Учение св. Иринея о дьяволе и деле Христа



 

Для поучения современных теологов, я привожу статью, посвященную учению св. Иринея, одного из величайших теологов античности. Эта статья, подписана в сокращении ALPE, впервые была опубликована в ежемесячнике «Il segno del soprannaturale» в сентябре 1989 года.

Св. Ириней родился около 140 года, а Малой Азии, был епископом Лиона, и основателем Церкви в Галии. Умер около 202 года мученической смертью. Его главным трудом была книга Adversushaereses (Против ересей), где он полностью опровергает утверждения еретиков гностиков, которые придерживались мнения, что мир берет начало от злого творца. Согласно св. Иринею, Истинным Творцом является Логос, то есть слово благого Бога. Ангелы – это часть мира, созданного Богом. Дьявол также был создан добрым ангелом, но, как творение, он был полностью и изначально ниже Бога и у Него в подчинении. Но «допустил беззаконие», и поэтому был свергнут с неба. Поэтому сатана является беззаконником в полном смысле этого слова. Он также является обольстителем мира, стремится ввести в заблуждение наш разум, погрузить во тьму наши сердца, он старается склонить нас к тому, чтобы мы воздавали честь ему, а не истинному Богу».

Его власть над нами ограничена, потому что он только узурпатор власти, которая по праву и полностью принадлежит Богу, поэтому сатана не может «заставить нас грешить».

Св. Ириней утверждает, что сатана утратил благодать, присущую ангелам, потому что позавидовал Богу и возжелал, чтобы «его чтили, как Бога». Он позавидовал также человеку, созданному по образу и подобию Бога. Предметом его зависти прежде всего являемся мы. Поэтому он вошел в рай с сердцем, охваченным стремлением довести до падения наших прародителей. Св. Ириней – первый христианский теолог, который выработал и продуманно развил теологию первородного греха. Бог – по его мнению – создал Адама и Еву, поместил их в раю, чтобы они жили счастливо, находясь в тесном единении с Ним. Но сатана, зная их слабость, вошел в сад, и приняв вид змея, начал искушать их грехом.

Злоба дьявола не принесла бы результата, если бы Бог не дал людям свободы выбора между добром и злом. Сатана «не заставил» первого мужчину и первую женщину согрешить: «они сами выбрали грех добровольно, потому что Бог наделил их величайшим даром свободной воли. Сатана является только искусителем, по-настоящему способным и терпеливым, потому что он завидует изначальному состоянию благодати прародителей».

В результате этого падения, все люди участвуют в падении Адама и Евы. Начиная с той самой минуты, мы все стали невольниками злого духа, и, что еще хуже, стали неспособными освободиться от него, сделав свой собственный выбор. Мы попали под власть сатаны, исказили наши образ и подобие Божие, обрекая таким образом себя на смерть. Райское блаженство было утрачено. Отвернувшись от Бога по нашей собственной воле, мы предали себя в руки сатаны, и поэтому правильно то, что сатана держал нас в своей власти до тех пор, пока мы не были искуплены. «С точки зрения справедливости, в узком ее значении, Бог мог бы навсегда оставить нас в руках сатаны, но, движимый милосердием, послал Своего Сына, чтобы нас избавить». Начиная Свое спасительное дело, Христос также был искушаем сатаной, как второй Адам. Но в этот раз у злого духа ничего не получается, и Христос полностью побеждает его. Христианская традиция дает три главных объяснения спасительного дела, совершенного Христом, через Его страдания:

а) сначала подчеркивает, что человеческая природа была освящена, облагорожена, преображена и спасена Христом, благодаря тому, что Он стал человеком;

1. b) потом говорит, что Христос стал жертвой, принесенной Богу, чтобы примирить с Ним человека;

с) третье, это так называемая теория выкупа. Ириней был первым и главным ее сторонником. Эта теория происходит из следующих слов: «Так как сатана по праву держал в неволе род человеческий, Бог принес в жертву Сам Себя, чтобы искупить нашу свободу. Цену за это могу заплатить только Он – только Бог мог добровольно совершить это дело. Свободный выбор был невозможен для кого-то другого, потому что первородный грех лишил нас всякой свободы. Бог Отец назначил Своего Сына Иисуса, чтобы Он выкупил нас, заложников злого духа. Страдания Христа лишили власти злого духа, избавляя нас от смерти и осуждения».

Теория жертвы, вторая главная теория времен Иринея, утверждала, что Христос, Человек и Бог одновременно, взял на Себя все грехи человечества и предавая Себя на смерть совершенно добровольно, принес Богу Отцу должную плату. В теории выкупа, некогда представленной слишком простым способом, Отцы, последователи Апостолов, подчеркивали вселенское измерение борьбымежду Христом и сатаной, и поэтому, в общих чертах, она достаточно хорошо согласуется с умеренными дуалистическими принципами раннего христианства. Согласно Иринею, Христос является вторым Адамом, который разорвал узы смерти, наложенные слабостью первого Адама. Эта мысль является стержнем христологии Иринея.

Сатана, побежденный Христом, не перестает препятствовать делу спасения, используя всю свою силу. Он поддерживает и предлагает язычество, идолопоклонство, колдовство, безбожие, а особенно, ересь и отступничество. Еретики и схизматики, которые не признают истинной Церкви Христовой, являются членами легионов сатаны, его войнами во вселенской борьбе со Христом».

Св. Ириней утверждает, что защитником христиан от злого духа является Христос. Злой дух бежит, когда читают христианские молитвы, и когда произносят имя Христа. Однако, эта борьба не завершена еще полностью, потому что злые духи, с разрешения Бога, постоянно будут испытывать крещеных «как для того, чтобы наказывать их за их грехи, так и для того, чтобы лучше очищать их, чтобы они упражнялись в братской любви», помогая друг другу взаимно в нуждах духовных, увещевая друг друга и понимая, а также, чтобы «бодрствовали и были тверды в вере».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!