Необходимость обновления душепастырства



 

«У веровавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Марк 16, 17) – эти простые слова Христа, которые мы читаем в завершении Евангелия от св. Марка, стали основой душепастырства освобождения от злых духов в первые века христианства. Каждый христианин был экзорцистом, то есть имел власть, происходящую из веры в силу имени Иисуса. Свидетельства об этом мы видим у св. Юстина, у Тертуллиана и Оригена. Потом стало больше молитв экзорцизма, появились сборники таких молитв. В это время церковные власти начали также использовать некоторые формы экзорцизма, предоставляя самые серьезные случаи людям более подготовленным, и умножая сакраменталии, которыми могли бы пользоваться все в менее серьезных случаях.

Но, вплоть до последнего времени, даже когда совершение серьезного экзорцизма было предоставлено только епископам, или тем священникам, которым они это поручили (такое правило обязывает и сегодня), каждая епархия имела соответствующее количество экзорцистов. Не было такого неверия в существование злого духа, как сегодня, по крайней мере, на практике. Сегодня же епископы не принимают во внимание этого вопроса (которое должно быть частью обычного душепастырства в каждой епархии), также и священники не соглашаются принять на себя подобное задание. Кодекс Канонического Права обязывает, особенно настоятелей, чтобы посещали семьи и одиноких верующих, особенно, когда они испытывают тревогу или печаль, чтобы окружали усиленной заботой бедных, больных и переживающих различные трудности (кан. 529). Нет никакого сомнения, что, говоря о таких случаях страдания и перечисляя исключительные нужды, следует причислить к ним и тех людей, которых коснулся злой дух. Но кто сегодня в это верит?

Сегодня очень распространено обращение к колдунам, гадалкам, ведьмам. Редко бывает такое, что люди обращаются к экзорцистам прежде чем принять на себя пагубные воздействия вышеупомянутых личностей. Это дословное подтверждение тому, что говорит Священно Писание о царе Охозии. Когда он тяжело заболел, то послал послов к Вельзевулу (повелителю злых духов), божеству Аккаронскому, чтобы узнать у него выздоровеет ли он. Пророк Илия вышел навстречу этим послам и сказал: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула?» (4 Царств 1,3).

В своей проповеди от 15 ноября 1972 года папа Павел VI сказал: «В чем же больше всего нуждается сегодня Церковь? Пусть ответ не удивит вас. Это не упрощение, не уступки суевериям, и не что-то нереальное: одна из самых больших нужд – это защита от того вида зла, которое мы называем сатаной».

Правда такова, что слова папы имеют намного более широкое значение, чем узкий профиль экзорцизмов; но правда и в том, что они относятся также к этой области.

Комиссии, которая в настоящее время вносит изменения в Ритуал, поставили целый комплекс заданий. Здесь не идет речь только об изменении вводных правил и молитв, связанных с экзорцизмом. Следует осветить все пастырскую работу в этой области.

Сейчас Ритуал непосредственно принимает во внимание только случаи одержимости злым духом, то есть самые тяжелые и редкие случаи. Экзорцисты занимаются практически всеми случаями, где видят сатанинское воздействие: дьявольским мучением, маниями (которые случаются намного чаще, чем одержимость), домами, на которые нападает дьявол, а также многими другими случаями, где их молитвы ставят эффективные и необходимые преграды злу. Я бы сказал, что также в этой области важно правило «natura non facit saltus» – (природа не совершает скачков, она развивается благодаря постепенным изменениям). Нет, например, четкой границы между одержимостью и дьявольским мучением. Точно также нет четкой границы между людьми, мучимыми дьяволом и испытывающими другие виды физического зла, которое может быть наслано злым духом, или зла морального (обычное состояние греха, особенно состояние тяжкого греха), в котором, можно сказать с уверенностью, злой дух принял участие. Иногда я видел хороший результат от совершения (кроме молитв над больными) краткого экзорцизма над людьми, которые дали мне повод подозревать, что их болезни имеют дьявольское происхождение. Хороший эффект давало также применение кратких экзорцизмов, использованных, как помощь в таинстве исповеди, по отношению к людям, закоренелым в некоторых грехах, например, гомосексуалистам. Св. Альфонс Мария де Лигуори, учитель Церкви в области моральной теологии, говоря об исповедниках, подчеркивает, что священник должен лично применять экзорцизм, когда встречается с чем-то, что, по его мнению, может быть проявлением атаки злого духа.

Однако нужно заметить, что согласно обязательным правилам, экзорцист главным образом должен заниматься только случаями одержимости злым духом. Во всех других случаях исцеление может произойти другим образом: через молитвы, таинства, применение сакраменталиев, молитвы об освобождении в молитвенных группах и т.д. Это слишком широкое поле, чтобы можно было оставить его произвольному действию, без подробных указаний, как именно следует действовать. В дополнение к этой главе, привожу документ Конгрегации Науки Веры, высланный к епископам 29 сентября 1985 года. В принципе там упоминаются обязывающие по сегодняшний день распоряжения, не объясняющие этого сложного вопроса. Это поручено специально назначенной комиссии. Я не знаю, постарались ли за прошедшие годы епископы прислать этой комиссии свои замечания. Очень в этом сомневаюсь, принимая во внимание общую беспечность относительно данного вопроса. Ограничусь некоторыми наблюдениями.

Без сомнения, среди епископов больше всего переживает по данному вопросу кардинал Суененс, который вновь и вновь возвращается к нему в молитвах об освобождении, совершаемых в группах Обновления в Духе Святом. В краткой главе своей книги, которую я уже цитировал, он подчеркивает: «Действие, направленное на освобождение от злых духов, которое совершается без полномочий, вызывает смежный вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения и освещения. На первый взгляд, разделяющая линия кажется ясно видна: экзорцизмы находятся исключительно под юрисдикцией епископа или назначенного им священника, если мы сталкиваемся со случаем предполагаемой одержимости злым духом. Случаи, которые не являются настоящей одержимостью – это поле свободной деятельности, не ограниченное правилами, и доступное для всех».

Но кардинал знает, что случаи настоящей одержимости редки, кроме того, они требуют подробного и надлежащего исследования, чтобы можно было правильно определить их и узнать за таковые. Поэтому добавляет: «Все, что не является настоящей одержимостью, похоже на поле, границы которого неясно обозначены, там царит хаос и неуверенность. Уже сама сложность терминологии не облегчает понимания вопроса; не существует терминов, повсеместно принятых для обозначения. Одним и тем же словом называют разные понятия» (dz. cyt., стр.95).

Немного далей, чтобы привести практические замечания, кардинал пишет: «Для того, чтобы правильно назвать и разрешить проблему, следует, прежде всего, определиться с терминологией, и четко определить разницу между молитвой об освобождении и экзорцизмом, избавляющим человека через непосредственное обращение к злому духу. Экзорцизм избавляющий является исключительно в ведомости епископа, если речь идет об одержимости, но здесь нет четкой границы между формами экзорцизма, которые не относятся к одержимости» (dz. cyt., стр. 119-120). По правде говоря, я хорошо различаю эти границы, по крайней мере по названиям, имея ввиду то, что настоящий экзорцизм, который находится только в ведомости епископа или назначенного им священника, это сакраменталии, которые включают в себя заступничество Церкви. Все другие формы экзорцизма – это личные молитвы. Не знаю, почему кардинал Суененс никогда не вспоминал об экзорцизмах, как о сакраменталиях. Хотя он посвятил небольшую главу сакраменталиям и перечислил некоторые из них, он не упомянул об экзорцизмах, как о сакраменталиях. По моему мнению, это был бы уже один понятный пункт. Пусть кардинал простит мне это замечание.

Переходя к написанию практических указаний, кардинал Суененс пишет: «Предлагаю оставить за епископами не только случаи дьявольской одержимости, как велит древний закон, но также и все явления, которые можно подозревать в том, что они находятся под явным влиянием злого духа. Хочу обратить внимание также на то, что если экзорцистат перестал существовать, как посвящение ниже рангом, то ничего не препятствует Конференции Епископата обратиться в Рим, чтобы возобновить его». (dz. cyt., стр.121-122). Кардинал советует, чтобы в менее серьезных случаях власть экзорцизма давалась также соответственно подготовленным мирянам.

Я нахожу и другие указания в очень хорошей книге, которую я часто цитирую. Эту книгу написал о. Ля Груа. После перечисления советов кардинала Суененса, автор вносит предложение, которое можно было бы без промедления воплотить в жизнь, не ожидая на позволение властей. Это практические указания, возможно, что их применение могло бы также предоставить важные сведения комиссии, которая вносит изменения в эту часть Ритуала. Он пишет: «В каждой епархии епископ должен собрать вокруг экзорциста группу, способную распознавать, состоящую из трех-четырех человек, среди которых был бы врач и психолог. Все сомнительные случаи следует передавать этой группе, которая, после соответствующего исследования, направляла бы данного человека или ко врачу, или к экзорцисту, или в молитвенную группу. Молитвенная группа, или группы, если бы было много таких случаев, должны состоять из опытных и подготовленных людей, и должны предпринимать действия в так называемых худших ситуациях, оставляя экзорцисту самые тяжелые случаи. В молитвенной группе всегда должен быть священник. Избавление от злого духа относилось бы таким образом к обычному душепастырству больных. Хорошо организованное лечение должно включать в себя следующие пункты: евангелизацию, практику частой исповеди и участия в Евхаристии, духовные упражнения, участие в молитвенных группах. (dz. cyt., стр.113 -114).

Как видим, этот вопрос не ограничивается только увеличением количества экзорцистов и предоставлением им возможности правильно подготовиться к исполнению этого почетного задания. Есть также много открытых вопросов, которые следует разрешить таким образом, чтобы данная область не была уже закрытой сферой под названием «Работа продолжается». Злой дух никогда не прекращает своей подлой деятельности, в то время, как слуги Господа спят, как говорит притча о добром семени и плевелах. Первый шаг, и он очень существенен, это пробуждение внимания епископов и священников к данному вопросу. Это будет возможным, если обратиться к здравому учению, которое преподносит нам Священное Писание, Традиция и учительская власть Церкви, а также II Ватиканский Собор, и учения последних пап.

Я написал эти страницы, чтобы принять участие в разрешении данной проблемы, и считаю это главной целью. И только, когда эта цель будет достигнута, я буду считать, что добился своего, не позволив очаровать себя похвалой со стороны критиков и быстрым распространением моей книги.

 

Дополнения


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!