Следует ли бояться злого духа?



Отвечает св. Тереза имени Иисуса.

Против необоснованных страхов перед злым духом привожу здесь отрывок из Жизни (гл. 25, 19-22), написанной св. Терезой Авильской. Это слова ободрения, но с условием, что мы сами не откроем двери злому духу….

Если Господь столь могущественен, как я знаю, и вижу, что это действительно так, если злые духи – Его невольники, а вера не позволяет мне сомневаться в этом, то что плохого могут они сделать мне, если я служанка Царя и Господа? Почему у меня могло бы не хватить смелости для борьбы даже со всем адом? Я брала в руку крест и действительно Бог давал мне отвагу. В какую-то минуту я чувствовала себя настолько преображенной, что не боялась бы вызвать их всех на борьбу: Выходите сейчас же все, чтобы я, раба Господня, посмотрела, что вы сможете сделать!

В действительности это они боялись меня, в то время, как я была совершенно спокойна. С того времени бесследно исчезли страхи перед ними, я совсем не боялась вида злых духов, а в большинстве случаев, как я напишу еще позже, это они дрожали передо мной. Всемогущий Бог всего мирозданья дал мне над ними такую власть, что теперь они для меня, как жужжащие мухи. Они настолько трусливы, что стоит им почувствовать, как их считают ничтожеством, они теряют всякую смелость. Эти враги нападают только на тех, кто бежит от борьбы и легко поддается, или, если Бог позволит, когда их искушения и мучения, ими насылаемые, бывают весьма полезны тем, кто Ему служит.

Дал бы Господь по Своей Божественной благости, чтобы мы умели бояться только того, чего мы действительно должны бояться, чтобы мы понимали ту непреложную истину, что один обыкновенный грех может принести нам больше вреда, нежели все адские силы вместе взятые.

Знаете ли, когда бесы насылают на нас страх? Когда мы сами себе даем повод бояться, привязываясь к почестям, к наслаждениям, к богатству мира сего. Тогда, возлюбив то, что должно было бы вызывать у нас отвращение, и страстно этого желая, мы сами даем им в руки оружие, которым должны были бы защищаться от них, и доводим их до того, что они побеждают нас и причиняют нам огромный вред. Жалость вызывают подобные мысли, а ведь достаточно было бы ухватиться за крест и возненавидеть мирские блага ради любви к Богу, и тогда злой дух будет бежать быстрее, чем мы бежим от заразы. Злой дух любит ложь, он и сам лжец и никогда не заключит союза с тем, кто поступает по истине. Но если он видит, что у кого-то затемнен разум, того он ловко доводит его до полной слепоты; а когда заметит, что кто-то настолько слеп, что свое счастье видит в благах мира сего, столь ничтожных и бренных, как детские игрушки, с таким он и поступает, как с ребенком, смело бросаясь на него, не один раз, а многократно.

Не дай Боже, чтобы я оказалась среди этих несчастных, но, чтобы благодаря ниспосланной благодати, могла распознавать, где истинный покой, чтить то, что воистину достойно почитания, и утешаться тем, что несет истинное утешение, и никогда не идти за фальшью и иллюзией. Тогда я смогу насмехаться над всеми дьяволами, и тогда не я буду их бояться, а они меня. Я не понимаю страха тех, кто кричит: «дьявол! дьявол!», ведь они должны взывать: «Бог! Бог!», и напугать этим весь ад. Разве мы не знаем, что злой дух не сможет даже пошевелиться, есть Бог ему этого не позволит? Зачем же все эти бесполезные страхи? Что касается меня, то я больше боюсь тех, кто боится дьявола, чем самого дьявола. Сам дьявол ничего мне сделать не сможет, а те, кто его боится, особенно, если это исповедники, могут сильно обеспокоить душу. Это из-за них я переживала столько лет большие мучения, и сейчас даже удивляюсь, что смогла все перенести. Да будет благословен Господь, за то, что послал мне столь могущественную помощь.

С чего начать?

 

Однажды мне позвонил один епископ и попросил меня, чтобы я совершил экзорцизм над человеком, которого он пришлет. Я сразу ответил, чтобы он сам назначил какого-нибудь экзорциста. В ответ услышал, что ему не удалось найти священника, который занялся бы этим делом. К сожалению, подобного рода трудности очень распространены.

Я много раз писал о том, что злого духа больше раздражает исповедь в конфессионале, то есть когда у него отнимают души, чем обряд экзорцизма, когда у него отнимают власть над телом. Но еще больший гнев охватывает его, когда проповедуют, потому что вера рождается от слова Божьего. Поэтому священник, у которого хватает смелости проповедовать и исповедовать, не должен чувствовать никакого страха перед совершением экзорцизма.

Леон Блой написал сильные слова о священниках, которые отказываются совершать экзорцизм. Цитирую их из книги Balducci, Il diavolo (Дьявол), Casale Monferrato, стр. 233: Священники почти никогда не пользуются своей властью экзорцистов, потому что им не хватает веры, в сущности, они боятся выступить против дьявола. Также правдой является то, что многие из них боятся мести с его стороны, и забывают о том, что дьявол может сделать нам ровно столько зла, сколько Бог ему позволит – не может быть с ним никакого договора о моратории на оружие! Дальше автор пишет: Если священники до такой степени потеряли веру, что уже не верят в свою власть экзорцистов и уже не пользуются ею, это страшное несчастье означает ужасную утрату, в результате которой оставлены на произвол худших врагов психически больные, оглашающие больницы своими криками. Сильные слова, но они правдивы. Это попросту предательство по отношению к учению Христа.

Возвращаюсь к упомянутому выше телефонному разговору с епископом. Я сказал ему честно, что если он не нашел подходящих священников, то должен сам, лично совершить экзорцизм. Он искренне признался мне: «Я? Я даже не знаю с чего начинать». Я привел ему слова, которые говорил мне о. Кандидо, когда я начинал свое служение экзорциста: «Пожалуйста начните с прочтения наставлений, написанных в Ритуале и произнесите над человеком, просящем об экзорцизме, предписанные молитвы».

Это исходный пункт. Ритуал экзорцизмов начинается с 21 правила, который экзорцист должен выполнять. Несмотря на то, что они были сформулированы в 1614 году, они и все еще актуальны и исполнены мудростью. Сначала написаны предостережения для экзорциста, чтобы он не сразу верил, что в человеке, который обратился к нему, присутствует злой дух. Далее в Ритуале представлен перечень практических правил, касающихся, как распознания, если речь идет о случаях настоящей одержимости, так и действий, которые экзорцист должен предпринять.

Смущение епископа («я даже не знаю с чего начать») обосновано. Нельзя совершать служение экзорцизма без подготовки. Дать такое задание священнику, это все равно, что дать кому-нибудь учебник по хирургии, а потом требовать от него, чтобы он делал операции. Многим важным вещам можно научиться только на практике. Поэтому я подумал, что полезно будет издать в печатном виде описание моей практики, которую я проходил под руководством опытного о. Кандидо. Я отдаю себе отчет в том, что моя идея не достигнет поставленной цели, потому что книга не передаст всю глубину переживаний. Но я описываю те вещи, которых нет ни в одной другой книге.

В действительности исходный пункт заключается в другом. Когда какой-нибудь человек приходит, или его приводят домашние или друзья, чтобы совершить над ним обряд экзорцизма, сначала надо выслушать их, чтобы убедиться, есть ли повод, есть ли основание для молитвы экзорцизма. Если такого повода нет, то благодаря их рассказам, можно по крайней мере, сделать распознание. Поэтому все начинается с исследования симптомов, о которых говорит данный человек или его домашние, а также возможных причин.

Сначала всегда надо обращать внимание на физические боли. В организме есть два места, куда чаще всего ударяет злой дух. Это голова и желудок. Кроме острой головной боли, которая не проходит ни от каких обезболивающих лекарств, у молодых людей может наступить внезапное отставание в учебе: способные ребята, которые никогда не имели трудностей в школе, внезапно становятся неспособными учиться и полностью теряют память. Ритуал перечисляет такие подозрительные симптомы, как правильное говорение на незнакомых языках, или их понимание, знание сокрытого или того, что находится далеко, сверхчеловеческой физической силы. Я уже говорил, что с проявлениями такого рода я встречался только во время благословений (я всегда так называю экзорцизмы), и больше никогда. У таких людей часто бывают странные или несдержанные рефлексы. Типичным проявлением является отвращение ко всему, что свято: одержимые люди внезапно перестают молиться, при том, что раньше делали это; они уже не ходят в храм, выказывают раздражение; часто богохульствуют, оскорбляют святые предметы и иконы. Почти всегда с этим связано асоциальное поведение и гнев на домашних или окружение, в котором человек находится.

Не нужно уточнять, что когда человек приходит к экзорцисту, то прежде он уже проходит все медицинские обследования и все возможное лечение. Исключения крайне редки. Поэтому для экзорциста не составляет трудности изучить мнения врачей, узнать, как проходило лечение и каковы результаты.

Другим местом, наиболее подверженным поражениям, является желудок. Там также могут появляться острые боли, которые не поддаются лечению. Характерным для болезней, причиняемых дьяволом, обычно является перемещение боли на весь желудок, кишечник, почки, яичники. Врачи не понимают причин этого явления и не достигают позитивных результатов, применяя лекарства. Я говорил, что одним из критериев распознания одержимости злым духом является неэффективность лекарств, и напротив, эффективность благословений, то есть экзорцизмов. Я совершал молитвы экзорцизма над Марком, у которого была сильная одержимость. Он долго лежал в психиатрической больнице и был измучен лечением, особенно импульсами электрошока, хотя это не приносило ему никакого облегчения. Во время лечения бессонницы, ему давали снотворные, которые могли бы усыпить слона, он же совершенно не мог спать. Бродил по коридорам клиники с вытаращенными глазами, похожий на идиота. Наконец обратился к экзорцисту и был исцелен.

Чрезмерная сила также может быть проявлением одержимости злым духом. Такого безумца можно держать в психиатрической больнице только в смирительной рубашке. Одержимого ничем невозможно удержать; он сможет разорвать даже железные цепи, как об этом говорит Евангелие в повествовании об одержимом из Гадаринской страны. О. Кандидо рассказывал мне о хрупкой, слабой с виду девочке, которую во время совершения экзорцизма должны были держать четверо мужчин. Она рвала все, даже широкие кожаные ремни, которыми пробовали ее связать. Однажды ее привязали толстыми шнурами к железной кровати; какие-то металлические части она сломала, остальные погнула.

Часто человек, которого коснулся злой дух (или другие люди, если одержимостью охвачена вся семья) слышит странные звуки, шаги в коридоре, хлопанье дверей, видит, как исчезают и снова появляются предметы в разных местах, слышит удары по стенам и по мебели. Я всегда спрашиваю, чтобы понять причину таких явлений, как давно начались такие беспорядки, связаны ли они с каким-нибудь конкретным событием; принимал ли человек участие в спиритических сеансах, обращался ли к гадалкам или колдунам. В случае утвердительного ответа, я спрашиваю еще, при каких обстоятельствах до этого дошло и как все происходило.

Иногда в подушках или матрасах людей, мучимых дьяволом, находили странные предметы, такие как: цветные нитки, пряди волос, косички, кусочки дерева или железа, кружочки, крепко связанные ленточки, куколки, фигурки зверей, комочки запекшейся крови, камешки. Все эти предметы указывают на совершенное колдовство.

Если во время рассказа подтверждается действие злого духа, тогда следует совершить экзорцизм.

Сейчас я приведу несколько примеров из моей практики экзорциста.

Однажды ко мне пришла Марта вместе со своим мужем, чтобы получить от меня пару благословений. Она приехала издалека, и это стоило ей большого труда. Задав ей несколько вопросов, я уже был убежден, что могу приступать к экзорцизму, хотя над ней молились и другие экзорцисты, но безрезультатно. В самом начале она упала на землю, и, казалось, потеряла сознание. Когда я продолжал читать вступительные молитвы, она все время повторяла: «Жажду настоящего экзорцизма, а не этих вещей!». В начале первого экзорцизма, который начинается словами Exorcizo te, она успокоилась, и была как будто довольна; эти слова наверно врезались ей в память еще с предыдущих экзорцизмов. Потом она стала жаловаться, что у нее из-за меня болят глаза. Такое поведение не характерно для одержимых людей. Она приходила ко мне еще несколько раз, и я не знал приносит ли мой экзорцизм какой-нибудь положительный результат или нет. Для полной уверенности, прежде чем попрощаться с ней, я привел ее к о. Кандидо, который, возложив ей руку на голову, сразу сказал, что здесь нет ничего общего со злым духом. Это случай для психиатров, а не для экзорцистов.

Перлуиджи, 14-летний мальчик, был хорошо сложен для своего возраста, и находился в прекрасной физической форме, но не мог учиться и был настоящим бедствием для учителей и своих коллег, потому что ни с кем не мог найти общий язык. Он не был агрессивным. Одной из странностей в его поведении было то, что, когда он садился на землю скрестив ноги (говорил, что «изображает индуса»), никакая сила не могла его поднять, словно он был отлит из свинца. После многочисленных и безрезультатных медицинских процедур, его привели к о. Кандидо, который распознав у него настоящую одержимость, начал совершать молитвы экзорцизма. Другой чертой мальчика являлось то, что, хотя сам он не ругался, те, кто с ним был становились раздражительными, кричали, не могли взять себя в руки. Однажды он сел, скрестив ноги, на лестничной площадке у входа в свою квартиру, а жил он на втором этаже. Другие жильцы ходили туда-сюда по лестнице, трясли его, уговаривали уйти, но он не шевелился. В какой-то момент все жильцы этого дома вышли одновременно на лестницу на разных этажах, и начали кричать и визжать на Перлуиджи, как одержимые. Кто-то вызвал полицию. Родители мальчика попросили приехать о. Кандидо. Он приехал, стал добродушно разговаривать с мальчиком, убеждая его идти к себе домой. Но трое молодых, здоровых полицейских сказали о. Кандидо: «Отойдите, Ваше Преподобие, это наше дело!». Они попробовали поднять Перлуиджи, но не сдвинули его ни на миллиметр. Вспотев, изумленные полицейские не знали, что делать дальше. Тогда о. Кандидо сказал им: «Прикажите всем разойтись по своим квартирам». Мгновенно наступила полная тишина. Его послушались. Наконец он сказал мальчику: «Ты был отважным, не сказав ни одного слова, всех задержал. Теперь пошли со мной в квартиру». Взял его за руку, и тот, очень довольный, встал и пошел с ним домой, где ждали родители. Благодаря экзорцизмам состояние Перлуиджи стало явно улучшаться, но это еще не было полным освобождением от злого духа.

Один из самых тяжелых случаев, с которыми я встречался, был связан с человеком, которого в течение многих лет благословлял о. Кандидо. Я также посещал его, чтобы благословить в его доме, из которого он уже не мог выйти. Я совершал над ним экзорцизм; он ничего не говорил, я вообще не замечал у него никакой реакции. Только когда уходил от него, он буйствовал. Так было всегда. Это был очень старый человек, и полное исцеление от немого злого духа он получил только незадолго до смерти.

Одна мать была подавлена, видя странное поведение своего сына, который временами впадал в бешенство, кричал, как безумный, проклинал, а когда снова приходил в себя, не помнил ничего из того, что говорил и делал. Он совсем не молился и никогда не соглашался, чтобы священник благословил его. Однажды, когда он находился на работе, а ушел он, как обычно, одетый в свой комбинезон, мать благословила его домашнюю одежду, прочитав над ней соответствующую молитву из Ритуала. После работы сын снял грязный комбинезон и переоделся, ничего не подозревая. Не прошло и двух секунд, как он стал срывать ее с себя со злостью, почти раздирая, и снова оделся в рабочий комбинезон, ничего не говоря. Потом он ни за что не хотел одевать на себя этой благословленной одежды, всегда отличая ее от другой, которая висела в его небольшом шкафу. Это был ясный знак, что над молодым человеком необходимо совершить экзорцизм.

Двое молодых братьев просили меня благословить их, так как они были обеспокоены физическими недомоганиями и странным шумом в доме, который мешал им спать в определенные ночные часы. Когда я благословлял их, то заметил легкие неприятные симптомы, и дал им соответствующие советы, чтобы они приступали к таинствам, горячо молились, пользовались освященными во время экзорцизма водой, маслом и солью, и велел им прийти еще раз. В результате проведенной беседы выяснилось, что неприятности начались, когда их родители привезли домой дедушку, который жил один. Этот человек постоянно богохульствовал, сквернословил и проклинал все и всех. Блаженной памяти о. Томаселли утверждал, что иногда достаточно, чтобы в доме поселился кто-то один проклинающий, чтобы довести семью до полной разрухи, через видимое действие злого духа. Этот случай – явное тому подтверждение.

Этот же самый злой дух может находиться сразу в нескольких людях. Девочке, Пине, злой дух обещал, что выйдет из нее следующей ночью. О. Кандидо, зная, что в таких случаях злой дух почти всегда лжет, попросил помощи других экзорцистов; он также хотел, чтобы присутствовал врач. Чтобы удержать бесноватую, ее положили на стол, а она металась, и время от времени падала на землю. В последнюю минуту перед падением, немного успокаивалась, словно ее поддерживала чья-то невидимая рука, поэтому не причиняла себе никакого вреда. После напрасных усилий, продолжавшихся аж до полуночи, экзорцисты решили прервать молитвы экзорцизма. На следующее утро о. Кандидо совершал экзорцизм над шести-семилетним ребенком. Злой дух устами этого ребенка начал издеваться над отцом: «Этой ночью вы чересчур расстарались, но все бес толку. Это наша заслуга. Я тоже там был!».

Когда о. Кандидо совершал экзорцизм над одной девочкой, спросил злого духа, как его имя. «Забулон» – ответил тот. После завершения экзорцизма велел девочке идти молиться перед дарохранительницей. Пришла очередь совершать экзорцизм над другой девочкой, также одержимой злым духом, которого о. Кандидо также спросил, как его зовут. «Забулон» – прозвучал ответ. О. Кандидо продолжал: «Ты и есть тот самый дух, который находился в той девочке? Отвечай мне. Повелеваю тебе именем Божьим вернуться в ту, которая пришла первой!». Девочка отчаянно застонала, а потом вдруг утихла и стала совершенно спокойной. В то же время присутствующие при этом люди услышали, как другая девочка, которая молилась у алтаря, начала также стонать. Тогда о. Кандидо приказал: «Возвращайся сюда!». Сидящая рядом девочка сразу же стала опять стонать, а та, другая, продолжала молиться. В таких случаях без сомнения имеет место одержимость.

Явный признак одержимости – это также глубокие мысли, особенно, когда их высказывают дети. Одному одиннадцатилетнему мальчику о. Кандидо задал трудный вопрос, чтобы выяснить, если ли в нем злой дух или нет. Он спросил: «На земле живут великие ученые, и познания их глубоки, но они сомневаются в том, что существует Бог и в том, что существуете вы. Что ты об этом думаешь?». Мальчик ответил: «Какие там глубокие познания! Они величайшие глупцы!». Отец Кандидо, думая о демонах, добавил: «Есть такие, кто не признает Бога сознательно, по своей воле. Как ты думаешь, кто они?». Одержимый мальчик с яростью вскочил на ноги: «Осторожнее! Помни, что мы хотели избавиться от Него. Мы сказали Ему «нет» раз и навсегда». Экзорцист продолжал настаивать: «Объясни мне это и скажи, что значит полностью избавиться от Бога, ведь порвав с Ним и сам станешь ничем. Это то же самое, если бы в цифре десять ноль хотел бы оторваться от единицы. Чем бы он стал? Чего бы достиг? Повелеваю тебе именем Божьим скажи мне, что доброго ты сделал? Ну, говори!». Мальчик испуганно и озлобленно извивался, испуская пену, плакал страшно, так как не может плакать одиннадцатилетний малыш и кричал: «Не осуждай меня так! Не осуждай меня так!».

Многие спрашивают, можно ли быть уверенным, что говоришь со злым духом. В том случае сомнений не было. А вот другой случай. Однажды о. Кандидо совершал экзорцизм над девушкой 17 лет, которая родилась в деревне, говорила на диалекте, плохо знала итальянский. При этом присутствовали два других священника, которые выявив присутствие дьявола, не переставали задавать вопросы. О. Кандидо, читая молитвы на латыни, сказал также и по-гречески: «Замолчи, оставь ее!». Девушка сразу же обратилась к нему: «Почему ты велишь мне молчать? Скажи лучше тем двоим, чтобы продолжали задавать вопросы!».

О. Кандидо много раз задавал вопросы злому духу, находящемуся в людях разных возрастов; однако я хотел бы привести здесь то, что говорят дети, потому что в таких случаях ясно видно – это не дети отвечают в силу своего возраста, это четкое подтверждение присутствия злого духа.

Однажды я спросил тринадцатилетнюю девочку: «Как выглядят отношения двух врагов, которые в течении жизни смертельно друг друга ненавидели? Оба попали в ад и должны вместе находиться там целую вечность?». Вот ее ответ: «Какой же ты глупый! Там каждый замкнут в себе и мучается собственными угрызениями совести. Там никто ни с кем не поддерживает связей; каждый совершенно одинок, и может с отчаянием оплакивать то зло, которое совершил. Это похоже на кладбище».

 

Первые «благословения»

 

Я всегда называю экзорцизмы благословениями, а верные признаки, подтверждающие присутствие злого духа – тревожными симптомами. Очень важно то, что молитвы читаются на латыни. Не следует пользоваться словами, вызывающими беспокойство, которые могли бы вызвать к кого-нибудь неверные ассоциации. Некоторые люди страдают манией – они убеждены в том, что одержимы злым духом, а в действительности не имеют с ним ничего общего. Совершать над ними экзорцизм – только подтверждать их мысли, что они и правда одержимы. Когда я не знаю хорошо людей, я особенно подчеркиваю, что только благословляю их, хотя сам совершаю экзорцизм. Часто я просто читаю над ними благословение из Ритуала больных.

Экзорцизмы относятся к сакраменталиям. В полном объеме они содержат обширные вступительные молитвы, после которых следуют три подлинных и настоящих экзорцизма: они различны, взаимно дополняют друг друга, и логически доводят человека до избавления от злого духа. Не имеет значения, что они были написаны в 1614 году, важно то, они являются непосредственным плодом многолетнего опыта. Их составители прежде всего обращали внимание на то, какие результаты приносит каждое предложение людям, одержимым злым духом. Можно в них найти и некоторые пробелы, которые о. Кандидо восполнил при моем участии. Например, не было там воззвания к имени Пресвятой Девы Марии. Мы вписали Ее имя в каждый из трех экзорцизмов, пользуясь словами, написанными в экзорцизме папы Леона XIII. Такой недостаток можно объяснить тем, что самые ранние экзорцизмы были написаны по большей части в IX-X веках.

Как я уже писал, экзорцизм может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Во время первого экзорцизма, несмотря на то, что уже вначале видны тревожные симптомы, лучше не продолжать встречу: достаточно прочитать какую-нибудь вступительную молитву и один из трех экзорцизмов. Обычно я читаю первый, который дает возможность совершить помазание маслом. В Ритуале об этом ничего не говорится, также, как о многих других действиях, о которых я расскажу позже. Однако, приобретенный опыт учит нас (побуждая совершать помазание, также, как мы совершаем его во время обряда святого крещения), что большую пользу приносит использование масла катехуменов вместе со словами: Sit nominis tui signo famulus tuus munitus (Пусть Твой слуга будет укреплен знаком Твоего имени). Злой дух старается, чтобы его не распознали и не изгнали. Может случиться так, что во время первого экзорцизма он совсем не проявит себя, но проявит позже, принужденный к этому силой действия очередных экзорцизмов. Существуют разные способы выявить дьявола, к ним относится и помазание. В Ритуале ничего не сказано, как должен стоять экзорцист во время своей работы. Он может стоять или сидеть, находиться справа или слева, или позади одержимого человека. Ритуал указывает только, чтобы после слов Ecce crucem Domini (Вот крест Господень) священник держал стулу на шее человека, над которым совершается экзорцизм, а правую руку на его голове. Могу утверждать, что злой дух явно действует на пять органов чувств («с них начинаю» – сказал он мне однажды), а прежде всего на зрение. Поэтому мы легко касаемся двумя пальцами глаз и поднимаем веки в определенных моментах чтения молитв. В случае присутствия злого духа глаза становятся совсем белые, немного можно в них рассмотреть, иногда нужно воспользоваться двумя руками, чтобы увидеть, где зрачки, вверху или внизу.

Положение зрачков говорит о том, какого рода злые духи и каковы проблемы. Во время многочисленных бесед и расспросов злые духи всегда делятся на два вида, о чем сказано в 9 главе Откровения: если зрачки расположены вверху, речь идет о скорпионах; если внизу – о змеях. Вождем скорпионов является Люцифер (название не упоминается в Библии, но о нем говорится в Традиции), вождем змей – Сатана, который приказывает и Люциферу и всем другим злым духам. Хочу подчеркнуть, что слово дьявол в Священном Писании не является общим определением злого духа, но всегда обозначает Сатану, другое имя которого – Вельзевул. По мнению некоторых теологов Люцифер также является синонимом Сатаны. Не буду задерживаться над этим вопросом, потому что, исходя из моего опыта, думаю, что речь идет о двух видах злых духов.

Злые духи не хотят разговаривать, и чаще всего приходится принуждать их к этому. Говорят они только в самых серьезных случаях, а именно, в случаях настоящей одержимости. Тогда становятся чересчур болтливыми. Это их уловка, чтобы помешать экзорцисту как следует сосредоточиться, и чтобы не отвечать на вопросы, на которые экзорцист действительно должен услышать ответ. Во время допроса очень важно придерживаться правил, написанных в Ритуале: не следует задавать ненужных вопросов из любопытства, спрашивать надо только имя, есть ли другие злые духи и в каком количестве, а также каким образом злой дух вошел в данное тело и когда из него выйдет. Если присутствие злого духа является следствием колдовства, следует спросить, каким образом совершалось данное колдовство. Если человек съел или выпил что-нибудь заколдованного, его должно вытошнить. Если был спрятан какой-нибудь предмет, то есть сделан подклад, надо выяснить, где он находится, чтобы можно было найти его и сжечь.

Во время совершения экзорцизмов, если злой дух находится в человеке, то порой он проявляет себя очень слабо, а в некоторых случаях наоборот, бурно и неожиданно. Экзорцист постепенно все больше распознает с чем столкнулся – с одержимостью, манией или с дьявольским мучением; с небольшим злом или сильно укоренившимся. Трудно найти работы, описывающие и хорошо объясняющие данный вопрос. Следует помнить, что время совершения экзорцизмов – это момент, когда злой дух более всего вынужден проявить себя, потому что его принуждает к этому действенная сила экзорцизма. В других случаях он тоже может встряхнуть человека, но, как правило, не настолько сильно. Если во время экзорцизма человек находится в полном трансе, и что-то говорит, то это злой дух говорит его устами; если человек мечется, то это злой дух пользуется членами его тела. Если после завершения экзорцизма человек не помнит, что с ним было, тогда мы имеем дело с одержимостью злым духом. Это значит, что данный человек имеет в себе злого духа, который пользуется членами его тела. Когда же человек во время экзорцизма ведет себя так, что становятся видимы дьявольские нападки, но при этом не теряет сознания полностью, и после завершения экзорцизма, смутно помнит, что чувствовал или делал, тогда мы имеем дело с дьявольскими мучениями. Это значит, что в теле данного человека злой дух не находится постоянно, но время от времени нападает на него, что приводит к нарушениям физическим и психическим. Однако так бывает не всегда.

Не хочу задерживаться над третьим способом действия злого духа, т.е. над дьявольской манией: трудно преодолеть маниакальные мысли, которые мучают человека особенно по ночам, а в некоторых случаях постоянно. Следует подчеркнуть, что во всех этих случаях способ лечения один и тот же: молитва, таинства, пост, христианская жизнь, любовь к ближнему, экзорцизмы и другие сакраменталии.

Рассмотрим сейчас случаи нарушений общего характера, свидетельствующих о действии дьявола. Хотя они недостаточны для того, чтобы поставить правильный диагноз, однако могут помочь с определением.

Тревожные симптомы – это злые духи стараются в большей или меньшей степени навредить человеку: его здоровью, чувствам, материальному положению. Они лишают человека радости жизни и насылают на него стремление к смерти.

Вред здоровью. Злой дух имеет силу причинять физические и психические страдания. Я уже говорил о двух самых распространенных страданиях, а именно, о болях головы и желудка. Вообще эти боли продолжаются постоянно. Другие боли возникают периодически и часто их ощущают только во время экзорцизма. Речь идет о гнойном воспалении лимфоузлов, уколах и синяках. Ритуал предписывает осенять их знаком креста и кропить святой водой. Я часто видел, сколь эффективно бывает одно лишь возложение стулы и касание руки. Много раз бывало ко мне приходили женщины, удрученные тем, что им предстояла в скором времени операция по удалению кисты на яичниках: у них были боли и проведенные обследования подтверждали это. После благословений боли проходили, а вновь проведенные исследования уже не подтверждали наличие кисты. О необходимости операции речь уже не шла. О. Кандидо встречался со многими случаями серьезных болезней, которые проходили сразу после благословений. Среди них были опухоли мозга, наличие которых подтверждали врачи. Разумеется, такое может случиться только с людьми, у которых проявляются тревожные симптомы, когда можно подозревать, что причиной болезни является злой дух.

Влияние на чувства. Злой дух может быть причиной появления трудноизлечимых нервных расстройств, особенно по отношению к тем людям, которые больше всего нас любят. Таким образом разрушаются семьи, проходит дружба, расстраиваются помолвки из-за ничтожных причин, случаются скандалы с криками и визгами в таких семьях, где все действительно друг друга любят. У человека, которого коснулся злой дух, складывается впечатление, что его никто и нигде не любит, что о нем все забывают, и он должен держаться в стороне от всех. Другое проявляющееся чувство – это непонимание, недостаток любви, совершенное опустошение чувств, невозможность создать семью. Всякий раз, когда начинается дружба, которая могла бы перерасти во взаимную любовь, когда делается предложение, внезапно все рушится без малейшего повода.

Влияние на материальное положение. Невозможность найти работу, даже когда человек уверен, что для него есть место. Причины непонятны или бессмысленны. Есть также люди, которые находят работу, но потом, по глупости теряют ее. С трудом находят другую работу, а потом или не работают, или также легкомысленно бросают ее, и домашним кажется, что все это безответственно и ненормально. Я знал очень богатые семьи, которые обнищали из-за причин, которые по-человечески трудно понять. Говорили о некогда великих промышленниках, у которых внезапно и по непонятным причинам начинало все рушиться. Также известные предприниматели начинали совершать непростительные ошибки, вследствие чего запутывались в огромных долгах. Или еще хозяева сети гипермаркетов или магазинов замечали, что у них почти никто ничего не покупает. В действительности это невозможность найти работу, переход от экономического благополучия к полной нищете, или от напряженной работы к безработице. И всегда это происходит без серьезных поводов.

Влияние на радость жизни. Совершенно ясно, что физические страдания, эмоциональное одиночество, финансовое банкротство склоняют к пессимизму, который приводит к тому, что человек начинает смотреть на жизнь только с негативной стороны. Начинает закрадываться своего рода неспособность к оптимизму, или хотя бы к надежде. Жизнь окрашивается исключительно в черные цвета, без возможности избавиться от этого состояния, что становится невыносимым.

Склонение к мыслям о смерти. Это кульминационный момент, которого злой дух хочет достичь: довести человека до отчаяния и самоубийства. Хочу, однако заметить, если кто вверяет себя опеке Церкви, приняв хотя бы одно благословение, тот спасается. Прямо кажется, что повторяется ситуация, дозволенная Богом по отношению к Иову. Бог говорит дьяволу: «вот он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2,6). Я мог бы привести целую череду примеров, рассказывающих, как благодаря чудесному воздействию Бог спас некоторых людей от самоубийства.

Многие люди также подтверждают действия злого духа. Я повторяю, проявления зла такого рода могут быть следствием присутствия и работы злого духа, но могут иметь также другие причины. Одних только этих проявлений недостаточно, чтобы утверждать, что тот или иной человек одержим или мучим злым духом.

Чтобы лучше объяснить пятый пункт, где говорится о том, что дьявол насылает стремление к смерти и самоубийству, хочу привести два примера.

Один такой случай произошел с медсестрой, которая переживая острый духовный кризис, и не в силах себе помочь, пришла к совершенно нелепому выводу. Когда она должны была делать переливание крови, подумала так: «Я дам другую группу крови, больной умрет, меня арестуют, и таким образом я попаду в тюрьму». Так она и сделала, будучи полностью убеждена, что принесла другую группу крови. Потом вернулась к себе в комнату и ждала там ареста. Проходили часы, а она все ждала, но напрасно. Переливание крови прошло благополучно, и только тогда медсестра осознала всю опасность сложившейся ситуации, и стала каяться, стыдясь собственного безрассудства.

Джанкарло, молодой, красивый человек казался полным жизни и здоровья. Однако имел «подселенца», который мучил его ужасным образом. Экзорцисты не приносили ему большого облегчения. Однажды вечером он решил покончить жизнь самоубийством, как уже пробовал пару раз. Он пошел вдоль железнодорожных путей, дошел крутого поворота и лег там на один из двух путей. Положил себе кожаный рюкзак под голову, и в такой неудобной позе ждал 4-5 часов. Проезжали разные поезда в ту и другую сторону, но все по второму пути. Никто из машинистов или обходчиков не заметил лежащего. Я не смогу объяснить этот случай естественным образом.

Я спрашивал о. Кандидо, встречался ли он во время своего долгого служения экзорциста с самоубийствами тех людей, которых он благословлял? У него был только один такой случай, о котором он мне рассказал.

Одна девочка в Риме, дошедшая до тяжелого состояния полной одержимости начала приходить к о. Кандидо для совершения экзорцизма. Она уже чувствовала себя намного лучше, хотя все еще мучилась борьбой с искушением совершить самоубийство. Однажды к о. Кандидо пришла ее мать. Она думала, что у ее дочери «бзик», и постоянно ее ругала. Благодаря объяснениям о. Кандидо, она изменила свое отношение к дочери, но в действительности не совсем поверила. Однажды, когда ее дочь призналась в своих искушениях насчет самоубийства, устроила ей привычную сцену: «Ты сумасшедшая, ни на что не годишься, не можешь даже покончить с собой. Попробуй!», и сказав эти слова открыла настежь окно. Дочь бросилась вниз и погибла на месте. Это единственный случай самоубийства, известный о. Кандидо, которое совершил человек, получивший от него благословение. Однако это была явная вина матери, которая не приняла во внимание психического состояния, в котором находилась ее дочь.

Я говорил уже о продолжительности экзорцизмов и о том, что трудно предвидеть, сколько времени потребуется, чтобы человек был освобожден от злого духа. Очень важно действенное сотрудничество заинтересованной особы, но иногда, даже при таком сотрудничестве, наступает всего лишь облегчение, а не полное освобождение. Однажды о. Кандидо совершал экзорцизм над взрослым, хорошо сложенным молодым человеком, одним из тех, кто заставляет экзорциста проливать семь потов, потому что требует больших физических усилий. Иногда складывается впечатление, что идет настоящая война. Уже в самом начале молодой человек сказал отцу: «Не знаю, отец, будет ли правильно, чтобы Вы сегодня совершали надо мной экзорцизм. У меня предчувствие, что могу навредить Вам». И действительно, между ними дошло до настоящей драки, и было непонятно кто кого победит. Внезапно молодой человек упал, а на него упал о. Кандидо. Он, усмехаясь, рассказывал мне, что если бы к ним кто-нибудь вошел в ту минуту, то не понял бы, кто экзорцист, а кто одержимый. Через несколько дней о. Пио велел ему сказать: «Не трать время и силы с этим молодым человеком. Весь твой труд напрасен». Благодаря своему предчувствию, ниспосланному свыше, о. Пио знал, что в этом случае ничего не произойдет. Последующие события подтвердили его слова.

Хотел бы подчеркнуть, что одержимость злым духом не заразна ни для членов семьи, ни для того, кто присутствует при экзорцизме. Не заразно также для тех мест, где совершается экзорцизм.Часто трудно найти помещение, где можно было бы совершать эти сакраменталии. Многие люди боятся, что помещение будет «заражено». По крайней мере священники должны знать, что присутствие одержимых и совершение над ними экзорцизмов не вызывают никаких отрицательных последствий на места и на других людей. Вместо этого, мы должны бояться греха. Закоренелый грешник приносит больше вреда своей семье, друзьям, сотрудникам на работе и местам, где он находится.

Привожу несколько примеров, наиболее типичных и распространенных.

Анна Мария, шестнадцатилетняя девочка очень переживала, потому что не успевала в учебе (раньше у нее не было никаких проблем), и слышала в доме странный шум. Она пришла ко мне вместе с родителями и сестрой. Я благословил ее, потому что увидел нечто похожее на тревожный симптом. Потом благословил также ее мать, которая жаловалась на различные недомогания. Когда я возложил руку на ее голову, она пронзительно закричала, упала на пол со стула, на котором сидела. Я велел обеим дочерям выйти и продолжал совершать экзорцизм в присутствии ее мужа. Увидел, что у нее куда более тяжелый тревожный симптом, чем у ее дочери. Анне Марии было достаточно трех благословений, потому что у нее был легкий случай, который был быстро вылечен. А ее матери нужно было посвятить два месяца, благословляя ее раз в неделю. Она получила исцеление намного раньше, чем я предполагал, смотря на ее реакцию во время первого благословения.

Джованна, женщина в возрасте 30 лет, мать троих детей, была направлена ко мне своим исповедником. Жаловалась на боли головы, желудка, и на обмороки. По мнению врачей, она была образцом хорошего здоровья. Вскоре зло стало понемногу проявляться, это было присутствие трех злых духов, каждый из которых вошел в нее в следствии колдовских действий, совершенных в разные периоды ее жизни. Самое сильное колдовство совершила одна девушка, которая еще до замужества Джованны очень хотела выйти замуж за ее жениха. В семье Джованны все горячо молились, и поэтому легче было совершать экзорцизмы. Два злых духа вышли из нее очень быстро, третий был менее уступчивым. Нужно было почти три года благословлять ее раз в неделю.

Договорившись со мной заранее, ко мне пришла Марселла, девушка в возрасте 19 лет с белыми волосами и вызывающим внешним видом. Страдала острыми болями в желудке, и странными чертами поведения, с которыми она не могла справиться ни дома ни на работе: на вопросы отвечала зло и обидно, и никак не могла сдержаться. Врачи говорили, что она здорова. Когда, вначале благословения, я прикоснулся к ее векам, она открыла глаза, которые были совершенно белыми, зрачки едва можно было заметить внизу, и стала издевательски смеяться. Едва я подумал, что имею дело с дьяволом, услышал слова: «Я сатана», после чего опять услышал смех. Понемногу Марселла стала горячо молиться, постоянно принимать Св. Причастие, ежедневно молиться на розарии и каждую неделю исповедоваться (исповедь очень эффективна для экзорцизма!). Постепенно она стала поправляться. Небольшое ухудшение наступало, когда она забывала молиться. Полное исцеление получила только через два года.

Джузеппе, 28 лет, пришел ко мне вместе с матерью и сестрой. Я сразу заметил, что он пришел только для того, чтобы сделать приятное своим близким. От него страшно пахло сигаретным дымом, он употреблял и распространял наркотики, богохульствовал. Я уже не говорю о молитве или таинствах. Я старался уговорить его, чтобы он охотно принял мое благословение. Оно было очень коротким. Злой дух сразу очень бурно проявился, и я сразу прервал молитву. Когда я сказал Джузеппе, что в нем злой дух, он ответил мне: «Знаю, и очень этому рад; со злым духом я хорошо себя чувствую». Больше я его никогда не видел.

Сестра монахиня Анжела еще молодая, но, когда пришла ко мне, находилась в ужасном состоянии: почти не могла говорить, и тем более молиться. Страдала всем телом, не было такого места, которое бы не болело. У нее в голове постоянно звучали богохульства, она часто слышала странный шум, который слышали также ее сестры. Причиной всех этих несчастий и тревог было насланное на нее проклятие. Сестра Анжела приносила свои страдания в жертву за свою общину. После многократных благословений, благодаря которым она чувствовала себя лучше, ее перевели в другой город. Надеюсь, она встретила другого экзорциста, который продолжил дальше труд изгнания из нее злого духа.

Из всех страшных случаев, произошедших в результате колдовства, насланного на всю семью, опишу здесь только один. Отец семейства, который весьма успешно занимался торговлей, внезапно заметил, что у него без каких-либо поводов больше нет заказов. Объяснить это было невозможно. Он владел сетью больших магазинов, но покупатели там появлялись. Однажды, когда ему удалось продать крупную партию товаров, фура, которая должна была забрать этот товар, много раз ломалась по дороге, и так и не доехала до места назначения, вследствие чего договор стал неактуальным. В другой раз, когда ему с большим трудом удалось продать часть товара, приехала фура, но никто не смог открыть двери магазина, и перевозка была отменена. В то же время одну из его дочерей бросил муж, другую, за день до свадьбы бросил жених, без всякого повода, когда дом уже подготовили к свадебному торжеству. Ко всему этому прибавились проблемы со здоровьем и странный шум в доме, как и бывает почти всегда в подобных случаях. Казалось, не понятно с чего начать. Здесь также, кроме обычных рекомендаций, таких, как молитва, принятие таинств, ревностная христианская жизнь, я начал благословлять всех членов семьи. Потом совершил экзорцизм дома и места работы отца, и отслужил у них Св. Мессу. Результаты стали видны только через год, ситуация все время улучшалась, хотя и медленно. Это тяжелое испытание веры и постоянства!

Антониа, девушка 21 года, пришла ко мне вместе с отцом. Вела себя, как ясновидящая, слышала странные голоса, не могла ни спать, ни работать, а у отца болел желудок, и ни врачи, ни лекарства не могли притупить болей. Когда я благословил дочь, заметил у нее легкие тревожные симптомы, и сказал ей, что можно от них избавиться, совершив над ней несколько благословений, если только не будет каких-нибудь неожиданностей. Когда благословлял ее отца, он впал в полный транс, хотя ничего не говорил и не проявлял никакого беспокойства. Когда он пришел в себя, я заметил, что он ничего не помнит. Тогда я сказал дочери, чтобы не говорила отцу о том, что произошло. Дома дочь не удержалась и рассказала ему обо всем. Он был поражен, и пошел к колдуну. Человек, который направил их ко мне говорил, что они все еще плохо себя чувствуют, но ко мне они больше не пришли.

Некоторые люди недовольные тем, что исцеление происходит так медленно, обращались к колдунам, что приводило к еще более худшим результатам. Бог создал нас свободными, поэтому мы можем и самих себя довести до полного разрушения.

В завершении этой главы хочу подчеркнуть одну деталь: у каждого экзорциста свой личный опыт. Иногда он неповторим, то есть нельзя сопоставить и сравнить его с опытом других экзорцистов. Поэтому меня не удивляет, что я озадачил некоторых экзорцистов, особенно своим описанием в первой части этой главы: о положении глаз, о болях головы и желудка. Можно было бы привести примеры еще некоторых явлений, свидетелем которых я постоянно являюсь. Это явления, на которые всегда обращал внимание о. Кандидо, и на которые обращают внимание его ученики. Они правдивы, хотя другие экзорцисты не могут их подтвердить, так как они с ними не встречались.

Думаю, что следует смотреть с большим уважением на разные методы и разные переживания. Они не искажают правды о каком-нибудь явлении, типе реакции человека или эффективности метода, даже если речь идет об особенности, характерной только для данного экзорциста.

 

Поведение злого духа

 

В общих чертах можно сказать, что злой дух делает все, чтобы его не распознали, он очень сдержан в словах и использует любой метод, чтобы разочаровать экзорциста и того, над кем совершается экзорцизм. Чтобы лучше объяснить, я выделяю в поведении злого духа четыре фазы: до его обнаружения, во время совершения экзорцизмов, перед самым выходом, после освобождения человека. Хочу также подчеркнуть, что никогда не бывает двух одинаковых случаев. Поведение злого духа очень разнообразно и его невозможно предугадать. То, о чем я говорю, относится только к общим чертам этого поведения, которые чаще всего встречаются.

1. Поведение злого духа до его обнаружения. Злой дух вызывает физические и психические расстройства. Человек, мучимый злым духом, ходит ко врачам, но никто не понимает настоящей причины болезни. Иногда врачи долго лечат эти болезни, применяя разные средства, которые никогда не приносят результата. Поэтому пациент часто меняет врачей обвиняя их в том, что они не могут поставить ему диагноз. Намного труднее лечить психические заболевания (часто такое происходит и в случае с физическими болезнями). Такого человека близкие считают «ненормальным». Для больных такого рода одним из самых тяжелых страданий является то, что их никто не понимает, и им никто не верит. Такие люди почти всегда, после напрасного поиска помощи у официальной медицины, ищут разных целителей, хиромантов, колдунов, заклинателей, знахарей, и таким образом усиливают свою болезнь.

Обычно тот, кто приходит к экзорцисту, уже успевает посетить пару врачей и колдунов. Слабая вера людей, которых коснулся злой дух, или по крайней мере то, что они пренебрегают своими религиозными обязанностями, а также недостаток опеки со стороны Церкви позволяет понять их поведение. Чаще всего эти люди чисто случайно узнают о деятельности экзорцистов.

Следует помнить, что злой дух, даже в случаях полной одержимости (когда именно он действует или говорит, пользуясь членами тела одержимого), не действует непрестанно, но прекращает свое действие (которое называют «моментами кризиса) на какой-то период времени – краткий или долгий. За исключением самых тяжелых случаев, такой человек может исполнять свои обязанности, учиться или работать. Таким образом он выглядит нормальным, хотя в действительности только он знает каких усилий ему это стоит.

2. Поведение злого духа во время экзорцизмов. Сначала злой дух делает все, чтобы его не обнаружили, и, насколько это возможно, старается скрыть степень одержимости, хотя ему это не всегда удается. Принужденный силой экзорцизмов, иногда он проявляет себя уже во время первой молитвы, а иногда необходимо совершить больше экзорцизмов. Помню одного молодого человека, который во время первого благословения проявлял только слабые признаки, пробуждающие подозрения присутствия злого духа. Тогда я подумал: «Это легкий случай одержимости. Изгоню злого духа этим же или следующим благословением». Однако потом он впал в такое безумие, что четверо сильных мужчин должны были его удерживать.

В других случаях нужно ждать минуту, назначенную Богом. Помню одного человека, который приходил не только ко мне, но и к другим экзорцистам, но они не заметили в нем ничего особенного. Злой дух иногда не открывает, кто он такой, и тогда следует поступать с ним, как обычно, совершая экзорцизмы так часто, как это требуется, чтобы полностью освободить одержимого человека. Иногда уже во время первого или второго благословения злой дух показывает всю свою силу, которая у разных людей проявляется по-разному. Другой раз такое проявление силы происходит постепенно. Есть люди, одержимые злым духом, смотря на которых, думаешь, что каждый раз зло в них проявляется по-новому. Такое впечатление, что все зло, которое они носят в себе, должно постепенно выйти наружу, чтобы можно было удалить его полностью.

Злой дух весьма по-разному реагирует на молитвы и поручения. Очень часто он старается быть безразличным, но в действительности очень страдает, особенно когда приближается минута освобождения данного человека. Некоторые одержимые неподвижны, молчат и только моргают глазами, когда к ним обращаются. Другие же мечутся и их надо удерживать, чтобы не навредили себе, ударившись обо что-нибудь. Еще другие жалуются, особенно, когда стула касается их больных мест, как велит Ритуал, или, когда их осеняют крестным знамением или кропят святой водой. Только немногих охватывает безумие, но, если такие люди приходят, их приходится крепко держать. Это делают или домашние, или те, кто помогает экзорцисту.

Вообще злые духи очень неохотно разговаривают. Правильно напоминает Ритуал, что нельзя задавать вопросы из любопытства. Спрашивать надо только то, что служит освобождению человека. Прежде всего злого духа следует спросить, как его имя. Знание его имени является для него поражением. Но даже если он его скажет, то во время следующих экзорцизмов будет упираться, и не захочет его повторить. Далее следует велеть злому духу признаться, сколько злых духов находится в данном теле. Среди них всегда есть предводитель, чье имя называют в первую очередь. Если злой дух носит библейское имя, или данное традицией (например, Сатана или Вельзевул, Люцифер, Забулон, Меридиан, Асмодей….), тогда речь идет о «толстых рыбах», их труднее всего победить. Трудность зависит еще от силы, с которой злой дух овладел данным человеком. Когда злых духов много, предводитель выходит последним.

Силу одержимости можно определить, основываясь на том, какова реакция злого духа на святые имена. Злой дух вообще их не произносит и не хочет произносить. Старается заменить их другими выражениями. «Он» – означает Бог или Иисус; «Она» – Пресвятая Дева Мария. Иногда говорит: «твой Предводитель» или «твоя Госпожа», имея ввиду Иисуса или Пресвятую Марию. Если одержимость очень сильна, и злой дух высокого ранга (напомню, что злые духи сохраняют иерархию, которую имели, когда были ангелами, такую, как Троны, Господства, Власти…), тогда возможно он и произнесет имя Бога и Пресвятой Марии, но всегда вместе с ужасными богохульствами.

Многие считают, непонятно почему, что злые духи болтливы, и если кто-нибудь будет присутствовать при экзорцизме, то злой дух при всех расскажет обо всех его грехах. Эта уверенность ошибочна; злые духи говорят неохотно, а когда отзываются, говорят нелепости, чтобы расстроить экзорциста и избежать его вопросов. Разумеется, исключение может произойти. Однажды о. Кандидо пригласил поучаствовать в своих экзорцизмах священника, который не верил в действия подобного рода. Придя, он вел себя легкомысленно, стоял, сложив руки, не молился (что всегда обязаны делать все присутствующие при экзорцизме), и издевательски улыбался. В какую-то минуту злой дух обратился к нему: «Ты говоришь, что не веришь в меня!». Несчастный очень тихо попятился, дошел до двери и поспешно вышел.

В другой раз злой дух рассказал грехи, чтобы расстроить экзорциста. О. Кандидо благословил хорошо сложенного молодого человека, который носил в себе зверя, более сильного, чем он сам. Злой дух явно старался настроить против него экзорциста: «Ты что, не видишь, что напрасно тратишь здесь с ним время? Он никогда не молится, ходит к… делает…» и далее перечислил весь список его разнообразных грехов. После завершения экзорцизма о. Кандидо пробовал уговорить этого молодого, хорошо воспитанного человека пойти исповедоваться за всю жизнь, но он не хотел ничего об этом слышать. Надо было почти силой привести его в исповедальню, где он сразу сказал, что ему не с чего исповедоваться. «А разве ты не сделал этого в тот день?». И этот горемыка, совершенно смущенный, должен был признаться по очереди во всех грехах, которые припоминал ему отец, пользуясь подсказками злого духа. Этот молодой человек ушел очень удивленным: «Я уже ничего не понимаю! Эти священники обо всем знают!».

Другие вопросы, которые рекомендует задавать Ритуал, касаются времени – как долго злой дух находится в теле и почему он туда вошел. Позже поговорим, как следует себя вести, какие вопросы задавать и как поступать в случае со злыми чарами. Хочу, однако подчеркнуть, что злой дух является отцом лжи. Он может обвинить кого-нибудь, чтобы разбудить подозрения и посеять неприязнь. Ответы злого духа всегда следует рассматривать с большой рассудительностью. Ограничусь здесь только замечанием, что допрос злого духа в общей сложности имеет небольшое значение. Например, часто злой дух, когда он уже ослаблен, отвечает на вопросы, касающиеся времени его выхода, но потом и не думает выходить в указанное время. Опытный экзорцист, которым был о. Кандидо, который хорошо знал с каким видом злого духа он имеет дело и часто даже угадывал его имя, очень редко задавал ему вопросы. Иногда в ответ на вопрос «как твое имя?», слышал ответ: «ты уже его знаешь». И это было правдой.

Иногда злой дух говорит добровольно. Такое происходит в особенно тяжелых случаях одержимости людей. Делается это для того, чтобы расстроить или поразить экзорциста. Много раз я слышал: «Ты ничего не можешь мне сделать», «Это мое жилище, мне здесь хорошо, здесь я и останусь», «Ты только тратишь время», или такие угрозы: «Я сожру твое сердце», «Этой ночью не сомкнешь глаз от страза», «Я проскользну в твою постель, как змея». Когда я грозно отвечаю им, злые духи замолкают. Говорю им, например: «Я укрыт плащом Пресвятой Марии, что ты можешь мне сделать?», «Архангел Гавриил опекает меня, попробуй, поборись с ним», «У меня свой Ангел Хранитель, который бодрствует, чтобы со мной ничего не случилось. Ты ничего не добьешься», и тому подобные слова.

У злого духа всегда можно найти какое-нибудь слабое место. Некоторые злые духи не переносят, когда я стулой крещу больные места человека, другие не терпят, когда дуешь в лицо. Еще кто-то изо всех сил противится молитвам, которые читает экзорцист. В этом случае следует еще раз произнести эти слова, как и рекомендует Ритуал. Экзорцизм может продолжаться долго или коротко, в зависимости от решения экзорциста, который, принимая во внимание разные факторы, сам должен решать, что будет полезнее.

Часто бывает необходимым присутствие врача. Не только для того, чтобы распознать начальное состояние, но также для того, чтобы посоветовать, как долго может продолжаться экзорцизм. Если одержимый плохо себя чувствует (например, у него больное сердце), или экзорцист ослаблен, тогда врач должен порекомендовать завершить экзорцизм. Но вообще экзорцист сам должен знать, когда это необходимо.

3. Поведение злого духа перед самым выходом из человека. Это деликатный и трудный момент, который может продолжаться долго. Видно, что злой дух частично потерял свою силу, но все еще силится начать последнюю атаку. Часто бывает так: при обычных болезнях состояние пациента улучшается постепенно до полного выздоровления. Здесь же наоборот, часто доходит до того, что человек, мучимый злым духом, чувствует себя намного хуже, и когда совсем обессиливает, наступает исцеление.

Для злого духа оставить человека и вернуться в ад, где он останется навсегда, обреченный на осуждение, означает вечную смерть, потерю всякой возможности действовать и мучить людей. Свое отчаяние злой дух высказывает словами, часто повторяемыми во время экзорцизмов: «Умираю, умираю», «У меня больше нет сил», «Хватит, вы меня так убиваете», «Вы убийцы, палачи, все священники убийцы». Содержание ответов совершенно меняется по сравнению с тем, что злой дух говорит во время первых экзорцизмов. Если раньше он говорил: «Ты ничего не сможешь мне сделать», то теперь кричит: «Убиваешь меня, победил меня». Если раньше он говорил, что никогда отсюда не выйдет, потому что здесь ему хорошо, то теперь признается, что чувствует себя очень плохо, и ясно указывает на то, что хотел бы отсюда поскорей уйти. Правда такова, что каждый экзорцизм напоминает избиение злого духа палкой: он сам очень страдает, но также причиняет большие страдания человеку, в котором находится. Иногда он признается, что во время экзорцизмов чувствует себя хуже, чем в аду. Однажды, когда о. Кандидо совершал экзорцизм над человеком, который был уже близко к освобождению, злой дух открыто заявил: «Думаете, что я ушел бы отсюда, если бы не чувствовал себя здесь так ужасно?». Экзорцизмы действительно стали для него невыносимыми.

И вот еще о чем следует помнить, когда хотим помочь людям, близким к освобождению: злой дух хочет привить им свои ощущения и чувства. Когда сам уже не выдерживает невыносимого состояния, передает его человеку. Впадает в отчаяние и старается передать его одержимому человеку. Чувствует, что с ним покончено, и имея мало времени не в состоянии даже правильно думать и внушает данному человеку, что все пропало, что его жизнь также подходит к концу, утверждает в нем уверенность, что он абсолютно безумен. Сколько раз такие подавленные люди спрашивают экзорциста: «Пожалуйста, скажите мне честно, я действительно сумасшедший?». Для одержимого человека экзорцизмы становятся тяжким бременем, и если бы кто-то их не привел, или попросту не заставил, то сам человек не пришел бы на назначенную встречу. У меня также было несколько случаев, что люди, которые были уже близки к освобождению от злого духа, перестали приходить на молитвы экзорцизма. Этих «больных» нужно было убеждать, чтобы они молились, ходили в церковь, а также, чтобы принимали таинства, потому что сами они этого не делают. Им также надо помочь приходить на молитвы экзорцизма, особенно в последней фазе. Им надо помогать, их надо утешать.

К трудностям такого рода без сомнения добавляются физические мучения из-за ненормального состояния, а также чувства разочарования, когда человек уверен, что не может исцелиться. Злой дух может спровоцировать физические болезни, и кроме того, психические, которые необходимо лечить, принимая медицинские средства, также и после освобождения от злого духа. Может также произойти и полное исцеление, без каких-либо осложнений.

4. Поведение злого духа после освобождения одержимого. Очень важно, чтобы человек, освободившийся от злого духа, не переставал молиться, принимать таинства, и жить ревностной христианской жизнью. Хорошо было бы, если бы время от времени человек просил, чтобы его благословили. Довольно часто встречается, что злой дух предпринимает новые атаки, то есть хочет снова вернуться в данного человека. Нельзя открывать ему двери. Здесь мы можем говорить не столько о полном выздоровлении, сколько об улучшении, которое надо закрепить, после изгнания злого духа. У меня было несколько случаев, когда предыдущее состояние возвращалось. Здесь не было вины освобожденного человека, он ревностно старался вести духовную жизнь. Поэтому повторное освобождение от злого духа было более легким. Если же возвращение будет спровоцировано отсутствием молитвы, или, еще хуже, грехом, то ситуация данного человека становится более трудной. Об этом говорит Евангелие от Матфея 12, 43-45: «Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя».

Читатель не должен забывать, что злой дух делает все, чтобы скрыть свое присутствие. Это наблюдение помогает, хотя его недостаточно, чтобы отличить одержимость от некоторых видов психических заболеваний, когда пациент делает все, чтобы им заинтересовались другие люди. Поведение злого духа совершенно другое.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!