Видение дьявола папой Леоном XIII



Многие из нас помнят, что до литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, священник и верные преклоняли колени после завершения Св. Мессы, чтобы прочитать молитву к Пресвятой Деве и св. Архангелу Михаилу. Привожу ее слова, потому что это прекрасная молитва, которую все могут читать с большой для себя пользой:

Святой Архангел Михаил, храни нас в борьбе.

Против бесчестия и ловушек злого духа

Будь нам защитой.

Пусть Бог укротит его, смиренно просим,

А Ты, Князь войска небесного,

Дьявола и других злых духов,

Которые на погибель душ кружат по миру,

Силой Божьей сбрось в ад. Аминь.

Как возникла эта молитва? Привожу то, что было написано в “Ephemerides Liturgicae” в 1955 году, стр. 58-59. Отец Доменико Пехенино пишет там так: «Не помню точно, какой был год. Однажды утром великий папа Леон XIII закончил служить Св. Мессу и принял участие в другой, совершая благодарение, как делал всегда. Вдруг все заметили, что он энергично поднял голову, а после устремил свой взор на что-то, что было над головой священника, служащего Св. Мессу. Папа всматривался, не шевелясь и не моргая, потрясенный, и изумленный, даже его лицо изменилось. Что-то странное, что-то сверхъестественное происходило с ним. Наконец, словно придя в себя, он легким хлопком ладони дал знак, встал и ушел в свой личный кабинет. Когда его шепотом спросили: «Святой Отец, Вы хорошо себя чувствуете? Может, что-нибудь нужно?», он ответил: «ничего, ничего». Через пол часа велел позвать Секретаря Конгрегации Обрядов, дал ему исписанный лист бумаги, велел распечатать его и разослать всем епископам в мире и всем ординариям епархий. Что там было написано? Текст молитвы, которую мы читаем вместе с людьми после Св. Мессы. Это просьба, направленная к Марии и горячая молитва к Князю войска небесного, чтобы Бог ввергнул сатану в адскую бездну».

В письме сказано было также, чтобы эту молитву читали на коленях. Об этом событии писали также в ежедневнике “La settimana del clero” 30 марта 1947 года. Но там не указывались источники и не говорилось, откуда это известие. Нас удивляет каким необычным способом было поручено читать молитву, посланную епископам и ординариям в 1886 году. Подтверждает написанное отцом Пехенино свидетельство кардинала Насалли Рокка, который в своем пастырском послании на великий пост, прочитанном в Болони в 1946 году написал:

Леон XIII лично написал эту молитву. Предложение о злых духах, которые на погибель душ человеческих кружат по миру, имеет свое историческое обоснование, о чем несколько раз говорил нам его личный секретарь о. Ринальдо Анджели. Леон XIII действительно видел в видении адских духов, которые собрались над Вечным Городом (Римом). Молитва, которую он велел читать во всей Церкви – это результат его личного опыта. Он читал ее сам, дрожащим, но сильным голосом. Мы столько раз слышали ее в Ватиканской Базилике. Кроме этой молитвы, Леон XIII написал также содержание специального экзорцизма, который был записал в Римском Ритуале (издание 1954 года, глава III, стр. 863). Он велел читать его епископам и священникам в своих епархиях и приходах. Эту молитву экзорцизма он сам часто читал в течение дня.

Важно также обратить внимание на другой факт, который еще больше подчеркивает значение этих молитв, читаемых после каждой Св. Мессы. Папа Пий XI очень хотел, чтобы во время их прочтения особенно вспоминали Россию. В своей проповеди 30 июня 1930 года папа Пий XI, вспомнив необходимость молитв за Россию, к чему он также призывал всех верных по случаю праздника св. патриарха Иосифа (19 марта 1930 г.), а также упомянув религиозные преследования в России, сказал:

Чтобы все могли без труда и неудобства участвовать в этом святом крестовом походе, распорядимся, чтобы те молитвы, которые наш предшественник, блаженный Леон XIII велел читать священникам и верным после Св. Мессы, читали именно за эту нужду, то есть за Россию. Пусть епископы и духовенство епархиальное и монашествующее постарается известить о том свой народ и всех участвующих в Святой Жертве, пусть часто вспоминают об этом (“Civilta Cattolica”, 1930, том III).

Как следует из вышесказанного, папы имели ясное представление о шокирующем воздействии дьявола, а проблема, представленная Пием XI, касалась самого сердца еретических учений, которые в нашем веке отравляют не только жизни простых людей, но и самих богословов. По прошествии времени распоряжения Пия XI уже не исполнялись. В этом были виноваты те, кому и поручили их исполнение. В действиях пап мы ясно видим параллель с чудесными событиями, которые Бог явил человечеству в Фатиме, хотя Фатимские явления были совершенно независимыми, потому что Фатима была еще неизвестна миру.

«Дары» сатаны

 

Дьявол также наделяет своих ревностных сторонников определенной властью и «дарами». Так как он настоящий лжец, часто бывает так, что получающий эту власть и «дары» не сразу понимает, каково их происхождение, или не хочет этого понимать, потому что очень рад, что их получил. Может случиться так, что какой-нибудь человек отмечен «даром» ясновидения. Другие же, взяв чистую бумагу, автоматически исписывают целые листы невероятными посланиями. Еще кому-то кажется, что он может раздваиваться, и одна часть его может проникать сквозь стены, или даже лететь куда-то далеко. Очень часто люди слышат «голос», который вещает молитвы или что-то совершено другое.

Я мог бы и дальше перечислять явления такого рода. Откуда же берутся эти «особенные дары»? Это харизмы Святого Духа? Или подарки дьявольского происхождения? А может речь идет о метапсихических явлениях? Чтобы объяснить происхождение и характер подобных явлений, их должны исследовать и классифицировать компетентные люди. Когда св. Павел находился в Фиатирах, за ним все время бегала одна рабыня, которая имела дар прорицания, и благодаря ему приносила большой доход своим господам. Но это был «дар» исходящий от злого духа, который рабыня утратила сразу, как только св. Павел изгнал из нее дьявола (Деяния 16, 16-18).

Привожу в пример фрагменты свидетельства, написанного Еразмом из Бари, и напечатанного в журнале Обновления в Святом Духе «Rinnovamento dello Spirito Santo» в сентябре 1987 году. Замечания, написанные в скобках, дописал я.

В течение двух лет я участвовал в играх со стаканом, не зная, что это одна из форм спиритизма. Полученная информация говорила о мире и братстве (важно помнить, что злой дух может скрываться под видом добра). Через некоторое время я получил странные способности, и получил их в Лурде, где работал (также обращаю внимание на то, что нет на земле мест, куда не мог бы проникнуть дьявол).

У меня также проявились способности, которые в парапсихологии называются паранормальными, а именно: ясновидение, чтение мыслей, распознавание болезней, чтение в сердцах и знание биографий людей живых и мертвых, а также другие способности. Спустя несколько месяцев я получил еще одно свойство – возможность лечить физическую боль возложением рук, и таким образом облегчать или вообще снимать страдания. Может быть это была биоэнерготерапия? Обладая всеми этими свойствами, я не чувствовал трудностей в общении и беседах с людьми, но после таких встреч мои слова наполняли их сильным беспокойством, потому что я осуждал их за совершенные грехи, ведь я видел их души. Когда же я читал Священное Писание, то понимал, что моя жизнь совершенно не меняется в лучшую сторону. Я продолжал гневаться, мне трудно было прощать, я был ожесточен, слишком чувствителен к оскорблениям. Боялся взять свой крест, боялся неизвестности, что несет будущее и смерть.

После долгих блужданий и больших страданий, Иисус привел меня в группу Обновления в Святом Духе. Здесь я встретил нескольких братьев, которые молились за меня и тут оказалось, что все то, чем я обладал – не от Бога, что это деятельность злого духа. Могу засвидетельствовать, как я испытал на себе силу имени Иисуса. Я признался во всем и исповедался в своих грехах, глубоко раскаявшись. Я отрекся от всех тайных практик. Вышеперечисленные способности исчезли. Бог простил мне все, за что я очень благодарен Ему.

Не будем забывать, что в Священном Писании есть примеры сверхъестественных явлений, которые совершались, как Богом, так и дьяволом. Некоторые чудеса, представленные Моисеем фараону по повелению Бога, совершили также придворные маги. Это объясняет, почему такие явления, если их рассматривать сами по себе, без контекста, не раскрывают перед нами движущей причины.

Хочу добавить, что часто люди, в чью жизнь вмешался злой дух, становятся особенно чувствительными: сразу чувствуют имеет ли тот или иной человек негативные черты, предвидят будущие события, иногда им хочется возложить руки на человека со слабой психикой. А иногда им кажется, что они могут влиять на жизненные ситуации других людей, желая им несчастья, и чувствуя к ним яростную ненависть. Чтобы полностью исцелиться, такие люди должны решительно воспротивиться этим способностям и превозмочь их в себе.

 

Экзорцизм

 

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения именем Моим будут изгонять бесов» (Марк 16, 17). Власть, которую передал Иисус всем верующим, нисколько не потеряла своей силы. Эта власть опирается на вере и на молитве. Пользоваться ею могут, как отдельные личности, так и общины. Для ее применения не нужно никакого особого полномочия. Но я хотел бы объяснить данное выражение: здесь речь идет не об экзорцизме, а о молитве об освобождении.

Чтобы власть, данная Христом была более эффективна, Церковь, желая предостеречь верных от обмана, установила отдельные сакраменталия – экзорцизм, которые не могут совершать светские особы, а только епископы и священники, которые получили от своего епископа специальное и явное разрешение. Так говорит Кодекс Канонического Права (кан. 1172), который напоминает нам, что сакраменталии действуют силой заступнической молитвы Церкви, чем они и отличаются от личных молитв, и их следует совершать с точным исполнением обрядов и определений, утвержденных церковной властью (кан. 1167).

Из этого следует, что называться экзорцистом может только епископ или уполномоченный священник. Это название сегодня чрезвычайно распространено. Многие священники и светские считаются экзорцистами, но не являются ими. Многие говорят, что совершают экзорцизм, но на самом деле только молятся об освобождении, а иногда и вообще занимаются магией. Настоящий экзорцизм – это сакраменталий, установленный Церковью. Называть приватным экзорцизмом или общим экзорцизмом молитвы, которые экзорцизмом вообще не являются, а являются только молитвой об освобождении – это заблуждение, которое ведет к опасной двусмысленности. Правильно считать, что обычный экзорцизм – это экзорцизм, который включен в обряд таинства святого крещения, а торжественный экзорцизм вверен уполномоченным экзорцистам. Именно так говорится в новом Катехизисе Католической Церкви.

Экзорцист должен придерживаться молитв, написанных в Ритуале. Однако существует некоторая разница, если сравнивать с другими сакраменталиями. Экзорцизм может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Не обязательно читать все молитвы, представленные в Ритуале, можно добавить другие молитвы, которые советует сам Ритуал.

Экзорцизм преследует двойную цель. Все работы, которые посвящены этим вопросам, подчеркивают, он применяется для освобождения одержимых злым духом. Но, прежде всего, его целью является распознать болезни, о чем часто забывают. Это правда, что, прежде чем экзорцист приступит к работе, он спрашивает человека или членов его семьи, есть ли причины, подтверждающие необходимость экзорцизма. Однако правда и то, что лишь благодаря экзорцизму можно узнать имеет ли место действие злого духа или нет. Все проявляющиеся симптомы, хотя и выглядят странно и внешне необъяснимо, на самом деле могут иметь вполне естественное объяснение. Также набор психических или парапсихических симптомов не является достаточным критерием для установления правильного диагноза. Только благодаря экзорцизму можно быть уверенным имеем ли мы дело с действием злого духа или тоже нет.

Здесь необходимо вникнуть немного глубже в данный вопрос, который, к сожалению, не упоминается в Ритуале и незнаком авторам, которые пишут на данную тему.

Я подчеркивал, что целью экзорцизма прежде всего является установление правильного диагноза, то есть выяснение причины недомогания – действует ли здесь злой дух и влияет ли он на данного человека. Эта цель является первостепенной, я добиваюсь ее прежде всего. Однако, самой главной целью экзорцизма является освобождение страдающего человека от присутствия злого духа или болезни, насланной им. Следует помнить об этой логической последовательности (сначала ставим диагноз, потом лечение), чтобы правильно оценить симптомы, которые должен принимать во внимание экзорцист. Большое значение имеют симптомы перед экзорцизмом, во время его совершения, и по окончанию, а также симптомы, проявляющиеся во время совершения нескольких, следующих один за другим экзорцизмов.

Мне кажется, что Ритуал косвенно обращает внимание на последовательность в третьем правиле, где предостерегает экзорциста, чтобы тот не сразу верил в присутствие злого духа. Дает также правила, предостерегающие экзорциста от различных уловок злого духа, который старается скрыть свое присутствие. Для экзорцистов важно не позволить ввести себя в заблуждение психически больным, маньякам, и прочим людям, не находящимся под влиянием злого духа и не требующим совершения экзорцизма. Обращаю также внимание на другую опасность, которая часто встречается и которую следует избегать. Речь идет о неспособности распознать присутствие злого духа, в следствии чего экзорцизм не проводится, когда он просто необходим. Я согласен с утверждением, что экзорцизм, совершаемый без необходимости, никогда не навредит. Первый раз, в сомнительных случаях, мы применяем только краткий экзорцизм, читаемый вполголоса, который можно принять за обычное благословение. Благодаря этому у меня никогда не было повода обвинять себя. И наоборот, я много раз укорял себя в том, что не смог распознать присутствия злого духа и не совершил экзорцизма в тех случаях, когда присутствие злого духа проявилось позже в явных симптомах, и когда оно уже глубоко укоренилось.

Я повторяю, что достаточно небольших и неоднозначных проявлений, чтобы можно было приступить к экзорцизму. Первый экзорцизм совершается кратко, но, если во время него проявляются дополнительные симптомы, следует его продолжать так долго, насколько это необходимо. Возможно, во время проведения экзорцизма не будет никаких симптомов, а позже человек, над которым молились молитвой экзорцизма скажет, что испытала благотворные результаты и ей стало значительно лучше. Тогда экзорцизм следует повторить. Если улучшение видно, то раньше или позже, во время проведение экзорцизма, проявятся некоторые симптомы. Очень полезно обращать внимание на изменения симптомов во время проведения очередных экзорцизмов. Если симптомы постепенно меняются и становятся все слабее – это признак начала исцеления. Если же они усиливаются и изменяются, приобретая невиданное разнообразие, это означает, что постепенно проявляется скрытое зло и потом, когда оно проявится полностью, оно пойдет на убыль.

Вышеизложенные размышления приводят к заключению, что неразумно ждать и совершать экзорцизм только тогда, когда без сомнения уже видны симптомы одержимости злым духом. Зависимость проведения экзорцизма от симптомов, которые чаще всего проявляются только во время экзорцизма или после его завершения, говорит о неопытности экзорциста. Были случаи, когда экзорцизм нужно было совершать в течении многих лет, чтобы зло проявилось во всей своей полноте. Не надо связывать исследования симптомов в этой области с общепринятыми примерами. Опытные экзорцисты знают насколько разнообразны формы проявления одержимости злым духом. Мне и другим экзорцистам хорошо известны три признака проявления одержимости, перечисленные в Ритуале: говорение на незнакомых языках, обладание чрезвычайной силой, знание скрытых тайн. Однако эти признаки проявляются только во время проведения экзорцизма и бессмысленно ждать их проявлений, чтобы начать экзорцизм.

Хочу добавить, что не всегда с уверенностью можно распознать присутствие злого духа. Есть случаи, когда экзорцист смущается и чувствует себя неуверенно. Это происходит в то время – а это самые трудные случаи – когда проявляются одновременно и симптомы психической болезни, и влияние деятельности злого духа. В таких случаях необходима консультация психиатра. Отец Кандидо часто приглашал профессора Мариани, ординатора известной в Риме психиатрической клиники, к участию в его экзорцизмах. Также профессор Мариани приглашал о. Кандидо в свою клинику, чтобы он проводил исследования и при необходимости сотрудничал с ним в случаях с особо тяжелыми больными.

Вызывают улыбку те современные богословы, для которых большим открытием является утверждение, что психические болезни можно спутать с одержимостью злым духом. Некоторые психиатры и парапсихологи высказывают подобные утверждения, и считают, что открыли Америку. Но уже в 1583 году в декретах Синода в Реймсе, Церковь утверждала, что некоторое поведение людей, которых подозревают в одержимости дьяволом, может быть просто проявлением психических болезней. Но в то время психиатрия еще не существовала, а богословы верили в Евангелие.

Кроме установления диагноза, целью экзорцизма является также лечение – освобождение человека, выведение его из того состояния, в котором он находится. И здесь часто начинается трудный и долгий путь. Необходимо сотрудничество одержимого человека и экзорциста. Чаще всего это невозможно по следующим причинам: человек, которого коснулся дьявол, должен много молиться, а он не может; должен часто приступать к святым таинствам, а он этого не делает; чтобы пойти к экзорцисту и принять сакраменталии, он должен преодолеть преграды, которые кажутся ему непреодолимыми. Поэтому он нуждается в помощи и поддержке, но в большинстве случаев его никто не понимает.

Сколько нужно времени, чтобы исцелить человека, которого коснулось действие злого духа? На этот вопрос никто не сможет дать ответа. Это Бог освобождает, согласно Его Божественному волеизъявлению, хотя конечно Он принимает во внимание молитвы, возносимые по заступничеству Церкви. Вообще можно сказать, что необходимое время зависит от начальной степени одержимости злым духом и от количества дней, которые прошли от одержимости до экзорцизма. У меня был случай с четырнадцатилетней девочкой, которая была одержима несколько дней, и вела себя, как безумная: пиналась, кусалась, царапалась. Достаточно было пятнадцати минут экзорцизма, чтобы полностью ее исцелить. В первую же минуту она упала на землю, как мертвая, так, что я вспомнил евангельское событие, когда Иисус исцелил мальчика, изгнав из него злого духа, которого не могли изгнать Его ученики. После нескольких минут к ней вернулось психическое равновесие, она вместе со своим братиком бегала и играла во дворе.

Однако приступы такого рода очень редки и случаются при легкой одержимости злым духом. Чаще всего экзорцист имеет дело с тяжелыми случаями. Сегодня об экзорцистах почти никто уже не думает. Привожу типичный пример. У ребенка начинаются странные симптомы; родители не обращают на это внимания, думая, что ничего страшного не происходит; считают эти начальные симптомы легкими. Потом, когда они усиливаются, начинают ходить по врачам: обращаются к помощи одного врача, потом другого, что не приносит никаких результатов.

Ко мне пришла девушка в возрасте семнадцати лет, которая уже лечилась в главных клиниках Европы. Наконец, посоветовавшись с другом или сотрудником, убедилась, что у нее не болезнь, спровоцированная естественными причинами, и что ей нужна помощь какого-нибудь колдуна. С той минуты болезнь усилилась. Только случайно, в следствии неизвестно чьего совета, она пошла к экзорцисту. А тем временем прошло много лет, и болезнь еще больше «укоренилась». Правильно первый экзорцизм говорит об «искоренении и принуждении к бегству» злого духа. В таком случае необходимо провести многократный экзорцизм, а часто даже повторять его в течение нескольких лет и не всегда это приводит к полному освобождению от злого духа.

Я повторяю, что время исцеления зависит от Бога. Большую помощь оказывает вера экзорциста и вера человека, над которым совершается экзорцизм. Помогают также молитвы этого человека и его семьи, а также других людей, особенно сестер монахинь закрытых монастырей, приходских общин и молитвенных групп, просящих об освобождении. Помогает также применение с верой воды, специально используемой при экзорцизме, или по крайней мере освященной, и масла, и соли, специально используемых при экзорцизме. Для приготовления воды, масла и соли не нужен экзорцист, это может совершить каждый священник. Однако, это должен быть священник, который верит в то, что делает и знает для этой цели в Ритуале есть специальные молитвы-благословения. Такие священники сегодня редки…. В следующих главах книги я вернусь к упомянутым сакраменталиям.

Основное значение для каждого человека имеет принятие Таинств и жизнь по Евангелию. Важно также молиться на Розарии и прибегать к Деве Марии. Большой помощью является заступничество ангелов и святых. Очень полезно совершать паломничества в санктуарии, которые часто являются местами, избранными Богом для освобождения от злого духа посредством экзорцизма. Бог дал нам обильные средства благодати, и только от нас зависит, будем ли мы пользоваться ими. Когда Евангелие говорит об искушении Иисуса дьяволом, то ясно подчеркивает, что каждый раз Иисус отвечает злому духу словами Священного Писания. Слово Божие весьма действенно. Весьма действенна также благодарственная молитва, как и наша спонтанная молитва, а особенно молитва словами Священного Писания: псалмы и благодарственные гимны в честь Бога.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно подчеркнуть, что эффективность действия экзорцизма обязывает экзорциста к большому смирению, ведь она дает ему видимым образом испытать свое ничтожество и то, что только Бог действует и совершает все. Это Он посылает, как экзорцисту, так и человеку, над которым совершается экзорцизм, тяжелое испытание, доводящее до разочарования; заметные позитивные результаты приходят постепенно и требуют большого труда. В награду за это человек испытывает ощутимым образом великие духовные плоды, которые частично помогают понять почему Бог допускает столь болезненные испытания человека. Путь идет во мраке веры, но с сознанием того, что приведет к истинному свету.

Я хочу здесь подчеркнуть охранное значение святых изображений, которые человек носит на себе, или размещает в помещениях: на дверях дома, в спальне, в столовой, или в гостиной, где собирается вся семья. Святой образ не может отождествляться с языческим талисманом, приносящим счастье. Он только символ, призывающий подражать изображенному на нем человеку, и просить его о защите. Во время посещения и освящения домов, на входных дверях я часто вижу красный рожок, а в комнатах все меньше святых икон. Это большая ошибка.

Хочу вспомнить, что св. Бернард Сиенский в завершение посещений людей, увещевал семьи, чтобы вешали на дверях домов медальон с сокращенным именем Иисуса (JHS, что означает: JesusHominum Salvator – Иисус Спаситель Людей). Часто я ощутимым образом испытывал эффективность медальона, который носится на груди с верой. Если бы я хотел говорить о чудесном медальоне, распространенном в мире миллионами экземпляров, после явлений Пресвятой Девы св. Катерине Лаборе (произошли они в Париже в 1830 году), и если бы я хотел рассказать о благодати полученной благодаря обычному медальону, то никогда бы наверно на закончил. Многие труды подробно это описывают.

Одним из наиболее известных случаев одержимости дьяволом, о котором говорится во многих книгах, где собраны правдивые исторические факты, является случай одержимости двух братьев Бурнеров из Ильфурта (Альзация), которые были исцелены после совершения череды экзорцизмов в 1869 году.

В один прекрасный день, сатана по своей неуемной злобе, хотел перевернуть повозку, на которой ехали экзорцист и сопровождавшие его епископ и монахиня. Дьявол не смог осуществить свой замысел, потому что перед выездом кучеру дали медальон святого Бенедикта, чтобы он охранял его, и кучер с благоговением положил медальон себе в карман.

В конце хочу процитировать четыре фрагмента из Катехизиса Католической Церкви, где говорится об экзорцизме. Читая эти фрагменты по очереди можно увидеть логическую связь их содержания.

В пункте 517 говоря о Христе Искупителе, вспоминаются совершенные Им исцеления и экзорцизмы. Исходным пунктом является то, что совершил Иисус.

В пункте 550 утверждается, что пришествие Царства Божьего – это поражение царства сатаны. Приводятся слова Иисуса: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матф. 12,28). И это конечная цель экзорцизма: благодаря освобождению одержимых совершается полная победа Христа над князем мира сего.

Два следующих параграфа касаются двойной роли экзорцизма: первое – это часть, включенная в таинство святого крещения; второе – сила, избавляющая одержимых. В пункте 1237 написано, что крещение означает избавление от греха и от искусителя, то есть дьявола, поэтому во время крещения произносится один или несколько экзорцизмов над крещаемым, который четко и явно отрекается от сатаны. В пункте 1673 говорится, что Церковь публично, силой своей власти просит во имя Иисуса Христа, чтобы данный человек или предмет был сохранен от нападения злого духа и свободен от его власти. Целью экзорцизма является изгнание злых духов или избавление от их демонических влияний.

Хочу подчеркнуть важность этого пункта, он заполняет два пробела, которые мы видим в Ритуале и Кодексе Канонического Права. Действительно, он говорит не только об избавлении людей, но также предметов (общее определение, которое может охватывать дома, животных, вещи…) от злого духа. Кроме того, связывает экзорцизм не только с одержимостью, но также к дьявольским влияниям.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!