Глава 1 ПОДНИМАЯ ЗАВЕСУ ТАЙНЫ 5 страница



38

 

Девятка первая: Нырнувший дракон. — Не действуй.

Девятка вторая: Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно

свидание с великим человеком. Девятка третья: Благородный человек до конца дня деятелен; вечером он

осмотрителен, точно в опасности. — Хулы не будет. Девятка четвертая: Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет. Девятка пятая: Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание

с великим человеком. Наверху девятка: Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние. Применение девяток: Смотри, чтобы все драконы не главенствовали;

тогда будет счастье.

Полный текст И-цзина содержит объяснения для каждой из 64 гексаграмм.

Когда мы изучаем И-цзин, нашими учителями являются жизнь и природа, а не писания других людей. Если мы действительно понимаем И-цзин, нам нет нужды цитировать или ссылаться на чьи-то произведения. Так, величайший из последователей Конфуция, Мэн-цзы, никогда не обсуждал И-цзин в своих трудах, и все же вся его система построена на принципах И-цзина. Таков человек, действительно знающий И-цзин. Поэт Шелли, которого мы цитировали выше, тоже был таким человеком. Шелли никогда даже не слышал об И-цзине, но ицзиновский подход был ему понятен.

Изучая различные способы получения 8 триграмм и 64 гексаграмм из первоисточ­ника — сферы Тайцзи, мы начинаем понимать принципы их группирования и их зна­чения. Мы уже видели это на примере Четырех Символов, когда разбирали, как они описывают фазы луны или человеческой жизни. Каждый из Четырех Символов по отдельности тоже весьма полезен, но когда мы рассматриваем их как члены цикли­ческой серии, они становятся гораздо более информативными.

Мы получали Четыре Символа и восемь триграмм последовательным дихотоми­ческим делением Тайцзи на Инь и Ян, которое давало нам структуру, напоминающую ветви дерева или прожилки листа. Очевидно, этот процесс можно продолжить до полу­чения 64 гексаграмм.

Еще один метод получения гексаграмм нам подсказывает современная алгебра. Сложим Инь с Ян и умножим их на самих себя, как показано на рис. 1 -5а.

39

Можно заметить, что это похоже на умножение (а + b) на (а + b). Единственное различие заключается в том, что алгебра не делает различия между ab и bа, объединяя их в один член, 2ab. Но при получении иньских и янских черт ab и bа имеют различные значения и не должны смешиваться. (Инь плюс Ян)2 дает нам четыре символа, с кото­рыми мы уже знакомы. Если мы умножим их на еще одно (Инь плюс Ян), то получим более сложное выражение, показанное на рис. 1-5b,

или

(b2 + ba + ab + а2) (b + а) =

= (Ъ + а)3 = b3 + Зb2а + Зbа2 + а3 =

= b3 + b2а + b2а + b2а + bа2 + bа2 + bа2 + а3

Отметьте, что нижнее яо в серии всегда является первым элементом, поэтому, например, «Инь Ян» записывается как =. Итак, только что мы увидели, как (Инь плюс Ян)3 дает нам восемь триграмм.

Наконец, если мы возведем (Инь плюс Ян) в шестую степень, то получим 64 гекса­граммы. Приняв а = Инь и b = Ян (собственно говоря, можно и наоборот), мы получаем следующее:

+ b)6 = а 6 + 6a5b + 15a4b2 + 20a3b3 + 15a2b4 + 6ab5 + b6,

или

(Инь + Ян)6 = Инь6 + 6Инь5Ян + 15Инь4Ян2 + 20Инь3Ян3 + 15Инь2Ян4 + бИньЯн5 + Ян6

Это разложение дает нам полную картину того, сколько гексаграмм имеет то или иное соотношение Инь и Ян в своих шести чертах: 6 Инь, ни одного Ян; 5 Инь, 1 Ян; 4 Инь, 2 Ян и так далее. Если думать о гексаграммах как о подробной карте мира, то можно видеть, что только в 20 частях мира из 64 существует совершенное равновесие (3:3) Инь и Ян. Можно также сказать, что 50 частей из 64 имеют равновесие Инь-Ян или близки к нему (20 Инь3 Ян3, 15 Инь4 Ян2, 15 Инь2 Ян4). Что же касается частей мира, в которых Инь или Ян явно преобладают, легко заметить, что их доля невелика. Можно подтвердить это наблюдение примером из жизни человека, в которой бывают редкие моменты интенсивного экстаза или большого горя. Все мы чувствуем, что без таких моментов наша жизнь была бы неполной. Однако большую часть времени наша эмоциональная сфера более уравновешенна, а переживания —умеренны. Тем не менее наши умеренные переживания сложны и богаты, а потому столь же значимы и ценны, как и экстремальные переживания (положительные и отрицательные). Специалисты-статистики легко узнают в распределении гексаграмм (рис. 1-5с и l-5d) частный случай

40

стандартной кривой Гаусса, или гауссианы, которая описывает нормальное распреде­ление случайных величин.

Последняя диаграмма показывает распределение гексаграмм по группам, которое имеет место, когда мы возводим «Инь плюс Ян» в шестую степень. Она также доказыва­ет, что традиционные методы установления порядка 64 гексаграмм не являются единственно возможными, являя собой пример нового, современного метода. Специа­лист по математической статистике может, как мы уже отмечали, заметить сходство этой диаграммы со стандартными кривыми, используемыми в статистике для предска­зания событий, и найти для себя много нового при изучении гексаграмм. Но можно узнать не меньше интересных вещей, приложив эту методику к своей повседневной жизни. Например, предположим, что Инь-черта — это день наибольшей активности нашего разума и интуции, а Ян-черта — день, когда у нас преобладают инстинктивные действия. Тогда можно прочитать каждую гексаграмму как шесть дней недели. Занимаясь этим, мы обнаружим, что наш разум полностью доминирует меньше чем одну (шестидневную) неделю подряд в год. То же справедливо и в отношении нашей способности к максимально эффективному действию. Недели, когда во все дни, кроме одного, доминирует разум или действие, случаются по шесть раз в году для каждой из этих двух противоположностей. Наконец, есть недели, когда оба свойства уравновеше­ны или почти уравновешены; на такие недели приходится 78 процентов времени, или около 4 недель из каждых 5.

Таким образом, мы добрались до сердцевины И-цзина — его 64 гексаграмм. Каждая гексаграмма состоит из шести яо, и люди часто задают вопрос: «Триграмма имеет три яо. Почему в качестве следующего шага не взяли четыре яо! Или пять? Или семь? Почему именно шесть?»

41


42


Рис. 1-5с


Рис. l-5 d


43


Этот вопрос вызывал споры уже в древние времена. Но все эти дискуссии обычно были лишь пустой тратой энергии и в этом смысле напоминали дискуссии средневеко­вых христианских богословов о том, сколько ангелов может уместиться на острие иглы.

Чтобы понять, почему используются шесть яо, задайте себе следующие вопросы: Почему в одном футе 12 дюймов? Почему один метр содержит 100 сантиметров? Поче­му в одном часе 60 минут? Почему в нашей неделе не девять дней, а только семь?

Все, что можно сказать в ответ на подобные вопросы, — это то, что, как показывает опыт, фут является очень удобной единицей измерения и решает много проблем, свя­занных с измерением чего-либо в повседневной жизни. Конечно, если нам нужно будет измерить диаметр волоса или расстояние от Нью-Йорка до Бостона, то потребуются «специальные» единицы измерения, но в других случаях нас вполне устраивает фут.

То же самое верно и в отношении гексаграмм, использующих шесть яо. Шесть яо могут решить большинство наших повседневных проблем, но мы совершенно свобод­ны использовать то, что полезно для нас. Совсем нетрудно представить себе серии фигур из семи черт, которыми мы бы пользовались для моделирования своей ежене­дельной деятельности.

Можно увидеть, насколько полезны разные количества яо при изучении фаз луны. Можно использовать Инь и Ян, или • и О, - - и —, для обозначения периодов растущей и ущербной луны. Это одно яо. Затем, когда мы переходим к четвертям, нам уже приходится использовать наши Четыре Символа, которые построены из двух яо. Если мы хотим создать еще более подробную модель, мы можем применить триграммы с тремя яо и гексаграммы с шестью, как показано на рис. 1-5е и l-5f.

44

Конечно, этот принцип применим ко многим вещам. Если мы примем круг в цент­ре за Солнце и представим себе, что внешняя окружность — это Земля, то можно изу­чать времена года. Можно изучать карьеру человека или судьбу страны. И, понятно, мы можем использовать больше шести черт, если захотим. Вполне можно составить символы из семи яо для изучения недель. Итак, повторяю: шесть черт могут ясно пока­зывать то, что мы хотим узнать о большинстве проблем повседневной жизни, но иногда мы можем использовать меньше или больше черт.

Другой важный вопрос — это порядок 64 гексаграмм. Мы видели, как Фу Си и другие расположили 8 триграмм в полный цикл и логически использовали этот поря­док. Как мы можем расположить 64 гексаграммы в какой-либо осмысленной последо­вательности? Одним из примеров этого действия может служить операция (Инь + Ян)6, порождающая математическую последовательность. Но в династию Чжоу математика еще не развилась до уровня такой изощренной алгебры. Вместо этого китайцы применили остроумный визуальный метод. Сначала они взяли 8 триграмм в последова­тельности Фу Си и расположили их в виде фигуры, показанной на рис. l-5g.

Обратите внимание, что на этой схеме «нижняя» черта — это та, которая ближе к кругу, обозначающему землю.

Чтобы получить 64 гексаграммы из восьми триграмм, древние китайцы отодвинули каждую триграмму подальше от центра и нарисовали вокруг каждой свою собственную окружность. Теперь все, что оставалось сделать, — это поместить по во­семь новых триграмм вокруг каждой окружности. При чтении гексаграмм мы сначала читаем внутреннюю триграмму, а затем — по очереди — серию внешних триграмм, окружающих ее. Так мы получаем восемь гексаграмм. Затем мы переходим к следующей внутренней триграмме и получаем еще восемь гексаграмм, и так далее (см. рис. l-5h).

Конечным результатом этого процесса будет «колесо» гексаграмм, показанное на рис. 1-5i.

45

Древние исследователи И-цзина также создали таблицу для упорядоченного полу­чения 64 гексаграмм. Рассмотрев эту таблицу на рис. 1 -5j, вы увидите, что внутренние (нижние) триграммы в каждой строке — одни и те же, а внешние (верхние) триграм­мы — одни и те же в каждом столбце.

Если объединить колесо и таблицу, мы получим диаграмму, которая часто вос­производится в книгах по И-цзину (рис. 1-5k).

46

Эта диаграмма так же плотно набита данными, как железнодорожное расписание. Поскольку гексаграммы могут относиться к любому предмету, они содержат в себе огромное количество информации. Но теперь мы знаем, как просто, в несколько шагов, они производятся от Уцзи и Тайцзи, Инь и Ян. Интересно вспомнить, что иногда нам кажется, что все человеческое поведение берет начало в простых, почти рефлекторных отно­шениях между двумя индивидуумами, а иногда мы поражаемся сложности, богатству и безграничным возможностям человеческого общества.

Яо в гексаграммах читаются так же, как и в триграммах и в Четырех Символах, то есть снизу вверх. Этот порядок напоминает о земле, которая находится внизу, и о том, что все растущее из земли стремится к небу. Для каждого яо каждой гексаграммы в И-цзине имеется текст-толкование или комментарий (яо цы).

В И-цзине принято обозначать янское качество яо нечетным числом 9 («девятка»), а иньское качество — четным числом 6 («шестерка»). Пример чтения гексаграммы с использованием этой терминологии показан на рис. 1 -51 .

Первое и второе яо — это начальные стадии или предвестники какого-либо собы­тия (явления). Пятое и верхнее яо показывают его завершение или осуществление. Та-

* В И-цзине для нижнего яо употребляется слово чу, которое переводчики (в частности, Ю. К. Щуцкий и А. И. Кобзев) обычно передают как «в начале» или «начальное». Мы же будем, как и сам Чжоу Цзунхуа, называть нижнее яо «первым».

47

ковы начало и конец шести яо. Кроме того, внутренняя триграмма представляет прошлое, а внешняя — будущее. Их сочетание представляет собой наше настоящее.

Необходимо иметь в виду, что понятия прошлого, настоящего и будущего относят­ся к числу самых сложных и загадочных аспектов человеческого восприятия. В повсе­дневной жизни и опыте мы не воспринимаем прошлого и будущего — только непре-

46

рывное настоящее без начала и конца. Однако без понятий прошлого и будущего мы не могли бы организовать нашу жизнь и как-то обустроиться в том мире, в котором мы живем. Очень интересный момент: мы хорошо представляем себе, как прошлое влияет на будущее, но может ли будущее изменять наше прошлое? Рассмотрим простой пример. Два человека независимо друг от друга проработали над какой-то задачей три года. Еще через год их работа будет завершена и у одного из них закончится полным провалом, а у другого — триумфом. И мы можем себе представить, что через год один человек скажет: «Эти четыре года были напрасной тратой времени», а другой — «Это были самые плодотворные годы моей жизни».

Но ведь сейчас эти годы еще не имеют такого значения ни для одного из этих людей. Сейчас они для них совершенно одинаковы — годы упорного труда. В данном случае именно будущее придаст прошлому определенное значение. Мы постоянно произво­дим какие-то житейские эксперименты и потом говорим: «Это было глупо» или «Это был ловкий ход». Однако, когда мы делаем эти эксперименты в нашем настоящем, мы можем только вложить в них свои усилия и никогда не знаем об их значении, пока не наступит будущее.

Позиции яо также представляют ранги и социальные роли людей:

• Первое яо представляет всех людей как народ (*й).

• Второе яо представляет ученого ( ^ ).

(Сегодня мы бы сказали: научно-технического работника, вообще мастера своего дела.)

• Третье яо представляет чиновника (±*^).

(Сегодня мы бы сказали: должностное лицо, политика, администратора.)

• Четвертое яо представляет чиновника высокого ранга (&ЙЙ).

(Сегодня мы сказали бы: члена кабинета министров или советника президента и т. п.)

• Пятое яо представляет царя

(Сегодня мы сказали бы: президента, премьер-министра, партийного вождя.)

• Шестое яо представляет отшельника, обладающего добродетелями и дарованиями
(КЛ).

(Сегодня мы сказали бы: человека с талантом, который развивал этот талант и реализовал его в высшей степени.)

Эти ранги были выделены еще до или во время династии Ся (2205—1766 гг. до н. э.). Важно подчеркнуть, что Бог не входит в эту табель о рангах. Это чисто человеческая система. Так же важно, что на вершине этой шкалы человеческих рангов находится не царь или человек, обладающий властью. Верхнее яо отведено человеку, который обра­щает свой талант на благо жизни и культуры. Причина этого — в том, что человек может стать «царем» по рождению или по воле случая, даже не обладая соответству­ющими личными качествами. Самым почтенным считается человек, который сочетает в себе удачливость и активную волю и благодаря им приносит пользу. На протяжении всей записанной истории любой царь обычно старался сделать царем одного из своих детей. Царский титул передавался по наследству. Однако, если мы углубимся в более древние времена, когда социальные институты только зарождались, мы обнаружим, что

49

тогда «цари» или «вожди» избирались в соответствии с заслугами. И даже сейчас, когда удача и социальный статус по праву рождения определяют жизнь большинства людей, встречаются «люди, сделавшие себя сами», то есть достигшие успеха только благодаря своим заслугам.

Шесть яо также применимы к изучению человеческого тела. Первое яо — это стопы, второе — икры ног, третье — бедра и поясница, четвертое — живот, пятое — грудь, а верхнее яо — это шея и голова. Это отображено на рис. 1-5т.

Кроме того, с помощью яо можно обозначить различные участки лица: первое яо — нижняя челюсть, второе щеки, третье — нос, четвертое — уши, пятое — глаза, верх­нее — лоб. Это показано на рис. 1-5n.

Возможно, вы усомнитесь в том, что подобный метод изучения действительно спо­собен дать какое-то полезное знание о человеческом теле или голове. Не вдаваясь в подробности, отвечу, что на формирование нашего тела, вне всякого сомнения, повлияла сама природа нашей Земли и, в частности, сила земного притяжения. Это влияние абсолютно и распространяется на каждый аспект анатомии и физиологии. По­этому, изучая человека по ицзиновской методике, мы можем получить фундаменталь­ное знание о том, как работают тело и сознание. Забавный пример: если бы мы решили жить с головой на земле и с ногами в воздухе, наш организм вряд ли смог бы действо­вать надлежащим образом.


Глава 2

Чудо прорицания

2-1 Обоснование прорицания

Теперь настала пора ответить на следующие вопросы. Зачем мы гадаем*? Каким образом это получается? Почему мы используем шесть черт? Почему имеет значение время гадания?

Мы начнем находить ответы на такие вопросы, как только вернемся к диаграмме Тайцзи и увидим, как просто она описывает наш мир. Сначала мы имеем Уцзи, отсут­ствие перемен; затем начинается стадия Тайцзи, когда бывает немного перемен. С этих пор мы имеем измененное и неизмененное, то есть двойственность, Две Формы, или Лян и. Если мы хотим описать наш мир таким образом, то можем нарисовать прямую линию, как на рис. 2-1а.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!