Кто может изгонять злых духов?



 

Мне кажется, я уже достаточно ясно сказал о власти изгнания злых духов, которую Иисус дал всем верующим в Него, и действующим силой Его имени. Но в этих случаях речь идет о личной молитве, которую мы можем назвать «молитвой об освобождении».

Кроме того, особенная власть была дана экзорцистам, то есть священникам, которые получают подобного рода задания от своего епископа. Экзорцисты используют соответствующие формулировки, записанные в Ритуале, совершают сакраменталии, которыми, в отличии от личных молитв, пользуются, прибегнув к силе заступнической молитвы Церкви.

Однако всегда необходима большая вера, горячая молитва и пост, как со стороны того, кто молится, так и того человека, за которого возносятся молитвы. Лучше всего было бы, если бы во время совершения экзорцизма, который всегда требует сдержанности и покоя, группа людей собиралась бы на молитву. Хочу подчеркнуть, что особенную власть имеют все священники, также те, которые не считаются экзорцистами. Такую власть дает таинство священство, которое служит не для почитания человека, но для служения верным, и их духовным нуждам. Среди этих нужд наверно встретится и необходимость освобождения от влияния злого духа. Все, как во время молитв об освобождении, так и во время совершения экзорцизмов, могут пользоваться святыми средствами, например, возлагать на голову человека крест, розарий или какие-нибудь реликвии. Очень эффективны реликвии святого креста, потому что через крест Иисус победил царство дьявола. Эффективны также реликвии святых, по поводу которых совершаются особые богослужения. Также часто помогают обычные освященные иконы, такие, как икона св. Архангела Михаила, которого особенно боятся злые духи.

Однако я думаю, что обманул бы ожидания читателей, если бы не вспомнил о группах харизматиков, ясновидцев, провидцев, биоэнерготерапевтов и целителей, которых становится все больше, а также о цыганах. Эти группы распространяются тем быстрей, чем легкомысленней епископы и священники. Такое легкомыслие – результат незнания или настоящего неверия, оно приводит к неисполнению своего долга в области душепастырства, за которое они ответственны. Я посвящу одну главу также этой теме. А сейчас хочу сказать пару слов о вышеперечисленных личностях.

Но сначала небольшое вступление. Я говорю о тех людях, которые могут или стараются влиять на освобождение от злого духа, но чаще всего, они совершают исцеления. Злой дух стоит у истоков общей проблемы зла, болезней, страданий, смерти, которые являются следствием греха. Но, кроме того, есть болезни, причиной которых стал непосредственно злой дух. Евангелие приводит нам два примера: женщина, скорченная 18 лет (паралич) и глухонемой. В обоих случаях причиной этих болезней было присутствие злого духа, поэтому Господь Иисус совершил исцеления, изгоняя злого духа. В общей сложности, здесь важен принцип, о котором я говорил: если какая-то болезнь возникла по причине действия злого духа, тогда лекарства не дают никакого эффекта, зато эффективны молитвы об исцелении и экзорцизмы. Правда и то, что продолжительное присутствие злого духа часто провоцирует у данного человека основные психические болезни, поэтому после освобождения от злого духа такой человек может нуждаться в соответствующем медицинском лечении.

Хочу подчеркнуть, что я касаюсь области, требующей специальной компетентности, которой у экзорциста может и не быть. Экзорцист должен знать психические болезни настолько, чтобы понять, когда необходимо вмешательство психиатра. Но нельзя требовать от экзорциста, чтобы он разбирался в этих вопросах также хорошо, как врач. Он должен быть осведомленным в области парапсихологии, и знать в общих чертах действие паранормальных сил. Однако невозможно, чтобы он знал все, как специалист в этой области. Область, в которой специализируется экзорцист – это сверхъестественный мир, глубокое знание явлений, принадлежащих ему и лечение в области сверхъестественного. Подобные замечания необходимы, так как мы касаемся области, которая охватывает одновременно элементы сверхъестественные, паранормальные, духовные или дьявольские.

Харизматики. Святой Дух с божественной свободой раздает свои харизмы, кому хочет и как хочет. Дает их не для славы или личной пользы, но для того, чтобы они служили благу ближних. Среди таких харизматов есть также дар освобождения от злых духов и дар исцеления. Речь идет о дарах, которые могут быть ниспосланы, как отдельным людям, так и общинам. По своей природе они зависят не от святости человека, а от свободного выбора Бога. Однако опыт учит нас, что Бог обычно дает такие дары праведным людям, отличающимся горячей молитвой, примерной христианской жизнью (но это не говорит о том, что у человека не может быть недостатков!), постоянным смирением. Сегодня мы видим огромное количество харизматиков, к которым спешат толпы страдающих людей.

Как отличить истинных харизматиков от фальшивых? Такое распознание по своей сущности могут совершить церковные власти, которые могут использовать любую помощь, какую сочтут нужной, чтобы дать правильную характеристику.

Действительно, я знаю некоторые случаи, когда церковная власть должна была вмешаться, чтобы предостеречь от обмана и фальшивых харизматиков. Я не знаю официально признанных харизматиков. Это вопрос неоднозначный и трудный еще и потому, что харизмы могут пропасть. Может быть и так, что избранный человек окажется их недостойным: ни один живой человек не уверен, что он пребывает в благодати. Могу представить четыре основных ориентира:

1) Если человек (или община) живет в полном согласии с Евангелием;

2) Если совершенно бескорыстен (нельзя принимать даже добровольных пожертвований, так как благодаря им можно стать миллионером);

3) Если пользуется средствами, которые общеприняты в Церкви, без каких-либо странностей или суеверий (если произносит молитвы, а не магические формулы; использует знак креста, возложение рук, не нарушая при этом каких бы то ни было приличий; если пользуется святой водой, кадилом, реликвиями и исключает все чуждое церковным обычаям); если молится во имя Иисуса;

4) Если есть позитивные результаты. Евангелие учит, что дерево познается по плодам (Матф.12,33). Это самая лучшая проверка, которая завершает все остальные.

Привожу также другие признаки, типичные для исцелений, совершенных харизматическим способом: харизматики получают позитивные результаты при любых болезнях, даже демонических, то есть насланных дьяволом. Не рассчитывают на человеческое проворство, а только на молитву и веру, на силу имени Иисуса, на заступничество Благословенной Девы и святых. Харизматик не растрачивает полученную энергию и не нуждается в том, чтобы снова ею заряжаться во время отдыха (как это делают целители, лозоходцы и им подобные), не поддается физическим реакциям. Он просто действенно передает благодать. Целью харизматических исцелений не является возвышение харизматика, они служат прославлению Бога, укреплению веры и оживлению молитвы.

Хочу добавить еще одно важное замечание. Это обширная тема, о которой говорилось на II Ватиканском Соборе, но то, что там говорилось, не было реализовано в жизнь. В эту область вторглись рационализм и натурализм. Проявления сверхъестественного действия Божьего, чудеса, присутствие святых и откровения принимаются не с благодарностью, а с подозрением, их осуждают, не рассмотрев, как следует, в лучшем случае на них реагируют огромным удивлением. Ни в одном храме не читаются уже молитвы первых христиан: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса» (Деяния 4,29-30). Кажется, сегодня эти дары только мешают.

II Ватиканский Собор говорил, что Святой Дух разделяет среди верных любого положения также особенные дары… Харизмы, как наиболее знаменитые, так и простые, распространенные, очень широко применяются и полезны для нужд Церкви. Принимать их следует с благодарностью и к утешению. Далее в этом документе говорится, что к этим сверхъестественным дарам не следует прибегать легкомысленно. Судить об их истинности и введении в жизнь должны те, кто считается в Церкви настоятелями, и кто особенно призван, чтобы не угашать Святого Духа, но все испытывать и держаться хорошего (Конст. догматическая о Церкви Lumen gentium, 12). Легкомысленное отношение к применению этих указаний ярко выражено и повсеместно распространено. Решение Собора, говорит, что, если кто-то получает харизматические дары Святого Духа, даже если речь идет о людях светских, могут и обязаны использовать их под предводительством и согласно решению епископа (Декрет об апостольстве мирян Apostolicam auctositatem, 3). Часто на это решение Собора не обращают внимание. Я с радостью вижу, как зарождаются дела, которые поддерживают епископов, старающихся дать правильную оценку, например, Харизматическое Движение в Ассизе. Это широкое поле деятельности, о котором следует особенно заботиться.

Ясновидцы и провидцы. Я их обобщаю, потому что в сущности у них одни и те же отличительные черты: первые видят, вторые предчувствуют. И те, и другие говорят о том, что они испытывают, соприкасаясь с предметами или людьми. Чтобы слишком долго не говорить о них, ограничусь рассуждением на эту тему в связи с моей специфической деятельностью, то есть с областью подлых влияний злого духа на человека, предметы, дома. Много раз я встречался с такого рода людьми. Иногда даже приглашал их поучаствовать в молитве во то время, как я буду совершать экзорцизм, чтобы узнать от них потом, что они видели или чувствовали. И я убедился, что их ответы были вдохновлены духом мудрости. Некоторым было достаточно посмотреть на одержимого, или оказаться вблизи человека одержимого или мучимого злым духом, чтобы сразу заметить отягощение такого рода. Они часто плохо себя чувствуют, находясь рядом с одержимыми. Кто-то видит тревожные симптомы в таких людях и могут их назвать. Достаточно дать им в руки фотографию, письмо или какой-нибудь предмет, принадлежащий человеку, вызывающему подозрение, чтобы получить ответ: «Ничего нет», «он – жертва колдовства», «это опасный человек, потому что насылает чары на других людей». Им достаточно услышать чей-то голос. Например, люди, которые сомневаются, подверглись ли они каким-нибудь дьявольским влияниям или нет, звонят такому человеку и получают ответ. Когда их приглашают в дома, если есть подозрение, что на дом наслали чары, потому что в нем происходят странные вещи, они сразу понимают, можно ли здесь говорить о колдовстве или нет. Указывают на предметы, которые сделали с целью навредить, наслав порчу, и говорят, что их надо сжечь. Например, они знают, какую подушку или матрас надо распороть, чтобы найти в них странный предмет, о котором я говорил. Они могут и ошибаться, поэтому их чувства следует потом проверять. Иногда могут воссоздать всю жизнь какого-нибудь человека, рассказывая с удивительной подробностью, когда на него наслали чары, каким образом и с какой целью. Иногда могут указать на того, кто это сделал.

Однажды, как только я привел в переговорную человека, просившего меня, чтобы я его благословил, я вдруг вспомнил, что в это же время должен был позвонить одному провидцу. Побежал к телефону, и услышал: «Отец благословляет человека, которому пятьдесят лет. Когда ему было 16 лет, из-за ненависти к его отцу на него наслали чары, посредством одного предмета. Ему дали выпить заколдованное вино, а предмет спрятали в колодце. С того времени мальчик чувствовал себя все хуже и хуже, и все медицинские процедуры были напрасны. Через два года его отец умер, и он внезапно почувствовал себя лучше. Но его мозг был поражен настолько, что он нигде не смог работать. Благословите его, отец, но это затяжная болезнь, и я думаю, легче ему не станет». Дела обстояли именно так, как мне было сказано. Другой раз, когда я совершал экзорцизм над людьми в присутствии одного провидца, он сказал мне, какие части тела я должен благословить стулой, или помазать маслом, потому что они поражены особенным образом. В конце этот больной сам указал именно на те места, где он сильнее всего чувствовал боль.

Я мог бы долго об этом рассказывать, приводя многочисленные примеры. Могу сказать, что люди, которых я выбрал (среди многих представленных мне провидцев), были людьми горячей молитвы, бескорыстными, отличались большой добротой и любовью, а прежде всего, смирением: если бы я случайно не узнал об их даре, или кто-то другой не рассказал мне о них, то сами бы они никогда этого не сделали. Идет ли здесь речь о харизмах? Или о паранормальных способностях? Я был бы склонен думать, что здесь имеет место паранормальный дар, который данный человек использует, чтобы делать добро. Но я не исключаю, что способность такого рода может быть харизмой. Я никогда не замечал у этих людей проявлений усталости, потери энергии. Наоборот, видел постепенное усиление тех даров по мере их использования, а это позволяет думать, что действительно может существовать паранормальная способность. Хочу также подчеркнуть, что очень трудно встретить настоящих ясновидцев или провидцев. Но есть очень много тех, кто считает себя такими и хочет, чтобы их ценили.

Целители. Здесь я буду говорить о тех исцелениях, которые наступают в результате передачи особенной энергии, обычно через возложение рук. Здесь мы попадаем на широкое поле паранормальной реальности, которая в Италии особенно ценится одним исследователем, профессором Эмилио Сервадиего. Чтобы не углубляться в тему, которая лежит вне моей компетентности, ограничусь лишь утверждением, что целители не оказывают никакого влияния на болезни, связанные с действием злого духа, также, как не могут на них повлиять медицина и человеческое знание.

Биотерапевты. Они также, как и целители, стали в последние годы очень многочисленны. Не мое дело объяснять теории, касающиеся prana и биоплазмы. Эта область, которой занимаются соответствующие науки, хотя и они до сих пор не высказали по этой теме ничего определенного. Я ограничусь тем, что процитирую здесь выводы, к которым пришел о. Ля Груа в своей книге La preghieradi guarigione (Молитва об исцелении), где он пишет: «Если доходит до исцеления, благодаря энергии, которую целитель передает больному, или благодаря психическому напряжению или пробуждению энергии, находящейся у больного в состоянии сна, то надо подчеркнуть, что исцеления такого рода не имеют ничего общего с харизматическими исцелениями. Более того, есть опасность проникновения спиритических практик. Вот почему здесь требуется большая рассудительность».

Я познакомился с одним биотерапевтом, который действительно был бескорыстным, исполненным веры, и использовал свои способности в духе истинной любви. Но это исключительный случай («два на тысячу», так говорил известный экзорцист из Венеции о. Перегрино Эрнетти). Это не исключает того, что мы должны осторожно смотреть на биотерапию. Дерево познается, прежде всего, по тщательно изученным плодам и методам.

Колдуны. Я уже достаточно много о них говорил. Хочу только подчеркнуть, что исцеления могут происходить и благодаря действиям злого духа, которого могут называть внеземным существом или духом проводником. Нас предостерегает сам Иисус: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24,24). Совсем другое дело – фальшивые колдуны. Их множество и они отличаются от тех, кто действует силой злого духа. Это обычные шарлатаны и обманщики, которые вводят людей в заблуждение, дают им разные талисманы, ленточки, мешочки…. Я сжег тетрадный листок, исписанный непонятными словами, обвязанный красным шнурком: этот талисман стоил двенадцать миллионов лир! Однажды ко мне пришел человек, у которого был мешочек, полный каких-то мелочей. Этот мешочек должен был избавить его от многих проблем. За него было заплачено двадцать миллионов лир!

Цыгане. Думаю, будет полезно посвятить им также пару слов, потому что мы всегда встречаем их в наших городах и на наших улицах. Я не буду говорить о том, о чем уже говорилось, то есть о гадалках и обманщиках. Есть еще один аспект, который меня интересует. Прежде чем я буду рассуждать на эту тему, хотел бы представить некоторые факты. Я совершал экзорцизм над одной женщиной, одержимой злым духом, которая долгое время страдала от разных болезней, но не думала, что причина может быть именно в этом. Однажды она помогла молодой цыганке, и та сказала ей: «Вы плохо себя чувствуете, потому что Вас заколдовали, наслав порчу. Принесите мне свежее яйцо». Женщина принесла ей яйцо и цыганка положила ей его на грудь, прочитала короткую молитву на незнакомом языке (на цыганском?), а потом разбила яйцо. Из него выползла маленькая змейка. Через несколько месяцев эта же женщина смогла помочь другой цыганке, которая была непохожа на предыдущую. Но и она сказала те же самые слова: «Вы так сильно страдаете, и уже много лет, потому что на Вас наслали порчу. Я могу снять ее с Вас. Принесите мне свежее яйцо». В этот раз женщина пришла вместе со своим мужем. Цыганка положила яйцо ей на грудь, произнесла короткое заклинание, которое было похоже на молитву, и разбила яйцо. Внутри оказалась прядь волос.

К моему другу, врачу, когда он выходил из Базилики св. Иоанна в Риме, подошла цыганка и попросила у него денег. Он вынул кошелек, хотел дать ей тысячу лир, но не нашел соответствующей купюры, и дал ей десять тысяч лир. Цыганка посмотрела на него и сказала: «Вы оказались очень щедры ко мне. Я также хочу сделать Вам добро». И рассказала ему о его заботах и проблемах, которые его тревожили (как врач он хорошо знал эти болезни, но… как всякий врач, не заботился о своем здоровье). Потом рассказала, что кое-кто хочет его обмануть, чтобы причинить ему вред, сказала, что ему надо предпринять в этом случае. Все это было правдой.

Как объяснить эти факты? Это непросто. Мне кажется, что некоторые цыгане имеют паранормальные способности, которые с древних времен передаются из поколения в поколение. Но здесь речь идет об исключительных случаях. Вообще цыгане пользуются магией и разными суевериями. Занимаются этим в течение многих веков и их способности передаются от матери к дочери (этим занимаются только женщины).

Еще добавлю, что здесь всегда кроется искушение. Оно касается харизматиков, провидцев и самих экзорцистов. Это искушение найти более быстрый способ, благодаря которому можно вылечить или освободить от злого духа какого-нибудь человека, не прибегая к обычным святым средствам. Такое отношение может невольно, в большей или меньшей степени, привести к магии. Например, все начинается с уверенности, что если наполнить блюдце водой, добавить в него капли оливкового масли и произнести имена, то можно получить ответ. Таким образом начинается цепочка магических практик. Я встречал харизматиков, которые начинали заниматься магией, потом отказывались от нее. Но не все могли отказаться. Я встречал также священников, которые не были экзорцистами, но пользовались какими-то методами, не отдавая себе отчета в том, что занимаются настоящей магией. Злой дух коварен: он всегда готов обещать все земные царства, если только падешь пред ним и поклонишься ему!

 

Забытый ритуал

От завершения II Ватиканского Собора до наших дней прошло много лет. Разные части ритуала были исправлены согласно указаниям Собора. Одна из его частей под названием «Работа продолжается», касается именно экзорцизмов. Это правда, что существует четкое учение о дьяволе в Священном Писании, в теологии, в учительском руководстве Церкви. Я приводил в других местах этой книги некоторые тексты II Ватиканского Собора, и не хочу цитировать три речи Павла VI и пятнадцать Иоанна Павла II. Припомню только два предложения Павла VI из его речи, сказанной 15 ноября 1972 года: «Кто противоречит существованию сатаны, тот выступает против учения Библии и Церкви, также, как и тот, кто делает из него самостоятельное божество, независимое от Творца, или, как тот, кто считает его псевдореальностью, абстракцией или воплощением причины всех несчастий, с которыми мы встречаемся». Дальше Павел VI добавляет: «Важным было бы снова изучить традиционное богословие, в котором говорится о сатане и его влиянии на отдельных людей, группы и все общество или на череду событий. В настоящее время богословие мало этим занимается».

Действительно, эти слова не доходят до многих современных духовных лиц, несмотря на то, что это слова Священного Писания, Традиции и учительского руководства Церкви. Правильно пишет о. Бальдуччи: «Хорошо было бы, если бы все верные знали, какой кризис, по крайней мере доктринальный, переживает сегодня Церковь!» (Il diavolo, Casale Monferrato, стр. 163). Мне говорили, что содержание многих статей, которые я пишу, вызывает большую полемику, и не согласуется со взглядами некоторых теологов, епископов и экзорцистов. Но здесь идет речь вовсе не о полемике, а о полном раскрытии истины. Этот кризис не только доктринальный, а прежде всего, пастырский, ведь он касается некоторых епископов, которые не назначают экзорцистов, и некоторых священников, которые уже в это не верят. Я не намерен обобщать, но сегодня злой дух очень активен, чтобы мучить людей; а когда люди ищут экзорцистов, сталкиваются с объявлением: «Работа продолжается».

Начну с теологов. Приведу слова Луиджи Сартори, одного из самых известных и ценимых теологов. Он пишет: «Скорее всего, некоторые исцеления, совершенные Иисусом, касались больше больных, страдающих нервными болезнями, чем по-настоящему одержимых». Это клевета и фальшивые утверждения. Евангелие всегда различает исцеления от болезней и избавления от злого духа, Иисус дает Своем ученикам власть изгонять злых духов, и дает также власть лечить больных. Евангелисты не могли называть болезни, используя современную терминологию, но они очень хорошо могли отличить болезнь от одержимости злым духом. Человек, который не в состоянии отличить одно от другого, как Луиджи Сартори, не знает Евангелия. Мы видим, какое огромное значение в деятельности Христа имело изгнание злых духов. Когда семьдесят учеников хотели кратко рассказать о своей деятельности, на которую направил их Иисус, выслав по двое, чтобы они проповедовали Его учение, то они радостно сказали Ему только одно: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука 10, 17-18). Нет ничего удивительного в том, что Сартори заканчивает свою статью утверждением: «Иисус чудесным образом доказывал прежде всего силу любви, хотел создать новые отношения взаимной доброжелательности между людьми и по отношению к себе; поэтому совершал чудеса, а не потому что подобно чародею пользовался святыми и тайными силами» (“Famiglia Cristiana” 19/1989). Нет, дорогой теолог, Иисус не искал доброжелательности, и у Него не было тайных чародейских сил. У Него было всесилие Бога, и Он доказывал Своими делами, что Он Бог. Но это тонкости, на которые некоторые современные теологи не обращают внимания.

Теперь посмотрим на другого теолога Луиджи Лорензетти. Он утверждает, что «верующий не может полностью исключать присутствия злого духа из некоторых событий». Но сразу же спешит добавить, что «очень трудно, попросту невозможно доказать такое присутствие в конкретном случае». Если это невозможно, значит не следует верить ни в те избавления от злого духа, которые совершил Иисус, ни в те, которые совершили Апостолы. А это значит, бесполезна власть изгнания злых духов, которую Иисус дал Своей Церкви; бесполезно распоряжение Церкви, касающееся экзорцизмов; бесполезны и сами экзорцисты. Нет, дорогие теологи, отличить в конкретных случаях, имеем ли мы дело с присутствием злого духа, или нет, невозможно только для таких теологов, как вы, потому что у вас нет никакого опыта в этой области. Поэтому очень удобно завершить свои выводы такими словами: «В большинстве случаев мы не ошибемся, если заменим истолкование магическо-демонических фактов научно-природными объяснениями» (“Famiglia Cristiana” 39/1988). Это высказывание равнозначно утверждению: верю в существование злого духа в теории, чтобы не показаться еретиком, но не верю в него на практике, потому что в действительности я верю только естественным наукам.

Если так считают признанные теологи, то что должны думать об этом обычные священники? Каждый день я лично на практике убеждаюсь, что они не верят в тот вред и болезни, которые причиняет злой дух. В пример могу привести настоятеля из Палермо, о. Сальваторе Каионе, разрекламированного “Famiglia Cristiana” (6/1989). Под девизом «Колдовства не существует», он все считает обманом и разумеется, таким образом он уравнивает всех: колдунов, гадалок и экзорцистов (неважно, что ни были назначены епископом, согласно церковным правилам). Для него все одинаковы. Наверно многие люди дают себя обмануть. Но фактом является то, что нельзя учить истине неправедным образом. Таких тонкостей не замечает ни о. Сальваторе, ни тот, кто проповедует подобные идеи, не видя явных заблуждений, которые они в себе содержат.

Когда правда смешивается с заблуждением, нечего удивляться, что потом есть так мало экзорцистов, что люди обращаются к колдунам, ведьмам и гадалкам, которые сегодня невероятно размножились. Верующего же человека никто не учит.

Я совершал экзорцизм над одной сестрой монахиней, которая очень тяжело болела из-за одержимости злым духом, и ее состояние постоянно ухудшалось в течение десяти лет. Я вызвал ее настоятельницу и сказал ей, что никто не вызывает врача и не просит его приехать тогда, когда кто-то уже умирает. Врача вызывают при первых симптомах болезни. Эта настоятельница ответила мне: «Вы правы, отец, но этому нас никогда не учил ни один священник». Она рассказала мне также, к скольким духовным особам (не говоря уже о врачах) обращалась эта сестра, и никому никогда не пришло в голову, какова может быть истинная причина ее болезней, не поддающихся никаким лекарствам.

Это правда, что в своих статьях я обвинил также некоторых экзорцистов. Сказал, что мы «потеряли школу», C это значит, что в епархиях нет уже постоянства, когда опытный экзорцист поучает и вводит в суть дела начинающего экзорциста. Сейчас бывает так, что экзорцисты не знают даже самых основных вещей. Я раскритиковал о. Джузеппе Руат, кафедрального канонника и координатора экзорцистов в Турине за его высказывания в интервью, данном Франсу Замбонини для “Fagmilia Cristiana” (12/1988), которого к нему направил кардинал Баллестреро. Когда кто-то говорит, что одержимость злым духом ограничена во времени, и продолжается несколько часов или несколько дней, это означает, что человек не знает самого основного. Разумеется, он утверждает также, что у всех людей, которые к нему обращались, он никогда не выявлял таких симптомов, которые говорили бы о необходимости совершения экзорцизма. Тем временем я в течение семи лет тяжкого труда (так, что сегодня я вынужден уменьшить темп работы) совершил экзорцизм более чем над двадцатью тысячами людей. У меня записаны фамилии одержимых: до сегодняшнего дня это семьдесят один человек; все они были в таком состоянии десятки лет. Есть люди, над которыми я совершаю экзорцизмы в течение десяти, пятнадцати и более лет, и до сих пор они не избавились от злого духа.

Очень сильно я раскритиковал также и о. Джузеппе Вигнини, исповедника кафедрального собора во Флоренции и экзорциста за его четыре статьи, напечатанные в “Toscana oggi” (октябрь и ноябрь 1988 год; январь 1989 год). Когда экзорцист пишет, что магия, черные мессы, порча и т.д. – это безобидные фокусы и плод иллюзий, основанных на внушении; когда утверждает, что экзорцизмы – это не таинства, а всего лишь обычная молитва прошения, забывая о том, что это сакраменталии, установленные Церковью; когда завершает свое интервью словами, что в практической жизни никогда не следует совершать экзорцизмов, то такому экзорцисту нужно высказать, со всем надлежащем уважением: «Дорогой сын, или иди, доучись, или смени профессию!».

Я знаю таких экзорцистов, у которых нет даже Ритуала. Они не знают ни правил, которых следует придерживаться, ни соответствующих молитв, которые нужно читать. У них есть только экзорцизм Леона XIII в итальянском переводе, которое не назовешь ни хорошем, ни полным, и ограничиваются только его чтением. В мировой прессе огромное впечатление произвел случай с Anneliese Michel из Клингенберга (Германия), двадцатичетырехлетней девушкой, которая умерла в 1976 году в результате совершения многочисленных экзорцизмов. Это известие вызвало большой шум, а двух священников, которые совершали экзорцизмы, обвинили в преступлении и подвергли наказанию. На основе этого события, о котором писала пресса, и другие публикации (например, книга Каспера и Лехманна «Diavoli demoni possession» – «Дьяволы, демоны, одержимость», Brescia 1983), может показаться, что эти два священника слишком просто пришли к убеждению, что имеют дело со случаем одержимости злым духом. Также кажется, что эти экзорцисты, хотя они всегда действовали в присутствии и с согласия родителей девушки, слишком легковерно поддавались тому, что сама девушка считала полезным и эффективным для избавления от злого духа.

Потом вышла книга Каспера Беллингера, где подробно описывались те события: AnnelieseMichel, Altӧtting 1983. В этой работе действительно оправдываются действия обоих экзорцистов и подчеркивается, насколько серьезным был подход, как епископа, которые дал свое согласие на совершение экзорцизмов, так и обоих священников. Приводились также причины смерти девушки, которые совершенно не зависели от совершенных сакраменталиев. Но в любом случае это событие привело к тому, что сегодня священники неохотно соглашаются на должность экзорциста.

Наконец, хочу сказать о епископах. Это правда, в их адрес я тоже направлял слова критики, потому что я люблю их и желаю им спасения. Кодекс Канонического Права не ставит в вину небрежность в делах, связанных с занимаемой должностью, но описание Страшного Суда, о котором повествует Евангелие от Матфея в 25 главе, показывает со всей серьезностью непростительную тяжесть грехов неисполнения своего долга.

Я еще помню очень неудачное выступление известного архиепископа от 25 ноября 1988 года в одной телепередаче, которую смотрят очень многие люди. Он казалось очень гордился тем, что никогда не назначил ни одного экзорциста. По счастью там тогда присутствовал сенатор Formigoni, принадлежащий движению Comunione e Liberazione. Он постарался осветить тему экзорцизмов с точки зрения христианства. Потом я записал себе длинный список высказываний епископов, которые – не хочу обобщать – не приносят чести Итальянскому Епископату. Эти высказывания передали мне люди, родом почти из всех регионов Италии, которым я говорил раньше, до того, как назначил им время встречи, чтобы они обратились к своим епископам с просьбой совершить над ними экзорцизм.

Такие ответы встречаются чаще всего:

«Я, как правило, не назначаю экзорцистов», «Я верю только в парапсихологию», «Вы еще верите в подобные вещи?», «Я не нашел ни одного священника, который согласился бы принять эту должность. Пожалуйста поищите где-нибудь еще», «Я не назначаю экзорцистов и не совершаю экзорцизмов, я боюсь. Если злой дух обратится против меня, что я тогда буду делать?», «Я бы хотел знать, кто вложил Вам в голову подобные глупости?». Я мог бы и дальше приводить подобные ответы. В каждом из них скрывается огромное страдание того, кто их слышит. Я не знаю, испытывает ли подобное страдание тот, кто дает такие ответы. В большинстве случаев речь шла о людях, которые рассказывали епископу, что их благословлял о. Кандидо, и именно он дал им понять, что они нуждаются в дальнейших благословениях. Ведь действительно, распознание совершил очень опытный и известный экзорцист.

Разумеется, я не хочу обобщать. Если я стал экзорцистом, то это благодаря вниманию и расторопности кардинала Полетти. Думаю, что каждый экзорцист должен выразить подобную благодарность своему епископу. Только небольшое количество экзорцистов свидетельствует о недостатке интереса к данной теме.

В других европейских странах ситуация еще хуже, чем в Италии. Я совершал экзорцизмы над людьми, которые приезжали из Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Англии, Испании. Все эти люди приезжали специально, привлеченные мировой славой о. Кандидо, а потом были готовы обратиться к его ученику. Все эти люди утверждали, что не нашли экзорциста в родной стране. Один швейцарец сказал мне, что он звонил всем католическим епископам, и от всех получил отказ. Не хочу сказать, что во всех этих странах нет экзорцистов, но до них безусловно трудно добраться. Ехать в Рим, чтобы над тобой совершили экзорцизм – мало приятного.

Подчеркиваю, что за границей ситуация еще хуже, чем в Италии. Привожу характерный пример. Мои собратья в монашестве из США хотели перевести и издать книгу Бадьдуччи Il diavolo (Дьявол). Чтобы получить Имприматур (церковное разрешение на издание книги), они были вынуждены по приказу епархиального цензора исключить из книги примеры, которые описывали одержимость злым духом. Здесь мы видим алогичность такого приказа: кроме описания задокументированных исторических фактов, там шла речь о практическом применении перечисленных правил. Везде повторяется одно и то же заблуждение: не отрицать полностью существование злого духа, чтобы не прослыть еретиком, но сомневаться в его присутствии в каждом отдельном случае.

Совсем по-другому к этим проблемам относятся в некоторых протестантских конфессиях. В Риме тоже есть такие конфессии, которые со всей серьезностью подходят к подобным вопросам, исследуют отдельные случаи, и когда, благодаря проведенному распознанию, подтверждается присутствие злого духа, успешно совершают экзорцизм, в чем я мог лично убедиться. Вне всякого сомнения, все те, кто верит во Христа, а не только католики, имеют власть изгнания злых духов во имя Его. Мы должны не ревновать по этому поводу, а заглянуть в Евангелие. Когда Иоанн говорит Иисусу: «Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами, и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Марк 9,38-40), Иисус укоряет его и других Апостолов.

Также члены Обновления во Святом Духе открыли значение молитвы об освобождении. Это молитва, которой следует молиться, придерживаясь некоторых предписаний, но она очень эффективна. Именно для того, чтобы перечислить правила, чтения такого рода молитв, кардинал Суененс написал книгу Rinnovamento e Potenza delle tenebre (Обновление и сила тьмы), Cinisello Balsamo 1982, вступление написал кардинал Ратцингер. Кардинал Суененс пишет там так: «В начале очень многие католики, входящие в движение Обновления в Святом Духе столкнулись на практике с молитвами об освобождении у христиан из других традиций, принадлежавших в основном к общинам Free Churches или к Пятидесятникам. Также книги, которые они прочитали или еще читают, издаются в большинстве случаев в этих общинах. Среди этих книг очень много работ, касающихся дьявола, его почитателей, стратегии сатаны, способов его действий и так далее. В Католической Церкви этими вопросами по большей части пренебрегают, и наше специфическое душепастырство не выработало принципов действий, применимых к нашему времени» (стр. 79-80).

Это упущение, на котором я задержусь в следующей главе. Будет правильным – учиться у тех, кто лучше исполняет Евангелие. В этой области, также, как и в углубленном изучении и распространении Священного Писания, мы, католики, остались далеко позади, в сравнение с некоторыми протестантскими конфессиями. Я все время буду повторять: рационализм и натурализм заразили часть теологов и оказали большое влияние на епископов и священников. Расплачивается за это народ Божий. В Италии среди епископов я знаю только одного экзорциста – епископа Милинго, который сам родом из Африки, и с которым всячески борются. Я знаю, по крайней мере, о двух экзорцизмах, совершенных папой. Других случаев я не знаю. Если узнаю о них, то обрадуюсь.

В завершении скажу, что одной целью, среди прочих, какие я себе поставил, когда писал эту книгу является то, чтобы в Католической Церкви все больше возвращались к душепастырству экзорцизмов. Это ясное и четкое веление Господа Иисуса и непростительно пренебрежение, которого не замечают. И это будет темой следующей главы.

Дополнения


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!