не видно близкой помощи. Шао вспомнил пословицу: «Вода вдалеке не способна погасить огонь рядом». Нельзя ничего сделать, чтобы избежать плохой ситуации.

Встал вопрос: когда же случится беда? Правило было такое: складывать номера внутренней и внешней триграмм и час. 5 плюс 1 плюс 4 равняется 10. Если субъект ситуации (т. е. гадающий) во время развертывания ситуации сидел, считается, что беда придет медленнее и надо полученное число умножить на 2. Если гадающий стоял не­подвижно, сумма берется без изменений. Если гадающий шел, считается, что беда на­ступит быстрее и сумма тогда делится на 2. В данном случае при встрече со стариком Шао прогуливался, поэтому 10 он разделил на 2 и получил 5.

Внешняя + внутренняя + час = Время 5 + 1+4 = 10 Гадатель идет 10:2 = 5

86

Так Шао определил, что через пять дней старика ожидает беда. Поэтому он разыс­кал этого человека и предупредил его о необходимости соблюдать крайнюю осторож­ность и заботиться о себе в течение следующих пяти дней. Старик поблагодарил за совет, а сам подумал: «Я и так живу очень осторожно» и не делал ничего особенного.

На пятый день старик был приглашен на свадьбу. На праздничном обеде он подавился рыбьей костью*. Поблизости не оказалось врача, и старик скончался.

Может показаться невероятным, что смерть старика была так точно предсказана. Когда мы не понимаем всей ситуации, то, что происходит, всегда кажется невероятным. Так, если у человека закупорены сосуды и он однажды слишком перенапрягается, его сердце не справляется с нагрузкой и он умирает. Проблема присутствовала давно, и последствие ее — не удивительно. Для того, кто ничего не знал об этой болезни, внезап­ная смерть человека кажется странной. Но не менее странно было бы, если бы он дожил до глубокой старости.

Пример второй: судьба коровы.

Одним прекрасным утром, примерно в 7:40, Шао упражняется под деревом. Вне­запно за его спиной раздается коровье мычание. Это какой-то хриплый звук, коровы так обычно не мычат. Шао заканчивает свои упражнения, а когда возвращается домой, гадает на эту корову. Образ коровы — Кунь. Это внешняя триграмма. Звук раздался сзади, а это направление есть Кань (внутренняя триграмма). Кунь —это 8, Кань —6, а час—7. Это в сумме дает 21, а при делении на 6 остаток равен 3. Подвижное яо —третье. Итак, мы имеем:

Бэнь гуа — седьмая гексаграмма, Ши, или Войско. Мы читаем в яо цы к третьему яо: «Содержать войско без разрешения — бедствие». Корова не очень-то похожа на армию, поэтому мы отмечаем только, что подвижное яо — плохое. Затем мы исследуем юн гуа и ти гуа первой гексаграммы. Поскольку гексаграмма начинается с нижней, «внутрен­ней» триграммы, эта начальная бэнь гуа сообщает нам нечто о «внутренней» ситуации коровы. У коровы неприятности. Ее ти гуа (Земля) подавляет ее юн гуа (Воду). Однако в процессе подавления воды земля ослабляется. Именно это имеет место с ти гуа, кото­рая ослабляется хоть и не прямо, а косвенно. Это ситуация отца, который не тратит

* Примечательно, что в гуа цы фигурировала рыба. Кроме того, свадьба явно была испорчена, что любопытным образом соотносится с яо цы для подвижной черты («Не бери женщину к себе домой»).

87

денег прямым образом, но тратит косвенно, давая их сыну. В любом случае у отца ста­новится меньше денег. Так и ти гуа коровы ослабляется косвенным образом.

Мы продолжаем анализировать ху гуа и видим под Землей Дерево. Здесь Дерево — это еще одно юн гуа, и оно разрушает ти гуа Земли прямым образом. Мы обращаемся к чжи гуа — и снова имеем Дерево под Землей! Корова окружена неприятностями и изнутри, и снаружи. Шао складывает номер внешней триграммы, номер внутренней триграммы и номер часа и получает 21. Шао стоял, когда услыхал корову, поэтому он ничего не делает с этой суммой и приходит к неутешительному выводу, что корова будет убита через 21 день. Позже он сходит на ферму, чтобы узнать о корове, и ему скажут, что через 20 дней после гадания корову купили и зарезали на мясо.

Упражнение первое. Как Шао узнал, что молодой человек женится через 17 дней?

Около 7:30 утра Шао стоит на углу улицы. Он видит молодого человека, пересекаю­щего улицу и направляющегося к нему. У молодого человека на лице выражение боль­шого счастья. Шао спрашивает его: «Почему вы так счастливы?» Тот отвечает: «Я не знаю. Кажется, просто замечтался». Шао идет домой и гадает на этого молодого челове­ка. Он определяет, что счастливцу предстоит свадьба через 17 дней. Дорогой читатель, можете ли вы проследить путь этого толкования?

Подсказка. Образ молодого человека — Гэнь, и он приближается к Шао спереди. Это Ли. Ответ вы найдете в конце этой главы.

Упражнение второе. Как Шао узнал, что петуха зарежут через 10 дней?

Около 4:30 утра Шао еще спит в своей постели и его будит крик соседского петуха. Звук приходит сзади и справа. Обычно петух не кричит так рано. Шао совершает гадание и приходит к заключению, что петух будет зарезан через 10 дней. Как он это узнал?

Подсказка. Образ курицы — Сюнь. Направление дает внутреннюю триграмму Цянь. Ответ вы найдете в конце главы.

При работе над упражнениями ученики должны помнить о некоторых простых принципах. Что такое успех и неудача гадания? Представьте себе, что два человека — один суеверный и возбудимый, а другой хладнокровный — слышат странный звук из-за холма. Суеверный человек не будет спокойно слушать странный звук и анализировать его. Он сразу перескакивает к заключениям: «О, это хорошо!» или «О, это плохо!» Пос­кольку он не уделяет внимания звуку, его толкование основано исключительно на тех эмоциях, которые у него были перед тем, как он услышал звук. Один раз сделав такое скоропалительное заключение, суеверный человек затем будет искажать и извращать все новые приметы, чтобы они вписывались в его предвзято составленную картину. В результате он часто интерпретирует примету опасности как хорошие новости и может пострадать или трактует хорошие приметы как знак опасности и убегает от них.

Спокойный человек также имеет внутренние ощущения и надежды, но он уделяет внимание не им, а самому звуку. Он слушает его и старается выделить то, что в нем есть нового. Сначала он просто слышит звук. Потом замечает, что источник звука приближается. Это скорее похоже на какое-то животное, чем на что-то другое. Но животные редко бегают с таким шумом, так как это опасно для них. Тут человек насто­раживается. Продолжая слушать, он отмечает, что звук приближается уже очень быст­ро. Наконец, он видит, как что-то проламывается сквозь кусты, и сразу же понимает,

88

что это раненый, разъяренный дикий медведь. Человек уже был готов к чему-то подоб­ному, и он успевает взобраться на дерево задолго до того, как медведь приблизится.

Вот на что похоже гадание. Даже если мы очень умны и знаем все приметы, это не имеет смысла, если мы не знаем, как быть спокойными и молча наблюдать. Мы просто запутаем самих себя. Но если мы спокойны и наблюдательны, мы можем найти правильный путь, даже если мы и не очень умны. А поскольку мы всегда проверяем правильность результатов своей работы, чтобы учесть ошибки и узнать больше, мы увеличиваем свои познания каждый раз, когда гадаем.

При гадании мы просим знания у четырехмерного мира и делаем это в пределах мира нашей жизни. Гадание сродни упражнению интуиции (которая тоже приходит к нам из четвертого измерения).

Мы учимся гаданию так же, как учимся любому мастерству. Разве вы научились водить машину в один день? Или читать и писать? Нет. Каждый день вы учились поне­многу, и умение постепенно накапливалось.

Изучая искусство гадания, мы изучаем свою собственную жизнь и прошлое и иссле­дуем самих себя. Это постепенно учит нас более внимательно относиться к тому, как мы чувствуем и действуем. Постепенно эти знания и умения накапливаются, и когда-нибудь мы сможем исправлять те вещи, которые нам не нравятся. Чем лучше мы понимаем себя, тем легче нам быть спокойными и бдительными и распространять наше знание на другие ситуации.

В результате эта работа дает нам прочный фундамент для изучения и других аспек­тов жизни. Возьмем, к примеру, гнев. Вы изучаете себя и обнаруживаете, что часто, когда вы сердитесь, то действуете безрассудно и создаете себе дополнительные пробле­мы. Итак, вывод: гнев может быстро навлечь на вас опасность. Затем вы замечаете, что, когда другой человек гневается, он не совершает таких опрометчивых поступков, как вы, но становится угрюмым и раздражительным до конца дня. Так вы узнаете, что гнев может вредить человеку очень медленно и косвенно. Затем мы видим человека, кото­рый очень рассержен, но никак не выдает этого своим поведением. Через день или через неделю мы встречаем его снова и видим, что он изыскал возможности и энергично исправляет ту ситуацию, которая вызвала его гнев. Так мы узнаем, что гнев может соз­дать и нечто хорошее.

Когда мы учимся, будучи сами себе учителями, учеба гораздо более интенсивна и ценна. Вот почему у И-цзина такая простая структура. Она помогает учебе, а не встает на ее пути.

Эта простая структура делает возможными различные способы гадания, которым мы можем следовать. Возможно, какой-то новый способ покажется вам еще более привлекательным и полезным. Вы также можете захотеть расширить применение своих знаний. Какова бы ни была ваша цель, вы сначала изучаете основы, а затем отрабатыва­ете их снова и снова, пока полностью не овладеете ими.

Ответ на упражнение первое

Молодой человек представляет собой триграмму Гэнь (младший брат). Это внеш­няя триграмма. Он идет навстречу Шао, когда Шао стоит на перекрестке. Направление дает нам внутреннюю триграмму Ли. По нумерации сянь тянь Гэнь соответствует 7, а Ли — 3. Время составляет 7, всего имеем 17. Делим на 6. Остаток дает 5. Это номер подвижного яо. В результате получаем:

89

Первая гексаграмма — Бэнь, или Милость, в афоризме к которой сказано: «успех только в малых вещах». В этой гексаграмме мы видим Огонь-Ли, порождающий (шэн) Землю знака Гэнь, которой соответствует неподвижность. Предположительно молодой человек отдает свой энтузиазм и не получает ответа. Поскольку он — «младший брат», который только начинает самостоятельную жизнь и которого привлекают женщины, мы думаем, что он может иметь подругу.

Яо цы для пятой черты говорит о человеке, который отказывается от пустой рос­коши ради простоты. Этот человек находит хорошего друга, который принимает его очень скудные дары дружбы и преподносит ему свои. По-видимому, предложение мо­лодого человека было принято девушкой благосклонно. Ху гуа, гексаграмма Цзе, вся построена на «уменьшении напряжений» — так гроза, приносящая ливень, уменьшает электрические заряды в воздухе и оказывает расслабляющее действие. В ху гуа мы имеем Дерево (порождающее Огонь) и Воду (разрушающую Огонь) — два разнонаправлен­ных указания. Поскольку подвижное яо — хорошее, мы можем заключить, что принятие молодой госпожой предложения от ее соискателя снимает все напряжения, связанные для него с ухаживанием, подобно тому как вода гасит огонь. Конечная гекса­грамма Цзя-жэнь обозначает семью и является четким указанием на свадьбу. Здесь мы видим, что Вода ушла, но Дерево осталось и поддерживает Огонь тпи гуа молодого человека. Поскольку Шао стоял, когда увидел жениха, число 17 остается без изменений, и он решает, что свадьба состоится примерно через 17 дней.

Ответ на упражнение второе

Петух — это триграмма Сюнь. Это внешняя триграмма. Он кукарекает сзади и справа от Шао. Направление дает нам внутреннюю триграмму Цянь. Сюнь соответству-

90

ет 5, а Цянь 1. Время — 4, в сумме имеем 10. Делим на 6. В остатке получаем 4. Это номер подвижного яо.

В бэнь гуа получаем гексаграмму Сяо-сюй, что переводится как «приручающая сила малого». Ти гуа петуха представляет Металл, который разрушает Дерево (юн гуа). Все бэнь гуа можно интерпретировать как внутреннюю среду петуха. Итак, он разрушает нечто помогающее ему и переживает потерю. Подвижное 4-е яо говорит о человеке в опасной ситуации, поскольку он стоит на пути у персоны, обладающей властью. Но петух в этой ситуации слаб и, скорей всего, проиграет. Ху гуа — сложное, поскольку его Дерево разрушается Металлом, а его Огонь, наоборот, разрушает Металл. Можно ска­зать, что «Металл разрушает Дерево, так что оно не может порождать Огонь, поэтому Огонь недостаточно силен для того, чтобы расплавить Металл». Но первое указание в бэнь гуа противоречит этой идее, и мы принимаем первое и отвергаем второе.

Далее, общий смысл ху гуа, гексаграммы Куй, — это «противостояние и конфлик­ты», и это поддерживает то наблюдение, что петух переживает беду. В чем беда петуха? Он не несет яиц; петухов всегда больше, чем необходимо для разведения кур, поэтому петухи — первые кандидаты на съедение. Мы думаем, что, возможно, хозяин зарежет петуха. В конечной гексаграмме, Цянь, мы имеем Металл над Металлом. Это заставляет предположить, что, какова бы ни была судьба первоначального Металла, она много­кратно подчеркивается как неизбежная. Петух попал в бедственную ситуацию с мощ­ным противостоянием, и мы заключаем, что он будет убит и съеден. Первоначальная сумма была 10, а Шао лежал в постели, поэтому мы оцениваем судьбу как приближаю­щуюся медленно, и умножаем сумму на 2, что дает нам 20 дней.

 

2-6

Метод сянь тянь: вхождение в четвертое измерение

Метод сянь тянь имеет отношение к корням ситуации, которые определяют ее настоящее и будущее. Мы получаем число года, деля номер года на 12 и определяя остаток (нулевой остаток принимаем за 12). К этому числу мы прибавляем число меся­ца, а затем дня в месяце. Делим сумму на восемь, и остаток дает нам номер внешней триграммы (нулевой остаток принимаем за 8).

Чтобы найти внутреннюю триграмму, мы определяем год по той же самой форму­ле. Затем прибавляем месяц, день и час. Часы дня мы нумеруем от 1 до 24, минуты отбрасываем. Например, 11:47 принимается за 11. Затем мы делим сумму на восемь и получаем внутреннюю триграмму.

Триграммы в последовательности сянь тянь нумеруются следующим образом: 1 — Цянь, 2 — Дуй, 3 — Ли, 4 — Чжэнь, 5 — Сюнь, 6 — Кань, 7 — Гэнь, 8 — Кунь. Подвижное яо получаем, деля сумму внутренней триграммы не на восемь, а на шесть и получая остаток от 1 до 5 или 0, который мы считаем за 6.

Пример первый

Свистит ветер, листья носятся в воздухе. Шао совершает освежающую осеннюю прогулку в пригороде. Около 9:30 утра, 17 сентября. Шао живет при династии Сун, и сейчас четвертый год Ван Ю (1052 по нашему летосчислению). Засмотревшись на осенние краски растительности и предаваясь неторопливым мыслям о зиме и своем теплом доме, Шао неожиданно замечает двух воробьев, без видимой причины устроивших в воздухе жестокий поединок. В конце концов ни один из них не побеждает, и они разлетаются и падают на землю в изнеможении. Этот необычный инцидент вызы­вает интерес Шао, и он решает погадать.

Число 1052 года: 8. Число сентября: 9. Число дня: 17. Час: 9

92

 


Мы видим, что юн гуа — это Ли, огонь, а ти гуа — Дуй, металл. Огонь разрушает (ю) металл, что свидетельствует о наличии проблемы. Мы производим ху гуа и чжи гуа по методу трехчастного гадания, описанному в главе 2-3.


Теперь мы видим, что ситуация усложнилась, так как внутренняя триграмма ху гуа — Сюнь, Дерево. Мы рассматриваем эту юн гуа как порождающую по отношению к юн гуа первоначальной гексаграммы (Огонь). Дерево «порождает» (шэн) Огонь, что делает отношения еще более интенсивными. Но кого или что представляет ти гуа? Шао размышляет об этом и решает, что это — молодая женщина, один из образов Дуй (триграммы младшей дочери). Он приходит к заключению, что она будет ранена.

В ху гуа внутренняя триграмма — Сюнь (дерево), а внешняя — Цянь (Металл). Металл разрушает Дерево, и мы знаем, что часть тела, которой соответствует Сюнь, — это бедро, поэтому молодая женщина будет ранена в бедро.

Мы переходим к чжи гуа, чтобы узнать финал этой истории. Здесь внутренняя триграмма — Гэнь, Земля, а Земля порождает, или поддерживает, Металл в Дуй, исход­ном ти гуа. Это хороший знак, поэтому Шао решает, что рана молодой женщины не будет серьезной.

На следующий день у соседа Шао молодая девушка проникает в сад и взбирается на грушу, чтобы украсть несколько плодов. Хозяин замечает ее и выбегает из дома с криками. Девушка пугается и падает с дерева. Когда она падает, сломанная ветка расца­рапывает ей бедро, но в остальном она не пострадала. Время: около 2 часов дня.

Когда Шао гадал, он определил то же самое время. Сначала он сложил числа внеш­ней и внутренней триграмм и час первоначального события (драки воробьев). Это (2 + 3 + 9). Во время гадания он сидел. Это значит, что время идет медленнее, поэтому он умножил сумму (14) на 2 и получил 28. Он определил, что событие случится, скорее всего, через 28 часов, а не через 28 месяцев или лет. Прибавив 28 часов к 9:30, он получил 1:30 дня, то есть практически не ошибся.

Упражнение: Не хотите ли вы погадать о своей собственной судьбе?

Подсказка: Используйте числа своего часа рождения, дня, месяца и года для полу­чения бэнь гуа, подвижного яо и затем ху гуа и чжи гуа. Бэнь гуа — это образ вашей жизни в целом, поэтому внимательно изучите гуа цы в И-цзине. Яо цы подвижного яо дает нынешнее состояние вашей жизни. Сильное ти гуа в хороших отношениях с юн гуа означает хорошую судьбу, успех вашей карьеры. Плохие знаки скажут вам, как найти ваши слабые места и как их можно укрепить. В известной гадательной книге «Буши


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!